Раздел 7. Обязательства по оказанию фактических услуг

ЛЕКЦИЯ 25. ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

Обязательства по возмездному оказанию услуг рассматриваются действующим гражданским законодательством в качестве одной из групп договоров, существующих наряду с обязательствами по передаче имущества

(товаров) в собственность, в пользование, а также подрядными обязательствами, направленными на выполнение работ. Следует отметить, что институт обязательств по возмездному оказанию услуг впервые выделен законодателем при принятии второй части ГК в виде совокупности правовых норм, распространяющихся на значительную часть «услуговых» правоотношений. Очевидно, что необходимость специальной правовой регламентации вызвана спецификой предмета этих договорных отношений, в качестве которого выступают услуги. Но и ранее многие виды услуговых обязательств регулировались гражданским правом (хранение, перевозка, поручение и т.п.). Несмотря на традиционность данного объекта для частноправовых отношений (многие виды договоров об оказании услуг были восприняты из римского права), в науке гражданского права до сих пор не сложилось однозначного представления о понятии и отличительных признаках услуг. Так, под услугой предлагают понимать деятельность, направленную на создание удобств или льгот контрагенту по обязательственному правоотношению (Ю. Калмыков). Но такое понимание услуги является очень широким и не позволяет отличить ее от других объектов гражданского права, в том числе, работ. Тот же недостаток имеет определение услуги как блага, получаемого кредитором в связи с действиями должника (С. Вильнянский). Такое благо имеется во всех гражданскоправовых договорах при условии их надлежащего исполнения (в куплепродаже – право собственности на товар, в подряде – результат деятельности подрядчика). И если от таких объектов, как вещи, услуги отличить достаточно просто (услуга – это действия, деятельность лица, а вещь – результат труда или сил природы), то провести разграничение услуги и работы оказывается более сложным. Существует несколько позиций относительно специфики услуг, их отличия от работ, и соответственно, разграничения договоров возмездного оказания услуг и подряда.

Наиболее распространенно в настоящее время разграничение работ и услуг по наличию или отсутствию овеществленного результата (Е. Шерстобитов, М.Н. Малеина, О. С. Иоффе). Если действия должника приводят к появлению овеществленного результата, то это работа, а обязательство является подрядным. Для возмездного оказания услуг, наоборот, наличие овеществленного результата нехарактерно, а сама услуга носит нематериальный характер. Следовательно, все действия, направленные на вещи (создание, переработка, изменение или восстановление свойств) осуществляются в рамках договора подряда, тогда как по договору возмездного оказания услуг осуществляются иные действия (обучение, лечение, консультирование и т.п.), направленные на личность человека, удовлетворение его нематериальных потребностей. Однако некоторые авторы указывают на возможность появления в «услуговых» обязательствах вещей (предоставление транспортных средств в рамках туристических услуг, доставка организациями связи писем, бандеролей). Более того, при оказании медицинских услуг также может появляться материальный результат в виде пломб, протезов, различных средств, заменяющих отдельные органы или обеспечивающих их функционирование (кардиостимуляторы, слуховые аппараты). Квалификация данных отношений в юридической литературе неоднозначна. М. Брагинский, В. Витрянский полагают, что их следует рассматривать как смешанные, включающие элементы оказания услуг (собственно медицинские услуги) и подряда в части изготовления и установки протеза (другой вещи). Иначе говоря, договор рассматривается как смешанный, и к этим отношениям должны применяться нормы об оказании услуг и о подряде. Но практическая реализация подобного подхода затруднительна – ведь изготовление и установка необходимого для излечения лица компонента неразрывно связано с другими медицинскими действиями (диагностикой, наблюдением за поведением организма), и установка часто связана с необходимостью хирургического вмешательства. Поэтому более обоснованным представляется другое мнение: в данном случае овеществленный результат неразрывно связан с медицинским обследованием, составляет единое целое, а потому не препятствует признанию этих отношений как обязательств по оказанию услуг (Кабатов, Малеина).

