Глава 5. Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка
1. Деятельность огромного количества хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и реализацию товаров, иные виды бизнеса, упорядочивается и развивается под воздействием требований рынка. Рынок составляет экономическую среду торгового и другого предпринимательства. Он представляет собой сложный социально-экономический механизм, который требует изучения и постоянного совершенствования.
Рыночная экономика состоит из совокупности взаимосвязанных рыночных секторов. Принято выделять несколько таких секторов: рынок труда, рынок капиталов, фондовый рынок, страховой рынок и др. Работа всех этих секторов регулируется рыночными механизмами и институтами и вместе с тем подчиняется требованиям правовой системы.
Основу рыночной экономики составляет товарный рынок как совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация товаров, обеспечивается признание общественного характера создающего их труда. В рамках товарного рынка протекает процесс товарного обращения, совокупность взаимосвязанных актов купли-продажи массы товаров, создаваемых в различных областях хозяйственной деятельности.
Становление рыночных отношений в России требует формирования структуры товарного рынка и обслуживающей его инфраструктуры.
Структура товарного рынка представляет собой совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в продвижении товаров от изготовителей к потребителям. В Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков в Российской Федерации на 1998-2005 годы, одобренной постановлением Правительства РФ от 15.06.98 N 593, товарный рынок рассматривается как система субъектов и их отношений (производителей, потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их взаимоотношения), целью которых является обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения.
Товарный рынок, в свою очередь, принято подразделять на различные секторы. К потребительскому рынку предлагается относить рынок продовольствия, социально значимых товаров и лекарственных средств*(19).
Коммерческое право регулирует деятельность оптового товарного рынка. Оптовый товарный рынок образуют взаимосвязанные действия изготовителей товаров, оптовых торговых и посреднических организаций по реализации товаров, а также розничных торговых и иных организаций и индивидуальных предпринимателей, приобретающих товары для предпринимательских и производственных целей либо для обеспечения собственной деятельности.
Совершенствование структуры товарного рынка осуществляется при прямом воздействии права. Имеются различные федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам построения в России системы рыночных экономических отношений, формированию товарного рынка. Некоторые правовые акты носят разносторонний, комплексный характер.
Так, распоряжением Правительства РФ от 15.08.03 N 1163-р утверждена "Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы)"*(20). В качестве одного из главных направлений Программа предусматривает устранение препятствий, сдерживающих предпринимательскую активность, приведение институциональных условий и инфраструктуры рынка в соответствие с потребностями бизнеса, содействие развитию малого бизнеса и другие решения по развитию структуры рынка. Комплекс соответствующих мер предусмотрен также постановлением Правительства РФ от 30.10.97 N 1373 "О реформе предприятий и иных коммерческих организаций"*(21).
Участники товарного рынка могут быть подразделены на три основные группы: 1) изготовители товара; 2) оптовые торговые и иные посреднические организации; 3) розничные торговые организации и организации-потребители.
Процесс перехода к рыночным отношениям повлек за собой изменения в целях деятельности, во внутреннем построении каждого из названных видов участников торговой деятельности.
2. Для производственных организаций основной целью деятельности в рыночных условиях является не просто изготовление товаров, но успешная их реализация и получение прибыли от продаж. Налаживание сбыта, максимизация дохода от реализации товаров - это новая задача для многих российских предприятий. В советский период почти вся производимая продукция распределялась плановыми органами, и проблемы сбыта фактически не существовало. Теперь же каждая производственная организация обязана совмещать функции изготовителя и продавца, причем функция реализации является превалирующей. Многие производители пока не могут успешно справиться с этой задачей.
Необходимость налаживания продажи своего товара потребовала изменений во внутреннем построении производственных организаций. Такое реформирование состояло, прежде всего, в расширении и укреплении изготовителями своих сбытовых служб, в создании коммерческих (торговых), маркетинговых и рекламных подразделений, постоянно действующих демонстрационных залов, выставочных павильонов и др. потребовалось обучение сотрудников правилам договорной работы, точному выполнению заказов потребителей, оперативному реагированию на изменения спроса.
