Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности

Предпринимательское право регулирует деятельность различных субъектов, вовлеченных в сферу предпринимательской деятельности, причем не все из них подлежат государственной регистрации или лицензированию. Субъектом предпринимательской деятельности является любое лицо, деятельность которого прямо или косвенно направлена на получение предпринимательского дохода и правовой статус которого регулируется предпринимательским правом. Таким образом, круг таких лиц чрезвычайно широк.

Субъекты предпринимательства различаются в зависимости от роли, выполняемой каждым из них в экономике. Наиболее распространенными являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Они играют наиболее важную роль в объединении и использовании капитала и иных видов материальных ресурсов. Именно поэтому они в соответствии с законом подлежат государственной регистрации, обладают гражданской правосубъектностью и самостоятельно от своего имени выступают в экономическом обороте. К коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст.50 ГК РФ).

Хозяйственные общества обладают самой сложной корпоративной структурой, включающей несколько уровней управления (общее собрание акционеров или участников, совет директоров, исполнительные органы, рядовые менеджеры). При этом лица, входящие в различные органы управления, могут иметь совершенно различные и даже противоречащие друг другу интересы. Это порождает постоянные конфликты внутри обществ, что приводит к непрекращающемуся перераспределению полномочий между указанными органами управления. Отчасти это объясняется различными стратегическими целями, которые ставят перед собой собственники (акционеры, участники) и некоторые управленцы (члены исполнительного органа или совета директоров), разными мерами их достижения в силу многообразия подходов к развитию предпринимательской деятельности (поглощение других компаний, увеличение капитализации и рост рыночной стоимости акций, регулярная выплата дивидендов, повышение эффективности капиталовложений). Проблема гармонизации корпоративного управления является, таким образом, самой острой и актуальной в сфере корпоративного права.

Более сложные отношения корпоративного управления возникают в рамках вертикально интегрированных объединений предпринимателей, а точнее - холдингов. Принципы субординации, власти и подчинения являются неотъемлемым элементом содержания взаимоотношений между холдинговой компанией и ее зависимыми обществами. В отличие от вертикально интегрированных холдингов, для горизонтальных объединений предпринимателей характерно соблюдение принципов координации в силу формального равенства входящих в объединение субъектов. Встречается использование как принципа координации, так и субординации в рамках одного объединения. Чем выше уровень объединения капиталов, тем сложнее корпоративная структура управления.

Надо отметить, что к субъектам предпринимательства можно отнести любого гражданина, который даже без регистрации оказывает услуги, производит товары, выполняет работы или использует иным образом свое имущество самостоятельно и на постоянной основе в целях получения дохода, поскольку суд может применить к сделкам такого лица правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п.4 ст.23 ГК РФ).

Вместе с тем существуют и такие субъекты предпринимательской деятельности (некоммерческие организации), основная задача которых - ведение нехозяйственной, некоммерческой деятельности. Для достижения своих целей они могут заниматься предпринимательством, но правосубъектность таких лиц строго ограничена целями, ради которых они созданы (п.3 ст.50 ГК). Предпринимательские интересы таких организаций обычно ограничены лишь более полным использованием принадлежащей им собственности и получением дохода, поскольку они не заинтересованы в расширении производства, максимизации чистой прибыли или увеличении доли своего товара на рынке, что характерно для коммерческих организаций. Если некоммерческая организация начинает проявлять указанные интересы, она должна быть ликвидирована в силу осуществления деятельности, противоречащей своим уставным целям.

К следующей категории субъектов предпринимательства необходимо отнести граждан, непосредственно осуществляющих предпринимательские функции. Ими являются члены органов управления коммерческих организаций и другие менеджеры компаний. Как правило, эти субъекты предпринимательства осуществляют использование экономических ресурсов в целях получения прибыли и, следовательно, они непосредственно участвуют в предпринимательской деятельности. Их права и обязанности в рамках предпринимательских отношений также регулируются правом. Например, права, обязанности и ответственность членов совета директоров и единоличного исполнительного органа акционерного общества регулируются соответствующими нормами Закона об АО.

