ТЕМА: Авторское право: понятие, принципы, объекты и субъекты

1) Понятие, принципы и функции авторского права:

АП – совокупность норм ГП, рег-х отношения по признанию авторства и охране произведений науки, лит-ры и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущ. и имущ. правами, защите прав авторов и др. правообладателей.

Принципы АП:

1) свобода творчества (ст.44 Конституции РФ). Цензура запрещена ст.33 ЗРФ «О СМИ»: «требование к редакции СМИ со стороны д.л., гос. органов, учреждений и общ. орг-ий предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда д.л. является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускаются». 2) сочетание личных интересов автора и интересов общества: авторы не должны иметь неограниченный контроль за использованием своих пр-ий; такая монополия возможна лишь в отношении необнародованных пр-ий; интересы других граждан не должны игнорироваться, если пр-ие с согласия автора стало доступно для всеобщего сведения.

3) неотчуждаемость личных неимущ. прав автора: право авторства, право на имя не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие.

4) свобода авторского договора: на замену типовых АД. Ныне зак-но обеспечиваются интересы автора только в части а) запрета включать в АД явно кабальные для автора условия (н-р, о передаче прав на пр-ия, которые автор может создать в будущем); б) предоставления авторам опр. прав (н-р, расторгать АД по истечении 5 лет с даты его заключения, если конкретный срок договора сторонами не определен) или наложение обязанностей на пользователей пр-ми (н-р, по выплате автору аванса по договору заказа).

Функции АП:

1) признание авторства и охрана произведений (понятия в зак-ве нет).

Произведение – любая отвечающая требованиям закона идеальная система НТ категорий (пр-я науки), лит. и худ. образов (пр-я лит-ры и искусства). В законе даются определения лишь отд. видов пр-ий (аудивизуальное пр-е, база данных, программы для ЭВМ и пр-я декоративно-прикладного искусства). 2) уст-е режима использования пр-ий (ст.138 ГК – обладатель АП имеет исключительное право использования, 3-и лица вправе использовать пр-е лишь с согласия обладателя).

3) наделение авторов пр-ий и иных правообладателей комплексом личн. И имущ. прав.

4) защита АП.

2. Источники АП:

1) ГК;

2) Закон РФ от 09.07.1993 г. «Об АП и СП» \\ ВВС РФ. 1993. № 32 в редакции З-РФ от 19.07.1995 г. \\ СЗ РФ. 1995. № 30; Закон РФ от 23.09.1992 г. «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» \\ ВВС РФ. 1992, № 42.

3) указы Президента и пост. Правительства РФ;

4) м\н д-ры РФ: Бернская конвенция об охране лит. и худ. пр-ий 1886 г., вступившая в силу для РФ с 13.03.1995 г.; Всемирная (Женевская) конвенция об АП от 06.09.1952, вступившая в силу для РФ в первоначальной редакции – с 27.05.1973 г., в редакции 1971 г. – с 09.03.1995 г. + Конвенция об учреждении ВОИС от 14.07.1967 г. + Брюссельская Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, от 21.05.1974 г.

5) Инф. письмо Президиума ВАС РФ № 47 от 28.09.1999 г. «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением З-РФ «Об АП и СП» \\ Вестник ВАС РФ, 1999, № 11.

3. Объекты АП:Легального опр-я понятия «пр-ие» в действующем зак-ве нет. В.И. Серебровский (Вопросы советского авторского права. М., 1956): Произведение – сов-сть идей, мыслей и образов, получивших в рез-те творческой деят. автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность вопроизведения».

Важно отличать само пр-ие (немат. сущность) от формы его воплощения – вещественной формы (рукопись, рисунок, нотная запись, др.). Связь пр-ия со своим мат. носителем может быть неразрывной (картина, скульптура). Но АП охраняет пр-ие (которое может быть уникальным) как систему образов, мыслей, идей в связи с возможностью его воспр-ия. Даже в случае гибели мат. носителя, в котором воплощено пр-ие, АП на пр-ие сохраняется. Практич. же значение это имеет тогда, когда, н-р, сохранилась копия или репродукция утраченного пр-ия искусства, когда лит. и музыкальное пр-ие может быть воспр-но по памяти.

