Субъекты инвестиционных отношений

Главным субъектом инвестиционных отношений*(764), независимо от вида рынка, на котором осуществляются инвестиции, является инвестор. В действующем законодательстве отсутствует легальное определение инвестора, раскрытие этой категории осуществляется через понятие инвестиционной деятельности.

Инвесторы - это участники инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение определенных ценностей в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях достижения экономической или иной выгоды. Возникает интересный вопрос о соотношении категорий "инвестор" и "предприниматель". Понятно, что каждый предприниматель, развивающий бизнес, вкладывает в дело свои, заемные или привлеченные средства и, соответственно, в определенных правоотношениях выступает как инвестор. Но далеко не каждый инвестор должен быть предпринимателем, иначе, например, приобретатель акции или иной ценной бумаги должен был бы регистрироваться в качестве предпринимателя. Большинство специалистов склоняются именно к такой точке зрения*(765).

Следует отметить, что и действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по кругу лиц, способных быть инвесторами. Так, согласно Закону об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические, юридические лица, а также объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица. К числу таких объединений принадлежат, например, консорциумы, специально создаваемые для осуществления крупномасштабного строительства. Среди юридических лиц можно выделить коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы, органы местного самоуправления. Имея ряд особенностей, все названные группы инвесторов, выступая в качестве субъектов инвестиционных правоотношений, обладают правовым статусом, в значительной степени определяемым видом инвестиционных вложений и соответственно рынком, на котором они осуществляют инвестиции. Так, права, обязанности, гарантии и ответственность инвесторов, осуществляющих прямые инвестиции в форме капитальных вложений, регулируются Законом об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, а осуществляющих портфельные инвестиции в ценные бумаги - Законами о рынке ценных бумаг, об акционерных обществах и др. Принципиальным подходом к регулированию правового положения инвесторов является обеспечение равных прав и гарантий, возложение равной ответственности на всех инвесторов, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Инвесторы, осуществляющие капитальные вложения, имеют, в частности, равные права на самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений; владение, пользование и распоряжение объектами и результатами капитальных вложений; передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты другим лицам; осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения; объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений.

Права инвестора, осуществляющего портфельные инвестиции, определяются ценными бумагами, которыми он владеет. Так, например, обыкновенная акция удостоверяет имущественные права (на получение дохода в виде дивиденда, на ликвидационную квоту) и неимущественные права (на участие в управлении, на получение информации о деятельности общества).

Обязанности инвесторов, осуществляющих капитальные вложения, также закреплены на законодательном уровне и заключаются, в частности, в соблюдении стандартов (норм и правил); исполнении законных требований, предъявляемых компетентными государственными органами и их должностными лицами; в использовании средств по целевому назначению. Обязанности портфельного инвестора зависят от категории и количества принадлежащих ему ценных бумаг и заключаются, например, в обязанности испросить предварительное согласие у органов Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на приобретение свыше 20% голосующих акций (ст.18 Закона о конкуренции на товарном рынке) или уведомить акционерное общество с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 1000 о намерении приобрести самостоятельно или совместно с аффилированными лицами более 30% размещенных обыкновенных акций этого общества (п.1 ст.80 Закона об АО).

Гарантии инвесторов - важнейшая составная часть их правового статуса. Стабильность инвестиционного климата во многом определяется уровнем предоставляемых инвесторам гарантий. Основными гарантиями для всех категорий инвесторов является обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, защита инвестиций, в том числе от национализации и реквизиции (за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а при реквизиции - при наличии надлежащей компенсации), предоставление права на обжалование в суд действий государственных органов, организаций, должностных лиц, ущемляющих права инвесторов.

Для законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность, характерна так называемая стабилизационная (или "дедушкина") оговорка, защищающая инвестора от изменений законодательства в ходе реализации инвестиционного проекта, ограничивающих его права. Такие оговорки имеются, например, в Законах об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений (п.2, 3 ст.15), об иностранных инвестициях в РФ (ст.9), о соглашениях о разделе продукции (ст.17). Так, если при реализации приоритетного инвестиционного проекта, осуществляемого в форме капитальных вложений, изменяются федеральные законы и иные правовые акты, приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность инвестора или устанавливающие режим запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений, такие законы и правовые акты не применяются к инвестору в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования проекта при условии, что товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, используются инвестором по целевому назначению для реализации приоритетного инвестиционного проекта.

