Основные нормативные акты. Конституция Российской Федерации - ст.8, 34, 37, 55, 74
Конституция Российской Федерации - ст.8, 34, 37, 55, 74.
Гражданский кодекс РФ - ст.1, 2, 18, 23, 51, 57, 59, 61, 66, 173, 301, 395, 401, 475, 1065.
Уголовный кодекс РФ - ст.171.
Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Закон РСФСР от 7 декабря 1991 г. N 2000-I "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и о порядке их регистрации".
Федеральный закон РФ от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
Федеральный закон РФ от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденное Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" (с изм. от 29 августа 2001 г.) // СЗ РФ. 1994. N 11. Ст.1194; 2001. N 36. Ст.3543.
Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ".
§ 1. Право на занятие предпринимательской деятельностью: основания
возникновения и способы осуществления этого права
Занятие предпринимательской деятельностью является выражением свободы предпринимательства как одного из основных прав и фундаментальных свобод человека и гражданина. Конституция РФ предоставляет каждому гражданину право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст.34 Конституции РФ). Таким образом, свободное осуществление предпринимательской деятельности является элементом конституционного принципа экономической свободы (подробнее см. § 1 гл.2).
Осуществление предпринимательства является также результатом реализации более общего права граждан на труд, т.е. права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст.37 Конституции РФ).
Принцип свободы предпринимательства означает, что каждый гражданин вправе выбирать любой способ осуществления экономической деятельности. Например, он может стать наемным работником, предоставляя в пользование предпринимателю свою рабочую силу и не принимая на себя риска и ответственности за экономические результаты своего труда. Гражданин может также осуществлять предпринимательскую деятельность, получив статус индивидуального предпринимателя, или через участие в коммерческой организации. В этом случае на нем лежит позитивная ответственность, т.е. он должен понимать, что будет осуществлять указанную деятельность на свой риск и самостоятельно отвечать за результаты своих действий. Закон не запрещает гражданину работать в качестве наемного работника и одновременно осуществлять предпринимательскую деятельность, однако на договорной основе может быть установлено ограничение на участие или работу гражданина применительно к конкурирующим субъектам предпринимательства в целях исключения конфликта интересов. Гражданин, будучи как наемным работником, так и предпринимателем, вправе сделать выбор сферы экономики, рода деятельности и профессии. Однако этот выбор зависит прежде всего от наличия специальных знаний в той или иной области общественного производства.
Право на занятие предпринимательством, обусловленное экономической свободой, включает в себя несколько элементов, охватывающих свободу выбора сферы, вида и формы предпринимательской деятельности. Среди сфер деятельности различаются производство, коммерция (торговля) или предоставление услуг. Гражданин может также специализироваться по любому виду деятельности, включая банковскую, страховую, биржевую деятельность, производство определенного вида продукции и т.д. Гражданин свободен самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность как в индивидуальном порядке без образования юридического лица (в качестве индивидуального предпринимателя), так и путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или кооперативе, т.е. объединяясь с другими людьми на основе создания коммерческой организации для осуществления коллективного предпринимательства. При создании коммерческой организации гражданин вправе самостоятельно или совместно с иными гражданами и юридическими лицами выбрать ту организационно-правовую форму организации из указанных в законе, которая наилучшим образом подходит для ведения определенного вида бизнеса и достижения целей учредителей.
Законом может быть ограничена форма осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности. Например, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "Об аудиторской деятельности"*(162) устанавливает, что аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества (ст.4). Закон о банках предусматривает создание кредитной организации только в форме хозяйственного общества.
Правовые условия для начала осуществления предпринимательской деятельности. Естественно-правовой характер принципа свободы предпринимательства означает признание обществом естественной потребности человека в реализации своих экономических интересов, связанных с получением личных доходов, обеспечением материальной базы для реализации собственных идей предпринимателя, достижения иных общественно значимых целей, связанных в конечном счете с обеспечением общего блага.
