Лидерские качества личности, необходимые для успешной предпринимательской деятельности
Тема 1.7 Лидерство как предпосылка к успешному бизнесу.
Цели и задачи курса «Основы предпринимательской деятельности».
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен
иметь практический опыт:
- участия в планировании и анализе производственных показателей организации (предприятия) отрасли и структурных подразделений;
- участия в управлении первичным трудовым коллективом;
- ведения документации установленного образца;
уметь:
- рассчитывать по принятой методике основные производственные показатели машинно-тракторного парка сельскохозяйственной организации (предприятия);
- планировать работу исполнителей;
- инструктировать и контролировать исполнителей на всех стадиях работ;
- подбирать и осуществлять мероприятия по мотивации и стимулированию персонала;
- оценивать качество выполняемых работ;
знать:
- основы организации машинно-тракторного парка;
- принципы обеспечения функционирования сельскохозяйственного оборудования;
- структуру организации (предприятия) и руководимого подразделения;
- характер взаимодействия с другими подразделениями;
- функциональные обязанности работников и руководителей;
- основные производственные показатели работы организации (предприятия) отрасли и его структурных подразделений;
- методы планирования, контроля и оценки работ исполнителей;
- виды, формы и методы мотивации персонала, в т. ч. материальное и нематериальное стимулирование работников;
- методы оценивания качества выполняемых работ;
- правила первичного документооборота, учета и отчетности.
1.7.2. Общая структура и примерное содержание курса. Виды практических работ. Конечные результаты обучения.
Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
всего – 351 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 315 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 210 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 105 часов;
учебной и производственной практики – 36 часа.
Лидерские качества личности, необходимые для успешной предпринимательской деятельности.
Предпринимательской деятельностью занимается много людей. Они разные по характеру, привычкам, ценностям, образу мыслей. Однако всем им присущи некие общие черты, позволяющие выделить «обобщенный портрет» предпринимателя, с присущими ему личностными характеристиками и особой мотивацией. Именно этот архетип мы будем иметь в виду, анализируя фигуру предпринимателя и его характеристики.
Современные психологи и социологи считают, что стать реально действующими и успешными предпринимателями могут не более 5-7% населения. Лишь эта незначительная часть людей обладает необходимыми для предпринимательской деятельности качествами – целеустремленностью, активностью, организаторскими способностями, предпринимательским талантом. Ограниченность предпринимательского контингента вызвана также тем, что далеко не все готовы рисковать, ставя под удар собственные активы и денежные средства. Большинство людей во всех странах мира предпочитают спокойную, размеренную жизнь и работу по найму с достойной заработной платой. Что же движет предпринимателями в их повседневной деятельности? Й.Шумпетер указывает на такие побудительные мотивы предпринимательской деятельности, как:
§ Потребность в господстве, власти, влиянии;
§ Воля к победе, стремление к успеху, достигнутому в борьбе с соперниками и самим собой;
§ Радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел.
Деньги в предпринимательской деятельности выступают чаще всего не целью, а средством достижения социального статуса, уважения окружающих, возможностью самореализации, расширением выбора и спектра собственных возможностей. Но в то же время не стоит забывать, что именно деньги и прибыль позволяют, в конечном счете, открыть путь к желанным благам, только с их помощью становится возможным достижение поставленных целей. Поэтому за обладание таким ценнейшим ресурсом как деньги идет непрерывная, каждодневная борьба – то, что в предпринимательском деле принято называть конкуренцией.
Предприниматели – люди волевые и энергичные; собственные идеи и желание самореализации подталкивают их к действию, заставляют идти на риск ради получения прибыли. Однако для ее получения практически всегда требуются нестандартные, оригинальные идеи и методы их воплощения. Недаром в русском языке издавна термин «предпринимать» трактуется как «затевать, решаться использовать какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного… Предприниматель – лицо, предпринимающее что-либо» (Прив. по: Даль В. Толковый словарь живого русского языка: в 4 тт. Т. III. – СПб.: «Диамант», 1996. – С.388).
Предпринимательская деятельность чаще всего сочетает в себе самые разные элементы науки, искусства, организаторских способностей, умения управлять и торговать. Многие индивиды, пытающиеся организовать собственный бизнес, терпят неудачу и разоряются. Более того, даже для способных и удачливых бизнесменов риск финансовых и материальных потерь всегда реален.
Риск, как мы отмечали выше, непосредственно связан с предпринимательской деятельностью. Риск означает ситуацию, в которой люди не знают точно, что случится, но представляют последствия вероятных исходов. Риск – это часть реальной жизни и никакие способности человека, даже самые выдающиеся, не способны устранить его. Отношение людей к риску варьируется в зависимости от личных качеств и от обстоятельств, в которых они оказываются. Люди, испытывающие антипатию к риску, редко становятся предпринимателями, так как результатом предпринимательской деятельности могут быть как прибыли, так и убытки.
Для успешной и перспективной предпринимательской деятельности крайне важны удачные идеи, которые ложатся в основу будущего бизнеса. Чаще всего эти идеи подсказывает хозяйственная практика и текущие потребности индивидов.
Значительная доля бизнес-идей имеет простой и прагматический характер – если у кого-либо бизнес реализуется успешно, то окружающие предпринимателя конкуренты не долго ломают голову – они просто копируют чужой бизнес полностью или с небольшими вариациями. В этом случае бизнесменов-«копировщиков» трудно назвать новаторами и изобретателями, хотя в практичности им не откажешь.
Совсем иной подход демонстрируют предприниматели с особым видением хозяйственной практики, со специфическим экономическим мышлением. Текущие и будущие потребности субъектов рынка они фиксируют в памяти и далее пытаются смоделировать в своем воображении бизнес, который бы удовлетворял новым способом эти потребности. О таких предпринимателях без всяких натяжек можно сказать, что они – изобретатели и новаторы в одном лице.