АП на пр-ие не связано с ПС на мат. объект, в котором оно выражено. --- переход ПС на мат. объект или право владения мат. объектом сами по себе не влекут за собой перехода АП на пр-ие. Исключение: пр-ие ИЗО – при передаче ПС (права владения) на пр-ие ИЗО к приобретателю переходят и отдельные АП (н-р, право помещать пр-ие на публичных выставках без выплаты особого вознаграждения автору, право на распространение пр-ия). Автору же пр-ия ИЗО наряду с безусловной охраной его ЛНП обеспечивается лишь право доступа, в соотв. с которым он вправе требовать от собственника пр-ия предоставления возм. осущ. права на воспр-ие своего пр-ия (ст.17 З-РФ

«Об АП и СП»).

Не любые пр-я науки, лит-ры и искусства, а 1) являющиеся рез-том творческой деятельности + 2) существующие в к-л объективной форме.

1) критерии творчества(в законе не раскрывается): умственная деят., завершающая созданием творчески самост. рез-та науки, лит-ры и искусства. Это продуктивная деят., репродуктивн. деят. – выражается в воспроизводстве мыслей или образов.

Творчество – деят. человека, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Для АП важен не столько творческий характер деят., сколько аналогичный признак ре-та. По мнению большинства ученых, показателм твоческой деят.

является новизна пр-ия (как синоним оригинальности). Новизна может выражаться в новом содержании, новой форме пр-ия, новой идее, новой научной концепции.

Самостоятельность создания рез-та ИД (т.е. это не копирование, не плагиат или «пиратство»). АП охраняет любые творчески самост. пр-я независимо от их назначения и достоинства.

2) объективная форма: а) письменная (рукопись, машинопись, нотная запись, т.д.); б) устная (публичное произнесение, исполнение, пр., речи, в т.ч. судебные, доклады, лекции, проповеди); в) звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая, др.); г) объемнопространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.п.).

Объективная форма пр-я выражается, как правило, с помощью различных мат. носителей (бумага, холст, камень, дискета, пр.). При этом на мат. носители может существовать право собств. или иное вещное право. В этой связи в п.5 ст.6 З-РФ «Об АП» указано, что АП не связано с ПС на мат. объект, в котором пр-е выражено.

Для признания пр-я, выраженного в объективной форме, объектом АП не имеет значения также способ его выражения (запись стихов на манжетах, папиросных коробках, обрывках газет).

ЗОАП, разрешая многолетний спор, ограничивается указанием на необх. придания пр-ию объективной формы и не упоминает при этом о том, что данная форма должна позволять вопр-ть его. Т.е. зак-ль однозначно признал, что АП охраняются любые выраженные вовне пр-ия, в т.ч. и те, объективная форма которых не связана с мат. носителем. Защита подобных пр-ий, н-р, публично произнесенных, но нигде не зафиксированных речей, лекций, докладов, особенно защита их от искажений, представляется более сложной, чем защита пр-ий, связанных с к-л мат. носителем. В подтверждение сказанного Н.Л. Зильберштейн приводил пример с увертюрой к опере «Князь Игорь», которую А.П. Бородин проиграл в кругу друзей, но не успел записать и скончался. А.Н. Глазунов восстановил по памяти увертюру в том виде, в каком она исполнялась автором.

Для возн., осущ. и охраны АП не требуется регистрации пр-ия, иного спец. оформления или соблюдения к-л иных формальностей. Согласно п.1 ст.9 ЗоАП АП порождается фактом создания пр-ия. Закон не требует подтверждения наличия у пр-ия вышеуказанных критериев. В случае спора суд назначает экспертизу для разъяснения вопросов, связанных с установлением жанра, вида или характера пр-ия, величины творческого вклада в него и пр.

Вместе с тем, после присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об АП 1952 г. на всех печатных изданиях (книгах, журналах, конвертах грампластинок, др.) стал проставляться знак охраны АП: 3 элемента: С в окружности, имя (наименование) обладателя АП, года первого опубликования пр-ия. Порядок и условия проставления знака охраны регламентированы, в частности, Инструкцией «О порядке проставления знака охраны АП на пр-ях лит-ры, науки и искусства», утв. Госкомиздатом СССР 03.07.1989 г. \\ БНА СССР, 1990, № 5.

