Государственное регулирование валютных курсов
Государственное регулирование валютных курсов приносит ряд преимуществ: обеспечивается стабильность условий внешнеэкономической деятельности, снижаются валютные риски, повышаются шансы точного прогнозирования результатов торговых и инвестиционных операций.
В обобщенном виде проблема поддержания определенного валютного курса может быть сведена к проблеме поддержания соотношения спроса и предложения иностранной валюты на неизменном уровне. Если в силу активного сальдо платежного баланса спрос на иностранную валюту оказывается ниже предложения, угрожая ростом курса национальной
448 Раздел IV. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
валюты, государство выступает в качестве покупателя, увеличивая за счет этого свои официальные запасы. Если же создаются условия для снижения курса национальной валюты, государство проводит валютную интервенцию: начинает продавать иностранную валюту, увеличивая тем самым предложение и уменьшая официальные запасы.
Манипулирование официальными запасами — основной метод государственного поддержания курса национальной валюты. Однако его использование предполагает наличие достаточных официальных резервов. Они могут формироваться главным образом за счет активного сальдо платежного баланса в предыдущие годы. Но если длительное время наблюдается пассивное сальдо платежного баланса, то даже самые значительные официальные резервы исчерпаются.
Другим широко распространенным способом государственной поддержки валютного курса выступает торговая политика. Поощряя или сдерживая экспортную или импортную активность, государство может увеличивать или уменьшать спрос и предложение на рынке иностранной валюты, стремясь сохранить прежние координаты точки пересечения их графиков.
Для регулирования валютных курсов государство может: к жестким административным мерам. Среди них особо выдели метод рационирования использования иностранной валюты, один из вариантов которого применялся в Украине в 1993-1994 г.г В соответствии с этим методом все субъекты внешнеэкономической деятельности обязаны фиксированную часть выручки в иностранной валюте продавать государству, которое само распределяло ее определяя на его взгляд наиболее важные статьи импорта. В такой ситуации импорт ограничивается фактической выручкой от экспорта. Часть же спроса на иностранную валюту остается неудовлетворенной.
Однако, как показывает опыт, жесткий валютный контроль имеет ряд негативных последствий. В частности, возрастает роль субъективного фактора в определении потребностей в импорте. Рыночный механизм практически отключается, и определение хозяйствующих субъектов (кому предоставить возможность импортировать продукцию) становится уделом государственных структур. Это порождает дискриминацию и волюнтаризм. Кроме того, многие предприниматели, которым действительно нужна валюта, готовы платить за нее больше, чем установлено фиксированным курсом. Возникает "теневой" валютный рынок, неподконтрольный государству.
Регулировать валютный курс государство может и через проведение соответствующей внутренней макроэкономической политики. Так например, в случае возникновения угрозы снижения курса украинской национальной валюты из-за более быстрого роста национального дохода,
Глава 27: Международные расчеты 449
чем в других странах, и соответствующего роста спроса на иностранную валюту государство может повысить налоги и сдержать тем самым наращивание покупательной способности населения.
Одними из важнейших аспектов регулирования валютных операций государством выступают избранный им режим и сфера применения национальной валюты. В зависимости от этого валюта подразделяется на неконвертируемую, частично конвертируемую и свободно конвертируемую.