Люди с предпринимательским складом ума и особым экономическим мышлением сочетают в себе, как правило, целый набор личностных качеств, которые и позволяют им реализовывать свои бизнес-проекты.
Одно из важнейших качеств предпринимателя – способность подмечать нереализованные потребности людей и предприятий, на которых можно построить бизнес. Там, где обычный человек проходит мимо, предприниматель остановится и задумается – можно ли на данном явлении сделать деньги. Наблюдательность и способность мысленно смоделировать будущий бизнес – отличительная черта истинных предпринимателей.
Однако наблюдательность и способность выдвигать удачные идеи и бизнес-проекты – только часть дела. Если этими качествами способности индивида ограничиваются, его шансы стать успешным предпринимателем невелики. Оригинальные бизнес-идеи без надлежащего воплощения вырождаются в бесплодное фантазирование и прожектерство. Следовательно, предпринимателю необходимы также такие качества, как целеустремленность, способность активно действовать, воплощать в жизнь намеченные планы.
Реализация запланированных бизнес-проектов требует от предпринимателя неординарных организаторских способностей, умения работать с людьми, государственными и коммерческими структурами. И, наконец, после выстраивания и запуска бизнес-проекта, его необходимо поддерживать в конкурентоспособном состоянии, обеспечивать эффективную эксплуатацию и надлежащую прибыльность. Без соответствующего интеллектуального потенциала, специальных знаний в области менеджмента, маркетинга, психологии бизнеса и иных наук, выполнение этой задачи ставится под большой вопрос.
Таким образом, задачи по генерированию бизнес-идей, воплощению их в жизнь, по поддержанию бизнеса в эффективном состоянии, требуют от предпринимателя особых качеств – наблюдательности, воображения, творчества, умения управлять людьми и событиями. Гармоничное сочетание необходимых качеств и профессиональных знаний для предпринимателей – явление не слишком частое. Этим, в основном, и объясняется высокий процент банкротств начинающих предпринимателей – в среднем по всем странам мира до 60% малых предприятий и индивидуальных предпринимателей разоряется в первые два года своего существования.
Понятие лидерства. Лидерство и руководство. Формальное и неформальное лидерство.
Возникновения понятия «лидер»:
· - Слово «лидер», согласно Оксфордскому словарю, появилось примерно в 1300 г.
· - Крупнейший исследователь лидерства Ральф Стогдилл считает, что не ранее 1800 г.
· - Одно из первых научных определений лидерства: «Лидер – это фокус групповых процессов (Ч.Кули, 1902)». С тех пор количество трактовок выросло.
Многогранность лидерства:
· - Как правило, трактовки лидерства акцентируют внимание преимущественно на одной стороне (одном аспекте) лидерства.
· - При этом в таких трактовках не учитываются иные грани этого сложного феномена.
Трактовки лидерства:
· - Многие определения лидерства так или иначе связаны с групповыми характеристиками.
· - Лидерство – центр групповых интересов.
· - Лидерство – процесс создания и поддержания ролевой структуры группы (актуально для этапа становления новых групп, структура которых ещё не устоялась).
· - Лидерство – поведение, при котором предпринимаются действия для управления и координации работы группы.
· - Лидерство – искусство достижения консенсуса (согласия). Главное качество лидера – умение достигать лояльности/сотрудничества со стороны ведомых, сглаживать конфликты.
· - Лидерство – инструмент достижения цели (результата) группы, которую он возглавляет (удовлетворение потребностей группы).
· - Лидерство – умение убеждать. Противопоставляется управлению. Здесь управление трактуется как искусство принуждения (угрозы, силовое воздействие). Лидер же ведет за собой с помощью: убеждения, поощрения, побуждения через личный пример.
· - Лидерство – это власть, властные отношения, способность одного человека доминировать над другими и преодолевать сопротивление ведомых (подчиненных)
· - Лидерство – руководящая должность (управленческий статус).
Лидерство как особый тип влияния отличается такими чертами:
· - Постоянство (единичные случаи влияния не показательны).
· - Охват влияния: распространение на всю группу/организацию.
· - Приоритетность влияния (направленность от лидера к ведомым).
· - Легитимность (признание правомерности, авторитета лидера членами группы).
Формальное и неформальное лидерство:
· - Менеджера можно считать формальным лидером. Уточнение: менеджер – руководитель коммерческой структуры в условиях рыночной экономики. Поэтому некорректно именовать менеджером руководителя госслужбы (например, министра).
· - Формальный лидер одновременно может являться и неформальным лидером в силу своих качеств и организационного поведения. Поэтому не следует жестко противопоставлять понятия «лидер» и «менеджер».
Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров
Интеллектуальные способности | Черты характера личности | Приобретенные умения |
Ум и логика | Инициативность | Умение заручаться поддержкой |
Рассудительность | Гибкость | Умение кооперироваться |
Проницательность | Бдительность | Умение завоевывать популярность и престиж |
Оригинальность | Созидательность и творчество | Такт и дипломатичность |
Концептуальность | Честность | Умение брать на себя риск и ответственность |
Образованность | Личностная целостность | Умение организовывать |
Знание дела | Смелость | Умение убеждать |
Речевая развитость | Самоуверенность | Умение менять себя |
Любопытство и познавательность | Уравновешенность | Умение быть надежным |
Интуитивность | Независимость | Умение шутить и понимать юмор |
Самостоятельность | Умение разбираться в людях | |
Амбициозность | ||
Потребность в достижениях | ||
Настойчивость и упорство | ||
Энергичность | ||
Властность | ||
Работоспособность | ||
Агрессивность | ||
Стремление к превосходству | ||
Обязательность | ||
Участливость |