К иным субъектами предпринимательства можно также отнести:

1) филиалы, представительства и иные структурные подразделения коммерческих организаций;

2) производственно-хозяйственные комплексы (финансово-промышленные группы (ФПГ), холдинги), простые товарищества и иные объединения предпринимателей без образования юридического лица)*(172).

Хотя наемные работники не занимаются непосредственно предпринимательской деятельностью, их труд имеет очевидное экономическое содержание и оказывает опосредованное влияние на результаты указанной деятельности. В странах континентального права работники активно участвуют в управлении предприятиями (в частности, являются членами наблюдательных советов Германии). В странах англо-американской правовой традиции широко распространена система акционирования работников, особенно управленческих кадров.

Филиалы как обособленные подразделения осуществляют часть функций или все функции коммерческой организации по месту своего нахождения, поэтому зачастую результаты их деятельности и эффективность работы оцениваются как консолидированно (вместе с результатами работы всей организации), так и отдельно от иных подразделений. Представительства представляют и защищают интересы коммерческой организации за пределами нахождения ее органов управления. Сам факт открытия представительства уже свидетельствует о постоянстве и долгосрочности интересов организации в месте нахождения представительства.

Предпринимательские объединения занимают особое место среди этой категории лиц, поскольку они обеспечивают концентрацию капитала и его использование в одних интересах, консолидированных на горизонтальной основе путем заключения гражданско-правового договора (характерно для простых товариществ и некоторых ФПГ) или на вертикальной основе вследствие преобладающего участия одного лица в капитале других лиц (к таким объединениям относятся холдинги, отношения между участниками которых строятся по принципу основное - дочернее общество). В последнем случае это приводит к возникновению отношений экономического контроля, субординации и подчинения между внешне независимыми юридическими лицами*(173).

К субъектам предпринимательства следует также отнести лиц, являющихся частью инфраструктуры рынка и участвующих в создании иных (правовых, политических, организационных) условий функционирования экономики. Ими являются, в частности, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, хедж-фонды, саморегулируемые организации и иные объединения предпринимателей, органы власти и местного самоуправления.

§ 3. Права и обязанности предпринимателя
и их юридическое закрепление

В силу объективной необходимости вмешательства в экономику государство устанавливает права и обязанности каждого субъекта предпринимательской деятельности. Совокупность прав и обязанностей образует правовой статус предпринимателя. Права и обязанности предпринимателей составляют содержание предпринимательских отношений, которое является многогранным по своей природе и находится в сфере как публичных, так и частных интересов.

Право предпринимателя представляет собой выражение и конкретизацию в правовых нормах принципа свободы предпринимательства. Это необходимо в целях защиты интересов предпринимателя при осуществлении им своей деятельности. Содержание субъективного права состоит из совокупности следующих правомочий: (1) право совершать собственные действия; (2) право требовать исполнения обязанностей и обязательств другими лицами в интересах предпринимателя; (3) возможность защиты предпринимателем своих интересов.

Как видно, установление в норме закона какого-либо права предпринимателя одновременно ограничивает экономическую свободу других лиц. Этим самым норма закона прямо содержит или предполагает наличие требования к другим лицам воздерживаться от совершения действий, препятствующих реализации права предпринимателя, или, наоборот, возлагает на других лиц обязанность совершения действий, необходимых для реализации такого права. Например, установление в законе права участников хозяйственного товарищества или общества принимать участие в распределении прибыли (ст.67 ГК РФ) предполагает обязательное рассмотрение вопроса о распределении прибыли и убытков на годовом общем собрании акционеров акционерного общества. Отсутствие этого вопроса в повестке дня собрания является нарушением права на распределение прибыли.