Производственные организации предусматривают различные решения для осуществления сбыта товара через зависимых посредников, подобная практика называется созданием горизонтальных сбытовых (маркетинговых) сетей. Так, несколько изготовителей могут объединять свои усилия в совместном освоении определенных участков рынка, используя для этого имеющиеся складские и торговые подразделения. Возможно образование несколькими изготовителями зависимой (дочерней) организации или группы таких организаций, на которые учредители возлагают сбыт своих товаров.
Развивая сбытовую сеть, производственные организации нередко идут на создание собственной системы баз и магазинов. Такие магазины создаются, прежде всего, в том же городе, где находится само предприятие. В России их традиционно называют заводские или фирменные магазины. Примеры таких решений можно встретить в центре и в регионах страны.
Следует учитывать, что в западных странах производителями постоянно ведется работа по совершенствованию сбыта. Причем этот участок считается важнейшим, определяющим на перспективу деятельность фирмы. Там администрация любого предприятия исходит из общепризнанного положения, что без искусства продавать продукцию трудовой деятельности бессмысленной становится сама эта деятельность. Понимание этой истины должно воспитываться у каждого российского бизнесмена.
Из указанных моментов можно вывести важное положение коммерческого права, действующее для всякого предпринимательства: прежде чем начинать производство товара, надо наладить его надежный, устойчивый сбыт. Сегодня в России проблема восстановления прежних объемов и расширения производства упирается в необходимость создания работоспособных сетей сбыта товаров. Это относится как к деятельности начинающих бизнесменов, так и к огромному числу предприятий с неработающими цехами или неиспользуемым оборудованием.
Известны трудности наших сельскохозяйственных производителей. Между тем у нас только 28% сельскохозяйственных организаций и 22% фермерских хозяйств имеют налаженный, устойчивый выход на оптовый рынок, остальные 70% не знают, куда пристраивать произведенную продукцию. В результате в стране с огромными производственными площадями мы половину продовольствия закупаем по импорту. В то же время в США 45% сельхозпродукции вывозят и реализуют кооперативы, создаваемые фермерами, а остальная закупается и вывозится специализированными заготовительными организациями. Отсюда необходимость создания эффективных систем сбыта отечественных товаров.
Теперь об оптовых торговых и иных посреднических организациях. Здесь происходят наиболее значительные структурные изменения. Именно оптовой торговле в ее различных организационных формах принадлежит главная роль в создании единого внутреннего рынка. Оптовая торговля традиционно является одним из ключевых звеньев в хозяйственном комплексе, выполняя важные функции взаимосвязей между производством и потреблением.
В мире общераспространенной является тенденция к переложению производителями функции сбыта товаров на посредников. На Западе оптовые фирмы представляют собой высокоэффективные хозяйственные структуры, способные успешно продвигать огромные массы разнообразных товаров. Для этого они располагают мощным складским хозяйством, транспортными терминалами, базами на всей территории страны. Они используют новые технологии и методы, которые позволяют оптимизировать торговые и финансовые операции, способствуют снижению цен и улучшению обслуживания покупателей. Большое значение имеет использование единых правил кодирования, электронных систем учета товаров, оформления заказов и проведения расчетов.
В нашей стране отстает развитие посреднических организаций. Большинство их незначительны по размерам. Главные их слабости - в отсутствии крупных баз, складов, холодильников, а также отсутствие сети вспомогательных звеньев в регионах страны. Почти 70% оптовых и посреднических организаций не имеют собственного складского хозяйства и не могут реально осуществлять работу с товаром.
Положительный зарубежный опыт свидетельствует о необходимости создания оптовыми организациями в краях и областях множества вспомогательных звеньев, обеспечивающих продвижение товаров по стране. Согласно статистике, в странах Европейского союза 95% товаров поступает в магазины через товаропроводящие сети.
В создании таких сетей имеются важные правовые проблемы. Опыт показывает, что требуется организационная и финансовая зависимость периферийных звеньев от головной фирмы. Многочисленные попытки наших предпринимателей создать сбытовые сети на основе торговых договоров с фирмами в других регионах страны заканчивались провалом. Эти фирмы обычно исчезали с полученным товаром и деньгами. Попытки что-либо взыскать с них через арбитражные суды были малоуспешны. На этом деле пострадало немало начинающих бизнесменов.