Таким образом, в отличие от подряда, оказание услуг, как правило, не сопровождается появлением материального результата, отделимого от личности исполнителя. В то же время результат деятельности исполнителя может присутствовать (так называемый полезный эффект услуги) в виде излечения больного, приобретения обучающимся определенных знаний и навыков. Однако его достижение не гарантируется в отличие от подрядных обязательств. Это связано с тем, что услуга направлена на удовлетворение нематериальных потребностей лица, и появление эффекта обусловлено не только квалификацией и усилиями исполнителя, но и другими факторами (способности услугополучателя, особенности его организма, уровня развития личности). Поэтому вполне возможна ситуация, когда правильно и своевременно проведенное лечение не приведет к излечению, или зритель не получит ожидаемого удовольствия от просмотра спектакля или кинофильма. Эта особенность услуги приводит к иному, чем в договоре подряда, принципу распределения риска недостижения результата: если исполнитель выполнил все необходимые действия, предусмотренные нормативными актами, договором или существом обязательства, а результат не наступил, он вправе требовать выплаты вознаграждения в полном объеме. С другой стороны, появление эффекта услуги может свидетельствовать о том, что услуга была оказана и о качестве услуги. Достижение результата, его качества может подтверждаться документально: выдачей диплома о высшем профессиональном образовании, заключение о состоянии здоровья пациента при его выписке из больницы, аудиторским заключением. Но такой документ сам по себе не является результатом, характерным для договора подряда.

Поскольку услуга – действие (деятельность), не приводящая, как правило, к появлению материального результата, то большое значение при оказании услуги приобретает личность исполнителя (квалификация, наличие определенных навыков, стажа). Эта особенность услуги учитывается законодателем при решении вопроса о возможности возложения исполнения на третьих лиц (по общему правилу не допускается). В связи с этим можно выделить и такую особенность услуги как неотделимость от личности исполнителя, невозможность потребления услуги отдельно от процесса ее оказания.

Законодатель в нормах об оказании услуг приводит примерный их перечень (медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные, по туристическому обслуживанию и т.д.). В связи с многообразием услуг и постоянным расширением сферы их оказания в науке предпринимаются попытки их классификации и классификации обязательств по их оказанию. Например, услуги подразделяют по сфере хозяйственной и социально-культурной деятельности на услуги связи и информации; медицинские; ветеринарные; правовые; по обучению; в содействии занятости населению; услуги общественного питания; гостиничные; коммунальные; культурно-зрелищные и др. Это деление может учитываться при определении нормативно-правовой базы. Следует также учитывать, что некоторые услуги имеют сложный, комплексный характер, т.е. состоят из совокупности различных действий (туристические, гостиничные).

Некоторыми авторами предлагается классификация услуг в зависимости от объекта воздействия услугодателя: это может быть вещь (услуги по перевозке, обеспечению сохранности имущества), человек (медицинские, образовательные, зрелищные, парикмахерские и т.п.) либо организация отношений услугополучателя и третьих лиц (комиссия, услуги телефонной связи).

Также существует деление обязательств по субъектному составу: на обязательства с участием на стороне заказчика граждан-потребителей (бытовые услуги) и с участием предпринимателей (в предпринимательской сфере). Это деление имеет практическое значение, т.к. обязательства с участием граждан, как правило, оформляются публичным договором и регулируются законодательством о защите прав потребителей. Наконец, обязательства по оказанию услуг классифицируют по характеру деятельности услугодателя на обязательства по оказанию услуг фактического характера (перевозка, хранение, другие); по оказанию услуг юридического характера (поручение, комиссия); об оказании услуг смешанного характера (агентирование, доверительное управление имуществом); об оказании услуг денежно-кредитных или финансовых (заем, факторинг, расчетные, страхование). Несмотря не неполноту такого деления, оно имеет определенное системообразующее значение, облегчает изучение «услуговых» обязательств и учитывалось законодателем при регулировании отдельных видов этих договоров. Поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать договоры об оказании услуг с учетом этой классификации.

