Направленность на передачу объектов гражданских прав во временное пользование
Интересы сторон, участвующих в экономических отношениях, не всегда требуют передачи имущества в собственность. Нередко купля-продажа невыгодна ни собственнику, ни лицу, нуждающемуся в использовании имущества, принадлежащего собственнику. "Во-первых, собственник может в данный момент не испытывать нужды в использовании того предмета, которым он обладает. Для отчуждения же вещи необходимых предпосылок нет, ибо со временем она понадобится самому собственнику. Но вместе с тем вещь оказалась бы омертвленной..., если бы закон не допускал ее передачи даже во временное пользование другому лицу. Во-вторых, гражданин или организация, не будучи собственником какой-либо вещи, иногда нуждается в ее использовании лишь эпизодически... В-третьих, потребность в использовании вещи может быть длительной или даже постоянной. Но и в таких случаях приобретение ее в собственность иногда неосуществимо либо экономически нецелесообразно"*(118).
Эти экономические причины породили отношения, целью которых является передача объектов гражданских прав во временное пользование. В группу обязательств, имеющих указанную направленность, входят, как уже отмечалось, договоры аренды (гл. 34 ГК), найма жилого помещения (гл. 35 ГК), безвозмездного пользования (гл. 36 ГК) и коммерческой концессии (гл. 54 ГК).
Договоры рассматриваемой группы разнообразны. Каждый из входящих в нее договорных типов имеет свою специфику, обусловленную определенными системными признаками (безвозмездное пользование - фактором безвозмездности, наем жилого помещения - предметными и субъектными особенностями правоотношения, коммерческая концессия - признаком предмета). Соответственно, внутренняя классификация договоров, направленных на передачу объектов гражданских прав во временное пользование, может быть последовательно произведена по нескольким основаниям. Все договоры по предметному признаку можно разделить на обязательства, направленные на передачу во временное пользование имущества (аренда, наем жилого помещения, безвозмездное пользование), и обязательства, направленные на передачу во временное пользование объектов исключительных прав (коммерческая концессия). В рамках договоров, направленных на передачу в пользование имущества, по признаку возмездности выделяются возмездные (аренда, наем жилого помещения) и безвозмездные договоры (ссуда). Среди договоров, направленных на возмездную передачу в пользование имущества, особое положение занимает наем жилого помещения.
Тем не менее, объединение всех рассматриваемых обязательств в одну группу по признаку направленности имеет нормативно-правовое обоснование.
Во-первых, признак направленности на передачу в пользование объектов гражданских прав служит основой для формирования правовой базы, принципиально отличной от регулирования отношений, имеющих иную направленность (передача имущества в собственность, выполнение работы и оказание услуги, передача имущества в собственность с условием возврата такого же количества имущества того же рода и качества и т.д.).
Нормообразующее значение направленности обязательства на передачу объектов гражданских прав во временное пользование особенно четко проявляется при сравнении рассматриваемой группы договоров с обязательствами, направленными на передачу имущества в собственность, т.е. с теми договорами, которые также основаны на передаче имущества. Дело в том, что направленность обязательства как нормообразующий фактор характеризуется не просто фактическими действиями должника, а фактическими действиями, имеющими законченную экономическую характеристику и вследствие этого значимыми для права. Сами по себе фактические действия, как правило, не могут быть основой для унификации, потому что они, будучи вырванными из контекста, не отражают ни экономической, ни юридической сущности правоотношения. Поэтому несмотря на то, что и в договорах, направленных на передачу имущества в собственность, и в договорах, направленных на передачу имущества во временное пользование, имеет место передача имущества, их правовое регулирование принципиально различно. Схожие нормы, отражающие передачу имущества как таковую (ст. 456, 463, 611 ГК), следует рассматривать лишь как исключение, подтверждающее правило. Это сходство имеет внешний и эпизодический характер. Кроме того, на регламентацию передачи имущества как таковой также влияет специфика направленности.
Во-вторых, передача объектов гражданских прав во временное пользование является системным признаком для формирования правовой базы, в той или иной степени единой для всех договоров, имеющих такую направленность.
В силу того, что договоры, направленные на передачу в пользование объектов гражданских прав, разнообразны, невозможно выработать унифицированные положения для всех этих обязательств. Тем не менее, общность правового регулирования проявляется в одинаковых подходах и принципах регламентации. Какими бы специфическими свойствами ни обладали правоотношения данной направленности, все рассматриваемые институты регламентируют правовые элементы, связанные с передачей объектов гражданских прав, пользованием ими и их возвратом.
Если для всех обязательств, направленных на передачу объектов во временное пользование, существуют лишь единые подходы и принципы правового регулирования, то для отдельных групп договоров, выделенных внутри данной направленности с учетом вторичных факторов, выработано в той или иной степени унифицированное правовое регулирование. Иными словами, унификация правового материала по признаку направленности проведена в рассматриваемой группе договоров с учетом вторичных системных факторов.
Так, договоры, направленные на передачу во временное пользование имущества, могут быть возмездными (аренда, наем жилого помещения) и безвозмездными (безвозмездное пользование, или ссуда). Фактор возмездности-безвозмездности значительно повлиял на нормы, обусловленные единой направленностью. В то же время единство направленности позволило выработать некоторые унифицированные положения. В ст. 689 ГК перечислены арендные правила, применимые к безвозмездному пользованию.
В свою очередь, возмездные договоры, направленные на передачу во временное пользование имущества, разнообразны. Их разнообразие обусловлено различными факторами, каждый из которых потребовал создания специальной правовой базы. Однако несмотря на это законодатель унифицировал правовой материал для этой группы договоров. Причем степень унификации зависит от степени влияния вторичных факторов.
Влияние некоторых из них таково, что, не исключая возможности применения значительного количества родовых правил об аренде (т.е. тех норм, которые отражают возмездную передачу имущества во временное пользование независимо от влияния иных признаков правоотношения), каждый из них дополнительно потребовал создания специальной правовой базы. Законодатель выделил обязательства, основанные на таких признаках, как виды договора аренды, и посвятил регламентации каждого из них отдельный параграф гл. 34 ГК, указав при этом в ст. 625 ГК на возможность применения к ним общих положений об аренде.
В то же время специфика некоторых отношений, направленных на возмездную передачу имущества во временное пользование, оказывает более существенное влияние на нормы, предопределенные направленностью обязательства. В том случае, когда в качестве арендатора жилого помещения выступает гражданин, использующий его как жилище для себя и лиц, постоянно с ним проживающих, требуется специальная нормативно-правовая база, регулирующая особенности данных правоотношений.
Значительность влияния предмета и субъекта найма жилого помещения проявилась в следующем. Во-первых, специфика данных правоотношений исключила возможность применения к ним общих положений об аренде. Поэтому в отличие от видов договора аренды, на которые законодатель распространил применение родовых арендных норм (ст. 625 ГК), для найма жилого помещения такая возможность не предусмотрена*(119). Во-вторых, большинство норм, предопределенных общей направленностью, хотя и не противоречат специфике жилищного найма, но в первоначальном виде (без уточнений и изменений) к найму жилого помещения практически применяться не могут. Специфика предмета и субъекта, "наложившись" на общность цели правоотношения, привела к тому, что правила аренды стали применимыми к жилищному найму лишь в "преломленном" виде, т.е. с учетом особенностей отношений найма. Поэтому в главе, регулирующей наем жилого помещения, установлены специальные правила, конкретизирующие и изменяющие общие положения о договоре аренды.