Лица, осуществляющие инвестиционную деятельность в Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с приоритетно действующими международными договорами или законодательством РФ.

Наряду с инвесторами участниками инвестиционных отношений в зависимости от их специфики могут быть заказчики, подрядчики, пользователи - при осуществлении капитальных вложений, эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг - при осуществлении портфельных инвестиций.

Особым правовым статусом в инвестиционных отношениях, безусловно, обладает государство, которое, с одной стороны, может выступать непосредственно как инвестор, а с другой стороны - как носитель властных полномочий. Правовое регулирование участия государства в инвестиционной деятельности осуществляется, в частности, Федеральным законом "О Бюджете развития Российской Федерации", Указом Президента РФ "О частных инвестициях в Российской Федерации", а также многочисленными постановлениями Правительства, принятыми в этой сфере.

Основным источником инвестиционной деятельности государства является Бюджет развития, являющийся составной частью федерального бюджета, формируемой в составе капитальных расходов федерального бюджета и используемой для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Объем денежных средств, направляемых в Бюджет развития, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на финансовый год. Расходование средств Бюджета развития по сути определяет способы непосредственного участия государства в инвестиционной деятельности:

кредитование отобранных на конкурсах инвестиционных проектов, обеспеченных собственными средствами инвестора и иными источниками финансовых ресурсов в дополнение к бюджетным средствам;

прямые инвестиции в имущество коммерческих организаций, осуществляющих инвестиционные проекты, при соответствующем увеличении доли государства в уставных капиталах этих организаций;

предоставление инвесторам государственных гарантий в виде поручительства Правительства РФ под заемные средства для реализации инвестиционных проектов*(766).

Использование денежных средств Бюджета развития на финансирование инвестиционных проектов осуществляется исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности. Государственные гарантии предоставляются также на конкурсной основе. Условиями победы в конкурсе могут быть:

более высокий (относительно других инвестиционных проектов) уровень отдачи в федеральный бюджет, рассчитываемый как показатель бюджетной эффективности, определяемый отношением суммы дисконтированной величины налоговых поступлений и обязательных платежей к размеру государственной гарантии (п.8 Порядка предоставления государственных гарантий);

наличие у заемщика собственных денежных средств в размере не менее 20% полного объема финансирования инвестиционного проекта, а по крупным проектам (не более 50 млн долларов США) - не менее 10% указанного объема;

диверсификация риска государства с частным капиталом, выражающаяся в присутствии частных соинвесторов, кредиторов, а также в наличии у инвестора собственных средств, не покрытых государственной гарантией.

Таким образом, на законодательном уровне устанавливаются принципы, способствующие повышению ответственности частного инвестора и эффективности использования бюджетных средств.

Государство как носитель властных полномочий может оказывать воздействие на инвестиционную активность, осуществляя правовое регулирование различных сфер предпринимательской деятельности, в том числе финансовой, банковской, налоговой. Ряд новелл в Налоговом кодексе РФ напрямую касаются реализации инвестиционной политики государства.

С 1 января 1999 г. коммерческие организации могут воспользоваться инвестиционным налоговым кредитом, который представляет собой отсрочку уплаты налога на прибыль, а также региональных и местных налогов на срок от одного года до пяти лет с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (ст.66 НК РФ). Проценты за пользование инвестиционным налоговым кредитом устанавливаются в размере не менее и не более ставки рефинансирования ЦБ РФ. Налоговые платежи организации вследствие предоставления инвестиционного налогового кредита могут быть уменьшены в каждом отчетном периоде не более чем на 50% платежей по соответствующему налогу. Сумма кредита при техническом перевооружении может составлять 30% стоимости приобретенного организацией оборудования.

Основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита могут быть, в частности, проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или технического перевооружения собственного производства; осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья и материалов.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль в части, поступающей в федеральный бюджет, принимают федеральные органы исполнительной власти; в части, поступающей в бюджет субъекта РФ, - финансовые органы этого государственного образования в части, поступающей в муниципальное образование, - органы местного самоуправления. Принятое решение оформляется договором об инвестиционном налоговом кредите, заключаемым между налогоплательщиком и уполномоченным органом.

