Брачный договор в России: история и современное правовое регулирование
Брачный договор существует достаточно длительное время. Хотя в Российском праве он появился лишь в 1996, в связи с принятием Семейного Кодекса Российской Федерации, прообразы его были гораздо раньше.
Еще в древнем Риме заключались соглашения между будущими супругами об имуществе. России XVI-XIX вв. также были известны предбрачные соглашения, и они были достаточно распространены.
Также нельзя упускать из вида, что хотя советское законодательство прямо не предусматривало возможность заключения брачного договора, но имелись нормы, которые, косвенно допускали заключение брачных контрактов и даже имеются примеры таких брачных контрактов.
Чтобы наиболее полно и основательно изучить институт брачного договора необходимо проследить основные исторические этапы развития брачного договора.
Поимущественные отношения супругов в римском праве определялись не браком, а переходом женщины во власть мужа, эффект которого подобен усыновлению. Брак сам по себе никак не сказывается на имущественных правах сторон: женщина по прежнему остается под опекой и не терпит никаких дополнительных ограничений, самовластный мужчина также сохраняет все свои права. Только то имущество, которое существует исключительно для данной парной семьи, получает особый режим и его принадлежность зависит от сохранения брака.
Уже в эпоху классических юристов единственным видом настоящего брака является брак sinemanu. Муж и жена в этом браке были независимы, как в личных, так и в имущественных отношениях. [28]
В основе имущественных отношений лежит принцип раздельности: имущество жены и имущество мужа составляют две независимые друг от друга массы.
Резкие черты, присущие системе раздельности имущества супругов могут быть сглажены тем, что муж получал со стороны жены приданое (dos), предназначавшийся для конкретных расходов брачной жизни (содержание жены, воспитание детей).
Но для того, чтобы что-либо стало dos, оно должно было стать предметом особой, направленной на эту цель, юридической сделки. Таким образом, не все имущество жены и не его часть становилась приданым, dos – это имущество, предоставление которого делается мужу женою или за жену каким-либо третьим лицом с той целью, чтобы оно помогало мужу нести тягости брачной жизни (ad onera matrimonii ferenada). Само существование приданого отражает известную самоценность парной семьи, основанной на свободном браке. Его происхождение со стороны супруги показывает, что муж в некотором отношении включается в этот круг, обособляясь от своих родственников, и в то же время выступает самостоятельным центром для новой социальной единицы. Естественная необходимость союза мужчины и женщины нацелена на производство потомства, определяет строго индивидуалистическое основание моногамной семьи и специфику режима приданого, как вторичной конструкции групповой принадлежности, – когда индивидуальный интерес предшествует коллективному.
Приданое могло быть установлено: посредством обещания приданого (promissio dotis), что является stipulatio (стипуляция – формальная сделка), которым лицо создавшее приданое, обязано впоследствии передать мужу соответствующее имущество; посредством dictio dotis (назначение приданного), вербального акта того же содержания, который может совершить жена или ее (домовладыка) либо их должник; datio dotis (акт-передачи приданого в собственность мужа), который отличается тем, что заключается, не в обещании, а в непосредственной и реальной передаче мужу отдельных предметов, составляющих приданое.[29]
Приданое следует за женщиной и упрочивает положение супруги в новой для нее группе, оказывая на мужа и его родственников психологическое воздействие. В случае развода по инициативе супруга на его стороне возникало чувство долга по отношению к семейству отвергнутой женщины в объеме приданого. Считалось справедливым вернуть это имущество вместе с женщиной, с которой оно ассоциировалось. Формула объявления о разводе, согласно закону ХII таблиц, звучала: “Res tuas tibi habeto” – “Забери с собой свои вещи”.
Приданое должно быть установлено каким-нибудь специальным актом – “ dos aut datur aut dicitur aut promilittur”. Что касается имущества жены, не представляющего собой dos, то оно называлось parapherha и управлялось мужем по договору поручения. Первоначальным назначением dos было вспомоществование мужу внесении общесемейных расходов, но затем к этой функции прибавлялась другая: dos гарантирует, до известной степени мужа от неосновательного развода со стороны жены. Dos становится штрафом за развод в случае развода по вине жены.
В пользу такого предположения можно привести следующий пример: в римском праве признавались такие договоры, по которым dos не могло быть высказано в продолжение брака, а взыскивалось лишь до прекращении брака.
Следует отметить, что по римскому праву, муж не имеет законного правопритязания на дотацию, но его жена, обладающая для того средствами обязана доставить ему dos. Однако юридичсекой обязанности по предоставлению dos на жене не лежит, скорее это дело супругов – разрешить этот вопрос между собой.
