Глава 2. схемы пневматического тормозного оборудования подвижного состава
2.1. Классификация приборов тормозного оборудования.
2.2. Пневматические схемы тормозного оборудования.
ГЛАВА 3. ПРИБОРЫ ПИТАНИЯ И ХРАНЕНИЯ СЖАТОГО ВОЗДУХА
3.1. Компрессоры. Общие положения и основные показатели работы.
3.2. Компрессоры КТ-6, КТ-7, КТ-6 Эл.
3.3. Компрессоры ПК-5,25 и ПК-3,5.
3.4. Компрессоры ЭК-7Б, ЭК-7В.
3.5. Компрессор К-2.
3.6. Компрессор МК-135.
З.7. Регуляторы давления.
3.8. Регулятор давления АК-11Б.
3.9. Регулятор давления ТSР-2В (ТSР -11).
3.10. Устройство холостого ходя компрессора.
3.11. Главные резервуары.
ГЛАВА 4. ПРИБОРЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИ
4.1. Краны машиниста. Назначение и типы кранов.
4.2. Поездной кран машиниста усл.№ 395.
4.3. Электрические контроллеры кранов машиниста усл.№ 395.
4.4. Поездной кран машиниста усл. № 334Э..
4.5. Кран вспомогательного локомотивного тормоза усл.№ 254.
4.6. Кран двойной тяги усл.№ 377.
4.7. Комбинированный кран усл.№ 114.
4.8. Устройство усл.№ 367м блокировки тормозов.
4.9. Сигнализатор обрыва тормозной магистрали с датчиком усл.№ 418.
4.10. Электроблокировочный клапан усл.№ Э-104Б (КЭ-44).
4.11. Электроблокировочный клапан КПЭ-99.
4.12. Сигнализаторы отпуска тормозов.
4.13. Автоматические выключатели управления (АВУ) усл.№ Э-119Б, усл.№ Э-119В.
4.14. Автоматические (пневматические) выключатели управления (ПВУ).
Глава 5. ПРИБОРЫ ТОРМОЖЕНИЯ И АВТОРЕЖИМЫ
5.1. Воздухораспределители.
5.2. Воздухораспределитель усл. № 292-00.
5.3. Воздухораспределитель усл.№ 483-000 (483-000 М)
5.4. Реле давления (повторитель) усл.№ 304-002.
5.5. Автоматические регуляторы режимов торможения (авторежимы)
5.6. Тормозные цилиндры
5.7. Запасные резервуары
Глава 6 ВОЗДУХОПРОВОД II ЕГО АРМАТУРА
6.1. Магистрали
6.2. Краны..
6.3. Клапаны..
6.4. Соединительные рукава.
6.5. Маслоотделители, пылеловки и фильтры.
ГЛАВА 7. ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ТОРМОЗА
7.1. Классификация схем ЭПТ и общий принцип их работы.
7.2. Преимущества и недостатки ЭПТ.
7.3. Структурная схема двухпроводного ЭПТ и назначение тормозных приборов.
7.4. Электровоздухораспределитель усл.№ 305-000.
7.5. Междувагонные соединения.
7.6. Клеммные коробки..
7.7. Электрическая схема ЭПТ пассажирских поездов с локомотивной тягой.
7.8. ЭПТ электропоездов, оборудованных краном машиниста усл.№ 334Э..
ГЛАВА 8. ТОРМОЗНЫЕ РЫЧАЖНЫЕ ПЕРЕДАЧИ
8.1. Назначение и требования к рычажным передачам.
8.2. Передаточное число и к.п.д. рычажной передачи..
8.3. Типовые схемы и детали рычажных передач.
8.4. Регулирование тормозных рычажных передач.
ГЛАВА 9. АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЛОКОМОТИВНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ, АВТОСТОПЫ И СКОРОСТЕМЕРЫ
9.1. Структура АЛСН и общий принцип работы.
9.2. Электропневматический клапан автостопа.
9.3. Локомотивный скоростемер ЗСЛ-2М..
9.4. Электронный скоростемер КПД-3 (комплекс передачи данных)
ГЛАВА 10 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
10.1. Осмотр и проверка тормозного оборудования при приемке локомотива в депо.
10.2 Проверка тормозного оборудования при смене бригад без отцепки локомотива от состава.
10.3 Порядок смены кабины управления. Прицепка локомотива к составу и отцепка от состава.
ГЛАВА 11.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЕЗДОВ ТОРМОЗАМИ
11.1. Тормозные нормативы для грузовых и пассажирских поездов. Порядок следования поездов при недостающем тормозном нажатии
11.2. Порядок размещения и включения автотормозов в поездах.
11.3. Виды и порядок опробования тормозов в поездах.
11.4. Справка (формы ВУ-45) об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии и порядок ее заполнения.
11.5. Полное опробование тормозов у группы вагонов, прицепленных к одиночно следующему локомотиву.
