Глава 2. схемы пневматического тормозного оборудования подвижного состава

2.1. Классификация приборов тормозного оборудования.

2.2. Пневматические схемы тормозного оборудования.

ГЛАВА 3. ПРИБОРЫ ПИТАНИЯ И ХРАНЕНИЯ СЖАТОГО ВОЗДУХА

3.1. Компрессоры. Общие положения и основные показатели работы.

3.2. Компрессоры КТ-6, КТ-7, КТ-6 Эл.

3.3. Компрессоры ПК-5,25 и ПК-3,5.

3.4. Компрессоры ЭК-7Б, ЭК-7В.

3.5. Компрессор К-2.

3.6. Компрессор МК-135.

З.7. Регуляторы давления.

3.8. Регулятор давления АК-11Б.

3.9. Регулятор давления ТSР-2В (ТSР -11).

3.10. Устройство холостого ходя компрессора.

3.11. Главные резервуары.

ГЛАВА 4. ПРИБОРЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИ

4.1. Краны машиниста. Назначение и типы кранов.

4.2. Поездной кран машиниста усл.№ 395.

4.3. Электрические контроллеры кранов машиниста усл.№ 395.

4.4. Поездной кран машиниста усл. № 334Э..

4.5. Кран вспомогательного локомотивного тормоза усл.№ 254.

4.6. Кран двойной тяги усл.№ 377.

4.7. Комбинированный кран усл.№ 114.

4.8. Устройство усл.№ 367м блокировки тормозов.

4.9. Сигнализатор обрыва тормозной магистрали с датчиком усл.№ 418.

4.10. Электроблокировочный клапан усл.№ Э-104Б (КЭ-44).

4.11. Электроблокировочный клапан КПЭ-99.

4.12. Сигнализаторы отпуска тормозов.

4.13. Автоматические выключатели управления (АВУ) усл.№ Э-119Б, усл.№ Э-119В.

4.14. Автоматические (пневматические) выключатели управления (ПВУ).

Глава 5. ПРИБОРЫ ТОРМОЖЕНИЯ И АВТОРЕЖИМЫ

5.1. Воздухораспределители.

5.2. Воздухораспределитель усл. № 292-00.

5.3. Воздухораспределитель усл.№ 483-000 (483-000 М)

5.4. Реле давления (повторитель) усл.№ 304-002.

5.5. Автоматические регуляторы режимов торможения (авторежимы)

5.6. Тормозные цилиндры

5.7. Запасные резервуары

Глава 6 ВОЗДУХОПРОВОД II ЕГО АРМАТУРА

6.1. Магистрали

6.2. Краны..

6.3. Клапаны..

6.4. Соединительные рукава.

6.5. Маслоотделители, пылеловки и фильтры.

ГЛАВА 7. ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ТОРМОЗА

7.1. Классификация схем ЭПТ и общий принцип их работы.

7.2. Преимущества и недостатки ЭПТ.

7.3. Структурная схема двухпроводного ЭПТ и назначение тормозных приборов.

7.4. Электровоздухораспределитель усл.№ 305-000.

7.5. Междувагонные соединения.

7.6. Клеммные коробки..

7.7. Электрическая схема ЭПТ пассажирских поездов с локомотивной тягой.

7.8. ЭПТ электропоездов, оборудованных краном машиниста усл.№ 334Э..

ГЛАВА 8. ТОРМОЗНЫЕ РЫЧАЖНЫЕ ПЕРЕДАЧИ

8.1. Назначение и требования к рычажным передачам.

8.2. Передаточное число и к.п.д. рычажной передачи..

8.3. Типовые схемы и детали рычажных передач.

8.4. Регулирование тормозных рычажных передач.

ГЛАВА 9. АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЛОКОМОТИВНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ, АВТОСТОПЫ И СКОРОСТЕМЕРЫ

9.1. Структура АЛСН и общий принцип работы.

9.2. Электропневматический клапан автостопа.

9.3. Локомотивный скоростемер ЗСЛ-2М..

9.4. Электронный скоростемер КПД-3 (комплекс передачи данных)

ГЛАВА 10 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

10.1. Осмотр и проверка тормозного оборудования при приемке локомотива в депо.

10.2 Проверка тормозного оборудования при смене бригад без отцепки локомотива от состава.

10.3 Порядок смены кабины управления. Прицепка локомотива к составу и отцепка от состава.

ГЛАВА 11.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЕЗДОВ ТОРМОЗАМИ

11.1. Тормозные нормативы для грузовых и пассажирских поездов. Порядок следования поездов при недостающем тормозном нажатии

11.2. Порядок размещения и включения автотормозов в поездах.

11.3. Виды и порядок опробования тормозов в поездах.

11.4. Справка (формы ВУ-45) об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии и порядок ее заполнения.

11.5. Полное опробование тормозов у группы вагонов, прицепленных к одиночно следующему локомотиву.

