Обучающихся по дисциплине
Важным видом работы при изучении дисциплины «Коммерческое право» является самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающегося, которая осуществляется в следующих формах:
1. Подготовка к практическим занятиям;
2. Подготовка докладов;
3. Подготовка к аудиторной контрольной работе;
4. Подготовка к домашней контрольной работе;
5. Подготовка к экзамену.
При освоении каждой темы студенты самостоятельно изучают учебную и научную литературу и нормативно–правовые акты по рекомендованному списку, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, акты Генерального прокурора Российской Федерации, опубликованные обзоры судебной практики. Необходимые материалы (задания для домашних контрольных работ, ситуационные задачи, задания для проведения аудиторной работы и пр.) предоставляются преподавателем.
На практических занятиях заслушиваются и обсуждаются доклады и аналитические сообщения студентов, которые готовятся по заданиям и в соответствии с указаниями преподавателя, а также решаются практические задачи.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний студентов, полученных ими на лекциях и в ходе самостоятельной работы, выработки навыков разрешения ситуационных вопросов на основе изученного законодательного и теоретического материала, а также приобретения навыков прокурорского надзора и научно–исследовательской работы в области предпринимательского права.
При подготовке каждой темы необходимо изучить теоретические вопросы, проработать рекомендуемые нормативно–правовые акты и дополнительную литературу. Необходимо ознакомиться с юридической литературой, быть в курсе тех изменений, которые происходят в политической, общественной, экономической жизни страны. Нужно изучать научно–практические материалы и статьи, публикуемые в журналах, таких как «Предпринимательское право», «Журнал российского права», «Государство и право», «Законодательство», «Российская юстиция», «Правоведение» и др. Для ознакомления с нормативно–правовыми актами рекомендовано обращение к справочным правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс».
На практических занятиях студенты реализуют умения и навыки, полученные при прослушивании лекций и при самостоятельной работе с литературой и нормативно–правовыми актами, анализируют юридические понятия и категории, решают задачи–казусы, задачи–вопросы, вырабатывают собственную аргументированную позицию по спорным вопросам предпринимательского права Российской Федерации.
Практические (семинарские) занятия проводятся как в традиционной форме последовательного изучения тем программы, так и в активных и интерактивных формах обучения (дискуссия, решение задач). Упор делается на дифференцированный и индивидуализированный подход к обучению, который является основным методом образовательного процесса. Для подготовки к практическим занятиям и для самостоятельного изучения дисциплины рекомендуется список нормативно–правовой, основной учебной и дополнительной литературы.
Прежде чем приступить к решению практических ситуационных задач, студентам необходимо изучить теоретический и нормативный материал по соответствующей теме. При решении задач надлежит дать правильную юридическую квалификацию правоотношения, а затем подтвердить свои выводы ссылкой на соответствующие нормативно–правовые акты и правоприменительную практику.
Доклады выполняются студентами в письменном виде и сообщаются на практических занятиях при изучении темы согласно тематическому плану. Тема и форма доклада согласуются с преподавателем заранее, примерное время выступления 5—7 минут (3—4 страницы машинописного текста). По завершении доклада студентами и преподавателем задаются вопросы по теме сообщения, фиксируются аналитические результаты.
Выполнение домашней контрольной работы способствует усвоению студентами нормативного материала по темам практических занятий.
Предлагаемые преподавателем задания для домашней контрольной работы выполняются в письменном виде.
Цели выполнения домашней контрольной работы:
развитие умений и навыков научного анализа, самостоятельного поиска нормативного материала и примеров надлежащего правоприменения, приобретение юридического профессионализма;
проверка и оценка знаний студентов.
Задания для домашней контрольной работы предлагаются преподавателем и могут включать теоретические дискуссионные вопросы, могут предполагать решение ситуационных задач.
Студентам рекомендуется оформлять выводы, схемы и таблицы, фиксирующие основное содержание темы и исследуемых вопросов.
Подготовка к дискуссии осуществляется студентами путем углубленного изучения дискуссионных вопросов, проблем правового регулирования и практики применения соответствующих норм по теме занятия. Подготовка к дискуссии предполагает самостоятельный поиск студентами дискуссионных вопросов и проблем, а также вариантов их решения в целях обеспечения наибольшей «погруженности» студентов в тему.
Подготовка к аудиторной контрольной работе и зачету включает в себя:
– изучение законспектированного лекционного материала по соответствующим темам дисциплины;
– ознакомление с нормативно–правовыми актами и анализ литературы (в том числе электронных источников информации) по соответствующим темам, сравнительный анализ научных публикаций, выработка и обоснование собственной точки зрения на основе изученных источников;
– изучение и анализ толкований и разъяснений, содержащихся в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, обобщениях судебной практики и отдельных постановлениях кассационных инстанций;
– изучение и анализ приказов, указаний, информационных писем и иных актов Генерального прокурора Российской Федерации.
Аудиторная контрольная работа проводится в письменной форме в течение 2 аудиторных часов.
Текущий контроль знаний осуществляется в форме заслушивания подготовленных докладов и результатов решения ситуационных задач, устного опроса преподавателем студентов в процессе практических занятий, проверки результатов выполнения домашних заданий, проведения аудиторной контрольной письменной работы, домашних контрольных работ, межсессионной аттестации. Преподаватель оценивает полноту, достоверность и логичность ответов и выставляет оценку. При этом преподаватель учитывает и такие факторы, как прилежание студента в течение семестра по дисциплине «Предпринимательское право», посещаемость, активность на практических занятиях и т. п.