Применение знака охраны зависит от усмотрения обладателя исключит. АП. + ст.13 З-РФ «О правовой охране прграмм для ЭВМ и баз данных»: регистрация программных средств факультативна.

Юридически безразличным является и факт обнародования пр-я. АП в равной мере распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные пр-я (охраняется и рукопись романа в столе писателя, и выпущенный в свет роман). Обнародование – осуществление с согласия автора действия, которое впервые делает пр-е доступным для всеобщего сведения. Формы обнародования:

А) опубликование – выпуск в обращение с согласия автора экземпляров пр-я в кол-ве, достаточном для удовлетворения разумной потребности публики (тиражи, оправданные читательским спросом).

Б) показ – демонстрация оригинала или экземпляра пр-я непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, ТВ кадра или иных техн.

средств (кинофильмы, пр-я живописи, экспонируемые на открытых выставках). Экземпляр пр-я – копия, изготовленная в любой мат. форме.

В) исполнение – представление пр-я посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью техн. средств (теле и радиовещания, кабельного ТВ, др.); показ кадров аудиовизуального пр-я в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком). Г) передача в эфир – сообщение пр-я посредством его передачи по радио или ТВ.

Для того, чтобы Б-Г считались обнародованием, они должны носить публичный характер – т.е. делать пр-е потенциально доступным неопределенному кругу лиц. Публично – в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствуют значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

Объектом АП является не только пр-ие в целом, но и часть пр-ия (включая его название), которая является рез-м творческой деят. и может быть использована самостоятельно (п.3 ст.6 ЗоАП). К неохраняемым элементам пр-ия худ. лит-ры отнесены тема, материал пр-я, сюжетное ядро, идейное содержание. Их заимствование не налагает на пользователей никаких обязанностей, т.е. не является нарушением АП (н-р, история Дон Жуана, образ которого создан Тирсо де Молина, получила худ. воплощение в пр-ях Мольера, Гофмана, Мюссе, Моцарта, Байрона, Пушкина, Толстого и др.) + сюжет (план) пр-я передавался одним литератором другому и вопрос о соавторстве не возникал (н-р, Пушкин подсказал Гоголю сэжет «Ревизора»). Пример из судебной практики, когда театр музыкальной комедии поставил оперетту по сюжету опубликованного М. Фельетона. Суд отказал М. В иске, указав на то, что использование сообщения в прессе о том или ином происшествии для написания либретто к оперетте не является нарушением права автора сообщения.

К юридически значимым (охраняемым) элементам пр-ия относятся образы (форма выражения мыслей и чувств автора) – внутрення форма пр-я, и язык (ср-ва и приемы создания автором пр-я, сов-сть используемых им изобразительно-выразительных чувств) - внешняя форма.

Поскольку АП охраняет форму пр-я, для установления случаев нарушения АП путем заимствования решающее значение имеют буквальные совпадения, для чего составляют таблицы совпадений.

4. Виды объектов АП (примерный перечень в законе):

1) лит. пр-я – любые оригинальные письменные пр-я худ., публицистич. и прикладного характера: лит. и режиссерские сценарии, либретто, тексты к музыкальным пр-ям, статьи, дневники, письма, даже техн. Руководства и справочники. С 1991 г. - программы для ЭВМ.

2) драматические (драма, трагедия, комедия, трагикомедия), музыкальнодрам. (опера, оперетта, музыкальная комедия, мюзикл, рок-опера), сценарные, музыкальн., хореографические пр-я (танец, балет), пантомимы; 3) аудиовизуальные пр-я (кино-, теле- и видеофильмы, слайды, диафильмы, др. кино- и телепр-я), состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением их звуком или без) и предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью соотв. техн. устройств;

4) пр-я живописи; скульптуры; графика (рисунки и печатные худ. изображения (гравюра, литография), в основе которого лежит рисунок; дизайна, графические рассказы, комиксы и др. пр-я изобразит. искусства; 5) пр-я декоративно-прикладного и сценографического искусства (2-х или 3-х мерное пр-е искусства, перенесенное на предметы практического использования, включая пр-я худ. промысла или пр-е, изготовляемое пром. способом);

6) пр-я архитектуры, градостр-ва и садово-паркового искусства (терассы, миниатюрные сады – перистили, японские сады – композиции из воды, растений и камней, ланшафтная архитектура);

7) фотографические пр-я и пр-я, полученные способом, аналогичными фотографии;

8) географические, геологические и др. карты, планы, эскизы и пластические пр-я, относящиеся к географии и др. наукам.