§ 3. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме
капитальных вложений

Капитальные вложения - наиболее урегулированный действующим законодательством вид инвестиций.

Капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря, проектно-изыскательские работы. Главным критерием, отличающим капитальные вложения от других видов инвестиций, является направление вложения - в основной капитал (основные фонды).

Рассмотрим соотношение созвучных категорий: "капитальные вложения" и "капитальное строительство". Капитальные вложения и капитальное строительство взаимосвязаны. Капитальные вложения являются источником для осуществления капитального строительства. Капитальное строительство, являясь одной из основных форм расширенного воспроизводства основных фондов, представляет собой важнейшую сферу капитальных вложений. Однако это понятие значительно уже, чем инвестиции в основной капитал, включающие наряду со строительством и расширением предприятий также реконструкцию, техническое перевооружение основных фондов, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря, проектно-изыскательские работы.

Объектами капитальных вложений являются различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, находящиеся в частной, государственной или смешанной собственности. Таким образом, объектом капитальных вложений может быть как движимое, так и недвижимое имущество, в том числе незавершенное строительство. Отдельные виды имущества, например ценные бумаги, имущественные права, исходя из своей правовой природы, не могут быть объектами капитальных вложений.

Перечень субъектов инвестиционной деятельности, приводимый в Законе об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, является открытым. К их числу Закон относит инвесторов, заказчиков, подрядчиков, пользователей объектов капитальных вложений.

Инвестор - главный участник инвестиционных отношений; он определяет направления вложения инвестиций, принимает решение относительно организационных форм инвестирования: проводит торги или на иных началах привлекает заказчиков, проектировщиков, подрядчиков, поставщиков; разрабатывает существенные условия предпринимательских договоров, регулирующих процесс строительства. Только инвестор имеет право на распоряжение созданными в результате капитальных вложений объектами. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица, а также субъекты предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала.

Заказчики - уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов. Заказчики не вправе вмешиваться в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено соответствующими договорами. Заказчиками могут быть сами инвесторы. В случаях, когда заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах тех полномочий, которые указаны в инвестиционном договоре, связывающем заказчика с инвестором.

Обязанности заказчика определяются направлением капитальных вложений и, соответственно, регулирующим их предпринимательским договором. Так, заказчик по договору строительного подряда обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, в том числе своевременно предоставить для строительства земельный участок, необходимые для осуществления работ здания и сооружения, обеспечить транспортировку грузов в адрес подрядчика, временную подводку инженерных сетей, осуществить иные действия, предусмотренные договором, а также принять результат работ и уплатить обусловленную цену.

Подрядчики - физические и юридические лица, выполняющие работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками. В договорах строительного подряда весьма часто на стороне исполнителя выступает генеральный подрядчик, который отвечает перед заказчиком за строительство объекта в полном объеме в соответствии с условиями договора, проектом, строительными нормами и правилами. Генеральный подрядчик привлекает к исполнению отдельных видов работ или для строительства отдельных объектов субподрядные строительные, монтажные и иные специализированные организации.

Пользователи объектов капитальных вложений - это те, для которых создаются указанные объекты, в том числе физические и юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, организации и граждане, международные объединения и организации. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть сами инвесторы. Вообще следует отметить, что субъекты инвестиционной деятельности, если иное не установлено договором (государственным контрактом), вправе совмещать функции двух и более субъектов.

Активным субъектом инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, является государство в лице органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, возможно в двух формах:

посредством создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;

путем прямого участия государства в инвестиционной деятельности.

Первая из перечисленных форм, заключающаяся в создании благоприятного инвестиционного климата, осуществляется государством, в частности, в результате совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования субъектами предпринимательской деятельности амортизационных отчислений; защиты интересов инвесторов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству РФ льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами и пр.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, производится, в частности, в виде:

разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Федерации;

формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;

предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам и их прямое финансирование за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития РФ), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением.

Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, производятся в соответствии с законодательством РФ в порядке, предусмотренном для федеральных целевых программ. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, образуют региональные инвестиционные программы. Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации при реализации соответствующих инвестиционных проектов производится государственными заказчиками путем проведения конкурсов в соответствии с законодательством РФ.

Участие муниципальных образований в инвестиционной деятельности аналогично государственному и отличается характерной для них компетенцией и регионом осуществления инвестиционных программ (ст.19 Закона об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений).

