Условия предпринимательской деятельности
Предпринимательство имеет многовековую историю. Но это не означает, что ему обеспечено автоматическое воспроизводство. Для появления этого общественного феномена, а тем более для превращения его в основную организационную форму производства, необходимы определенные условия, среди которых целесообразно выделить следующие:
1. Наличие соответствующих имущественных прав на условия и результаты производства. Как видно из рис. 9.1, предприниматель обязательно должен быть собственником произведенного продукта и дохода, полученного в результате его реализации. Только при этих условиях возникает должная заинтересованность для осуществления предпринимательской деятельности.
Что же касается ресурсов, то здесь возможны варианты. Эти факторы производства могут быть собственностью предпринимателя, а могут быть получены им в пользование на основе различного рода договоров: аренда, лизинг и др. Сегодня абсолютное большинство предпринимательских структур сочетают использование как собственных, так и привлеченных средств.
Глава 9. Предпринимательство 135
2. Определенная экономическая, правовая и политическая среда. Формальное признание имущественных прав на условия и результаты производства может уживаться с другими правовыми нормами, регулирующими экономическую жизнь общества, но не обеспечивающими на деле достаточной степени экономической самостоятельности для предпринимательской деятельности. Конечно, абсолютной свободы в распоряжении своим имуществом собственник не имеет никогда (обратимся еще раз к главе 5, где речь шла о потенциальных и реальных правах собственника). Но различного рода ограничения, формирующие экономическую среду, должны обеспечивать достаточный "коридор свободы". Для предпринимателя это выражается в получении достаточной самостоятельности при:
■ выборе вида хозяйственной деятельности;
■ определении потребителей товаров и поставщиков ресурсов;
■ определении цен;
■ распоряжении полученным доходом.
Если, к примеру, устанавливаются очень высокие налоги на прибыль или жестко регламентируются цены, предписывается, что производить и кому поставлять, регламентируется, какая доля прибыли должна использоваться на потребление, а какая реинвестироваться, т. е. возвращаться в производство, то в такой экономической среде трудно рассчитывать на высокую предпринимательскую активность.
Создание благоприятной для предпринимательства среды предполагает наличие определенных правовых гарантий со стороны государства. Это означает:
■ юридическую защиту прав предпринимателя, возмещение убытков, причиненных ему действиями, нарушающими эти права;
■ государственный арбитраж как способ разрешения спорных экономических ситуаций;
■ законодательное обеспечение свободы конкуренции, защиты потребителей от проявления недобросовестной конкуренции и монополизма, а также обеспечение других необходимых гарантий предпринимательской деятельности.
Для нормального развития предпринимательства необходима благожелательно настроенная политическая среда. Приход к власти политических сил, настроенных антипредпринимательски, может изменить как правовую, так и экономическую среду в негативном для предпринимательства направлении.
3. Полная экономическая ответственность за результаты деятельности. Отрицательными результатами предпринимательской деятельности могут быть:
136 Раздел II. СИСТЕМА РЫНКА
■ убыточность, т. е. превышение расходов над доходами;
■ существенная потеря имущества;
■ банкротство (признание полной неплатежеспособности).
Они вызываются разными причинами, в том числе и непредсказуемыми (действие природных сил, политические и военные конфликты и т. п.). Но как считает один из лидеров американского менеджмента Ли Якокка, есть только три причины банкротства фирмы: первая — плохое управление; вторая — плохое управление; третья — плохое управление.
Предприниматель — это как раз то конкретное лицо, которое принимает на себя бремя ответственности, риск, неизбежный в предпринимательской деятельности. Делить ответственность и риск предпринимателю не с кем. Такое положение обязывает к постоянному самоконтролю экономической деятельности, требует напряженно искать пути повышения ее эффективности, проявлять изобретательность, гибкость и др.
4. Этика предпринимательства. Остановимся здесь только на экономической стороне этого вопроса. Возьмемся утверждать: этика предпринимательства является одним из факторов его доходности или прибыльности.
Какие же морально-этические нормы утверждаются в среде предпринимателей на цивилизованных рынках и каково их влияние на экономические результаты предпринимательства?
Обязательность. Она формируется первоначально жесткой экономической ответственностью за обязательство, оформленное документально. Однако со временем главным гарантом соблюдения даже устных соглашений становится стремление сохранить "имидж", образ обязательного партнера. Потеря этого образа грозит обернуться разрывом устоявшихся связей, что крайне отрицательно скажется на делах и карьере предпринимателя. Поэтому не удивительно, что, например, на большинстве бирж брокер сначала исполняет устное распоряжение клиента (условия торгов требуют мгновенной реакции на ситуацию), которое после оформляется документально.
Честное соперничество. Конечно, понятие "честность" в различных рыночных структурах не совпадает. Однако нечестное поведение всегда имеет своим последствием потерю партнеров и клиентов, что отрицательно сказывается на финансовых результатах бизнеса.
Общая высокая культура и образованность. Больше шансов преуспеть — у человека, способного мыслить глубоко и масштабно, а для этого необходима осведомленность в достаточно широкой области знаний. Более того, от предпринимателя требуется "опережающее мышление", т. е. позволяющее прогнозировать развитие ситуации, принимать упреждающие решения.
Глава 9. Предпринимательство 137
Контактность, умение общаться с людьми, заинтересовать их, мобилизовать на достижение поставленных целей. Предприниматель достигнет не многого, если взвалит всю работу на себя. Необходимо добиться того, чтобы привлеченные им работники вкладывали не только свой труд, но и свое творчество в организованное дело.
В 90-х годах нынешнего столетия страны с переходной экономикой болезненно переживают очень трудный период реставрации свободного предпринимательства. После примерно шестидесятилетнего забвения частное предпринимательство получило право на жизнь. Начальный этап трансформации экономики принес множество примеров "дикого" предпринимательства: нечестность, алчность, сговоры, легкость выдачи обещаний и такую же легкость их несоблюдения, преступность и другое. В первые ряды предпринимателей пришли люди далеко не с самыми высокими моральными, культурными и образовательными качествами. В определенной степени это напоминает период развития предпринимательства XIX века, получившего название "дикого капитализма". Но дальнейший опыт экономического развития показал, что вхождение рынка в цивилизованные рамки, формирование смешанной экономики современного типа резко сужают шансы на серьезный успех предпринимателей с низкими морально-этическими и образовательными качествами.
Как и в природе, в рыночной среде существует своеобразный внутренний "естественный отбор". Есть в современной экономике и влиятельный "санитар", который выметает нечистоплотных предпринимателей, — это конкуренция. Лишь предприниматели, соблюдающие определенные морально-этические, не говоря уже о правовых, нормы поведения, выживают и преуспевают. Конечно, в "нижнем" слое предпринимателей встречаются самые разные типы поведения, но рыночные возможности таких субъектов обычно небольшие.