2. Определение договора возмездного оказания услуг дается в ст. 779 ГК:по договору исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги(совершить определенные действия или осуществить определеннуюдеятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Из определения договора можно заключить, что это консенсуальный, взаимный и возмездный договор. Что касается существования безвозмездных обязательств по оказанию услуг, то этот вопрос является дискуссионным: гл. 39 ГК регламентирует лишь возмездные отношения, связанные с оказанием услуг, тогда как в других главах, регламентирующих отдельные виды «услуговых» обязательств, можно встретить примеры безвозмездного оказания услуг (поручение, доверительное управление). В отношении непоименованных договоров возможность оказания услуг на безвозмездной основе некоторыми учеными отрицается в принципе (принуждение к их исполнению является неоправданным ограничением свободы), другими же допускается при условии включения в договор условия о санкции за нарушение. Наконец, существует позиция о принципиальной возможности таких обязательств и при отсутствии какой-либо санкции, т.к. это соответствует принципу свободы договора и не противоречит определению обязательства.

Правовое регулирование возмездного оказания услуг отличается своеобразием по сравнению с уже изученными видами договоров: в ГК имеется не одна глава, посвященная отношениям по оказанию услуг. Это объясняется весьма широкой сферой «услуговых» обязательств, а также тем, что некоторые виды договоров имеют длительную историю, их регулирование осуществляется специальными нормами (перевозка, хранение, поручение). Таким образом, гл. 39 ГК регулирует возмездное оказание услуг по остаточному принципу, т.е. распространяется лишь на те виды услуговых обязательств, что не получили закрепления в отдельных главах ГК. Нормы же гл. 39 носят общий характер и могут применяться к любым видам договоров об оказании услуг, за исключением прямо поименованных в законе. Следует также учитывать, что правила о возмездном оказании некоторых услуг конкретизируются в других НПА (законах, постановлениях Правительства). Например, оказание медицинских услуг регулируется ОЗ «Об охране здоровья», Правилами оказания платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, услуг почтовой связи – ФЗ «О связи», «О почтовой связи», «Правила оказания услуг почтовой связи», утв. ПП от 15.04.2005г. Договор об оказании туристско-экскурсионных услуг регулируется ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996г. в ред. от 05.02.2007г.

Кроме того, к отношениям по возмездному оказанию услуг субсидиарно применяются нормы о договоре подряда и о бытовом подряде, если это не противоречит правилам гл. 39 и особенностям предмета договора. Возможность такой дополнительной регламентации объясняется сходством услуг и работ – действия, связанные с удовлетворением потребностей заинтересованного лица, круг которых определяет это лицо в виде задания. Поэтому к возмездному оказанию услуг могут, в частности, применяться нормы об обязанностях заказчика по оплате, содействию и последствиях их нарушения.

3. Субъектный состав договора представлен стороной, оказывающей услуги (исполнитель) и стороной, имеющей интерес в получении той или иной услуги (заказчик). В общих положениях гл. 39 ГК нет каких-либо требований к исполнителю, поэтому им может выступать любое физическое или юридическое лицо с учетом правил о дееспособности и правоспособности. В то же время специальными нормами об отдельных видах услуг могут устанавливаться дополнительные требования к исполнителю. Так, в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» оказание таких услуг, как услуги по шифрованию информации, перевозки грузов и пассажиров, деятельность по сбору, обезвреживанию, транспортировке, обезвреживанию опасных грузов и др. требует наличия лицензии, которая выдается при выполнении установленных требований (стаж, наличие работников определенной квалификации, финансовые активы). Лицензирование оказания иных услуг предусматривается и в других НПА (услуги связи, страхование, образовательная, транспортно-экспедиционная деятельность и др.). В отличие от договора подряда при оказании услуг принцип генерального подряда не действует, и требуется личное участие должника, если иное не предусмотрено договором. Это означает невозможность переложения исполнения на другое лицо, право заказчика выбрать конкретное лицо, которое и будет исполнять договор (выбрать специалиста в медицинском учреждении).

