Мониторинг в социально-трудовой сфере

Мониторинг в социально трудовой сфере – это наблюдения за состоянием рынка труда и прогнозирование будущих тенденций этого рынка.

Основными задачами мониторинга в социально-трудовой сфере являются:

- определение и прогнозирование объема спроса на рабочую силу;

- определение и прогнозирование объема предложения рабочей силы;

- установление возможностей сбалансирования спроса и предложения рабочей силы;

- анализ эффективности функционирования региональных рынков труда.

В Российской Федерации мониторинг в социально трудовой сфере осуществляется Федеральной службой государственной статистики и Федеральной службой по труду и занятости

4. Профсоюзы

Профсоюзы России возникли позже, чем профсоюзы стран Западной Европы и Америки.

Образование профсоюзов открыло новый этап в развитии рабочего движения в России. При этом следует подчеркнуть, что по сравнению с Западом российские профсоюзы с самого начала имели свои особенности. Если в странах Западной Европы и США профессиональные союзы возникли в эпоху домонополистического капитализма и до создания политических партий, то массовые профсоюзы России появились в обстановке революционного подъема, вследствие перерастания отвергнутых правительством экономических требований в политические.

В России, как и в других странах мира, профессиональные союзы стали первой формой организации, наиболее доступной широким массам. Именно с образованием профсоюзов на рубеже XIX и XX веков начинается становление российского пролетариата.

Возникновение профсоюзов в России не было единовременным актом. Оно заняло целую историческую полосу российского рабочего движения – революцию 1905 – 1907 гг. – и получило неоднозначную оценку в общественном сознании. Так, либеральные кадеты относили возникновение профсоюзов в России к 1906 – 1907 гг. При этом за исходный пункт брали установление царем 4 марта 1906 г. «Временных правил о профессиональных обществах». Кадеты не признавали самочинные революционные профсоюзы, возникшие на гребне мощной стачечной борьбы 1905 г., и считали законными лишь «чистые», санкционированные царским правительством профессиональные объединения рабочих.

Меньшевики истоки профессионального движения усматривали в кассах взаимопомощи, институтах цеховых старост, в так называемых зубатовских организациях, насаждавшихся царским правительством, а себя представляли непосредственными организаторами профсоюзов.

Большевики же во главе с В.И. Лениным утверждали, что профсоюзы – это не продолжение обществ взаимопомощи, страховых и больничных касс, института цеховых старост или полицейских союзов зубатовского типа. Это новые организации пролетариата России, возникшие на гребне развернувшегося в 1905 г. стачечного движения. Профсоюзы были открытыми, массовыми, классовыми объединениями рабочих и строились по производственному признаку.

Первой Всероссийской конференцией профсоюзов (6 октября 1905 г.) было образовано Московское бюро уполномоченных, или Центральное бюро профессиональных союзов (ЦБПС). Вторая Всероссийская конференция профсоюзов прошла нелегально в Петербурге с 24 по 28 февраля 1906 г.

В период между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907 – 1917 гг.) многим профорганизациям приходилось действовать в нелегальных условиях, почти все межсоюзные органы, координирующие деятельность профессиональных союзов, были разгромлены. Победа февральской революции создала благоприятные условия для легальной деятельности профсоюзов России. После свержения самодержавия в их развитии и борьбе начался новый этап.

В июне 1917 г. состоялась третья Всероссийская конференция профсоюзов, которая сыграла важную роль в организационном оформлении профсоюзного движения страны. Конференция избрала временный Всероссийский центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС).

После Октября 1917 г. в программных документах профсоюзов говорится и о новых функциях этих организаций, о необходимости заботы о росте производительности труда, повышении эффективности экономики, подчеркивается, что забота о производстве – это и есть забота о человека, о его благосостоянии. Новые российские профсоюзы наряду с традиционными функциями защиты повседневных интересов трудящихся, связанных с улучшением условий труда, быта и отдыха, берут на себя обязанность организации трудового соревнования, вовлечения рабочих и служащих в управление производством, воспитательной работы в трудовых коллективах.

Первый Всероссийский съезд профсоюзов состоялся в январе 1918 г. Основная борьба развернулась вокруг вопроса «о задачах профессионального движения», большинством голосов была принята резолюция большевиков, которая радикально меняла судьбу профсоюзов – был взят курс на их участие в государственном и хозяйственном строительстве.

Решения I и II Всероссийских съездов профсоюзов легли в основу деятельности советских профсоюзов на многие десятилетия и послужили причиной постепенной утраты их главной функции – защиты социально-экономических интересов работников наемного труда. Демократические формы и методы работы профсоюзов уступили место администрированию и командованию (замена выборов назначением, переход от добровольного членства к принудительному и т.д.).

На исходе 30-х годов обстановка в жизни страны складывалась неоднозначно. Профсоюзы росли, развивались, обретали новые функции. Несмотря на это, в мае 1935 г. И.В. Сталин заявил о своеобразном кризисе профсоюзов.