Программа для ЭВМ – объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и др. компьютерных устройств с целью получения опр. рез-та

База данных (составное пр-е) - объективная форма представления и орг-ии совокупности данных (н-р, статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ. объективная форма представления

Топология интегральной микросхемы – зафиксированное на мат. носителе пространственно-графическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. ИМС – микроэлекторонное изделие окончательной или промежуточной формы, предназначенное для выполнения функций электронной схемы, элементы и связи которого нераздельно сформированы в объеме и (или) на поверхности материала, на основе которого изготовлено изделие.

Все данные объекты охраняются З-РФ «Об АП», если они являются а) резми твочреской деят. + б) выражены на любом языке и в любой форме. Специфика:

А) их регистрация. Их обладатель вправе по своему желанию (факультативно) путем подачи заявки зарегистрировать любой их этих объектов в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий ИМС.

Б) их использование – по д-ру с правообладателями. Однако допускается свободная перепродажа на экземпляр программы или базы данных после первой продажи или другой передачи прав на этот экземпляр.

В) лицо, павомерно владеющее программой или базой данных, вправе свободно манипулировать с ними, в т.ч. адаптировать их, т.е. вносить изменения, необх. исключительно для их функционирования на техн. средствах пользователя, а также осуществлять их запись и хранение в памяти ЭВМ. Законный обладатель вправе изготовить копию программы для ЭВМ или базы данных для архивных целей и для замены приобретенного и впоследствии утерянного, испорченного или ставшего непригодным к использованию экземпляра.

Производные и составные произведения:

Производные пр-я – творчески самост. пр-я, органически связанные с другими, служат их новой внешней формой (н-р, перевод, обработка, аннотация, реферат, резюме, обзор, инсценировка, аранжировка и др. переработки пр-ий).

Составные пр-я – ре-т творческого труда по подбору и расположению материалов (энциклопедии, антологии, базы данных).

Произведения, не являющиеся объектами АП:

1) объекты, не обладающие хотя бы одним из признаков пр-я - когда достигается не творческий, а технический рез-тат: телефонные справочники, расписания движения, адресные книги при условии, что составителем не была применена оригинальная система изложения справочных данных.

+ идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия и факты (это обусловлено отсутствием процедуры жесткой формализации данных результатов, усложнением проведения экспертизы и выдачи охранных документов).

Конвенцией, учреждающей ВОИС, охраняются научные открытия. На территории СССР они охранялись с 1947 г. (открытие – решение научной проблемы, изобретение – технической). Первое открытие было внесено в Гос. реестр открытий СССР в 1957 г. – А.Н. Кабанов получил свидетельство № 1 за открытие явления дальнего коротко-волнового рассеяния от Земли и отдельных элементов ее поверхности (до гос. регистрации пришлось ждать 10 лет, а содержание было опубликовано сразу).

В силу прямого указания закона не охраняются АП:

2) пр-я, срок действия АП которых истек;

2) официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты адм. или судебного характера, а также их официальные переводы), их офиц. переводы. Однако труд по систематизации законов, суд. и адм. решений порождает АП.

2) гос. символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки, пр.);

3) пр-я народного творчества (частушки, поговорки, анекдоты, танцы, пр.);

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие информ. характер. (ст.8 ЗоАП) – краткие сообщения телеграфных информ. агентств, офиц. хроника, сообщения о криминальных происшествиях, др. Автор такого сообщения или впервые его опубликовавший орган МИ – вправе требовать указания другими органами печати, сообщающими данную информацию, на источник ее первоначального обнародования (ст.23 З-РФ «О СМИ»).