В отношении заказчика закон особых требований не предъявляет: им может выступать любой субъект гражданского права, в том числе и ППО. Договор оказания услуг может конструироваться и как сделка в пользу третьего лица: в этом случае наряду с заказчиком в обязательстве участвует выгодоприобретатель, в отношении которого и возникает обязанность исполнителя оказать услуги (при оказании образовательных услуг заказчиком может быть родители несовершеннолетнего, а он сам – выгодоприобретатель или при оказании платных медицинских услуг заказчик – работодатель, а работник – третье лицо).

Форма договора о возмездном оказании услуг не получила регламентации в гл. 39 ГК, поэтому следует учитывать общие положения о форме сделок и последствиях несоблюдения, а также специальные нормы об отдельных видах услуг. Например, ФЗ «Об основах туристской деятельности» предусматривает необходимость соблюдения простой письменной формы путем составления одного документа (ст. 10). Учитывая, что одной стороной договора, как правило, выступает организация или индивидуальный предприниматель, то необходимо заключение договора в письменной форме (ст. 161 ГК). Что касается существенных условий, то исходя из анализа гл. 39 ГК, таковым является лишь условие о предмете (услуге, интересующей заказчика). Все иные условия (о сроке, цене, гарантии качества) не относятся к объективно существенным, но могут определяться в конкретном соглашении. Но следует иметь в виду, что применительно к отдельным видам обязательств могут предусматриваться и другие условия, согласование которых обязательно. Так, при заключении договора об оказании туристских услуг в нем должно быть указаны сведения о турагенте (туроператоре), о финансовом обеспечении исполнения обязательств, общая цена туристского продукта, сведения о его потребительских свойствах.

4. Содержание договора возмездного оказания услуг включает права и обязанности как исполнителя, так и заказчика. Основная обязанность исполнителя сводится к оказанию услуги, предусмотренной соглашением сторон. Несмотря на то, что гл. 39 устанавливает лишь одно требование к исполнению этой обязанности – оказывать услугу без привлечения третьих лиц, в действительности надлежащее исполнение обязательства предполагает также необходимость оказать услугу качественно. Поскольку в данном обязательстве действия, как правило, не приводят к появлению материального результата, то можно говорить о качестве именно действий (деятельности) исполнителя, а не результата. Требования к качеству услуги могут устанавливаться нормативно в технических регламентах, государственных стандартах (образовательные услуги), соответствующих правилах. Последствия некачественного исполнения предусматриваются специальными нормами либо правилами о подряде с учетом сущности обязательства. Из предусмотренных ст. 723 ГК требований заказчика при обнаружении недостатков к возмездному оказанию услуг «подходят» требования об уменьшении цены, о расторжении договора и возмещении убытков. Об устранении недостатков можно говорить лишь в случае, когда оказание услуги сопровождается появлением материального результата (пример с зубом). В этих случаях возможно установление гарантии качества на результат услуги. Если услуги оказываются гражданину для удовлетворения его личных, бытовых потребностей, действуют нормы Закона о защите прав потребителей (право требовать безвозмездного оказания услуги).

В конкретном соглашении могут предъявляться требования и к сроку, месту исполнения обязательства по оказанию услуг. Последствия нарушения сроков могут устанавливаться в НПА, посвященных отдельным «услуговым» обязательствам. Например, при просрочке оказания медицинских услуг заказчик вправе по своему выбору назначить новый срок; требовать уменьшения цены услуги; исполнения обязательства другим специалистом; расторжения договора. Может применяться предусмотренная законодательством о защите прав потребителей неустойка в размере 3 % за нарушение сроков оказания услуг потребителю и за невыполнение его требований добровольно. В иных случаях действуют правила о последствиях нарушения сроков, установленные в главе о подряде.

