Условия функционирования и классификация
РЫНКОВ
Условия функционирования рынка
Действие законов спроса и предложения, других экономических закономерностей происходит только в определенных условиях. Их наличие является предпосылкой для того, чтобы экономические субъекты закономерно реагировали на соответствующие факторы. Например, в начале 90-х годов в Украине можно было наблюдать "неправильную" реакцию производителей на повышение цен — происходило не увеличение объемов производства, как того казалось бы следовало ожидать, а их снижение, и при заключении сделок купли-продажи субъекты руководствовались в целом ряде случаев не максимизацией выгоды, а совершенно другими критериями. Конечно, такое поведение было связано со многими причинами. Одна из них, и может самая главная — абсолютное преобладание среди производителей государственных предприятий, включенных в хозяйственную систему таким образом, что не создавались мотивации для адекватного рыночного реагирования.
Поэтому первое условие функционирования рынка — наличие свободных предпринимателей. Для того чтобы экономический субъект выступал на рынке как свободный предприниматель, он, по меньшей мере, должен:
Глава 8. Рынок и механизм достижения равновесия 125
а) обладать самостоятельностью в распоряжении условиями и результатами производства;
б) нести полную экономическую ответственность за результаты своей деятельности.
В главе 2 мы отметили, что предпринимательство — это основная форма организации экономических сил. Выяснению сущности предпринимательства, его функций, условий и видов специально посвящена глава 9.
Второе условие функционирования рынка, о котором неоднократно упоминалось выше, — конкуренция. Она является предпосылкой эффективной работы рыночной ценовой системы. Отсутствие или существенное ограничение конкуренции деформирует рыночный механизм взаимодействия — продавцам и покупателям начинают поступать искаженные сигналы. Нарушенный порядок обмена отрицательно сказывается на функционировании всей экономической системы. Исторический опыт показал, что внутри самой рыночной системы формируются предпосылки для ограничения или даже устранения конкуренции. Рыночный механизм не в состоянии перебороть эту тенденцию. В современных условиях ему на помощь приходит государство. Более глубокому анализу этих вопросов посвящена глава 10.
Классификация рынков
Лучшему пониманию сущности рыночных отношений способствует классификация рынков. Ее можно провести по следующим признакам (рис. 8.5.):
а) по географическому фактору. Можно говорить о рынке внутреннем, когда отношения обмена осуществляются контрагентом на территории своей страны, и внешнем, когда он действует на территории другого государства. В свою очередь, внутренний рынок можно подразделить на ряд региональных рынков;
б) по объектам купли-продажи. Уже говорилось о рынке ресурсов и рынке конечных товаров. Специального объяснения требует отнесение к рынку ресурсов денежных средств. Хотя деньги, как отмечалось ранее, и не представляют собой особого вида ресурса, но в силу своей специфики они легко трансформируются в любой из видов ресурсов. Покупая деньги (получая кредит), экономический субъект расширяет свои возможности в получении действительных ресурсов. Поэтому здесь, на наш взгляд, допустима некоторая нестрогость в определении ресурсов;
в) по соотношению спроса и предложения. Рынок стремится к достижению равновесия спроса и предложения. Когда рыночная цена устанавливается на уровне цены равновесия (точка А на рис. 8.2) и
126 Раздел II. СИСТЕМА РЫНКА
Глава 8. Рынок и механизм достижения равновесия 127
количество спрашиваемого товара совпадает с количеством предлагаемого, такое состояние можно назвать сбалансированным рынком. Однако нетрудно заметить, что такое положение складывается далеко не всегда. Рыночная цена чаще не соответствует цене равновесия, хотя и стремится к ней, и тогда величины спроса и предложения не совпадают. Если спрос меньше предложения, то мы имеем дело с перенасыщенным рынком, когда же спрос больше предложения — с дефицитным.
г) по конкурентности. В зависимости от состояния конкуренции принято выделять рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции(подробнее см главу 10)
Можно говорить также о рынке, где в контакт вступают непосредственный производитель и конечный потребитель товара. Но такие контакты сейчас относительно редкостны. Современный рынок — это, как правило, посреднический рынок. Обычно в обмене активно проявляют себя посредники, специализирующиеся на доведении товара до конечных потребителей. Их деятельность должна повысить эффективность обмена. Поэтому для лучшего функционирования рынка необходимы определенные институты, обеспечивающие связь между указанными контрагентами. Иными словами, нужна инфраструктура рынка. Ее обычно формируют банки, брокерские фирмы, инвестиционные компании, биржи, службы занятости и т. п.
128 Раздел II. СИСТЕМА РЫНКА
В заключение отметим, что рынок можно представить в виде некоторого механизма, состоящего из определенных блоков и элементов, роль многих из которых мы постарались в этой и предыдущих главах объяснить. Структура этого механизма представлена на рис. 8.6.
8.4