Обязанность предпринимателя, в отличие от его субъективного права, представляет собой меру ограничения его экономической свободы. В рамках предпринимательской деятельности обязанность предпринимателя представляет собой условие правомерности его поведения, которое устанавливается с помощью правовых требований или правовых запретов. Правовые требования указывают, какие действия предприниматель должен совершить в интересах какого-либо лица, либо группы лиц, либо государства в целом. Правовые запреты устанавливают пределы осуществления предпринимателем своих прав и обязывают его воздерживаться от совершения тех или иных действий. Например, кредитным организациям запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (ст.5 Закона о банках).

Установление в нормах права обязанности предпринимателя не должно быть произвольным, а должно быть направлено на защиту конкретных интересов других лиц. С позиции конституционных основ регулирования экономики обязанности предпринимателя приводят к ограничению свободы предпринимательства и должны быть обусловлены необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды (ч.3 ст.55 Конституции РФ, п.2 и 3 ст.1 ГК РФ). Указанные цели призваны защитить имеющие важное значение публичные (общественные) интересы, имеющие связь с конкретными частными интересами граждан.

Кроме того, новые требования, предъявляемые к предпринимателю, не должны иметь обратной силы. Установление правовых требований и запретов по отношению к предпринимателям является, по сути, ограничением их конституционных прав и свобод. В данном случае особенно важно, чтобы нормы закона, ограничивающие права предпринимателей, соответствовали указанным выше конституционным критериям.

Огромная роль в оценке соответствия ограничений прав предпринимателей таким критериям принадлежит Конституционному Суду РФ, который посредством выработки правовых позиций выявляет смысл и содержание конституционных норм и принципов, касающихся экономических отношений и, в частности, пределов ограничения экономических прав и свобод гражданина. В частности, Конституционный Суд РФ в п.3 постановления от 15 июля 1999 г. N 11-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и Законов РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции"*(174) установил недопустимость чрезмерных ограничений конституционных прав, в том числе права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, указав при этом, что ограничение прав и свобод возможно, только если оно соразмерно целям, прямо указанным в Конституции РФ. Руководствуясь этими положениями и другими конституционными принципами, Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения вышеуказанных законов о применении к предпринимателям одновременно нескольких мер ответственности, таких как штраф в размере сокрытого или заниженного дохода, штраф за отсутствие учета объекта налогообложения или за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, а также пени в случае задержки уплаты налога за каждый день просрочки платежа.

Виды прав предпринимателей. Содержание прав предпринимателя в основном определяется такими экономическими свободами гражданина, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, которые определяют соответствующие права предпринимателей (ст.8 Конституции РФ).

Каждому предпринимателю в соответствии с общеправовым принципом равенства должны быть предоставлены равные возможности для ведения предпринимательской деятельности и одинаковое правовое положение по сравнению с другими предпринимателями вне зависимости от места регистрации или нахождения.

Каждый предприниматель имеет право для осуществления своей деятельности требовать создания такой правовой среды, такого законодательства, которое бы обеспечивало соблюдение указанных принципов рыночной экономики, и, следовательно, он имеет право пресекать применение таких актов и таких действий органов государственной власти и местного самоуправления, которые приводили бы к нарушению или ограничению экономических принципов. Государство должно обеспечить для предпринимателей единую систему правового регулирования, форм и методов защиты предпринимательской деятельности в области гражданского, налогового, административного и других областей права, регулирующих или затрагивающих предпринимательскую деятельность (имеется в виду, в частности, единство стандартов безопасности и качества товаров и услуг, статистики, сертификации товаров и услуг, лицензирования).

Предприниматели вправе реализовывать свои товары и услуги на всей территории России, в любом субъекте Российской Федерации. Ни органы государства и местного самоуправления, ни другие хозяйствующие субъекты не вправе ограничить или запретить доступ предпринимателей к своим территориальным рынкам. Летом 1999 г. многие главы администраций центральных областей России своими распоряжениями запретили производителям сельскохозяйственной продукции вывозить и продавать зерно за пределы области (одновременно закупая зерно по заниженным ценам), что явилось прямым нарушением прав предпринимателей*(175).

