Неисправности тормозной колодки.
• в эксплуатации имеет место неправильная установка тормозной колодки, при этом:
1. верхняя поверхность тормозной колодки расположена относительно верхней части башмака выше обычного, что свидетельствует о расположении ушка колодки выше паза в башмаке;
2. неправильное крепление и установка колодки в башмаке (установка чеки крепления колодки в одну перемычку башмака или постановка чеки недостаточной длины, наличие сломанной или нетиповой чеки, установка вместо чеки проволоки). Ненадежное крепление колодки в башмаке с постановкой короткой чеки или неправильное положение чеки может привести к падению тормозной колодки на путь с попаданием под колесо. Причиной падения колодки может быть также и излом перемычек тормозного башмака для крепления чеки.
Свидетельством неправильной установки колодки, при закреплении клина (чеки) в одной верхней перемычке башмака является увеличенный зазор между нижним концом колодки и башмаком, чека характерно загнута в верхней части, возможно, изношена и расположена выше торцевой поверхности колодки. Привыявлении крепления колодки через одну перемычку башмака, необходимо произвести правильную установку данной колодки, обращая при этом внимание: на состояние тормозной колодки; на возможно возникновение трещин, изломов, отколов ушков колодки ввиду неравномерного контакта колодки с плоскостью башмака; на состояние перемычки тормозного башмака.
3. неправильная постановка тормозной колодки относительно поверхности
катания колеса, округленная грань поверхности трения колодки должна
быть направлена к гребню колеса;
• сползание тормозной колодки с башмака за наружную грань обода колеса, определяемое по наличию зашлифованной фаски колеса;
• клиновидный износ колодки при неправильно отрегулированной ТРП, или неправильной постановке колодки, отсутствии скобы параллельного износа тормозных колодок;
• отсутствие нижней части тормозной чеки - свидетельствует о возможном ее изломе.
• трещины, отколы фрикционного наполнителя композиционной колодки, возникающие при больших вибрационных воздействий, по причине наличия ползунов, выщербин, наваров, неравномерного проката на поверхности катания колес, неисправности буксового узла.
• износ колодки более минимального допускаемого со стороны гребня колеса и взаимодействие башмака с гребнем по причине перекоса, излома триангеля, отсутствия узла крепления башмака.
• обледенение узла крепления тормозной колодки, не отход колодок от колес по причине замораживания тормозной рычажной передачи.
Взаимосвязь неисправностей позволяет определить нарушения в эксплуатации тормозных колодок:
• неправильная регулировка ТРП, неисправность триангеля ведет к ненормальному износу колодок.
• перекос колодок и башмаков, сползание их с колес являете признаком износа или изгиба триангелей (траверс).
• значительный износ и синеватый цвет колодок, наличие цветов побежалости на поверхности катания колеса при неисправности воздухораспределителей;
• нетиповые подвески триангеля, неправильно установленные подвески, прогиб триангеля в противоположную от струны сторону, скопление валиков пыли на подвесках триангеля летом и инея зимой (признаки наличия трещин) указывают на возможный излом тормозных колодок, сползание с поверхности катания, перекос колодки, значительный износ.
• наличие на поверхности катания колес кольцевой выработки у основания гребня указывает на возможную неправильную постановку тормозной колодки относительно поверхности катания колеса.
• дефекты на поверхности катания колесных пар (ползуны, раковины, выщербины, неравномерный прокат) вызывают дополнительные усилия в рычажной передаче и могут привести к изломам и падениям ее деталей на путь.
• Обращать внимание на узел крепления валика подвески башмака по проекту модернизации Р1360 (см. фото справа) с неразборной скобой. Данный проект отменен при производстве плановых видов ремонта, как ненадежный узел, а в эксплуатации еще применяется до выхода из строя данной скобы -неисправная заменяется на скобу по проекту модернизации М956.000 (см. фото слева).
• Особое значение имеет включение соответствующих режимов торможения.
Такие неисправности тормозного оборудования как излом подвески тормозного башмака, установка чеки крепления колодки в одну перемычку башмака, излом триангеля в месте размещения башмака, прогиб триангеля эффективно выявляются при осмотре боковых рам с противоположной стороны, или при осмотре тормозного оборудования с внутренней противоположной стороны вагона.