Налоги, стимулы, теневая экономика
Можно с уверенностью сказать, что даже самая совершенная налоговая система будет "вызывать недовольство у плательщиков. Наверное, немало людей согласятся с необходимостью существования налоговой системы в принципе, но это не означает, что у них не будет критических замечаний в адрес налоговой политики своего государства, связанных с объемами, условиями исполнения налоговых обязательств. Жизнь показывает, что с этим как раз проблем нет. Профессиональным экономистам тоже легко будет найти предмет для полемики, если обратиться к теме налогов.
354 Раздел III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Важным условием эффективности фискальной системы является умеренность налоговых сборов, вводимых государством. Высокие налоговые ставки могут создавать ряд проблем.
Во-первых, они способны подорвать стимулы, заинтересованность домашних хозяйств и предприятий в повышении степени своей экономической активности. Так, государство должно очень взвешенно подходить к разработке прогрессивных ставок взимания подоходного налога: прогрессивный способ налогообложения, как известно, предполагает, что люди, по мере роста их доходов, переходят в категории плательщиков, для которых применяются более высокие налоговые ставки. Построение диапазонов в системе налогообложения, применяемые налоговые ставки не должны быть антистимулом, т. е. охлаждать стремление людей больше и лучше работать. Если же взять налог на прибыль предприятий, то здесь налоговое давление может быть антистимулом наращивания прибыли, расширения производства, повышения его эффективности.
Во-вторых, может случиться так, что государство, применив более высокие ставки налогов, получит меньший доход от налоговых поступлений. Зависимость, которая существует между значениями налоговых ставок и объемом поступлений государства, показана на рис. 22.1.
На графике видно, что только до определенного значения (точка А) рост налоговых ставок может приносить большие доходы государству,
Глава 22. Налоговая система и ее функции 355
после прохождения этого уровня налоговые поступления государства могут только снижаться. Уменьшение налоговых доходов государства — результат реакции экономических субъектов на чрезмерные налоговые притязания государства. Происходит спад экономической активности ввиду невыгодности ее поддержания на прежнем уровне. Поэтому государство должно всегда сдерживать свои налоговые аппетиты, проводить взвешенную налоговую политику.
В-третьих, высокие налоги могут стимулировать процесс утаивания доходов плательщиками. Припрятывание доходов является одним из элементов теневой экономики. Теневая экономика — это экономическая деятельность, связанная с производством и обменом товаров и услуг, не получающая законной регистрации или учета. Деньги, заработанные в теневой экономике, не отражаются в соответствующих документах и не облагаются налогом. Такие действия являются незаконными. Примерами припрятывания доходов может быть работа мастера по ремонту автомобилей или телевизионного мастера, которые часть денег, полученных от своих клиентов за услуги, не показывают в финансовых документах, или работа преподавателя в роли репетитора, или услуги парикмахера, которые он оказывает у себя на дому и т. д. Эти доходы утаиваются от налогообложения и государство недополучает в бюджет какую-то сумму денег. Если же государство намерено сделать определенные расходы, а планируемых налоговых сборов недостаточно, и оно принимает решение увеличить налоговые ставки, то тогда "законопослушным" плательщикам придется взять на себя дополнительное бремя отчислений в пользу государства.
Теневая сфера существует в экономике любой страны. Так, например, американские экономисты полагают, что в США теневая экономика составляет от 5 до 15 % валового национального продукта. Масштабы теневой экономики в Украине пока не получили более-менее точных количественных оценок. Из периодически появляющихся заявлений экономистов и государственных деятелей можно сделать вывод, что они в несколько раз больше, чем в США. Следует также заметить, что эти масштабы изменяются. Так, в условиях экономического кризиса сфера теневой экономики, очевидно, расширяется: с одной стороны, люди более активно ищут дополнительные доходы, а с другой, — государство менее действенно контролирует законность хозяйственной деятельности, в самой структуре государства усиливается коррупция, взяточничество. В процветающей экономике увереннее чувствует себя государство, субъекты хозяйствования видят перед собой перспективу, что снижает интерес к поиску сделок, доход от которых можно утаить от налогообложения.
356 Раздел III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
22.3