Однако свобода предпринимательства может быть ограничена законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции (ст.55, 74 Конституции РФ, ст.1 ГК РФ). К числу таких ограничений относятся, в частности, предварительные условия для начала предпринимательской деятельности: наличие у гражданина или коммерческой организации гражданской правосубъектности, государственная регистрация субъектов предпринимательства и получение специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности или отдельных действий в рамках предпринимательства.
В случае осуществления предпринимательской деятельности гражданином без регистрации, либо без лицензии (если получение лицензии обязательно), либо с нарушением условий лицензирования эта деятельность считается незаконным предпринимательством, гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности, если в результате такой деятельности причинен крупный ущерб иным лицам или государству или получен доход в крупном размере (ст.171 УК РФ).
Право на занятие предпринимательской деятельностью является составляющей частью правоспособности гражданина (ст.18 ГК РФ). Правоспособность - это возможность иметь гражданские права и нести обязанности. Гражданское право содержит также категорию дееспособности, означающую, что способностью своими действиями осуществлять гражданские права и исполнять обязанности обладает только дееспособный гражданин. Следовательно, только дееспособный гражданин может самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность.
До принятия Закона о регистрации юридических лиц существовало общее положение о том, что правоспособность, дееспособность (а следовательно, правосубъектность) коммерческой организации возникает с момента окончания государственной регистрации, т.е. со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п.2. ст.51 ГК). Законом установлено, что с этого момента юридическое лицо считается созданным. Таким образом, процедура государственной регистрации, включая внесение записи в реестр юридических лиц, является сложным юридическим актом создания коммерческой организации.
Однако следует отметить, что такая позиция законодателя не согласуется с принципом свободы предпринимательства, который означает, что создание коммерческой организации может быть только делом учредителей, действующих в рамках частных отношений (даже если учредителями являются не только частные лица, но и государство в лице органов власти). Государственная регистрация и внесение в реестр являются лишь подтверждением факта сбора необходимой информации для защиты общественных интересов, а не условием для начала совершения сделок от имени уже созданного юридического лица. Не случайно закон допускает возможность совершения сделок от имени акционерного общества до его регистрации (п.2 ст.98 ГК РФ), хотя при этом учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по таким обязательствам. Общество впоследствии может принять на себя ответственность по обязательствам учредителей, но только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.
Государственная регистрация. Требование государственной регистрации распространяется как на коммерческую организацию, так и на гражданина (ст.23 и 51 ГК РФ). Государственная регистрация необходима для ведения учета предпринимателей, контроля за их деятельностью и обеспечения интересов их кредиторов. Законодательство о государственной регистрации коммерческих организаций состоит из ГК РФ, Закона о государственной регистрации юридических лиц и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных актов (например, форма заявления о регистрации, утверждаемая Правительством РФ). Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Законом о регистрационном сборе и специальным разделом Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации". В целом можно отметить, что государственная регистрация указанных субъектов предпринимательства регулируется только на федеральном уровне.
Регистрирующим органом является Министерство РФ по налогам и сборам*(163). Органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления должны передать регистрирующему органу все регистрационные дела о ранее зарегистрированных юридических лицах.
При создании коммерческой организации государственная регистрация осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа коммерческой организации на основании решения о создании (в форме единоличного решения, протокола учредительного собрания и/или договора о создании*(164)), учредительных документов и заявления о регистрации. Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 дней с момента представления указанных документов и уплаты государственной пошлины.
Такая процедура государственной регистрации представляет собой максимально либерализированный вариант явочно-нормативного способа создания юридического лица, олицетворяющий собой не только отказ от концепции регистрации как акта разрешения со стороны государства, предоставляющего частным лицам право заниматься предпринимательством и получения субъектом права статуса предпринимателя (в силу принципа экономической свободы), но и практически полное устранение вмешательства государства в процесс регистрации. Акт государственной регистрации означает, таким образом, не делегирование частным лицам полномочий по занятию бизнесом, а лишь факт внесения определенных сведений о коммерческой организации в государственный реестр.