Напротив, жена имеет перед заключением брака и после законное правопритязание на дотацию, то есть на представление dos ее мужу (таким образом, право иска к лицам, которые должны предоставить dos принадлежит жене, а не мужу, но dos предоставляется мужу а не жене).
Первоначально приданое переходило в полную собственность мужа и навсегда: оно не подлежало возврату ни в случае смерти жены, не в случае беспричинного развода со стороны мужа. Вопрос о судьбе dos не ставился, так как разводы были редки.[30]
Но к концу республики возросло число разводов и создавалась как бы законная возможность спекуляции dos: вступив в брак только с целью получения dos, муж мог потом расторгнуть свой брак, сохранив dos за собой. Поэтому для устранения этого положения, жена и лица, установившие dos, стали требовать от мужа обещания в форме Stipulatio – это словесная формула, по которой одно лицо задает вопрос, а другое отвечает, что оно даст или сделает то, о чем его спросили: «Ручаешься ли? - ручаюсь» в том, что в случае развода или смерти мужа, dos будет возвращен жене или установителю. В обеспечение доказательства, что такой договор состоялся, составлялся письменный акт. Он назывался Cautio rei uxoriae.
В случае невозвращения dos, жена или установитель dos могли предъявить иск.
Иногда прибегали к другому приему: dos при самом установлении его оценивали в известной сумме денег и рассматривался как проданное мужу за эту сумму (dos venditionis causa aestimata), которую муж и обязан был в соответствующих случаях вернуть.
Обычай таких возвращений приданого постепенно укрепился и жене предоставился иск даже в тех случаях, когда эти условия не были установлены. Муж давал жене развод без всяких поводов с ее стороны.
В ходе разработки условий предоставления и сущности этого иска юристы создали дотальное право, отдельные положения которого до сих пор определяют правовую судьбу приданого в некоторых зарубежных странах (Франция, Бельгия, Италия). Этим правом определялась судьба приданого в случаях смерти жены, смерти мужа разводов.
В дальнейшем приданое стало принадлежать жене, хотя и находилось в имуществе мужа. В сущности, муж только пользовался dos во время брака и оставлял его в качестве штрафа за ненадлежащее отношение жены к вытекавшим из брака обязанностям. [31]
Необходимо отметить, что в области дотальных отношений свобода договоров в Римском праве подвергалась существенным ограничениям: а) дотальный договор признавался недействительным, если он нарушал основные принципы дотального права; не признавались дотальные договоры черезмерно ухудшающие юридическое положение жены.
В частности, недействительно абсолютное отречение жены от возврата dos даже на случай смерти мужа. Но dos может быть обращено мужу на случай развода, поскольку у него останутся дети от брака, а также на случай прекращения брака смертью жены, даже если брак был бездетным.
Доставляющие dos третьи лица при наделении приданым или после этого до времени заключения брака могут вступать с мужем в соглашения о возвращении dos в их пользу, а также брать с него обещание о возвращении его любому третьему лицу.
В дальнейшем соглашение между доставителем и мужем касательно dos стали нуждаться также в согласии жены, так как вместе с заключением брака она приобретала право на dos. Соглашения, по которым муж будет совершать сделки с dos в ущерб жене, недействительны, даже если доставившими dos третьими лицами эти соглашения были заключены при самом наделении приданым.
В императорский период сложился обычай, по которому муж, получая приданое, со своей стороны делал соответствующий вклад в семейное имущество в форме дарения в пользу жены. Сначала это дарение совершалось до брака (так как дарения между супругами запрещались) и поэтому называлось предбрачным даром (donatio ante nuptias). Требовать такой donatio ни невеста, ни ее родители не могли. Стоимость его приблизительно была равна dos.
Позже Юстиниан позволил совершать это дарение и во время брака, почему его стали называть donatio propter nuptias (дарение в виду брака).
Однако это название не вполне соответствует действительности в том отношении, что настоящего дарения здесь нет: муж сохраняет собственность на подаренные объекты; он ими пользуется как и раньше, и если брак протечет без всяких потрясений donatio не проявит себя ничем. Все назначение donatio propter nuptias заключалось именно только в гарантии жены на случай развода: тогда она могла потребовать не только свой dos, но и donatio propter nuptias. Кроме того в случае смерти оно выступало в качестве вдовей части.
Г.Дернбург утверждал, что “на Востоке письменный брачный контракт с внесением в него записи dos и о donatio считали даже условием действительности брака”. Император Maiorian придал этому правилу значение Римского Императорского права. Но вскоре его постановление было отменено.
