Зарубежный опыт государственной поддержки малого бизнеса
Хотя лицо любого развитого государства определяют крупные предприятия, а наличие крупного капитала оказывает существенное воздействие на уровень научно-технического потенциала и производственных мощностей, не менее важной составляющей развитой рыночной системы является малое предпринимательство. Оно представляет собой наиболее гибкую, динамичную и массовую форму организации предприятий. Именно в этом секторе создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой развития экономики любой страны.
Мировая практика убедительно свидетельствует, что в странах с развитой рыночной экономикой малое и среднее предпринимательство оказывает серьезное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и услуг субъекты малого и среднего предпринимательства в отдельных областях играют ведущую роль. Поэтому проблема государственной поддержки малых и средних предприятий в этих странах в настоящее время является наиболее актуальной.
Вхождение России в мировую экономику также приводит к развитию малого предпринимательства как мощной экономической и политической силы. В условиях экономического кризиса в России особое значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, установление при их участии новых хозяйственных связей (в том числе и внешнеэкономических), активизация производственной и инновационной деятельности.
Однако должного развития этот сектор экономики России в силу ряда обстоятельств не получил, и не в последнюю очередь – ввиду недостаточной поддержки его со стороны государства и соответствующих организаций. Поэтому определенный интерес, на наш взгляд, представляет изучение опыта развитых стран по регулированию и поддержке малого бизнеса.
В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка предпринимательства опирается на соответствующее законодательную базу. Во всех странах созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ.
В целом, государственное содействие развитию малого предпринимательства в развитых странах осуществляется по следующим основным направлениям:
1) создание стабильных государственных и негосударственных источников ассигнований на поддержку малого бизнеса;
2) использование рациональных механизмов контроля за расходованием выделенных средств;
3) обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защите интересов малых предприятий;
4) создание сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействия малому предпринимательству, включающей: государственные органы власти, неправительственные объединения и организации, специализированные организации инфраструктуры, фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;
5) осуществление прямого финансирования деятельности малых предприятий на основе специальных законов путем предоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных заказов:
6) разработка целевых программ государственной поддержки малого бизнеса на долгосрочную перспективу;
7) оказание консультационной помощи предпринимателям; организация системы подготовки и переподготовки предпринимателей;
8) предоставление малым предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования, земельных участков;
9) содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.
Рассмотрим опыт государственной поддержки малого предпринимательства некоторых стран более подробно.
Малые и средние предприятия в ЕС занимают подавляющую долю в таких отраслях, как оптовая и розничная торговля, пищевая промышленность, строительство (от девяти десятых до четырех пятых от общего числа предприятий в этих отраслях), обеспечивая две трети общего количества занятых и внося свыше половины вклада в общий товарооборот ЕС. Кроме того, в настоящее время ЕС является примером новой модели регионального объединения стран, где регулирование экономической и политической жизни осуществляется на национальной основе и одновременно на более высоком надгосударственном уровне.
Основные институциональные надгосударственные органы в ЕС (Европейский парламент, Европейский Совет, Комиссия ЕС, Европейский Суд) определяют единую стратегию развития стран-участниц ЕС. Ряд институтов выполняют специальные функции, например: Аудиторский комитет (контроль за состоянием финансов ЕС), Европейский инвестиционный банк (финансирование проектов Союза). В области регулирования предпринимательской деятельности важная роль принадлежит Комиссии ЕС (КЕС).
В целом политика ЕС в отношении малого бизнеса основывается на так называемом вертикальном и горизонтальном подходе к решению проблем их создания и функционирования.
Вертикальный подход выражается в непосредственных мероприятиях, ориентированных исключительно на малые и средние предприятия. Эти мероприятия подготавливаются и осуществляются Генеральным директоратом XXIII Европейской Комиссии (политика в отношении предпринимательства, коммерции, туризм и социальная экономическая деятельность) в сотрудничестве с Европейским парламентом, Экономическим и социальным советом, представительскими организациями малых и средних предприятий в органах ЕС, и другими службами Комиссии ЕС.