Индивидуальные предприниматели вправе избирать любое место жительства, а учредители коммерческой организации - выбирать любое место нахождения создаваемого ими юридического лица.

Свобода экономической деятельности означает также, что каждый предприниматель имеет право самостоятельно и независимо устанавливать цены на свои товары и услуги (исключение составляют естественные монополии, уровень цен на продукцию и услуги которых регулирует государство) в соответствии со складывающимся в рамках свободной конкуренции спросом на аналогичные товары или услуги, направления своей деятельности, свою собственную маркетинговую, производственную, финансовую и корпоративную политику и, наконец, получать прибыль от своей деятельности.

Коммерческие организации вправе осуществлять любые виды деятельности, при этом предмет и цели их деятельности должны быть определены в учредительных документах организации только в предусмотренных законом случаях. Если в учредительных документах коммерческой организации учредители добровольно указали исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми вправе заниматься организация, даже если это и не требовалось законом, такая организация не вправе заниматься иными видами деятельности до внесения соответствующих изменений в учредительные документы и их регистрации в установленном порядке (п.18 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 от 1 июля 1996 г.

Законодательное закрепление частной собственности означает право предпринимателей иметь на праве собственности имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности, включая землю, иные природные ресурсы, денежные средства, здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы.

Свобода конкуренции означает, что каждый предприниматель должен иметь возможность доступа к любому рынку того или иного товара наравне с другими предпринимателями.

Конечно, указанные права, как и лежащие в их основе экономические принципы, не являются абсолютными. Они, в свою очередь, могут быть ограничены федеральным законом для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст.74 Конституции РФ, ст.1 ГК РФ). В настоящее время признается необходимость вмешательства государства в экономику, главное, чтобы степень вмешательства оставалась на уровне, не доходящем до ликвидации стимулов для ведения и развития предпринимательской деятельности. С помощью правовых, организационных и иных мер, предоставления льгот и преимуществ государство должно стимулировать появление новых предпринимателей во всех сферах производства.

Как субъекты гражданско-правовых отношений, предприниматели осуществляют все права и исполняют все обязанности, предусмотренные гражданским законодательством в отношении всех субъектов гражданских правоотношений вообще и предпринимателей в частности. Так, в соответствии с нормами об общей правоспособности субъектов гражданского права предприниматели могут иметь имущество на праве собственности, иные имущественные и неимущественные права, создавать юридические лица, совершать любые, не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, обладать правами авторов произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности.

Таким образом, предприниматель должен иметь право в своих целях пользоваться различными видами ресурсов, принадлежащих на праве собственности другим лицам, включая государство. Наиболее оптимальное использование и комбинирование таких ресурсов и составляет экономическую сущность предпринимательской деятельности. Поэтому ведение предпринимательской деятельности без них невозможно. К таким ресурсам следует отнести:

природные ресурсы;

капитал в виде вкладов учредителей, займов и кредитов, производственных фондов, ценных бумаг и иных финансовых активов;

рабочую силу (что означает использование труда, знаний, опыта и квалификации наемных работников);

информацию (которая может способствовать развитию бизнеса и получению прибыли: от результатов интеллектуальной деятельности до геологической информации о недрах).

Становясь участником предпринимательских отношений, обладая правом собственности, совершая сделки, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности, предприниматель приобретает имущественные права вещного и обязательственного характера, а также неимущественные права.

Не углубляясь в полный перечень имущественных и неимущественных прав, необходимо особо отметить права корпоративного характера участников хозяйственных обществ и товариществ, основанных на участии граждан в этих организациях. Известно, что право собственности на имущество, внесенное участником в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества, а также созданное или приобретенное самим обществом или товариществом в процессе его деятельности, принадлежит формально не участникам, а обществу или товариществу. В качестве компенсации за вложенное имущество участники становятся обладателями определенных прав по отношению к такому обществу или товариществу, а именно: управлять делами и контролировать деятельность общества или товарищества, получать информацию о его деятельности, получать прибыль от его деятельности, ликвидировать общество или товарищество и получить оставшееся после ликвидации имущество или ликвидационную стоимость привилегированных акций.