В случаях, когда сообщение о событии сопровождается авторским комментарием, оценками значимости происшедшего, прогнозами, анализом, или иной интерпретацией, оно приобретает режим объекта АП. Дословное воспр-е таких сообщений допускается с обязательным указанием имени автора, если только автором это специально не запрещено (п.3 ст.19 ЗоАП). Практич. проблема: являются ли объектами АП программы теле и радиопередач и могут ли газеты их свободно перепечатывать? 19.05.1994 г. судебная палата по информ. спорам при Президенте РФ приняла рекомендации «О правовой природе программ теле и радиопередач, публикуемых в периодических печатных изданиях» \\ РГ, 28.05.1994. – в пользу признания программ передач объектами ИС. 2 момента:

1) суть усилий составителей сетки вещания заключается в творческой разработке именно содержательной части программы. АП же охраняет форму, но не содержание. Программы передач сродни сборникам и другим составным пр-ям, которые признаются объектами АП в силу того, что включенный в них материал расположен по к-л оригинальной схеме.

Применительно к программам передач правомерна постановка вопроса о недопустимости заимствования той оригинальной системы, которая положена в основу программы как совокупности опр. материалов, передаваемыъх в эфир. Но возможности АП в этом плане ограничены: идеи, положенные в основу построения программы, АП не охраняются.

2) Но!!! Между орг-ми эфирного вещания и газетами могут заключаться договоры о передаче информации о программах передач для их печатания в газетах. Программа передач как информ. продукт может передаваться за деньги. Орг-ии эфирного вещания могут продавать информ. о программах своих передач, но только тем газетам, которые заинтересованы в ее приобретении для получения тех или иных преимуществ. Газеты же, получающие эту информацию законным путем из других источников (н-р, узнавая ее из газет, уже опубликовавших программу передач, могут делать это свободно, нарушения АП здесь нет).

5. Субъекты АП:

1) создатели пр-ий науки, лит-ры и искусства – АП возникает в силу создания пр-я. Для этого (в отличие от патентов и изобретений) не требуется регистрации, иного специального оформления пр-я или соблюдения к-л формальностей.

Обладатель исключит. АП для оповещения о своих правах может (но не обязан) использовать знак охраны АП, помещаемый на каждом экземпляре пр-я и состоящий из 3-х элементов: а) латинской буквы С (copyright – АП) в окружности; б) имени (наименования) обладателя АП; в) года первого опубликования пр-я.

Существует презумпция авторства: при отсутствии доказательств иного автором пр-я считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) пр-я.

2) соавторство:создание пр-я совместным творческим трудом 2-х или более лиц. Соавторы имеют единое АП на пр-е, как образующее одно неразрывное целое (нераздельное соавторство – И.Ильф, Е.Петров), так и состоящее из самост. частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга (раздельное соавторство: учебник, опера: либретто и музыка). Эти виды различаются режимом использования пр-ий. Право на использование коллект. Пр-я принадлежит авторам совместно. При раздельном соавторстве каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть пр-я по своему усмотрению, в т.ч. запретить ее использование, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами. Напротив, при нераздельном соавторстве ни один из авторов не вправе без достаточных оснований запретить использование пр-я.

Вопросы соавторства порождают много споров. Не ведет к соавторству спонсорство (оказание авторам фин. помощи),

3) составители (автор сборника, баз данных) – составительство как творческий труд порождает АП даже в случае, когда систематизируемые идеи или факты не являются объектами АП (н-р, АП не охраняет факты принадлежности телефонных номеров конкретным абонентам, а справочники – охраняет. Важно, чтобы справочники разных составителей, содержащие одинаковые телефонные номера, различались по подбору и расположению предметного каталог, его отдельных рубрик, фотоиллюстраций, рекламных материалов. В силу п.1 ст.11 З-РФ АП составителя не препятствует другим лицам осущ. самост. подбор или расположение тех же материалов для создания своих составных пр-ий).

Составители, имеющие дело с пр-ми, охраняемыми АП, обязаны считаться с авторами данных пр-ий. Составитель пользуется АП лишь при условиии соблюдения им прав авторов каждого их пр-ий, включаемое в составное пр-е (письмен. согласие авторов). Авторы же включаемых в сборники пр-ий вправе распоряжаться ими по своему усмотрению независимо от составного пр-я.

На отдельные составные пр-я АП принадлежит издателям: энциклопедич. словари, периодич. и продолжающ. сборники научных трудов, газеты, журналы и др. периодич. издания. Исключит. Право на испольование своих пр-ий независимо от издания в целом принадлежит их авторам, но исключит. Право на подобного издания в целом принадлежит издателю (он вправе при любом использовании издания указывать свое наименование либо требовать такого указания).