Поэтому целесообразно создавать сбытовые звенья в качестве филиалов головной организации либо - что несколько сложнее - в виде дочерних фирм. Права руководителя филиала ограничены доверенностью. С руководителем филиала, как и с другими работниками, заключается договор о полной материальной ответственности. Следует учитывать и достигаемое при этом сокращение трансакционных издержек, поскольку операции между центром и структурными подразделениями фирмы не требуют оформления договоров (и не облагаются налогами).
Для усиления финансовой зависимости можно ограничить права руководителей филиалов по распоряжению денежными средствами на банковском счете, указав в доверенности руководителя филиала, что договор с банком филиал заключает по согласованию с руководством головной фирмы. В договоре можно предусмотреть, что поступающие средства свыше определенной суммы незамедлительно перечисляются транзитом на указываемый в договоре счет фирмы. Возможны ограничения в размерах денежных сумм, расходуемых филиалом со своего счета.
На Западе широко распространено создание производителями и оптовыми организациями сетей торговых агентств. Торговые агентства и агенты - это особый вид посредников. Они подыскивают покупателей товара, проводят с ним переговоры и сообщают информацию фирме-продавцу. Агент получает вознаграждение в виде процентов от сделок, заключенных при его содействии.
Создание сбытовых сетей требует немалых средств и усилий. Приходится на местах подбирать деловых партнеров, подыскивать помещения, оборудовать их. Однако этот метод оправдывает себя на практике, так что идти придется этим путем.
Необходимо сказать об изменениях в такой важной группе субъектов, как приобретатели товара. Любая организация вынуждена постоянно закупать различные материальные и товарные ресурсы, ибо это служит условием жизнедеятельности. Ликвидация существовавшей системы централизованного обеспечения ресурсами потребовала перестройки буквально в каждой организации. Здесь необходимые изменения состоят в укреплении собственных служб снабжения, налаживании устойчивых связей с изготовителями необходимых ресурсов и надежными снабженческими организациями.
Для крупных и средних потребителей выгодно создание дочерних снабженческих фирм, так как такие организации в отличие от собственных отделов снабжения способны осуществлять комплексное снабжение. Как показала практика, целесообразно создавать снабженческие фирмы, обслуживающие сразу несколько производителей. В этом случае расширяются возможности маневра ресурсами путем взаимного обмена или займа из имеющихся излишков у других организаций. Кроме того, в перечень товаров, которые приходится предлагать для встречных продаж или мены, включается ассортимент товаров, изготавливаемых не одной, а всеми фирмами-учредителями.
В стране образовано немало объединений в виде союзов и ассоциаций. Важно полнее подчинять их деятельность целям формирования рынка. Закон объявляет такие объединения некоммерческими организациями. Поэтому их задачи должны носить особый характер: изучение возможностей сбыта товаров участниками объединения, сбор информации о контрагентах, помощь в проведении рекламных кампаний, организация ярмарок и выставок и другие действия в интересах участников объединения.
Совершенствованию организации товародвижения, оптимизации процесса доведения товаров до потребителей содействует вступление субъектов рынка в различные неформальные сообщества. Речь идет об образовании договорных или, как их чаще называют, контрактных, объединений. Такие формирования в зарубежной литературе имеют различные названия: связанные предприятия, система компаний, товарищества второй группы, интегрированные структуры и др. Задачей их деятельности является рационализация процесса торговли путем создания эффективной цепи бесперебойного доведения товара от изготовителя до потребителя. За рубежом они получили огромное распространение и оказывают мощное влияние на торговый оборот.
Одним из известных видов контрактных объединений являются простые товарищества, создаваемые путем заключения договоров о совместной деятельности. Необходимыми признаками простого товарищества выступают: заключение участниками договора о создании такого товарищества либо просто договора о совместной деятельности; объединение имущества, средств, профессиональных знаний, деловых связей и обособление этого имущества в качестве общей долевой собственности; учет общего имущества на отдельном балансе одним из участников; выдача участниками доверенности лицу, на которое возложено ведение общих дел.