Рассматривая вопрос о правовых формах реализации инвестиционной деятельности, следует отметить, что несмотря на то что договор строительного подряда (ст.740-757 ГК РФ) при осуществлении капитальных вложений остается основным связующим звеном между заказчиком и подрядчиком, в современной жизни все большее значение приобретают инвестиционные договоры, выводящие на первый план фигуру инвестора. И это понятно, поскольку именно потребность инвестора в создании или модернизации объекта инициирует все последующие действия (поиск заказчика, выбор подрядчика, заключение и исполнение строительного подряда); только инвестор обеспечивает строительство необходимыми ресурсами.

В правовой литературе и предпринимательской практике нет единогласия в понимании сущности инвестиционного договора. Отдельные специалисты выделяют его как одну из форм реализации инвестиционной деятельности наряду с учредительными договорами, договорами на участие в строительстве, соглашениями о разделе продукции*(767). Другие объединяют этим понятием различные договорные формы, связанные с инвестированием, включая соглашения о разделе продукции, и даже публично-правовые договоры, например межправительственные инвестиционные соглашения о взаимном поощрении и защите капиталовложений*(768).

Следует отметить, что понятие "инвестиционный договор" отсутствует в законодательстве, поэтому и трактуется в литературе в различных значениях, зачастую и в собирательном смысле - как определенная группа договоров, опосредующих инвестиционные вложения. Так, к числу инвестиционных договоров традиционно относят договор инвестирования строительства или договор долевого участия в строительстве, в соответствии с которым инвестор финансирует строительство объекта недвижимости или его части, застройщик осуществляет строительство, а после сдачи объекта в эксплуатацию передает предусмотренный договором объект (часть объекта) инвестору*(769).

Детализация взаимоотношений участников инвестиционного процесса может достигаться путем заключения инвестиционных договоров на конкурсных условиях (на торгах) при предоставлении объектов недвижимости с целью последующего инвестирования в них. Обширная практика заключения инвестиционных договоров на торгах имеется в крупных промышленно-развитых центрах, например, в городах Москве и Санкт-Петербурге.

Инвестиционным договором признается также предварительный договор, одним из условий которого является обязательство заключить в будущем основной договор - о передаче объекта в собственность инвестора на условиях, предусмотренных предварительным договором.

Инвестиционный договор может представлять собой комплексный договор, сочетающий черты организационного договора, определяющего основы взаимоотношений субъектов инвестиционной деятельности: инвестора, заказчика, подрядчика, пользователя объекта, и основного договора, содержащего обязательства сторон по реализации инвестиционного проекта.

Именно в смысле комплексного договора понятие "инвестиционный договор" употребляется в узком значении как "собственно инвестиционный договор", а не собирательное понятие, объединяющее несколько групп договоров.

Отсутствие единой методологии в классификации договоров как инвестиционных, а главное - отсутствие надлежащего (детального и последовательного) правового регулирования в сфере капитальных вложений, способствует правовой незащищенности инвестора, увеличивает риск неполучения желаемого результата инвестирования, что оказывает негативное влияние на привлекательность инвестиций в эту сферу. Понятно, что такая ситуация должна быть как можно скорее преодолена.

Подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, опосредующие капитальные вложения, финансируемые за счет средств бюджета Российской Федерации или субъекта Федерации, и предназначенные для удовлетворения государственных нужд, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд. Особенностью этого договора является субъектный состав: на стороне заказчика здесь выступает государственный заказчик в лице уполномоченного государственного органа (ст.763 ГК РФ).

Капитальные вложения могут оформляться договорами лизинга, а при пользовании недрами - также соглашениями о разделе продукции*(770).

И здесь возникает интересный вопрос о соотношении понятий "вид" и "форма" инвестиционной деятельности. Очевидным представляется, на наш взгляд, неудачность формулировки названия Федерального закона "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме (курсив мой. - И.Ш.) капитальных вложений". Исходя из Закона, капитальные вложения - это форма инвестиционной деятельности, в то время как по сути они являются видом инвестиционной деятельности, который может осуществляться путем заключения и исполнения различных предпринимательских договоров - инвестиционных, на капитальное строительство, лизинга и др. В то же время Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" определяет лизинговую деятельность как вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг. Налицо нечеткость позиции законодателя в определении важнейших категорий инвестиционных отношений.