В пользу данного вывода свидетельствует содержание заявления о регистрации, приведенное в ст.12 Закона о регистрации юридических лиц. Так, в указанном заявлении, поданном от имени регистрируемой коммерческой организации, должны содержаться заверения регистрирующему органу по трем пунктам, гарантирующие, что:
1) учредительные документы соответствуют требованиям законодательства;
2) сведения, содержащиеся в представленных на регистрацию документах, достоверны;
3) соблюден установленный законодательством порядок учреждения коммерческой организации (включая вопросы оплаты уставного капитала и согласования с уполномоченными органами власти*(165)).
Таким образом, Закон о регистрации юридических лиц освобождает регистрирующий орган от необходимости проверять факты соответствия учредительных документов требованиям законодательства и соблюдения учредителями установленного порядка регистрации. Следовательно, и отказ в регистрации в соответствии со ст.23 указанного Закона возможен лишь в случае непредставления необходимых документов. В соответствии с этой позицией законодателя ст.51 ГК РФ в новой редакции от 21 марта 2002 г.*(166) уже не указывает, как раньше, на то, что нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации. Принцип законности, лежавший в основе указанной нормы ГК, предполагал экспертизу учредительных документов и проверку порядка создания коммерческой организации со стороны регистрирующего органа. Законность означала контроль со стороны регистрирующего органа за соблюдением законодательства при создании предприятия. Таким образом, коммерческая организация считалась созданной законно, а ее учредительные документы - соответствующими законодательству, только если это было подтверждено регистрирующим органом, который выполнял функцию гаранта законности. Сейчас эта функция по указанным причинам снята с регистрирующего органа. Закон о регистрации юридических лиц не исключает принципа законности, а лишь возлагает обязанность по его соблюдению на этапе регистрации при создании коммерческой организации на ее учредителей, а не на регистрирующий орган.
Изменившаяся концепция правового содержания государственной регистрации не отменяет, однако, принцип последующего контроля за соблюдением принципа законности. Так, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации коммерческой организации в случае нарушения при создании организации требований нормативных актов, носящих неустранимый характер, или в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных правовых актов (п.2 ст.25 названного Закона и п.2 ст.61 ГК РФ).
Несмотря на положение о возможности отказа в регистрации в случае нарушения порядка образования коммерческой организации (п.1 ст.51 ГК РФ) как важного элемента принципа законности судебная практика пошла по пути признания недействительной уже совершенной регистрации юридического лица. В связи с этим, как следствие принятия такого рода судебных решений, на практике возник вопрос о действительности сделок, заключенных от имени такого лица. Данный вопрос имеет важное значение для кредиторов такого лица, которым было отказано в исполнении обязательств по мотивам признания недействительности государственной регистрации. Возникающие разногласия между кредиторами и должниками были разрешены Президиумом ВАС РФ, который указал, что правоспособность юридического лица прекращается только в случае завершения его ликвидации, т.е. с момента внесения об этом записи в государственный реестр (п.3 ст.49, п.2 ст.51, п.8 ст.63 ГК РФ). Следовательно, признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной*(167).
Данный вывод суда, правильный по сути, основан, однако, на формальном основании - отсутствии записи в реестре, хотя существует и более важная причина, имеющая концептуальный характер: признание недействительной регистрации не прекращает существования юридического лица, созданного учредителями. Регистрация необходима как требование защиты общих (публичных) интересов, но не как акт рождения частного субъекта права и возникновения его правосубъектности. Запись в реестре о ликвидации коммерческой организации есть последний акт, завершающий процедуру ликвидации. Однако решение о ликвидации принимается значительно ранее, в связи с чем необходимо запретить совершение любых сделок предпринимательского характера и иных сделок, не связанных с процедурой ликвидации, с момента принятия такого решения или с момента, когда такое решение должно быть принято (достижение целей организации, истечение срока, отрицательное значение стоимости чистых активов - см. ст.99 ГК РФ). Данный запрет позволит установить дополнительное препятствие для вывода активов коммерческой организации, подлежащей ликвидации.
Регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного места жительства (регистрации). Статус индивидуального предпринимателя подтверждается выданным свидетельством о регистрации и записью в реестре. Гражданину может быть отказано в регистрации, если он изъявляет желание заниматься деятельностью, запрещенной законом.
Несмотря на то что любой гражданин обладает общей правоспособностью для занятия любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом, свидетельство о регистрации содержит указание на конкретный ее вид, разрешенный для индивидуального предпринимателя, что означает наделение гражданина, по сути, специальной правоспособностью при его регистрации в качестве частного предпринимателя.
Вместе с тем если гражданин занимается деятельностью предпринимательского характера, не указанной в свидетельстве о регистрации, или не зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, он не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что не является предпринимателем, как на основание невыполнения своих обязательств и с целью избежать ответственности. В этом случае суд может применить к таким сделкам нормы гражданского права, касающиеся предпринимательской деятельности (п.4 ст.23 ГК РФ). Таким образом, гражданин независимо от регистрации в качестве индивидуального предпринимателя всегда в рамках общей правоспособности остается обладателем права заниматься предпринимательской деятельностью.
Существует требование о двойной регистрации для начала осуществления деятельности в форме хозяйственного товарищества, поскольку полными товарищами могут быть только индивидуальные предприниматели или коммерческие организации (ст.66, 82 ГК РФ). Это означает, что гражданину и его партнерам сначала придется создать коммерческие организации или зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, а уже затем зарегистрировать полное товарищество.
Государственный реестр призван обеспечивать достижение основных целей государственной регистрации коммерческих организаций и других юридических лиц - ведение учета предпринимателей и обеспечение выполнения обязательств коммерческой организации и ее участников перед ее кредиторами. Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом и содержит сведения о юридическом лице и его учредительные документы. Сведения, содержащиеся в реестре, делятся на следующие категории:
основные реквизиты коммерческой организации (фирменное наименование, адрес, размер уставного капитала, идентификационный номер налогоплательщика);
сведения о правовом статусе коммерческой организации (отражение фактов создания, реорганизации и ликвидации; способ образования и прекращения, организационно-правовая форма; сведения о полученных лицензиях);
сведения об учредителях;
сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени коммерческой организации (например, лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа общества, кооператива, унитарного предприятия, или лицо, которому поручено ведение дел товарищества).
Все вышеназванные сведения позволяют кредиторам и заинтересованным органам власти установить связь с коммерческой организацией, определить полномочия лиц на подписание сделок, привлечь к ответственности коммерческую организацию или ее учредителей. Достоверность сведений обеспечивается самой коммерческой организацией, которая несет ответственность за своевременное сообщение регистрирующему органу указанных выше сведений при их изменении*(168).
Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений*(169), в соответствии с которыми государственный реестр состоит из книг учета государственной регистрации, отдельных листов записей реестра, содержащих перечисленные выше сведения о юридическом лице, и регистрационных дел, содержащих все документы, подаваемые при регистрации, и листы записей реестра. Информация из реестра предоставляется в форме выписок из реестра, копий документов из регистрационного дела и справок об отсутствии запрашиваемой информации (если сведения о лице в реестре отсутствуют).
Некоторые виды деятельности, перечень которых должен содержаться только в законе, могут осуществляться предпринимателями исключительно на основании специального разрешения (лицензии). Лицензия представляет собой разрешение (право) на осуществление предпринимателем определенного вида деятельности на указанных в ней условиях. Лицензируемые виды деятельности обычно требуют специальных знаний, являются сверхприбыльными, направлены на обеспечение общественных интересов в сфере обороны страны, производства военной техники, коммунального хозяйства или они требуют более тщательного контроля со стороны государства в целях защиты интересов граждан. Лицензирование может быть установлено как в отношении собственно предпринимательской деятельности, носящей продолжительный характер (нотариальная деятельность), так и отдельных операций в рамках одного вида деятельности (страхование).