Объединение в простое товарищество способно давать значительный экономический эффект. Оно позволяет участникам использовать объединенные денежные средства, что предпочтительнее получения кредита от банков. Появляется возможность использовать в общих целях складское хозяйство, транспортные средства и иное имущество отдельных партнеров. Каналы сбыта и возможности снабжения, имеющиеся у одного из участников, могут использоваться в интересах других участников.
Видом контрактных объединений являются консорциумы. Они образуются предпринимательскими организациями для решения общих хозяйственных задач: реконструкции зданий, строительства складов, транспортных узлов, систем связи, прокладки дорог и др. ГК РФ не упоминает о таких формированиях и их приходится создавать в качестве простых товариществ.
Находят применение такие образования, как финансово-промышленные группы. В 2002 г. их было зарегистрировано более 70, некоторые из них достаточно известны. В Федеральном законе от 30.11.95 N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" не получили необходимого раскрытия и закрепления возможности таких групп, что негативно сказывается на их деятельности. Названный Закон предусмотрел необходимость государственной регистрации финансово-промышленных групп, придав им самостоятельный правовой статус. Такое совершенно не отвечает природе этих формирований, которые являются классическими контрактными объединениями.
Статьи 105 и 106 ГК РФ, регулирующие дочерние и зависимые общества, предусматривают возможность создания неформальных сообществ, построенных на участии капиталов различных организаций в уставных фондах друг друга. Такое участие дает высокий консолидирующий эффект. Подобные интегрированные образования, называемые холдингами, также являются видом контрактных объединений. Статья 6 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" предусматривает заключение договоров между основными и дочерними обществами, в силу которых основные общества вправе давать дочерним обязательные указания относительно их деятельности. Аналогичный порядок применяется также в обществах с ограниченной ответственностью.
В отношении холдингов имеется Временное положение о холдинговых компаниях, утвержденное указом Президента РФ от 16.11.92 N 1392, которое, несмотря на вносившиеся изменения, носит в основном ограничительный характер. Вместо содействия развитию хозяйственной кооперации Временное положение фактически сдерживает ее.
В торговле достаточно широко распространены контрактные оптово-розничные объединения. Во главе их обычно стоит крупная оптовая фирма, которая закупает товары у производителя по льготной цене, а затем распределяет их по магазинам, входящим в объединение. Для укрепления связей оптовик оказывает розничным организациям различные услуги в виде предоставления товарных кредитов, скидок с цены, централизованного обеспечения рекламными материалами. Розничная организация, получая долю выгоды за счет крупных сделок оптовика, заинтересована в приобретении и продаже в первую очередь его товаров.
За рубежом распространены и другие виды контрактных объединений. Договоры заключают производственные, транспортные, торговые и иные фирмы. Такие договоры обычно оформляются на несколько лет. Заключаемые их участниками договоры ведут к появлению на рынке "неформальных субъектов". Хотя создаваемые сообщества и не обладают организационной целостностью, поскольку не являются юридическими лицами, обязательность договоров и риск ответственности сплачивают его участников ничуть не слабее, чем слияние в единое юридическое лицо.
Контрактные объединения - чрезвычайно значимое явление. Во всем мире они служат важными звеньями структуры рынка. Они должны активно внедряться и в российскую хозяйственную практику.
3. Особого внимания требуют специальные субъекты, действующие в сфере торгового оборота в качестве организаторов товарного рынка. Развитие таких субъектов - обязательное условие формирования структуры товарного рынка. Между тем в их деятельности наблюдаются значительные сложности.
Так, серьезнейшие проблемы имеются в правовом регулировании товарных бирж. Их организация и деятельность в настоящее время регламентируется законом РФ от 20.02.92 N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" и рядом других актов. Закон детально определяет порядок биржевых торгов, копируя зарубежные правила. Однако из-за серьезных просчетов в построении и организации деятельности российские товарные биржи являются таковыми лишь по названию.
Достаточно сравнить их основные характеристики.
