Понятие «конкурентоспособность» в контексте малого бизнеса
Как в отечественной, так и в зарубежной литературе конкуренция и конкурентоспособность имеет различные толкования.
Слово «конкуренция» происходит от лат.concarentia – состязание, столкновение.
Конкуренция – это процесс борьбы организаций друг с другом за потребителей своей продукции. Этот процесс зависит от того, какова структура рынка. Если имеется много мелких конкурентов , барьеры входа на рынок низки и все участники в равной степени обладают необходимой информацией, то это совершенная конкуренция. Если же имеется лишь несколько конкурентов на рынке, то это олигополистическая конкуренция. [8, с.72]
Одним из первых исследователей конкуренции в экономической теории был А. Смит (1723-1790 гг.) – шотландский экономист, чьи труды сформировали основу классической экономической теории. В его трудах конкуренция в основном рассматривается как конкуренция цены и качества, т.е. в основных и простейших ее формах. Конкурентоспособность, по А. Смиту – это, прежде всего, способность производить тот или иной товар с наименьшими издержками и соответственно предлагать его рынку по наименьшей цене.
Дальнейшее исследование конкуренции и конкурентных преимуществ предпринял Д. Рикардо (1772-1823 гг.) – английский экономист, заложивший основы трудовой теории стоимости. Он исследовал международный аспект конкурентных преимуществ. Предметом его исследований были условия, при которых странам становится выгодным вести торговлю друг с другом. Основным выводом Д. Рикардо было то, что к международной торговле приводят не столько абсолютные преимущества в условиях производства, сколько относительное соотношение издержек производства товаров внутри стран. [8, с.73]
В экономической литературе еще не существует единого определения конкурентоспособности, которое могло бы всесторонне отразить ее сущность как экономической категории. Не разработано универсальных методик, применимых к оценке конкурентоспособности различных экономических объектов и субъектов.
Опираясь на экономическое содержание понятия «конкуренция», многие авторы раскрывают понятие «конкурентоспособность», акцентируя внимание на различных ее аспектах.
В современных условиях даны различные определения конкурентоспособности. В таблице 1 , представлены наиболее популярные определения различных авторов [24]
Таблица 1
Известные определения понятия «конкурентоспособность»
Автор | Определение |
Донцова Л.В. | Способность предприятия противостоять на рынке другим изготовителям аналогичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности |
Рубин Ю.Б., Шустов В.В. | Реальная и потенциальная способность компании, а также имеющиеся у них для этого возможности проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов |
Сергеев И.В. | Под конкурентоспособностью понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал |
Фасхиев Х.А. | Под конкурентоспособностью понимается реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, то есть товары, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей |
Ермолов М.О | Конкурентоспособность – это относительная характеристика, отражающая отличие процесса развития данного производителя от производителя конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности |
Мазилкина Е.И., Паничкина | Конкурентоспособность - это относительная характеристика, отражающая степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей, а также возможности и динамику приспособления организации к условиям рыночной конкуренции |
М. Портер | Конкурентоспособность - свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений |
Р.Ф. Фатхутдинов | Свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке |
С учетом определений, предлагаемых различными авторами, мы определяем конкуренцию как процесс использования субъектами рынка своих конкурентных преимуществ в борьбе между собой в условиях внешней среды за ограниченные ресурсы покупателя. [9, с. 6]
Прежде всего, следует отметить многоуровневый характер конкурентоспособности.
В современной экономике термин «конкурентоспособность» используется применительно к категориям разного уровня: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли, региона и, наконец, конкурентоспособность страны. Для наглядного представления о взаимосвязи и взаимообусловленности различных уровней конкурентоспособности, был составлен рисунок, представляющий собой иерархию уровней конкурентоспособности (см.рис.1). [7 , с. 398]
Рисунок 1 Иерархия уровней конкурентоспособности
Между понятиями конкурентоспособности на разных уровнях существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. В частности, страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных товаропроизводителей выпускать конкурентоспособные товары. Но, с другой стороны, выпуск конкурентоспособной продукции может осуществляться в условиях, созданных для товаропроизводителей в отрасли и в стране в целом, т. е. конкурентоспособность объектов каждого нижестоящего уровня является фактором конкурентоспособности объектов всех вышестоящих уровней.
