Особенности правового регулирования отношений, связанных с приватизацией
Приватизация - отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований в собственность физических и (или) юридических лиц. Основными принципами приватизации государственного и муниципального имущества являются признание равенства покупателей государственного и муниципального имущества, а также открытость деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц только на возмездной основе либо за плату, либо путем передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится это имущество. в качестве субъектов, возникающих в процессе приватизации отношений, выступают собственники государственного и муниципального имущества, уполномоченные ими лица и органы, а также лица, являющиеся приобретателями (покупателями) имущества.
Объекты приватизации подразделяются на:
1) имущество, приватизация которого запрещена;
2) имущество, приватизация которого ограничена;
3) имущество, приватизируемое в особом порядке;
4) приватизируемые объекты.
Приватизация не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:
1) земли, кроме земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости,
2) природных ресурсов;
3) государственного и муниципального жилищного фонда;
4) государственного резерва;
5) государственного и муниципального имущества, которое находится за пределами территории РФ;
6) государственного и муниципального имущества в предусмотренных международными договорами РФ случаях;
7) имущества религиозных организаций (культовых зданий, сооружений с относящимися в ним земельными участками), полученного в собственность безвозмездно;
8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, которые были созданы при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;
9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;
11) акций в предусмотренных случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом.
Приватизации не подлежит имущество, которое отнесено к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Законодательством устанавливается определенный порядок приватизации.
Выделяют следующие этапы приватизации:
1) разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества;
2) принятие решения о приватизации имущества,
3) приватизация государственного имущества.
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических или юридических лиц.
Законодательство о приватизации состоит из ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и принимаемых в соответствии с ним других ФЗ и иных нормативных правовых актов.
Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Законодательство субъектов РФ о приватизации состоит из законов субъектов о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством РФ о приватизации.
ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» лишь содержится перечень объектов, на которые не распространяется данный закон. К их числу относятся:
1) земля, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
2) природные ресурсы;
3) государственный и муниципальный жилищный фонд;
4) государственный резерв;
5) государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории РФ;
6) государственное и муниципальное имущество в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;
7) культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иным находящимся в государственной или муниципальной собственности имуществом религиозного назначения при передаче безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях;
8) государственное и муниципальное имущество при отчуждении в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;
9) государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
10) государственное и муниципальное имущество на основании судебного решения;
11) акции в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у РФ, ее субъектов, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом.
Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Итак, объект приватизации — это государственное и муниципальное имущество.
К субъектам приватизации относятся государство, субъекты РФ, муниципальные образования, предприятия и организации независимо от формы собственности, а также граждане. В процессе приватизации государство в лице соответствующих органов реализует свою экономическую функцию.
Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25 процентов.
Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков.
Установленные ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.
Объекты приватизации – это то государственное или муниципальное имущество, которое было приватизировано, как правило, речь идёт об имущественных комплексах или акциях ОАО, находящихся в государственных и муниципальной собственности.
Есть имущество, которое не подлежит приватизации: объекты, изъятые из оборота; имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Имущественный комплекс унитарного предприятия может быть продан в собственность юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Опубликование прогнозного плана (программы) приватизации является уведомлением кредиторов о продаже имущественного комплекса унитарного предприятия.
После исполнения покупателем условий договора купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия с покупателем подписывается передаточный акт. По обязательствам, не учтенным в передаточном акте, РФ, субъект РФ, муниципальное образование ответственности не несут.
Существенные изменения, произошедшие в составе имущественного комплекса унитарного предприятия после опубликования информационного сообщения о продаже этого комплекса и до подписания передаточного акта, могут являться основанием отказа от заключения договора купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия.
Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования.
Объекты культурного наследия могут приватизироваться при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию.
Условия охранных обязательств в отношении отнесенных к объектам культурного наследия архитектурных ансамблей, усадебных и дворцово-парковых комплексов, являющихся сложными вещами, распространяются на все их составные части.