4) авторы производных пр-ий – переводчики лит. текстов, аранжировщики музык. пр-ий, лица, осущ. иную переделку либо переработку пр-ий (н-р, драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, повестей или рассказов). Они пользуются АП при условии соблюдения прав авторов пр-ий, подвергшихся переводу, переделке, другой переработке.

Аудиовизуальное пр-е (аккумулирует творчество различных лиц: сценариста, композитора, режиссера-постановщика): а) авторы – сценарист, автор музыкального пр-я (с текстом или без) - композитор; + режиссерпостановщик; б) изготовитель (кино- телестудия) – заключает договоры с авторами на создание пр-я. Если в д-ре не предусм. иное, его заключение влечет передачу изготовителю пр- исключит. прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или др. публичное сообщение данного пр-я, + субтитрирование и дублирование текста. Авторы пр-ий, вошеших составной частью в аудиовизуальное пр-е, как существовавших ранее (автор романа, положенного в основу сцеария), так и созданных в процессе работы над ним (оператор или художник-постановщик), не считаются авторами данного пр-я: каждый из них пользуеся АП лишь на свое собственное пр-е. 5) субъекты АП на служебные п-я – созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Служебное – конкретное задание работнику, исходящее от работодателя в лице его органов и зафиксированное в документации, с которой работник был ознакомлен до создания пр-я.

Права автора СП ограничены – он имеет лишь неимущ. права, в т.ч. право на обнародование пр-я. Права на использование пр-я принадлежит работодателю (п.2 ст.14 ЗоАП). + а) у автора пр-ия, включенного в составное пр-ие, есть право самост. использовать свое пр-ие (п.1 ст.11 ЗоАП); б) право на вознаграждение (ст.14 ЗоАП – размер АВ за каждый вид использования служебного пр-ия и порядок его выплаты уст-ся д-ром между автором и работодателем). А при отсутствии положений об этом в д-ре? – выплата вознаграждения, если иное не предусм. д-ром.

Необх различать создание пр-ия по трудовому и авторскому д-рам. Н-Р, П. обязался изготовить для помещения в альбоме 300 фото; издание альбома было впоследствии приостановлено, и издательство, расторгнув д-р, потребовало возврата аванса. Если это ТД – то для разрешения спора не важно по чьей инициативе он расторгнут; в отношении же издательского д-ра возврат аванса возможен в случае расторжения д-ра по вине автора. Кроме того, если представленные фото были непригодны, то по ИД необх. доказать недобросовестность автора, что не требуется в отношении ТД. ВС СССР признал этот д-р авторским, т.к. П. обязался создать альбом фото, им самим выполненных. Но ведь и служебное пр-ие создается автором. Главное же – предмет д-ра.

6) правопреемники (н-р, по ст.29 З-РФ – наследники). Правопреемство может осущ. на основе закона либо д-ра о передаче имущ. прав. (по д-ру субъектами становятся издательства, театры, студии, др. орг-ии, а также физич. лица, к которым переходят имущ. права).

6. Сфера действия АП: (опр-ся с учетом места нахождения пр-ий, их обнародования и от гражданства их создателей).

АП распространяется на все обнародованные и необнародованные пр-я, находящиеся в к-л объективной форме на территории РФ, независимо от гражданства их авторов и их правопреемников. На пр-я, находящиея за пределами РФ, АП признается только за авторами – гражданами РФ и их правопреемниками. За гражданами других государств АП на пр-я признается только в соотв. с м\н д-ми РФ (п.1 ст.5 З-РФ).

Пр-е считается опубликованным в РФ, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами РФ оно было опубликовано в РФ.

Авторские права

1) Неимущ. АП:

А) право авторства (право отцовства – paternite) - основанная на факте создания пр-я возможность лица признаваться его автором, создателем (ч.1 ст.15 ЗоАП). Практическая реализация права авторства обычно выражается в праве автора требовать указания его имени при использовании пр-я.