В свою очередь, объекты вышестоящих уровней создают условия, обеспечивающие конкурентоспособность объектов на нижних уровнях. Вместе с тем между понятиями конкурентоспособности различных уровней существуют принципиальные различия. Например, понятия «конкурентоспособность страны» и «конкурентоспособность предприятия» различаются. [5, с. 41]
Во-первых, неодинаковыми целевыми функциями этих объектов.
Во-вторых, сами целевые установки развития стран в зависимости от исторически сложившихся традиций, живущих в них людей могут существенно различаться. Во многих странах сформировались и развились (при всей их сложности) уникальные хозяйственные уклады со своей структурой и моделями развития.
В-третьих, все страны очень различаются по масштабам, роли в мировой истории, экономическим и геополитическим потенциалам. Этим объясняется несходство национально-государственных интересов, экономических стратегий и внешнеэкономических сегментов этих стратегий. Конкурентоспособность является универсальным показателем, который может применяться во многих сферах жизнедеятельности. Все же по своей сути она остается понятием экономическим, и наиболее правильным является ее применение именно к экономическим объектам.
Всё многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно с определенной долей условности подразделить на три уровня:
● микроуровень (конкретные виды продукции, производства, предприятия) – характеристики, отражающие собственно качество и цены продукции;
● мезоуровень (отрасли, объединения предприятий и фирм) – характеристики, обеспечивающие устойчивое улучшение показателей эффективности использования имеющихся производственных ресурсов отраслей;
● макроуровень (народнохозяйственные комплексы, страны, объединения стран) – характеристики, отражающие общее состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат. На макроэкономическом уровне определяются основные условия конкурентоспособности функционирования всей хозяйственной системы.
Мезоуровень конкурентоспособности формирует перспективы развития отрасли или корпорации, охватывающей группу предприятий.
На микроуровне конкурентоспособность обретает свою окончательную, завершенную форму в виде конкурентоспособности предприятия, товара, проявляющейся, например, в соотношении цены и качества. Это соотношение зависит от условий, сформировавшихся на предшествующих двух уровнях, и от персонала предприятия, его способности использовать как свои ресурсы, так и сравнительные национальные общехозяйственные и отраслевые преимущества
Для наглядности свойств многоуровневости конкурентоспособности, была составлена таблица иерархии понятий конкурентоспособности, а так же основных конкурентных преимуществ, которые субъекты рынка используют в конкурентной борьбе. Данные представлены в Таблице 2. [6, с. 15]
Таблица 2
Иерархия понятий «конкурентоспособности», а так же конкурентные преимущества субъектов рынка
Конкурентоспособность страны | это способность ее предприятий, организаций и отраслей опережать соперника в завоевании и укреплении позиций на зарубежных рынках и обусловливается экономическими, социальными, политическими и другими факторами в самой стране. Национальную конкурентоспособность определяют на основе изучения конкурентных преимуществ и слабостей той или иной страны. | – высокие расходы из госбюджета на НИОКР; – высокие расходы в развитие человека; – стабильность политической и правовой системы страны; – доля ВВП на душу населения; – высокая продолжительность жизни; – низкая инфляция; – значительная доля конкурентоспособных организаций в стране; – отсутствие государственной задолженности; – высокая конкуренция во всех сферах деятельности; – открытость страны, высокий уровень международной интеграции и кооперирования; |
Конкурентоспособность региона | Под конкурентоспо-собностью региона следует понимать его роль и место в экономическом пространстве РФ, способность обеспечить высокий уровень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в регионе потенциал (производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой). | – конкурентоспособность страны; – природно-климатические, географические, экологические и социально-экономические параметры региона; – предпринимательская и инновационная активность в регионе; – уровнем соответствия параметров инфраструктуры региона международным и федеральным нормативам; – уровнем международной интеграции и кооперирования региона. |
Конкурентоспособность отрасли | эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемую помимо традиционных критериев по показателям, характерным для данной отрасли и описывающим степень ее живучести и динамичности при различных вариантах развития экономики данной страны и всего мира в целом. | – наличии рациональной отраслевой структуры – группы высококонкурентных предприятий-лидеров; – отлаженной опытно-конструкторской и прогрессивной производственно-технологической базы; – развитой отраслевой инфраструктуры; – гибкой системы научно-технического, производственного, материально-технического и коммерческого сотрудничества как внутри отрасли, так и с другими отраслями в стране и за ее пределами, эффективной системы распределения продукции. |