Одним из решений VI пленума ВЦСПС (1937 г.) стало упразднение советов профсоюзов, которые были восстановлены лишь через 13 лет.

Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.) решительным образом изменила формы и методы работы профсоюзных организаций, которые стремились развивать инициативу и активность рабочих и служащих по производству вооружений и всего необходимого для фронта. В послевоенное время главной задачей профсоюзов стала борьба за выполнение и перевыполнение плана восстановления и развития народного хозяйства, развитие трудовой активности трудящихся, улучшение их благосостояния.

Тридцатилетний период (1956 – 1985 гг.) развития профсоюзов не поддается однозначной оценке. Их историческая судьба неоднократно преломлялась вслед за теми историческими изгибами, которые претерпевало советское (российское) общество. Исторические факты свидетельствуют, что во времена так называемой хрущевской оттепели (1956 – 1964 гг.), а также в последующий период, связанный с попытками на основе решений мартовского и сентябрьского (1965 г.) пленумов ЦК КПСС, XXIII съезда партии (1966 г.) провести хозяйственную реформу, создались более благоприятные условия для повышения роли и значения профсоюзов в обществе.

Именно к 50 – 70-м годам относится появление целого ряда правовых актов, развивавших и усиливавших права и полномочия профсоюзов на предприятиях и в экономике. Это, например, «Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза» (1958 г.), которое в 1971 г. было обновлено на основе Указа Президиума Верховного Совета СССР. В 1970 г. были приняты «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» – вторая «конституция для профсоюзов». Большое значение для профсоюзов имели такие правовые акты, как «Положение о социалистическом государственном предприятии» (1965 г.), «Положение о порядке рассмотрения трудовых споров» (1974 г.), «Положение о товарищеских судах» (1977 г.) и некоторые другие.

В целом роль профсоюзов была весьма заметной в обществе и в последующие годы, хотя реальный их вклад в разрешение социально-экономических проблем был разновелик конкретно на каждом историческом этапе.

Почти все генеральные секретари ЦК КПСС время от времени проявляли внимание к профсоюзам и их проблемам. Этим после Н.С. Хрущева особенно отличался Л.И. Брежнев. В определенной степени именно ему профсоюзы обязаны появлением упомянутых правовых актов.

К середине 80-х годов профсоюзы СССР имели разветвленную и устойчивую структуру, органично встроенную в политическую систему общества.

С 30-х годов в ведение советских профсоюзов постепенно перешли многие государственные функции: управление бюджетом социального страхования, контроль над охраной труда и состоянием техники безопасности на производстве, распределением жилья, хозяйственной деятельностью администрации и так далее. Участие в решении производственных задач, таких, как организация социалистического соревнования и экономической учебы, забота об ускорении научно-технического прогресса, способствовали сращиванию усилий профсоюзов с действиями органов государственного управления и администрацией предприятий. Это оправдывалось определенной теорией: была сформулирована «двуединая задача» советских профсоюзов.

Застойные, негативные явления, которые накапливались в стране в 70-е и 80-е годы, не могли не отразиться и на деятельности профсоюзов. Концепция развитого социализма, понимавшаяся многими профсоюзными деятелями как полностью исключающая социальные диспропорции, послужила основанием для утверждений о повышении чуть ли не автоматически значения и роли профсоюзов, роста их авторитета в трудовых коллективах, усилении их воздействия на экономику и социальную сферу. Между тем это не соответствовало действительности и только мешало видеть недостатки в профсоюзной деятельности. В результате, вместо опоры на массы, профессиональные организации обрастали бюрократическим аппаратом. Численность аппарата советов профсоюзов с 1970 г. увеличилась, по официальным данным, почти в 2,5 раза.

Структура профсоюзов стала напоминать хозяйственное министерство, с его разветвленной вертикальной структурой, приказной системой, отчетностью. Мощный штатный аппарат, призванный заниматься исполнительской деятельностью на основе постановлений выборных профсоюзных органов, стал сковывать инициативу широкого профсоюзного актива, первичных профсоюзных организаций. И, хотя деятельность профсоюзов во многом активизировалась, она уже не отвечала новым условиям.

Процессы реформирования, радикального обновления профсоюзов с наибольшей наглядностью проявились в сфере их организационного строения и деятельности. В общем процессе тех радикальных организационных перемен, которые происходили, можно выделить несколько этапов:

Поиск путей перестройки профессиональных союзов, новых форм их организационного строения и деятельности пока еще в рамках и на основе выработанных в предшествующий советский период традиционных принципов и норм (вторая половина 1985 – 1990 гг.). При оценке деятельности профсоюзов страны в 1985 – 1995 годах правомерен вывод: это был сложный во всех отношениях переломный период. Он воплотился в возрождении российского профсоюзного движения, в инициативной деятельности профсоюзных организаций по защите интересов работников в условиях политических и экономических реформ. Он поставил профсоюзы перед лицом обострившихся в обществе социальных противоречий, обнищания основной массы людей труда и нарастающего экономического кризиса. Это были годы мучительной ломки всех профсоюзных структур, поиска профсоюзами форм и методов деятельности, адекватных требованиям нового времени.