Содержание отдельных видов обязательств по оказанию услуг может включать и другие обязанности исполнителя: предоставить информацию об услуге, исполнителе, последствиях ее оказания, обеспечить сохранение определенной информации в тайне (медицинская тайна, тайна почтовых, телефонных сообщений), обеспечить сохранность имущества заказчика (писем и других почтовых отправлений). Ответственность за нарушение этих обязанностей определяется общими положениями об обязательствах (ст. 401), хотя для некоторых видов договора об оказании услуг законодатель устанавливает ограниченный размер ответственности. Так, организация связи при несохранности почтовых отправлений возмещает лишь реальный ущерб в размере стоимости утраченного, поврежденного почтового отправления или в размере его объявленной стоимости. Турагент также несет ограниченную ответственность – в двукратном размере возникших у туриста убытков (ст. 11 Закона).

Что касается обязанностей заказчика, то к ним относятся: оказывать содействие исполнителю в объеме и в сроки, предусмотренные договором (ст. 718), оплатить оказанные услуги. Срок и порядок оплаты определяются договором, специальными правилами либо по правилам о подряде (оплата после выполнения действий). Как мы уже выяснили, в обязательствах по оказанию услуг оплата производиться не за результат, а за сам факт выполнение услуги. Поэтому условие договора о получении врачом платы лишь при условии излечения больного или об оплате услуг репетитора - при поступлении ребенка в вуз является недействительным, а стоимость услуг врача, репетитора будет определяться по правилам ст. 424 ГК. На практике заключаются договоры, предполагающие выплату дополнительного вознаграждения за положительный результат (за оказание медицинской помощи – 1тыс. рублей, а если пациент поправится, то - 2 тыс. рублей). В юридической литературе такой вариант оплаты рассматривается как допустимый с точки зрения законодательства, если услуга связана с появлением отделимого результата, который может объективно свидетельствовать о качестве оказанной услуге (в примере с медпомощью возможно, а при подготовке к поступлению в вуз - нет). Такие соглашения получили распространение при оказании правовых услуг: стороны договариваются о выплате вознаграждения представителю при условии вынесения положительного для заказчика судебного акта. ВАС высказал свою позицию к данным соглашениям в Информационном письме от 29.09.1999г. № 48 «О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг». Суд посчитал условие, по которому размер оплаты зависит от решения суда или государственного органа, которое будет принято в будущем, не подлежащим применению (п.2). В науке высказываются мнения, совпадающие с подходом ВАС. Невозможность определения размера оплаты за услуги по процессуальному представительству обосновывается тем, что акт государственного органа или суда не может быть объективным критерием качества оказанных услуг (Романец). Но имеется и другой взгляд на эту проблему: такие соглашения допустимы, т.к. действует принцип свободы договора (Шаблова, Н. Козлова). Право исполнителя отказаться от исполнения договора.

1. Прекращение договора возмездного оказания услуг возможно по общим основаниям, в том числе, объективным (невозможность исполнения). Закон предусматривает специальное последствие на этот случай: заказчик должен возместить исполнителю фактически понесенные расходы (п. 3 ст. 781). Если же исполнение обязательства оказалось невозможным по вине заказчика (в предусмотренные сроки его не было дома, а массажист приходил и ждал), исполнитель вправе требовать выплаты вознаграждения в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором. Договор может быть прекращен вследствие его расторжения по соглашению сторон (ст. 450 ГК), а также по инициативе одной сторон. Однако имущественные последствия отказа различны: если отказывается исполнитель, то ему придется возмещать понесенные заказчиком убытки в полном объеме, тогда как заказчик возмещает фактически понесенные исполнителем издержки (ст. 782).

Наши рекомендации