Конкурентоспособность предприятия | это относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей. Конкурентоспо-собность организации характеризует возможности и динамику ее приспособления к условиям рыночной конкуренции. | Внешние факторы: – уровень конкурентоспособности страны; – уровень конкурентоспособности региона; – уровень конкурентоспособности отрасли; – государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране и регионах; – налоговые ставки в стране и регионах; – процентные ставки в стране и регионах; – наличие доступных и дешевых природных ресурсов; – уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране. Внутренние факторы: 1.Структурные: – производственная структура организации; – организационная структура организации; – специализация и концентрация производства; – учет и регулирование производственных процессов; – персонал; 2. Ресурсные: – поставщики; – доступ к качественному дешевому сырью и другим ресурсам; – оптимизация эффективности использования ресурсов. 3. Технические: – патентованный товар; – патентованная технология; – оборудование; – качество изготовления товаров; 4. Управленческие: – менеджеры; – организация поставки сырья, материалов и комплектующих по принципы «точно в срок»; – функционирование системы управления качеством в организации; 5. Рыночные: – доступ к рынку ресурсов, необходимых организации; – значительная доля рынка; – эксклюзивность рекламы товаров организации; – эффективная система сбыта и послепродажного обслуживания; 6. Эффективность функционирования организации: – показатели доходности; – интенсивность использования капитала (по коэффициентам оборачиваемости видов ресурсов или капитала); – финансовая устойчивость функционирования организации. |
Конкурентоспособность продукции | это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение. | Внешние факторы: – уровень конкурентоспособности страны; – уровень конкурентоспособности отрасли; – уровень конкурентоспособности региона; – уровень конкурентоспособности организации, выпускающей товар; – силу конкуренции на выходе системы, среди ее конкурентов; – силу конкуренции на входе системы, среди поставщиков сырья, материалов и комплектующих компонентов; – силу конкуренции среди товаров-заменителей; Внутренние факторы конкурентоспособности товара: – патентоспособность (новизна) структуры или состава товара; – конкурентоспособность персонала системы; – прогрессивность технологических процессов и оборудования; |
Наряду с многоуровневым характером конкурентоспособность обладает целым рядом других особенностей. Состояние экономики возможно рассматривать с точки зрения внешней и внутренней конкурентоспособности. При рассмотрении внешней конкурентоспособности экономики речь идет о доле от отраслей в экспорте или, применительно к товарам и услугам, – о способности продавать товары и услуги на мировых рынках, наличии в структуре экспорта достаточного количества товаров и услуг, обеспечивающих устойчивость платежного баланса страны.
К числу свойств конкурентоспособности относится необходимость ее количественной оценки, без чего поддержание уровня конкурентоспособности, его повышение носит субъективный характер. В этой связи конкурентоспособности присуще свойство много вариантности (многоаспектности). Данная категория относится к числу оценочных, что предполагает наличие субъекта оценки (кто оценивает), объекта оценки (что оценивается), цели (критерия) оценки конкурентоспособности. Субъектом оценки конкурентоспособности могут быть органы государственной власти, организации, инвесторы, покупатели и т. п. Объектом оценки являются объекты и субъекты конкурентоспособности. Целями (критериями) оценки могут быть положение на рынке, темпы развития, способность возврата заемных средств и т. п. К числу объектов традиционно относят продукцию (работы, услуги). В более широком понимании к объектам конкурентоспособности относятся продукция, нормативные акты, научно- методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, персонал, ценные бумаги, инфраструктура, информация
Конкурентоспособность носит относительный характер и выявляется в результате сопоставления анализируемого объекта (субъекта) с конкурирующими с ним объектами (субъектами). Сопоставление должно удовлетворять требованиям полноты и конкретности. Исключение составляют редкие случаи «абсолютного» характера конкурентоспособности. Например, товар, обладающий уникальными свойствами, не имеющий товаров-заменителей; предприятие-монополист. Конкурентоспособность обладает таким важным свойством, как конкретность проявления, т. е. привязанность ее к конкретным условиям и прежде всего к конкретному рынку и определенному периоду времени. Конкурентоспособности присущ динамический характер, она изменяется с течением времени, и зависит это, например, от жизненного цикла субъекта (объекта) конкурентоспособности, изменений во внешней и внутренней среде, а также и других обстоятельств. К числу важнейших особенностей конкурентоспособности следует отнести возможность оказывать на нее влияние, т. е. управлять ею как одним из важнейших параметров стратегического развития. Кроме того, конкурентоспособности присуще свойство противоречивости, что обусловливает необходимость сочетания интересов потребителя и товаропроизводителя.