Обязанности предпринимателя. В частноправовой сфере обязательства (но не обязанности) предпринимателя регулируются гражданским правом и являются элементом гражданско-правового отношения*(176). В публично-правовых отношениях обязанности предпринимателей классифицируются по нескольким основаниям. В зависимости от круга лиц, чьи интересы затрагиваются в результате предпринимательской деятельности и должны быть защищены, обязанности предпринимателя могут быть установлены по отношению к следующим субъектам предпринимательских отношений:

1) обществу в целом (например, государство устанавливает обязанности предпринимателей по охране окружающей среды, по производству и экспорту продукции двойного назначения и т.д.);

2) потребителям товаров, работ и услуг, контрагентам (устанавливаются требования к предпринимателям по поводу качества и безопасности произведенной продукции);

3) наемным работникам (работодатели несут обязанности, в частности, по обеспечению безопасных условий труда, предоставлению компенсации при высвобождении работников);

4) участникам хозяйственных обществ и товариществ, членам производственных кооперативов (закон обязывает органы управления и иных представителей действовать добросовестно и разумно в интересах коммерческой организации, а следовательно, в общих интересах указанных лиц в целом);

5) конкурентам (предпринимателям запрещается осуществлять действия, направленные на ограничение конкуренции, а также действия в форме недобросовестной конкуренции).

6) предпринимателям, являющимся другой стороной в сделке.

Детальное изложение всего комплекса обязанностей предпринимателя возможно в рамках определенной стадии его экономической деятельности.

Первой считают стадию подготовки к экономической деятельности, в период которой должны быть осуществлены действия по государственной регистрации предпринимателя, получение необходимых лицензий, допусков, иных разрешений. Проводится подготовка необходимых форм и бухгалтерских книг для ведения бухгалтерского учета, финансовой и статистической отчетности, касающейся деятельности предпринимателя. На данной стадии проводится и постановка предпринимателя на налоговый учет. К этой стадии необходимо также отнести обязанности предпринимателя, связанные с формированием производственной базы, необходимой для осуществления производственной и иной экономической деятельности, включая строительство предприятия, завода, цеха, здания, сооружения, установку необходимого оборудования и оформление соответствующих прав на каждый объект (право собственности и иные права). С такими мероприятиями могут быть связаны обязанности по получению необходимых разрешений соответствующих органов государственного контроля для эксплуатации промышленных объектов, получению положительных результатов экологической экспертизы, необходимых разрешений для получения права пользования землей, водой, недрами и иных имущественных и неимущественных прав в целях дальнейшего использования производственных фондов.

Следующая, вторая стадия, в которой осуществляется непосредственное производство товаров и оказание услуг, находится в рамках обычной хозяйственной деятельности, под которой понимается деятельность, связанная непосредственно с процессом производства товаров, выполнения работ и оказанием услуг и их реализацией потребителю. Общим для обязательств предпринимателя в данный период является выполнение требований законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, и выполнение обязательств по гражданско-правовым сделкам, заключенным в целях осуществления такой деятельности. Сюда необходимо отнести соблюдение требований трудового законодательства, норм и правил природопользования, санитарии, ведения бухгалтерского учета, противопожарной безопасности, требований стандартизации и сертификации, направленных на обеспечение качества, безопасности продукции, ее технической и информационной совместимости, применения современных технологий при ее изготовлении, единства измерений, предоставления возможности получения потребителем информации о товаре или услуге*(177). Более детально обязанности предпринимателей раскрываются в соответствующих нормативных актах, регулирующих те или иные сферы обеспечения общественно-государственных интересов, перечисленных выше. В частности, законодательство о труде предусматривает обязанности работодателя в сфере наемного труда, такие, как обеспечение условий труда, отвечающих требованиям безопасности, охраны и гигиены труда, соблюдение условий трудовых договоров с работниками, коллективных договоров и соглашений, вступление в коллективные переговоры с представителями работников, выплата заработной платы и др.