11.6. Включение тормозов у недействующих локомотивов.
11.7. Контрольная проверка тормозов.
ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ТОРМОЗАМИ
12.1. Проверка действия тормозов в пути следования.
12.2. Управление автотормозами грузовых поездов обычного формирования, пневматическими и ЭПТ пассажирских поездов и электропоездов.
12.3. Действия локомотивной бригады при нарушении целостности тормозной магистрали поезда.
12.4. Управление автотормозами в грузовых поездах повышенного веса и длины.
12.5. Управление тормозами при вынужденной остановке поезда на перегоне.
12.6. Особенности управления тормозами в зимний период. Предупреждение замерзания тормозного оборудования.
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность тормозных средств является одним из важнейших условий, определяющих возможность повышения веса и скорости движения поездов, пропускной и провозной способности железных дорог. От свойств и состояния тормозного оборудования подвижного состава в значительной степени зависит безопасность движения.
Первая попытка применения автоматического тормоза на подвижном составе была предпринята в 1847 году. Этот тормоз был механическим и управлялся с помощью троса, натянутого вдоль поезда.
В 1869 году появился первый пневматический неавтоматический тормоз, который не обеспечивал торможение поезда при разъединении воздушных рукавов, а в 1872 году - автоматический, особенностью которого являлось наличие на каждом вагоне воздухораспределителя и запасного резервуара.
В России широкое внедрение автоматического тормоза Вестингауза началось в 1882 году, в связи, с чем в Петербурге в 1899 фирмой «Вестингауз» был построен тормозной завод.
Первым изобретателем отечественного автоматического тормоза был машинист Федор Казанцев. Его неистощимый двухпроводный тормоз был успешно испытан в пассажирском поезде в 1910 году. В 1923 году Московский тормозной завод выпустил первые образцы отечественных тормозов системы Казанцева для пассажирских поездов. В 1927 году Казанцев создал новый тип воздухораспределителя, который вскоре был принят для оборудования грузовых поездов.
Большие заслуги в деле создания и оснащения подвижного состава отечественными пневматическими автотормозами принадлежат известному изобретателю И.К. Матросову. Воздухораспределитель усл.№ М-320 его конструкции в 1932 году был принят в качестве типового для грузового подвижного состава. В 50 - 60-х годах прошлого века практически весь подвижной состав железных дорог бывшего в то время СССР был оборудован воздухораспределителями усл.№ 270 и усл.№ 292 и концевыми кранами его системы и конструкции.
Широкое применение электропневматических тормозов на электропоездах началось с 1948 года, а в пассажирских поездах с локомотивной тягой - с 1958 года, когда Московский тормозной завод приступил к серийному выпуску электровоздухораспределителей усл.№ 170и усл.№305.
С 1947 года вагонный парк железных дорог начал оснащаться автоматическими регуляторами тормозной рычажной передачи, а с 1966 года - автоматическими регуляторами режимов торможения (авторежимами). Начиная с 1964 года вагоны, стали оборудоваться композиционными колодками, эксплуатационные и технологические качества которых продолжают совершенствоваться и в настоящее время.
Большую роль в развитии отечественного тормоз о строения сыграли работы по теории торможения, основоположником которой является профессор Н.П. Петров. Современное развитие наука о торможении получила в трудах известных ученых В.Ф. Егорченко, В.Г. Иноземцева, Б. Л. Карвацкого, В.М. Казаринова и других.
В процессе развития и совершенствования тормозов большое внимание уделяется созданию новых устройств и систем безопасности, взаимосвязанных с работой приборов тормозного оборудования, систем автоведения поезда, систем автоматического управления тормозами (САУТ), локомотивных скоростемеров. Только за последнее десятилетие были разработаны и внедрены в эксплуатацию устройство контроля параметров движения поезда «Дозор», телеметрическая система контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ), электронный скоростемер КПД-3 (КПД-ЗВ), комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ) и другие.
В представленном учебнике рассмотрены устройство, действие и ремонт приборов управления тормозами, компрессоров и воздушных резервуаров, приборов торможения и тормозных рычажных передач, автоматической локомотивной сигнализации и автостопов, а также вопросы технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами. Приведены схемы расположения пневматического тормозного оборудования на подвижном составе и показано взаимодействие тормозных приборов.
Описание приборов и устройств тормозного оборудования паровозов, а также скоростного подвижного состава в настоящем учебнике не помещено, так как эти вопросы достаточно подробно изложены в специальной литературе и в учебниках по тормозам более ранних изданий.
Настоящее издание предназначено для учащихся профессионально-технических училищ, технических школ машинистов локомотивов и учебно-производственных центров, занимающихся подготовкой локомотивных бригад. Книга может быть полезна работникам железнодорожного транспорта, связанных с эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом тормозного оборудования подвижного состава.