Горизонтальный подход базируется на защите интересов малых форм бизнеса в других сферах деятельности ЕС (таких, как политика в области исследований и технических разработок, региональная политика, международные отношения и т.д.) и укреплении позиций малых предприятий в соответствующем виде деятельности.
Как известно, одной из главных задач Европейского Союза является претворение в жизнь принципа "социального и экономического слияния", направленного на установление равенства возможностей для регионов с различным уровнем развития, а также для разных социальных групп. Этот принцип подразумевает, что менее развитые регионы и менее обеспеченные слои общества в ЕС следует поддерживать в первую очередь.
Учитывая важность малого и среднего бизнеса для экономической структуры ЕС, можно утверждать, что успешная интеграция экономики внутри Союза во многом зависит от их развития. Поэтому кроме важности "макроэкономических" позиций, следует помнить о роли малого предпринимательства на региональном уровне - для успешного его развития должны оптимально сочетаться две линии: макроэкономическая (в плане общей политики) и микроэкономическая (предпринимательская).
Главными целями надгосударственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в ЕС являются: укрепление единого внутреннего рынка, интернационализация предпринимательской деятельности на уровне предприятий, устранение административных барьеров и создание единого экономического пространства в ЕС путем унификации законодательной базы по малому бизнесу, усиление взаимодействия стран-членов ЕС по созданию экономического и валютного союзов в рамках ЭС.
Национальная политика в странах-членах ЕС имеет своей целью предоставление лучших условий для бизнес-деятельности, увеличения конкурентоспособности и роста. При этом заметен уход от "тяжелой" поддержки в форме займов и дотаций и переход к "мягкой" поддержке в форме консультационных услуг.
Все страны-члены ЕС имеют хорошо развитую сеть организаций по регулированию и поддержке развития малого и среднего предпринимательства. Некоторые из них являются государственными учреждениями или учреждениями, имеющими государственную поддержку, а другие являются частными.
Что касается государственных учреждений, то во всех странах ЕС ответственность распределена между несколькими министерствами или между специальными отделами по малому и среднему бизнесу внутри министерств. Как правило, политика по развитию малого и среднего предпринимательства ведется Министерством экономических дел и/или Министерством промышленности и торговли. Но и другие министерства ведут работу по его поддержке (например, Министерство занятости, Министерство экономики, Центр общественной технологии, специальные общественные банки и др.), чья деятельность связана с оказанием помощи в вопросах занятости, обучения, международной торговли, развития и т.д. Такое распределение ответственности между несколькими министерствами требует большой координации деятельности всех стран в рамках ЕС.
Совместная деятельность национальных и надгосударственных органов по содействию развитию малого предпринимательства в ЕС заключается в улучшении соответствующей среды и в определение и распространение "лучшего" опыта по их поддержке, преодоление недостатков в коммуникации между предпринимателями и организациями, предоставляющими услуги, с одновременным повышением уровня этих услуг.
В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде других.
Особого внимания заслуживает американский опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса. США – страна не только гигантских корпораций, но и малых предприятий, на которых трудится более 50% наемных работников частного сектора. Получается, что главным работодателем является отнюдь не крупный, а именно малый и средний бизнес. Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в малый бизнес. То есть малый и средний бизнес в США – не просто один из видов предпринимательства, а, в сущности, образ жизни.
В стране ежегодно регистрируется около 600 тыс. малых предприятий при этом ликвидируется порядка 500 тыс., однако данная тенденция не воспринимается негативно, поскольку связана с высокой мобильностью малого бизнеса в данном регионе. Американцы-владельцы малых предприятий очень чутко и гибко реагируют на динамику спроса, очень адаптивны и умеют быстро перестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового.