Указанные различия показывают принципиальную противоположность зарубежных и отечественных бирж. По своей сущности российские "биржи" являются организациями мелкопартионной торговли различными товарами.
Российские биржи в принципе не способны осуществлять биржевые торги по стандартным контрактам, поскольку каждый продаваемый товар по виду, количеству и стоимости несопоставим с другим и требует индивидуальной выработки условий контракта. По причине разнородности и невзаимозаменяемости поступающих на торги товаров биржи не могут перейти на фьючерсную и опционную торговлю. Полностью исключено страхование (хеджирование) контрактов и ликвидация их через расчетную палату фирмы.
Главная функция биржи - формирование общественно обоснованных цен на товары в рыночных условиях. Биржа служит механизмом выявления соотношения спроса и предложения, определения общественно необходимых цен на основные сырьевые ресурсы и отсюда - на огромное количество производных и зависимых товаров.
В стране наблюдаются серьезные проблемы с ценообразованием на зерно, нефтепродукты, ряд других ресурсов. Диктат и сговоры монополистов позволяют обрушивать закупочные цены на зерно, понуждая производителей продавать его почти по себестоимости, а с другой стороны, - постоянно наращивать цены на горючее и химикаты для тех же сельхозпроизводителей.
Отсюда возникает стратегическая задача создания нескольких подлинных бирж, организующих торговлю массовыми сырьевыми товарами: лесом, металлом, зерном, углем и др.
В процессе лицензирования бирж должна быть обеспечена их строгая специализация на торговле определенным видом сырьевых ресурсов. Следует проверять соответствие принимаемых биржами правил проведения торгов требованиям закона, чтобы исключить превращение бирж в магазины оптовой торговли. Для каждой биржи требуется создание разветвленной сети брокерских организаций, позволяющих вовлечь в биржевые торги максимально широкий круг производителей, потребителей и торговцев соответствующими ресурсами. Без правовой поддержки и стимулирующих мер со стороны государства едва ли удастся создать в России биржи как инструменты рыночного формирования цен на соответствующие сырьевые товары, а следовательно, и построить нормальные рыночные отношения.
Серьезные правовые и организационные меры требуются для налаживания такого механизма организации товарного рынка, как оптовые ярмарки. Во всех развитых странах они используются как эффективное средство налаживания договорно-хозяйственных связей между изготовителями, потребителями и посредниками.
Постановлением Правительства РФ от 12.04.2000 N 328 "О Комиссии Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности"*(22) была создана в качестве координирующего органа Комиссия Правительства РФ. Основными задачами Комиссии названы координация действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций в данной области; разработка предложений о развитии выставочно-ярмарочной деятельности; содействие осуществлению принципов международной выставочно-ярмарочной деятельности.
Образование названной Комиссии оказалось явно недостаточной мерой. Так, не была выработана общегосударственная концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности. Не налажено составление координированных планов проведения ярмарок, позволяющих обеспечить согласованность этих мероприятий. В государственном бюджете не предусматривается выделение средств для участия российских предпринимателей (кроме оборонных отраслей) в важнейших международных ярмарках. Следовало бы предусмотреть регулярное проведение в России нескольких международных ярмарок для содействия продвижению отечественных товаров на зарубежные рынки.
Один из основных просчетов состоит в том, что до настоящего времени отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующие деятельность оптовых ярмарок и выставок.
Оптовые продовольственные рынки призваны выполнять важные задачи организации оптовой продажи продукции, производимой сельскохозяйственными организациями и фермерами, для магазинов, точек питания и других крупных потребителей. Кроме отличия по предмету, а это только сельскохозяйственная продукция, рынки отличаются от оптовых ярмарок тем, что работают постоянно, круглогодично.
В Федеральной программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.96 N 471*(23), признано необходимым создание оптовых продовольственных рынков. Отдельные правовые вопросы деятельности оптовых продовольственных рынков определяются Положением о межведомственной комиссии по регулированию продовольственного рынка, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.04.99 N 427*(24). Вместе с тем полноценная правовая основа организации и деятельности оптовых продовольственных рынков отсутствует. Этим в немалой степени обусловливается их крайне слабое развитие в России.