Лизинговые инвестиции

Лизинг как вид инвестиционной деятельности появился в начале 1950-х гг. в США, а с 1960-х гг. - в странах Западной Европы. Его возникновение обусловлено потребностью в инвестициях в условиях научно-технического прогресса и невозможностью их полного удовлетворения за счет собственных и кредитных ресурсов. В настоящее время лизинг получил довольно широкое распространение в странах с развитой рыночной экономикой. Так, в Японии на условиях лизинга финансируется до 25% общего объема инвестиций, в Европе доля лизинговых операций составляет 15%*(771). В России лизинговые сделки стали осуществляться с 1990-х годов и пока не заняли сколько-нибудь серьезных позиций в общем объеме инвестиционных вложений. По данным Минэкономразвития РФ, лизинг составляет 0,2% от всех инвестиций в основной капитал России*(772). По прогнозам специалистов, предполагается рост лизинговых форм инвестиционной деятельности и в нашей стране. Такой прогноз представляется вполне вероятным, поскольку лизинг предоставляет предпринимателям возможность получить в пользование и в последующем в собственность на условиях рассрочки оплаты, без обременения собственного имущества залогом самые современные машины, станки, другое оборудование. Лизинговые операции дают возможность получить и использовать основные фонды задолго до момента их полной оплаты. Важно отметить, что в принятой Правительством РФ Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)*(773) в числе основных механизмов реализации структурной политики названо "расширение использования финансового лизинга", включая участие государства в капитале лизинговых компаний.

Так что же такое лизинг*(774)? "Понятие "лизинг", - пишет В.В. Витрянский, - как в законодательстве, так и в научной литературе используется как многоаспектное понятие, имеющее различные значения.

Данным понятием нередко обозначаются: один из видов предпринимательской деятельности; особая форма инвестирования или кредитования; совокупность всех отношений (комплекс отношений), связанных с лизинговыми операциями, включая отношения, складывающиеся при выдаче займов лизингодателю и обеспечении исполнения последним заемных обязательств; совокупность операций, совершаемых лизингодателем по приобретению лизингового имущества; наконец, сделка, совершаемая непосредственно между лизингодателем и лизингополучателем"*(775). Нельзя не согласиться с мнением ученого, что такое многовариантное употребление одного и того же понятия не способствует четкости правового регулирования соответствующих отношений.

Федеральный закон "О лизинге" с изменениями, внесенными 29 января 2002 г.*(776), определяет лизинг как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе с приобретением предмета лизинга. Указанный Закон содержит также понятие "лизинговая деятельность", под которой понимает вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг (ст.2). Именно в аспекте инвестиционной деятельности будет рассмотрен лизинг в данном параграфе.

Лизинговые отношения оформляются договором финансовой аренды (лизинга), согласно которому арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.

Правовое регулирование лизинга осуществляется § 6 гл.34 ГК РФ, Законом о финансовой аренде (лизинге), а международного лизинга - Конвенцией УНИДРУА "О международном финансовом лизинге"*(777).

Правила Конвенции применяются к договорам лизинга, стороны которых имеют места своей деятельности в разных государствах, а сама сделка связана со странами-участницами хотя бы по одному из следующих признаков:

местом деятельности сторон договора лизинга или продавца соответствующего оборудования являются участники Конвенции;

договоры лизинга и поставки подчиняются праву государства, подписавшего Конвенцию (п.1 ст.3 Конвенции).

Определение приоритетности применения к лизинговым отношениям перечисленных нормативных актов имеет существенное значение в связи с противоречивостью отдельных позиций этих нормативных актов. Правилом является то, что к отношениям внутреннего лизинга приоритетно применяются нормы ГК РФ как законодательного акта высшей иерархии (п.2 ст.3 ГК РФ), а к международному лизингу - нормы Конвенции УНИДРУА (п.2 ст.7 ГК РФ).

Гражданский кодекс РФ, как следует из места расположения параграфа о лизинге в главе, регулирующей аренду имущества, относит лизинг к разновидности договора аренды, именуемой финансовой арендой. Договор лизинга отличают следующие существенные черты.