Лицо, нарушившее право авторства, как правило, одновременно нарушает и другие права автора, чаще всего право на использование пр-я. Пример: в 1944

г. К. послала рассказ в редакцию журнала «Новый мир», но рассказ не был опубликован. В 1977 г. К. случайно обнаружила, что ее рассказ напечатан в 1961 г. в сборнике рассказов одного покойного писателя. К. обратилась в суд с требованием признать ее автором рассказа и выплатить гонорар за его использование. Суд вынес решение в ее пользу.

Б) право на авторское имя – возможность автора использовать или разрешать использовать пр-е под своим подлинным именем, псевдонимом или анонимно (без обозначения имени). Право на имя является самост. личным правом автора, т.к. может быть нарушено независимо от нарушения права авторства (н-р, издатель, не отрицая авторства к-л лица на пр-е, не указывают его имени (псевдонима) либо в нарушение воли автора помещают на пр-ии его псевдоним вместо подлинного имени (или наоброт).

Пример:при переиздании книги «Каттон, Варрон, Колумелла, Плиний о сельском хозяйстве» (перевод пр-ий римских авторов) не были указаны авторы перевода. Суд обязал издательство опубликовать фамилии авторов перевода в газете. В этом случае следует говорить не о нарушении права авторства, поскольку оно издательством не отрицалось, а о нарушении только права на имя.

В) право на обнародование – возможность автора самому обнародовать или разрешить обнародовать пр-е в любой форме. В ЗоАП широкая трактовка понятия – доведение до всеобщего сведения любым способом. 2 момента: а) право определить окончательный вид, в котором будет опубликовано пр-ие, придание ему объективной формы и б) право определения способа, которым будет первый раз открыт доступ неопр-го круга лиц к пр-ию.

Вместе с тем, автору принадлежит право на отзыв – отказ от принятого решения об обнародовании. Осущ. права на отзыв допускается лишь при условии возмещения пользователю всех причиненных решением автора убытков, включая упущенную выгоду. Если пр-е уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры пр-я. Право на отзыв не применяется в отношении СП. Право на отзыв позволяет автору избежать неблагоприятных последствий обнародования, т.к. обнародованные пр-я в опр. законом (ст.17-26 З-РФ) случаях могут свободно использоваться третьими лицами, в т.ч. без выплаты авторского вознаграждения. Вместе с тем, принудительное изъятие экземпляров пр-ия неизбежно вступит в противоречие с п.2 ст.235 ГК РФ (изъятие им-ва у собственника). Думается, что возможность безусловного изъятия экземпляров пр-ия существует только в отношении незаконченного пр-ия. Речь должна идти о праве выкупа имущ. прав на пр-ие, но не материального ностеля пр-ия.

Г) право на защиту деловой репутации (право на неприкосновенность) – в ст.480 ГК РСФСР это право обеспечивалось в 2 формах: а) запрет вносить изменения в пр-ие без согласия автора и б) запрет без согласия автора снабжать пр-ие иллюстрациями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. Т.е. выделялось право автора вносить изменения в пр-ие и право разрешать снабжать пр-ие любыми сопровождающими материалами.

Нарушение права на неприкосновенность пр-я воспринимается и как посягательство на репутацию автора. Автор вправе противодействовать всякому извращению, искажению или иному посягательству на пр-ие, способному нанести ущерб чести и репутации автора (ст.6 bis Бернской конвенции).

В ЗоАП речь идет о праве на защиту пр-ия, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Т.о. трактовка ЗоАП заставляет автора доказывать нанесение ущерба в случае любого изменения пр-ия (а не только иного использования – как в конвенции).

Никто, кроме автора, не вправе вносить изменения и дополнения в пр-е, снабжать его иллюстрациями, примечаниями, предисловием и послесловием, разрешать перевод, переделку, аранжировку или др. переработку пр-я. Редакторская или иная правка допускается только с согласия автора.

Право на защиту репутации автора пр-я не переходит по наследству. Однако ст.29 З-РФ дает наследникам право осущ. защиту этого права (т.е. право на осущ. защиты). Право на защиту осущ. по правилам ст.152 ГК. По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина после его смерти.

Автор не может к-л разрешить самостоятельно вносить изменения в пр-ие, отказаться от права на неприкосновенность или передать это право другому лицу. Зак-во зарубежных стран дает такую возможность в случаях, когда использование пр-ия ограничивается, н-р, единственным тиражом или публичным представлением.