Важнейшей задачей федерального правительства является сохранение и развитие конкурентной среды, которая через механизм снижения издержек производства побуждает производителей переходить на использование более эффективных технологий.
Администрация по делам малого бизнеса (SBA) представляет малым и средним предприятиям гарантии по кредитам. Помимо этого предлагается широкая гамма способов финансирования – от микрозаймов до кредитов на покрытие крупного долга. Центры развития малого бизнеса оказывают множество видов услуг, связанных с конкретными проектами в различных сферах (от бизнеса на дому до мореходства и международной торговли), а также техническое содействие, помощь в менеджменте и оформлении заявок на получение займов. В бизнесе, принадлежащим женщинам, в США занято более 9 млн. человек. Их вклад в экономику достигает 1,15 трлн. долл. Темпы роста таких предприятий сегодня превышают общенациональные. SBA создала более 90 центров женщин-предпринимателей.
Одно из важнейших направлений деятельности SBA – правовая защита интересов малого и среднего бизнеса. Для этих целей в ее структуре в 1978 г. был создан отдел адвокатуры, глава которого назначается президентом США, утверждается Конгрессом и подотчетен только им. Адвокатура наделена полномочиями защищать интересы и права малого бизнеса в законодательных и процедурных инициативах Федерального правительства. Следует отметить, что отдел адвокатуры постоянно исследует деятельность малого бизнеса США и среду его обитания. В 1996 г. в SBA образован отдел арбитража, задачи которого определены законом об усилении справедливого регулирования малого и среднего бизнеса. В различных регионах страны им проводятся слушания, нацеленные на повышение эффективности малого бизнеса. Отдел отчитывается перед Конгрессом и выступает в качестве связующего звена между малым бизнесом и федеральными структурами. Под эгидой SBA весьма эффективно работает Институт в Интернете. Начинающие предприниматели и студенты, готовящиеся открыть собственное дело, могут пройти в нем бесплатную подготовку, воспользоваться информационными ресурсами. Совместными усилиями SBA и Министерства торговли открыто 19 центров содействия экспорту, осуществляющих предварительный отбор кандидатов на получение капитала для реализации экспортно-ориентированных проектов. Кроме того, они кредитуют внешнеторговые операции малого бизнеса. Вебсайт SBA еженедельно практикует 17 млн. посещений, в ее интернет-библиотеке размещены статистика финансовых заимствований, доклады об ущербе, результаты многочисленных исследований отдела адвокатуры, учебные разработки и многое другое.
В современных условиях механизм обеспечения эффективного функционирования малого и среднего бизнеса должен сводиться, прежде всего, к усилению государственной поддержки малого и среднего бизнеса[15,c.94]. Для этого, в первую очередь, необходимо:
- формирование концепции, выбор приоритетов и обоснование роли малого бизнеса в экономике;
- разработка государственной политики поддержки и развития малого и среднего бизнеса в экономике;
- совершенствование нормативно-правовой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование законодательства в сфере инвестиций и формирование благоприятного инвестиционного климата в стране;
- совершенствование налогообложения малых и средних предприятий;
- развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение новых финансовых технологий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства;
- активизация прямого и косвенного участия государства в финансировании развития малого и среднего бизнеса.
Подводя итог, можно сделать вывод: в большинстве развитых стран проводится активное регулирование малого и среднего бизнеса и оказывается широкое содействие его развитию с использованием форм и методов, учитывающих потребности европейской интеграции. На наш взгляд, изучение и использование их опыта при регулировании малого предпринимательства РФ может существенно повлиять на его оживление и успешное развитие с учетом реального состояния экономики России. Если создать соответствующие условия, обеспечивающие комплексную поддержку малого и среднего бизнеса на общегосударственном и региональном уровнях, и возможности для извлечения нормальной нормы прибыли, то денежные средства инвесторов неизбежно устремятся в малый и средний бизнес, содействуя тем самым не только становлению и развитию последнего, но и повышению на этой основе эффективности российской экономики в целом.