Вообще, что касается приданного, то римский законодатель довольно подробно регламентирует его статус. Стороны могли заключать относительно судьбы приданого договоры (pacta dotalia – дотальный договор), как во время брака так и после его прекращения, и изъять приданое из под действия общих норм права. Тем не менее стороны были не вполне свободны при установлении содержания этих договоров.[32] Оно подлежало большим ограничениям сущность которых определялась двумя принципами: cтремление создать гарантии тому, чтобы приданое действительно служило назначению – ad onera matrimonii ftrenda; cтремлением обеспечить возврат приданого по расторжении брака, для того, что бы жена не стала mulierindotata (бесприданница) и могла бы вновь выйти замуж.
Сущность же существовавших ограничений сводилась к следующему:
- чтобы приданое в течение брака действительно служило своей цели, устанавливалось, что ничтожна оговорка, по которой плоды должны причисляться к капиталу dotis, такая оговорка действовала лишь в следующих случаях: а) если жена примет свое содержание на свой счет или б) если мужу предоставлено право тратить на нужды брака проценты с собранной им суммы плодов;
- законодатель стремился обеспечить возврат ценности приданого в целости самой жене по расторжению брака, отсюда, следовали ограничения: а) ничтожно оговорка, что муж не должен отвечать за diligtntia in concreto по отношению к дотальным объектам, а будет отвечать только за dolus (злой умысел) б) безусловно ничтожна оговорка, что dos должна остаться за мужем во всяком случае, то есть перейти к его наследникам даже в случае расторжения брака его смертью; это значило бы превратить приданое в donatio sub modo (дарение с целью совершения определенных действий в свою пользу, в пользу третьего лица и т.д.).
Кроме того, есть ограничения различные для разных установлений приданого:
- кто установил приданое, не будучи к тому обязан по закону, тот не мог после установления приданого делать ни каких не выгодных для жены оговорок без ее согласия;
- кто обязан к установлению приданого по закону, тот связан уже при самом совершении акта установления приданого, он мог выговорить возврат dotis себе или оставить мужу при расторжении брака смертью жены, но он не мог без согласия жены выговорить ничего невыгодного для жены на тот случай, если dos должна быть возвращен в ей (например, более позднего срока реституции);
- сама жена при установлении приданого может только отказаться от законного залога на имущество мужа в обеспечение требования о возврате приданого и выговорить оставшуюся dos за мужем на случай расторжения брака ее смертью или разводом при наличии детей от брака.
Наконец, согласно общим принципам права, закон не допускает оговорок, юридически невозможных или безнравственных.[33]
Несмотря на то, что с точки зрения некоторых авторов, в столь ранний период существовал брачный договор, все же исследователи склоняются к другой точке зрения. Так, большинство авторов полагает, что первое упоминание о договоре, регулирующем имущественные отношения супругов в России, появилось в новом Гражданском кодексе, вступившем в силу 1 января 1995 года. До этого момента отечественное законодательство признавало все, нажитое супругами в браке (за исключением личных вещей, не являющихся предметами роскоши), их совместной собственностью. [34]
На практике такое положение вещей приводило к следующему. Во-первых, при разводе все вещи, приобретенные во время брака, должны были делиться поровну. Даже вклады в Сбербанке, сделанные на имя одного из супругов, делились пополам. Во-вторых, в случае смерти одного из супругов порой возникали проблемы при определении имущества, которое подлежит передаче по наследству: что такое половина вещей каждый понимает по-своему. В статье 256 нового ГК появилась весьма важная оговорка: имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Эта фраза фактически означает, что супруги вправе составить договор, определяющий какие именно вещи принадлежат каждому из них, причем совершенно не обязательно, чтобы стоимость долей супругов была равна. Более подробно вопросы заключения и содержания брачного договора регламентированы вступающим в силу 1 марта 1996 года Семейным кодексом. Брачный договор может быть заключен в любое время в период брака, а также до государственной регистрации брака (в этом случае он вступит в силу лишь со дня государственной регистрации брака).[35] Договор должен быть заключен в письменной форме и удостоверен нотариусом. Брачный договор может быть изменен или расторгнут в любое время по соглашению супругов. Соглашение об изменении или о расторжении брачного договора совершается в той же форме, что и сам брачный договор.
Таким образом, можно сделать вывод, что Семейный кодекс Российской Федерации определяет два разных режима для имущества супругов - законный и договорный, предоставляя им право выбора между ними.
Договорной режим дает возможность супругам самим определять правовую судьбу своего имущества, путем заключения брачного договора.
Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.