Опыт стран Европейского союза, США, Японии свидетельствует о том, что оптовые продовольственные рынки способствуют активизации обращения товаров, более полному удовлетворению запросов населения, сдерживают рост цен на продукты питания. Создание оптовых продовольственных рынков - это необходимый этап структурной перестройки каналов продвижения значительной части сельскохозяйственной продукции. Дальнейшее их развитие за рубежом идет по пути специализации оптовых рынков на продаже определенных видов товаров. Одновременно происходит установление прямых связей по поставкам продовольствия в супермаркеты и другим крупным потребителям. Сами оптовые рынки обрастают хранилищами, холодильниками, транспортным хозяйством и становятся в существенной степени центрами распределения продукции по заказам покупателей.
Важным сектором товарного рынка является осуществление поставок для государственных нужд. Порядок поставок регулируется ст. 525-534 ГК РФ, Федеральным законом от 13.12.92 N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"*(25) и рядом других законов. Кодексом и законами предусмотрено заключение контрактов на приобретение ресурсов для выполнения государственных программ. Программы различаются по уровням: федеральные и региональные. Они разнообразны по направлениям: удовлетворение нужд обороны, закладка в госрезерв, обеспечение здравоохранения, просвещения и иные цели.
Указом Президента РФ от 07.08.92 N 826 "О мерах по формированию федеральной контрактной системы" предусмотрено создание федеральной контрактной системы. Эта задача была возложена на федеральную корпорацию "Росконтракт". Кроме того, постановлением Правительства РФ от 26.09.97 N 1224 при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ было создано Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка.
К сожалению, названные органы не обеспечили решение своей главной задачи - формирование в стране контрактной системы поставок. Целостная, координированно работающая система поставок для госнужд в стране отсутствует.
Соответствующую организационную работу приходится осуществлять непосредственно государственным заказчикам, производящим закупки товаров для обеспечения публичных нужд.
На товарных рынках действуют и иные субъекты, способствующие организации оптовой торговли товарами. В качестве таковых следует рассматривать, например, организаторов коммерческих торгов. Организаторы коммерческих торгов, обычно проводимых в форме конкурсов и реже - аукционов, осуществляют деятельность по содействию реализации имущества, принадлежащего определенному лицу, либо по отбору более предпочтительного поставщика (покупателя) соответствующих товаров. Организаторами торгов обычно выступают специализированные организации, располагающие необходимыми помещениями и подготовленным персоналом.
Можно утверждать, что примитивное состояние структуры нашего товарного рынка во многом предопределяется недостатками правового регулирования. Не созданы условия для надлежащей деятельности товарных бирж, вообще не определены статус и задачи оптовых ярмарок, выставок товаров, оптовых продовольственных рынков и других организаторов торгового оборота.
Формирование структуры рынка во многом зависит от усилий региональных органов исполнительной власти. В соответствии с законодательством до 1993 г. крайисполкомы и облисполкомы были обязаны содействовать развитию торговых связей на своей территории; обеспечивать работу региональных ярмарок; развивать оптовую и фирменную торговлю; обеспечивать заключение торговых соглашений с другими республиками и областями о взаимном снабжении товарами и др. Эти задачи в той или иной степени выполнялись.
С изменением законодательства эти требования были упразднены, вообще исчезли правовые ориентиры для действий региональных органов по развитию товарного рынка. Между тем без правовой и организационной помощи государства сами по себе современные рыночные отношения возникнуть не могут. Мировой экономический опыт и 15-летний российский опыт однозначно свидетельствуют о вздорности суждений о рынке как о саморегулируемой системе, о "невидимой руке рынка", якобы самой устраняющей все несоответствия и затруднения в хозяйственной деятельности.
4. Наряду со структурными преобразованиями необходимо создание инфраструктуры товарного рынка. Инфраструктура переводится как то, что находится ниже, под структурой. Применительно к коммерческой сфере инфраструктура - это совокупность организаций, обеспечивающих нормальную деятельность изготовителей, торговых посредников и потребителей в процессе товарообращения. От уровня развития инфраструктуры во многом зависит дальнейшее совершенствование товародвижения в стране, становление национального товарного рынка.