Во-первых, в системе лизинга помимо лизингодателя и лизингополучателя в качестве обязательного лица выступает также продавец имущества, передаваемого в финансовую аренду. Во-вторых, лизингодатель на момент заключения договора еще не является собственником лизингового имущества, а лишь принимает на себя обязательство приобрести его у конкретного лица. В-третьих, лизингополучатель не просто получает имущество во владение и пользование, но и указывает лизингодателю, у кого и что именно тот должен приобрести. В виде диспозитивной нормы Закон предусматривает, что выбор продавца и приобретаемого имущества может осуществляться лизингодателем.

В научной доктрине при наличии единообразного подхода к тому, что под лизингом понимается весь комплекс лизинговых отношений и составляющие лизинг сделки купли-продажи и аренды не являются вполне самостоятельными, ибо закрепленные ими взаимные права и обязанности сторон возникают у всех трех участников лизинга и ни одна из этих сделок немыслима в отрыве от другой, существуют различные точки зрения по вопросу правовой природы и квалификации лизинговых договоров. Согласно взглядам одних авторов, получившим законодательное закрепление в ГК РФ, договор лизинга - вид договора аренды, обладающий определенными квалифицирующими признаками, позволяющими как отличать его от иных видов договора аренды, так и выделять в отдельный вид. Такой точки зрения придерживается, в частности, В.В. Витрянский, который пишет: "Суть этих различий состоит в том, что предмет договора лизинга несколько шире предмета договора аренды за счет действий арендодателя (лизингодателя) по заключению с продавцом договора купли-продажи лизингового имущества. Но данное обстоятельство как раз и характерно для взаимоотношений вида и рода, когда отдельный вид договора образуется за счет расширения его предмета путем включения в его состав дополнительных действий обязанных сторон"*(778). Указанный автор считает, что договор купли-продажи лизингового имущества конструируется по модели договора в пользу третьего лица*(779). Другие специалисты полагают, что в отличие от договора аренды договор лизинга представляет собой не двустороннюю, а трех- или многостороннюю сделку. "Признание настоящего факта, - считает И.А. Решетник, - способствовало бы оптимизации юридической конструкции договора лизинга и в конечном счете целям наиболее эффективного регулирования лизинговых отношений сообразно потребностям каждого их участника"*(780). Возражая против приведенной точки зрения, А.А. Иванов пишет: "При всей простоте данной концепции у нее есть и слабые моменты. Отношения между арендодателем и арендатором, с одной стороны, и арендодателем и продавцом арендованного имущества - с другой, урегулированы так, как в классических двусторонних (синаллагматических) договорах. Участники этих договоров не имеют ни одного права или обязанности, которые бы принадлежали одновременно каждому из них, что как раз и характеризует многостороннюю сделку"*(781). Имеется также точка зрения, согласно которой договор лизинга является самостоятельным типом договорных обязательств. "История" с лизингом, - полагает Е.А. Суханов, - напоминает историю с договором перевозки, который характеризовался русскими цивилистами дореволюционного периода, например Г.Ф.Шершеневичем лишь как "набор" элементов пяти известных договоров (подряд, хранение, комиссия и т.д.)"*(782). Аналогичной точки зрения придерживается В.С. Ем, считающий, что попытки определить юридическую природу лизинга с помощью уже известных правовых институтов аренды, продажи в рассрочку, займа, поручения и т.п. неизбежно приводят к тому, что какая-то часть отношений участников лизинговой сделки остается без должной правовой квалификации, так как содержит признаки, не присущие этим институтам*(783).

Последняя позиция представляется наиболее оптимальной с точки зрения обеспечения эффективного правового регулирования лизинга как вида инвестиционной и предпринимательской деятельности. Действительно, договор лизинга интегрирует разнородные по своей природе элементы, среди которых можно выделять черты отношений арендного типа, купли-продажи, договоров об оказании юридических и фактических услуг. Вместе с тем сочетание в договоре лизинга элементов известных законодательству договорных конструкций сформировало особые качества и признаки, которые характеризуют специфическую правовую сущность этого договора*(784). Мы согласны с точкой зрения авторов, отстаивающих вывод об объективно сложившихся предпосылках выделения договора лизинга в качестве самостоятельного правового института.

Приведенные научные дискуссии подтверждают объективные процессы развития лизинговых форм инвестиционной деятельности в России.

Субъектами лизинга являются:

Наши рекомендации