11.6. Включение тормозов у недействующих локомотивов.

11.7. Контрольная проверка тормозов.

ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ТОРМОЗАМИ

12.1. Проверка действия тормозов в пути следования.

12.2. Управление автотормозами грузовых поездов обычного формирования, пневматическими и ЭПТ пассажирских поездов и электропоездов.

12.3. Действия локомотивной бригады при нарушении целостности тормозной магистрали поезда.

12.4. Управление автотормозами в грузовых поездах повышенного веса и длины.

12.5. Управление тормозами при вынужденной остановке поезда на перегоне.

12.6. Особенности управления тормозами в зимний период. Предупреждение замерзания тормозного оборудования.

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность тормозных средств является одним из важнейших условий, определяющих возможность повышения веса и скорости движения поездов, пропускной и провозной способности железных дорог. От свойств и состояния тормозного оборудования подвижного состава в значительной степени зависит безопасность движения.

Первая попытка применения автоматического тормоза на подвижном составе была предпринята в 1847 году. Этот тормоз был механическим и управлялся с помощью троса, натянутого вдоль поезда.

В 1869 году появился первый пневматический неавтоматический тормоз, который не обеспечивал торможение поезда при разъединении воздушных рукавов, а в 1872 году - автоматический, особенностью которого являлось наличие на каждом вагоне воздухораспределителя и запасного резервуара.

В России широкое внедрение автоматического тормоза Вестингауза началось в 1882 году, в связи, с чем в Петербурге в 1899 фирмой «Вестингауз» был построен тормозной завод.

Первым изобретателем отечественного автоматического тормоза был машинист Федор Казанцев. Его неистощимый двухпроводный тормоз был успешно испытан в пассажирском поезде в 1910 году. В 1923 году Московский тормозной завод выпустил первые образцы отечественных тормозов системы Казанцева для пассажирских поездов. В 1927 году Казанцев создал новый тип воздухораспределителя, который вскоре был принят для оборудования грузовых поездов.

Большие заслуги в деле создания и оснащения подвижного состава отечественными пневматическими автотормозами принадлежат известному изобретателю И.К. Матросову. Воздухораспределитель усл.№ М-320 его конструкции в 1932 году был принят в качестве типового для грузового подвижного состава. В 50 - 60-х годах прошлого века практически весь подвижной состав железных дорог бывшего в то время СССР был оборудован воздухораспределителями усл.№ 270 и усл.№ 292 и концевыми кранами его системы и конструкции.

Широкое применение электропневматических тормозов на электропоездах началось с 1948 года, а в пассажирских поездах с локомотивной тягой - с 1958 года, когда Московский тормозной завод приступил к серийному выпуску электровоздухораспределителей усл.№ 170и усл.№305.

С 1947 года вагонный парк железных дорог начал оснащаться автоматическими регуляторами тормозной рычажной передачи, а с 1966 года - автоматическими регуляторами режимов торможения (авторежимами). Начиная с 1964 года вагоны, стали оборудоваться композиционными колодками, эксплуатационные и технологические качества которых продолжают совершенствоваться и в настоящее время.

Большую роль в развитии отечественного тормоз о строения сыграли работы по теории торможения, основоположником которой является профессор Н.П. Петров. Современное развитие наука о торможении получила в трудах известных ученых В.Ф. Егорченко, В.Г. Иноземцева, Б. Л. Карвацкого, В.М. Казаринова и других.

В процессе развития и совершенствования тормозов большое внимание уделяется созданию новых устройств и систем безопасности, взаимосвязанных с работой приборов тормозного оборудования, систем автоведения поезда, систем автоматического управления тормозами (САУТ), локомотивных скоростемеров. Только за последнее десятилетие были разработаны и внедрены в эксплуатацию устройство контроля параметров движения поезда «Дозор», телеметрическая система контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ), электронный скоростемер КПД-3 (КПД-ЗВ), комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ) и другие.

В представленном учебнике рассмотрены устройство, действие и ремонт приборов управления тормозами, компрессоров и воздушных резервуаров, приборов торможения и тормозных рычажных передач, автоматической локомотивной сигнализации и автостопов, а также вопросы технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами. Приведены схемы расположения пневматического тормозного оборудования на подвижном составе и показано взаимодействие тормозных приборов.

Описание приборов и устройств тормозного оборудования паровозов, а также скоростного подвижного состава в настоящем учебнике не помещено, так как эти вопросы достаточно подробно изложены в специальной литературе и в учебниках по тормозам более ранних изданий.

Настоящее издание предназначено для учащихся профессионально-технических училищ, технических школ машинистов локомотивов и учебно-производственных центров, занимающихся подготовкой локомотивных бригад. Книга может быть полезна работникам железнодорожного транспорта, связанных с эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом тормозного оборудования подвижного состава.

Наши рекомендации