Государство уделяет определенное внимание развитию рыночной инфраструктуры. Постановлением Правительства РФ от 15.06.98 N 593 одобрена Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков в Российской Федерации на 1998-2005 гг.*(26) В числе других мер названная Комплексная программа предусматривает разработку нормативных правовых актов по совершенствованию организации оптовой торговли, разработку методических документов по снабженческо-сбытовой и торговой деятельности и др.
Внутри инфраструктуры принято выделять несколько подсистем. Одна из них - подсистема складского хозяйства - в России пока неразвита: отсутствуют в необходимом количестве специализированные склады, оборудованные для хранения продовольственных и промышленных товаров. Лишь третья часть оптовых торговых и посреднических организаций располагает складскими помещениями, что резко ограничивает возможности совершения товарных операций.
Важная роль отводится транспортной подсистеме, обслуживающей продвижение товаров от изготовителей до потребителей. С ней непосредственно связаны организации, осуществляющие транспортно-экспедиционную деятельность. Особенности взаимоотношений по оказанию транспортно-экспедиционных услуг определяются Федеральным законом от 30.06.03 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".
В качестве самостоятельной выделяется подсистема тароупаковочной индустрии, значительно влияющая на конкурентоспособность товаров.
Одна из первоочередных проблем - создание подсистемы информационного обеспечения об изготовителях товаров, их производственных возможностях, о наличии запасов товаров, об имеющихся запросах покупателей, ценах на товары и др. Следует учитывать масштабность данной работы, ведь информация должна касаться 25-30 млн. наименований изделий и быть доступной нескольким миллионам пользователей.
Перед российским бизнесом стоит задача создать во всех регионах звенья, занимающиеся сбором, обработкой и передачей данных о ресурсах и спросе. По всей территории страны должны быть созданы информационно-коммерческие центры и бюро, ведущие такую работу, налажен взаимный обмен информацией, связи между ними и клиентами. Предоставление необходимой информации клиентам может осуществляться на постоянной договорной основе либо по разовым заказам.
Службы коммерческой информации могли бы создаваться при торгово-промышленных палатах, которые сейчас имеются в каждом регионе. Наряду с телекоммуникационной сетью важно развивать информационные печатные издания. В издаваемых бюллетенях должна даваться конкретная информация для изготовителей, оптовиков и потребителей, причем рассылаться она должна адресно. Подобные издания должны опираться на помощь государственных органов, торговых представительств за рубежом.
На Западе такая работа ведется весьма широко и разнообразно. Так, в печати освещается деятельность транснациональных дилерско-дистрибьюторских сетей. Сети создают на местах свои агентства; согласно публикациям, в них работает до 200 тыс. человек. Агентства заключают с организациями договоры на информационное, консультационное обслуживание, предоставление сведений о спросе на товар или о наличии товара, о финансовой надежности контрагентов. В них действует порядок, когда за привлечение каждого клиента агент получает проценты с вносимого клиентом вступительного взноса. Сети демонстрируют высокий эффект своей работы. По публикуемым данным, лишь за счет получения доступа к коммерческой информации мелкие и средние фирмы в течение полугода оказываются в состоянии в 10-15 раз увеличить объемы торговых операций.
Анализ законодательства о структуре рынка свидетельствует о серьезных просчетах в ее правовом регулировании. Многие важные вопросы пока не получают решения. Отставание законодательной базы, недостаточность государственной поддержки сдерживают развитие товарного рынка в России.
Дополнительная литература
1. Андреева Л.В. Коммерческое право России: проблемы правового регулирования. М., 2004.
2. Кулагин М.И. Избранные труды. М., 1997.
3. Петров П.В., Соломатин А.П. Экономика товарного обращения: Учебник для вузов. М., 2002.
4. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. М., 2000.
5. Сидорова Т.Э. Ярмарки и выставки-продажи как участники торгового оборота//Актуальные проблемы коммерческого права: Сборник статей. М., 2002.