В рамках последней, третьей стадии к предпринимателю предъявляются требования, связанные с формированием результатов предпринимательской деятельности и распоряжением ими. Главным результатом является прибыль или убыток от предпринимательской деятельности. В связи с этим на предпринимателей возлагаются такие обязанности, как уплата налогов в бюджеты различных уровней и уплата иных обязательных платежей во внебюджетные фонды, подача налоговых деклараций, иных налоговых отчетов и бухгалтерских балансов, предоставление статистической информации. Для этого предприниматель должен провести необходимую предварительную работу по составлению, проверке (ревизии) и одобрению такой информации. Например, на годовом собрании акционеров акционерного общества должны быть утверждены годовой отчет, годовой бухгалтерский баланс общества, счет прибыли и убытков, а также принято решение о распределении прибыли и убытков за предыдущий финансовый год. Некоторые организации, например открытые акционерные общества, банки, страховые организации, обязаны организовать проверку своей финансово-хозяйственной деятельности независимым аудитором и получить его заключение до подачи годового бухгалтерского отчета в налоговую инспекцию.

Основными налогами, которые предприниматель обязан уплачивать в бюджеты, являются налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество. Установление налогов является одним из ограничений прав человека и гражданина и существенно ограничивает права собственности предпринимателя на результаты своей деятельности. Такое ограничение прав должно быть произведено исключительно на основании закона и в той мере, в какой это необходимо в конституционных целях, указанных в ч.3 ст.55 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ в своих постановлениях определил, что к налоговым отношениям - кроме общеэкономических конституционных принципов - должны применяться такие конституционные принципы, как равенство (ч.2 ст.19 Конституции РФ), равноправие (ст.8, ч.1 ст.19, ст.57 Конституции РФ), соразмерность налогообложения конституционно значимым целям ограничения прав и свобод гражданина (ч.3 ст.55 Конституции РФ)*(178). Применение данных принципов подтверждено и Налоговым кодексом РФ, который установил, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, а при установлении налога учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (ст.3). Принцип равноправия преследует цель соблюдения формального (юридического) равенства налогоплательщиков. Принцип равенства необходим для учета неравных обстоятельств, в которых находятся различные категории налогоплательщиков. Основное содержание принципа соразмерности состоит в том, что бремя налогообложения не должно препятствовать реализации предпринимателями своих конституционных прав.

§ 4. Гарантии осуществления права на занятие
предпринимательской деятельностью

Юридическая защита права на занятие предпринимательской деятельностью и свободы предпринимательства обеспечивается общими принципами права и специальными конституционными принципами, которые в целом представляют собой систему гарантий предпринимательской деятельности. Общеправовые принципы призваны обеспечить правомерность вмешательства государства в экономику. К ним относятся принцип правового государства, принцип уважения основных прав и фундаментальных свобод человека, принцип формального равенства, принцип справедливости, принцип соразмерности, принцип законных ожиданий и др. К специальным конституционным принципам относятся единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка свободной конкуренции, признание частной собственности, юридическое равенство всех форм собственности. Содержание правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, должно соответствовать указанным принципам. Такое соответствие является предметом конституционного контроля (см. подробнее гл.2 и 4).