С конца 80 – начала 90-х гг. прошлого века в нашей стране происходят существенные политические, социальные и экономические преобразования. Рыночные условия заставляют профсоюзы иначе смотреть на приоритетные цели своей деятельности, оценивать эффективность способов их достижения по сравнению с советским периодом, когда профсоюзы были встроены в государственную систему социально-экономического регулирования.

Воссоздание российских руководящих профсоюзных органов и структур, обретение российскими профсоюзами организационной самостоятельности (1990 – 1992 гг.). Становление и развитие новых организационных принципов строения и деятельности российских профсоюзов, вытекающих из особенностей их работы в условиях рыночной экономики (1992 – 1995 гг.).

Именно профсоюзы, имея многолетний положительный опыт квалифицированного участия в управлении социально-экономическими процессами на уровне предприятий, регионов, отраслей и всей страны, в частности, их наиболее многочисленное объединение – Федерация независимых профсоюзов России, первыми выступили с предложениями о развитии социального партнерства, высказались за то, чтобы оно реально воплощалось в практике общественной жизни России, регулирования социально-трудовых отношений в новых условиях.

Развитие России в последние полтора десятилетия вызвало кардинальные изменения всех сторон жизни страны и общества, в том числе в экономике, в трудовых отношениях и социальной сфере. Новые жизненные реалии внесли коренные перемены в деятельность профсоюзов России, потребовали от них переосмысления и пересмотра идеологии, целей, задач и функций, форм и методов работы, их адаптации к давно забытым последними поколениями россиян жестким условиям рыночного капиталистического хозяйствования.

Профсоюзные организации России всех уровней проявляют большой интерес к опыту зарубежных объединений трудящихся, действующих многие годы в условиях развитых рыночных отношений.

Юридическую основу прав профсоюзов по международному праву составляют универсальные нормативные документы, признанные мировым сообществом: Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, конвенции, рекомендации Европейского союза, Совета Европы, Международной организации труда и др.

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов;

Первичная профсоюзная организация- добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации, независимо от форм собственности и подчиненности действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;

Территориальная организация профсоюза- добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта РФ, либо на территориях нескольких субъектов РФ, либо на территории города или района.

Можно выделить две основные функции профсоюзных образований:
представление интересов работников в отношениях с работодателями;
защита трудовых прав и законных интересов работников.

Основные направления деятельности профсоюза:

Для достижения уставных целей профсоюз через выборные органы всех уровней своей структуры:

1. Ведет коллективные переговоры, заключает соглашения, коллективные договоры, содействует их реализации.

2. Принимает участие в разработке предложений к законодательным и иным нормативным правовым актам, затрагивающим социально-трудовые права работников, а также по вопросам социально-экономической политики, формирования социальных программ и другим вопросам в интересах членов профсоюза.

3. Изучает уровень жизни работников образования различных профессионально-квалификационных групп, обучающихся, реализует меры по повышению их жизненного уровня, по регулированию доходов членов профсоюза (оплаты труда, стипендий, пенсий, других социальных выплат).

4. Принимает участие в разработке государственных программ занятости, реализации мер по социальной защите работников - членов профсоюза, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, в том числе по повышению квалификации и переподготовке высвобождаемых работников образования.

5. Принимает меры по предотвращению незаконной приватизации образовательных учреждений, их объектов социально-бытовой сферы, материально-технической базы в случае нарушения законодательства, регулирующего отношения собственности в сфере образования.

6. Осуществляет общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, законодательства в области занятости, за выполнением коллективных договоров и соглашений, за состоянием охраны труда и окружающей среды, за соблюдением законодательства в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников, за использованием средств государственных фондов, формируемых за счет страховых взносов.

7. Участвует в урегулировании коллективных трудовых споров, используя в соответствии с законодательством Российской Федерации различные формы защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза, вплоть до организации забастовок, организует и проводит собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и другие коллективные действия.

8. По поручению членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращается с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.

9. Участвует на паритетной основе с другими социальными партнерами в управлении государственными внебюджетными фондами социального страхования, медицинского страхования, пенсионным фондом и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов; осуществляет организацию и проведение оздоровительных и культурно-просветительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей; взаимодействует с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями по развитию санаторно- курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.

10.Оказывает методическую, консультационную, юридическую и материальную помощь членам Профсоюза.

Вопросы к семинару:

1.Правовая основа деятельности профсоюзов

2. Основные права профсоюзов

3. Гарантии прав профсоюзов

4. Защита прав профсоюзов

5. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов

Практическое задание:

Проведите анализ динамики занятости и безработицы в России и по Астраханской области за 2013 – 2015 гг. Разработайте прогноз занятости и безработицы с 2015 – 2017 гг. Напишите выводы и предложения.

Наши рекомендации