Чаще всего серьезные изменения оригинального текста касаются драматических пр-ий, при экранизации пр-ия.

Практич. вопрос: использование классических пр-ий в качестве рекламы или для создания современных модификаций. В зарубежной практике ? о том, был ли нанесен ущерб чести и достоинству автора при использовании пр-ия, решается судом. Н-р, использование музыки романса Ю.Свендсена «Венецианская серенада» (1878-1880г. г.) путем записи в ритме современного танца и исполнения популярным певцом – суд оштрафовал виновников и предписал уничтожить тираж пластинок.

2) Имуществен. АП: - права автора на использование пр-я в любой форме и любым способом.

А) Право на воспроизведение – возможность изготовления одного или более экземпляров пр-я или его части в любой мат. форме, в т.ч. в форме звуко- и видеозаписи. Фиксация звуков и (или) изображений с помощью техн. средств, в т.ч. запись в память ЭВМ.

Б) Право на распространение – продажа экземпляров лит. пр-ий, сдача в прокат аудиовизуальных пр-ий.

В) Право на импорт – ввоз из-за границы пр-ий в целях их распротранения.

Г) Право на публичный показ – возможность демонстрации оригинала или копии пр-я непосредственно на экране с помощью пленки, диапозитива, ТВ кадра или иных техн. средств в месте, открытом для свободного посещения (н-р, картинная галерея), или в месте, где присутствует неопр. круг лиц.

Показ – одновременно и форма обнародования, и форма использования пр-я. Д) право на публичное исполнение– звуковое исполнение песни, музыки или декламация стихов в общедоступном месте или в месте нахождения неопр. круга лиц: киноконцертный зал, филармония, консерватория, эстрада. Е) право на передачу в эфир – любая возможность сообщения пр-я (показ, исполнение или передача в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (н-р, через спутник: прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника).

Ж) право на сообщение пр-я для всеобщего сведения по кабелю – сообщение (показ, исполнение, передача в эфир) по кабелю, т.е. для абонентов, имеющих спец. приставки к своим радио- телеприемникам, проводам или с помощью иных средств.

З) право на перевод– автор лит. пр-я вправе сам менять его языковую форму либо разрешить делать это другим.

И) право на переработку– контроль над любой переделкой, аранжировкой или иной переработкой пр-я (н-р, создание из повествовательного пр-я драматического). И-З – право на изменение формы пр-я.

К) право на вознаграждение (авторский гонорар)– выплачивается в рамках д-в об использовании пр-ий. Д-ром между автором и работодателем опр-ся выплата авторского вознаграждения за использование СП.

Пост. Правительства РФ № 218 от 21.03.1994 г. – утв. миним. ставки АВ за публичное исполнени драм., музыкальн. и т.п. пр-ий, воспроизведение пр-ий путем звукозаписи, сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных прий (видеофильмов) в прокат, а также воспроизведение пр-ий ИЗО и тиражирование в пром-сти пр-ий декоративно-прикладного искусства \\ СЗ. 1994, № 13.

Если экземпляры пр-ий введены в оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты АВ.

Ограничения АП (ст.17-26 З-РФ):

1) допущение свободного без согласия автора использование пр-я с выплатой или без выплаты АВ. Главное: оно не должно наносить неоправданного ущерба нормальному использованию пр-я и ущемлять необоснованным образом законные интересы автора.

2) пр-е ИЗО, перешедшего к 3-му лицу: у автора сохраняется лишь право на воспроизведение пр-я (в форме права доступа – снятие копии; от собственника нельзя требовать доставки пр-я автору), + право на вознаграждение в случае публичной перепродажи пр-я (право следования – первой перепродажей признается любой переход ПС на пр-е от автора к др. лицу). Публичная перепродажа – возмездное отчуждение пр-я через аукцион, галерею, магазин при условии, если цена превышает предыдущую не менее чем на 20 % (АВ=5 % от продажной цены).

3) право третьих лиц осущ. в различн. формах использование пр-ий без согласия авторов и без выплаты АВ. Общее правило: допускается свободное воспроизведение правомерно обнародованного пр-я без выплаты АВ исключительно в личных целях. Исключения: нельзя вообще воспроизводить пр-я архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений, репродуцировать книги (полностью) и нотные тексты.

 

Наши рекомендации