Под лицензированием понимается деятельность государства в лице лицензирующих органов по выдаче, приостановлению или аннулированию лицензий, а также по осуществлению надзора за соблюдением их условий. Некоторые виды деятельности, подлежащие лицензированию, перечислены в ст.17 Закона о лицензировании. В указанный перечень включены те из них, которые относятся к авиационной и медицинской технике, шифровальным средствам, электронным цифровым подписям, средствам защиты и получения конфиденциальной информации, вооружению и военной технике, опасным производственным объектам, взрывчатым материалам, нефтегазовой, фармацевтической промышленности, перевозкам и транспорту, инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, аудиторской и иным видам деятельности.
Другие виды деятельности, в частности, такие, как биржевая, банковская, нотариальная, страховая, телекоммуникационная, внешнеэкономическая, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, регулируются другими федеральными законами. Однако учитывая, что лицензирование является существенной мерой ограничения свободы предпринимательства, было бы более справедливым в одном законе изложить общие принципы и требования к процедуре лицензирования. Например, ст.4 Закона о лицензировании устанавливает следующие критерии отнесения видов деятельности к лицензируемым: виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Данные критерии можно с полной уверенностью отнести и к тем указанным выше видам деятельности, которые лицензируются на основе специальных законов.
Основными принципами осуществления лицензирования в соответствии с Законом о лицензировании являются:
обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
гласность и открытость лицензирования;
соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Условия лицензии включают прежде всего количественные показатели, технические параметры, временные, территориальные и иные границы осуществления лицензируемого вида деятельности. Другие условия могут относиться к самому предпринимателю и содержать перечень полномочий, составляющих его компетенцию по осуществлению лицензируемого вида деятельности. В отношении некоторых видов деятельности, требующих специальных знаний (например, банковская деятельность, деятельность на рынке ценных бумаг), индивидуальный предприниматель или работники коммерческой организации должны иметь соответствующую квалификацию или пройти аттестацию в организациях, уполномоченных лицензирующим органом, что является дополнительным условием получения лицензии.
Иногда закон требует, чтобы при осуществлении лицензируемого вида деятельности предприниматель не занимался какой-либо другой деятельностью (например, банковская деятельность, ведение реестра ценных бумаг). Такой вид деятельности становится исключительным для одного субъекта предпринимательства.
Лицензия выдается обычно сроком на пять лет. Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Аннулирование лицензии производится в судебном порядке на основании обращения лицензирующего органа, если в установленный срок (до шести месяцев) лицензиат не устранил нарушения, указанные лицензирующим органом, а также если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства. Лицензирующий орган вправе также аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.
При реорганизации коммерческой организации законодательство не предусматривает возможности переоформления лицензии на новое юридическое лицо, возникшее в результате реорганизации. Отсутствие данного положения является серьезным препятствием для реструктуризации компаний, так часто встречающейся в рыночной экономике. Исключение составляет Закон РФ от 23 февраля 1992 г. "О недрах" (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 г.)*(170), который допускает переход права пользования участками недр и переоформление лицензий на пользование участками недр в случае реорганизации пользователя недр, при условии, что другое юридическое лицо намерено продолжать деятельность реорганизуемого лица, будет отвечать требованиям, предъявляемым к пользователям недр, а также будет иметь квалифицированных специалистов, необходимые финансовые и технические средства для безопасного проведения работ. Кроме этого, переход права пользования недрами допускается при создании дочернего общества (в котором основное общество должно владеть не менее 50% уставного капитала) путем учреждения и внесения в уставный капитал этого общества имущества основного общества, находящегося в пределах лицензируемой территории (ст.17.1).
Иногда органы власти устанавливают неправомерные требования по получению предпринимателями дополнительных видов разрешений для начала осуществления ими предпринимательской деятельности в областях экономики, не предусмотренных федеральными законами о лицензировании. Так, Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ законодательные акты Республики Мордовия, содержащие требования по аттестации хозяйствующих субъектов в сфере торговли товарами народного потребления. Суд пришел к выводу, что аттестация, соответствующая целям и порядку проведения лицензирования, по сути, закрепляет скрытую форму лицензирования всей торговой деятельности на территории Республики Мордовия и расширяет перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию*(171).