Частноправовые гарантии предпринимательской деятельности заключаются в признании формального равенства независимых участников предпринимательских отношений, свободы договора (свободы волеизъявления) независимых участников предпринимательских отношений, обязательности выполнения участниками экономического оборота принятых на себя обязательств, неприкосновенности собственности предпринимателя, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела предпринимателя со стороны других лиц и государства, в частности, необходимости защиты имущества предприятий от незаконного изъятия; необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты, право на которую не подлежит какому-либо ограничению (ст.1 ГК РФ). Предприниматель имеет право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы. Причиненные предпринимателю убытки в результате выполнения противоречащих законодательству решений государственных или иных органов либо их должностных лиц, нарушивших права предпринимателя, а также ненадлежащее осуществление такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к предпринимателю подлежат возмещению этими органами.

Система правовых гарантий не ограничивается установлением общих принципов права и экономических свобод. Нормы предпринимательского права устанавливают также субъективные права субъектов предпринимательства, являющиеся непосредственным выражением этих свобод и защищающие конкретные интересы предпринимателей. Например, требование об уведомлении кредиторов при реорганизации или ликвидации коммерческой организации (ст.60, 63 ГК РФ) направлено на защиту интересов кредиторов, связанных с полным выполнением обязательств коммерческой организации по отношению к ее кредиторам.

Государство должно обеспечивать равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий, независимо от вида собственности и их организационно-правовых форм. Правовые гарантии обеспечивают возможность предпринимателя в соответствии с законодательством, учредительными документами и договорными обязательствами самостоятельно распоряжаться имуществом предприятия, определять объемы производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль на развитие производства, возможность страховать предпринимательские риски страховыми обществами, не допускать монопольное положение на рынке отдельных предприятий и их объединений и недобросовестную конкуренцию.

Гарантии предпринимательства также представляют собой комплекс организационных мер государства по реализации субъективных прав предпринимателей. Названные меры включают:

контроль со стороны соответствующих органов государства над соблюдением законодательства о предпринимательской деятельности;

применение мер принуждения к правонарушителям;

предоставление предпринимателям возможности защиты своих прав и интересов в суде;

своевременное обновление и совершенствование нормативной базы предпринимательства для адекватного отражения реалий общественных экономических отношений;

создание необходимой инфраструктуры рынка и иных условий, необходимых для нормального функционирования экономики;

снятие лишних административных барьеров и устранение иных препятствий для развития предпринимательства;

наличие ясной промышленной политики государства, что означает определение государственных приоритетов в поддержке тех или иных отраслей национальной экономики;

обеспечение стабильности в деятельности рынков, смягчение последствий экономических кризисов;

недопущение злоупотребления доминирующим положением и недобросовестной конкуренции;

экономическую, научно-техническую, правовую поддержку предпринимательской деятельности.

§ 5. Ответственность предпринимателя за ненадлежащее осуществление
своих прав и исполнение обязанностей

Понятие ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности. Правовые средства регулирования экономических отношений в целом обеспечивают создание правового режима осуществления предпринимательской деятельности по следующим направлениям:

установление норм, правил, стандартов поведения предпринимателей в рамках своей экономической деятельности,

осуществление контроля за соблюдением этих правил,

применение мер ответственности в случае нарушения установленного правопорядка, прав и интересов других лиц.

Ответственность - необходимый элемент системы средств правового регулирования предпринимательской деятельности, обеспечивающий соблюдение предпринимателями норм права. Установление мер ответственности предпринимателя за ненадлежащее выполнение своих обязанностей оказывает значительное влияние на содержание правового статуса предпринимателя, которое ограничивается определенными принципами и целями установления и применения ответственности*(179).

Цели установления и применения государством мер ответственности заключаются в том, чтобы: (1) стимулировать предпринимателей к соблюдению установленных процедур, правил, нормативов, стандартов, иных требований и запретов, в рамках которых должна осуществляться предпринимательская деятельность; (2) иметь возможность наказывать за несоблюдение предпринимателями своих обязанностей; (3) обеспечивать восстановление нарушенных прав и интересов других лиц и общества в целом; (4) предотвращать нарушения установленных требований предпринимателями и иными лицами в будущем.

Наши рекомендации