Опробование и проверка тормозов в поездах с локомотивной тягой.
Установлены два вида опробования тормозов - полное и сокращенное.
При полном опробованиитормозов проверяют техническое состояние тормозного оборудования, плотность и целостность тормозной сети, действие тормозов у всех вагонов, подсчитывают нажатие тормозных колодок в поезде и количество ручных тормозов.
Полное опробование тормозов производить:
на станциях формирования и оборота перед отправлением поезда
после смены локомотива
на станциях, разделяющих смежные гарантийные участки следования грузовых поездов, при техническом обслуживании состава без смены локомотива
на станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками, где остановка поезда предусмотрена графиком движения перед затяжными спусками крутизной 0,018 и более полное опробование производить от локомотива с выдержкой автотормозов в заторможенном состоянии в течение 10 мин.
При достижении температуры окружающего воздуха -30°С и ниже перед проведением полного опробования автотормозов грузовых поездов от локомотива или стационарной установки по команде осмотрщика вагонов машинист (оператор) в начале должен произвести трехразовое служебное торможение и отпуск с последующей зарядкой тормозной сети поезда до установленного давления, после чего проверку целостности тормозной магистрали и полное опробование тормозов установленным порядком.
При сокращенном опробованиипроверяют состояние тормозной магистрали по действию тормозов двух хвостовых вагонов (пяти хвостовых вагонов - для длинносоставных поездов). Если сокращенное опробование выполняется после произведенного от стационарной компрессорной установки полного опробования, то машинист и осмотрщик вагонов должны проверить плотность тормозной сети поезда от локомотива.
После полного опробования тормозов в поезде, а также после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов от стационарной компрессорной установки или локомотива, головной осмотрщик-ремонтник вагонов вручает машинисту ведущего локомотива справку формы ВУ-45 об обеспеченности поезда тормозами и исправном их действии. После выполнения сокращенного опробования автотормозов на оборотной стороне справки ВУ-45 делается соответствующая пометка. Справка формы ВУ-45 составляется под копирку в двух экземплярах. Подлинник справки передается машинисту локомотива, а копия сохраняется в книжке этих справок в течение семи суток у должностного лица, производившего опробование тормозов. Справку формы ВУ-45 машинист должен хранить до конца поездки и по прибытии в депо сдать вместе со скоростемерной лентой. Если производится смена локомотивных бригад без отцепки локомотива, то сменяющийся машинист обязан передать имеющуюся у него справку о тормозах принявшему локомотив машинисту. Последний на скоростемерной ленте, которую снимает сменяющийся машинист, делает пометку "Справку формы ВУ-45 на поезд №... получил от машиниста (фамилия, имя, отчество сдавшего машиниста), подпись получившего машиниста (фамилия, имя, отчество), наименование депо".
Плотность тормозной сети от локомотива проверять должны машинист и осмотрщик вагонов при полном опробовании автотормозов. При сокращенном опробовании автотормозов в других случаях присутствие осмотрщика-ремонтника вагонов при проверке плотности не требуется. При составлении и выдаче машинисту справки формы ВУ-45 результат проверки плотности тормозной сети поезда от локомотива записывает работник вагонного хозяйства, производивший опробование автотормозов; в остальных случаях результат проверки плотности тормозной сети после опробования тормозов записывает в справку ВУ-45 машинист. Ответственность за правильное опробование тормозов в поездах и достоверность данных справки формы ВУ-45 по кругу своих обязанностей несут осмотрщик - ремонтник вагонов, машинист, В случае выявления во время опробования не сработавших на отпуск воздухораспределителей, не разрешается производить их отпуск вручную до выяснения причин не отпуска. В этих случаях необходимо проверить, нет ли перекрытых концевых кранов в поезде, особенно в тех местах, где прицеплялись или отцеплялись вагоны. Неисправные воздухораспределители заменить.
Сокращенное опробование автотормозов с проверкой состояния тормозной магистрали по действию тормозов двух хвостовых вагонов в поездах производить в следующих случаях:
после прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было выполнено полное опробование автотормозов от компрессорной установки или локомотива,
после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется,
после всякого разъединения рукавов в составе поезда или между составом и локомотивом (кроме отцепки подталкивающего локомотива, включенного в тормозную магистраль), соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава, а также после перекрытия концевого крана в составе,
в пассажирских поездах после стоянки поезда более 20 мин, при падении давления в главных резервуарах ниже 5,5 кгс/см , при смене кабины управления,
в грузовых поездах, если при стоянке поезда произошло самопроизвольное срабатывание автотормозов или в случае изменения плотности более чем на 20 % от указанной в справке формы ВУ-45,
в грузовых поездах после стоянки поезда более 30 мин., где имеются осмотрщики вагонов или работники, обученные выполнению операций по опробованию автотормозов, и на которых эта обязанность возложена (как правило, это составитель).
При прицепке к прибывшему поезду вагона или группы вагонов производится сокращенное опробование тормозов с обязательной проверкой целостности тормозной магистрали поезда; плотности тормозной сети поезда и действия тормоза у каждого вагона этой группы.
После доклада хвостового осмотрщика о результатах отпуска тормозов 2-х (или 5-ти) вагонов с хвоста поезда, головной осмотрщик вагонов получает от машиниста локомотива справку ВУ-45 и делает отметку о производстве сокращенного опробования тормозов (включая отметку о происшедшем изменении состава с указанием номера хвостового вагона).
В случае изменения плотности тормозной сети вследствие прицепки (отцепки) вагонов, новые данные в справке ф. ВУ-45 о плотности тормозной сети заносит машинист.