Усыпальница рода Иловайских в Святогорском государственном историко-архитектурном заповеднике
Герб рода Иловайских
Иван Григорьевич Иловайский (1831 – 1883), один из крупнейших помещиков и промышленников Области войска Донского. В 1859 году открыл первый в Макеевской волости угольный рудник, в 1869 имел 7 действующих шахт, построил железнодорожные линии Иловайская – Ханжёнская (1869), Ясиноватая – Криничная, Харцызск - Бузаковка (Мишино) и Бузаковка – Ясиноватая (обе 1882). Акционер Генерального общества чугуно-, железо- и сталеплавильных заводов.
Пётр Александрович Карпов
Родился П.А. Карпов в селе Алексеевка Голициновской волости в 1838 году. В отрочестве его отдали учиться в Первый Московский кадетский корпус. Полный курс обучения был рассчитан на 8 лет: 2 класса подготовительных, 4 общих и 2 специальных. В подготовительном классе изучали Закон Божий, русский, французский, немецкий языки, русскую словесность, начальный курс арифметики, чистописание и рисование. Когда Пётр перешёл в общие классы, добавились история (русская, всеобщая и естественная), алгебра, геометрия, тригонометрия, механика, физика, химия, география, законоведение, статистика. В последних двух специальных классах изучались артиллерия, военная топография, гимнастика, фехтование и танцы. На протяжении всех лет обучения обязательной была строевая подготовка. День кадета Карпова начинался в 05.30., заканчивался в 21.30. С 08.00. до 11.00. и с 15.00. до 18.00. были лекции, с обязательными 15 минутными перерывами после каждого лекционного часа, во время которых слушателям вменялась в обязанность прогулка на свежем воздухе, невзирая на погоду. Для общей оценки учащихся была введена 12-бальная система. В кадетском корпусе был один день в неделю, когда кадеты должны были разговаривать между собой по-французски или по-немецки.
Рудник Карпова
По окончании курса обучения в 1856 году прапорщик Карпов поступил на службу в лейб-гвардии Преображенский полк. Через два года он был направлен в Николаевскую академию генерального штаба, которую окончил в 1860 году по первому разряду. Все, окончившие Академию с отличием, причислялись к Генеральному штабу. Петр Александрович в 1861 году произведён в подпоручики, а в следующем году переведён в Генеральный штаб со званием поручика и в том же году произведен в штабс-капитаны. В 1865 году Карпов представлен к награде орденом святого Станислава 3-й степени и в том же году вышел в отставку с формулировкой «по домашним обстоятельствам».
В 1872 году в своём имении ТрудовоеПётр Александрович организовал винокуренный завод. Сам владелец через 12 лет определил стоимость завода в 16 200 рублей. Работал завод четыре месяца в году. Сбыт водки был налажен по всему Бахмутскому и Мариупольскому уездам. Выгоняли спирт из ржи и ячменя. Работало на заводе около 50 человек. Администрация завода состояла из винокура, получавшего 3 копейки с пуда (всего 900 рублей в год), помощника винокура, исполнявшего также обязанности бухгалтера, с жалованием 500 рублей в год и подвального, с жалованием 400 рублей в год.
По семейной легенде первый уголь привезли в телеге карповские крестьяне, и Пётр Александрович выдал им за это 100 рублей.
Недалеко от его имения производило разработки французское Горное и Промышленное Общество на юге России. Управляющий этим Обществом Александр Андреевич Ауэрбах, выдающийся горный инженер, общался с помещиком Карповым. Ауэрбах и высказал Карпову мысль, что на территории имения имеются залежи каменного угля. Дело в том, что научные воззрения того времени определяли границу залегания угля котловиной реки Кальмиус.
Карпов поддался на уговоры и в ноябре 1873 года был заложен первый шурф у северной границы имения. Через 13 саженей был встречен первый пласт угля в аршин толщиной и ещё глубже – второй. На найденном пласте была заложена первая шахта. Уголь оказался пригодным для паровых котлов.
Рутченковы.
Местность, на которой сейчас расположена станция Рутченково, была известна со времен викингов. Там, где сейчас находится Донецк, а точнее, его западная часть, существовала система волоков кораблей из бассейна реки Кальмиус в бассейн реки Волья. Так, по Черепашиной балке (она же Пасишная, она же Безымянная) проходил один из волоков из Азовского моря в бассейн Днепра между Черепашиным ручьем и речкой Безымянная по водорозделу. Во времена Запорожской Сечи чайки и дубасы перемещались волоком из Кальмиуса в Волчью в случае блокирования устья Днепра турецким флотом, и наоборот. Посёлок Иванодарьевка, или по фамилии местных землевладельцев Рутченко-Рутченковка, возник в середине ХIX в. В 1860 г. помещик Николай Рутченко заложил первые шахты-дудки. Глубина шахт не превышала 12 метров, разработки велись выше уровня грунтовых вод, обходились без крепи. Уголь поднимался на поверхность ручным воротом. Западнее поселка тянулись целинные луга для выпаса скота и сенокосов, принадлежащие селу Старомихайловка. Восточнее располагались владения рода Рутченко вплоть до правлого берега Кальмиуса. Собственно, жизнь в Иванодарьевку пришла с востока. Первым селом, которое получил род Рутченко в свои владения, была Григорьевка – в пределах современного поселка Боссэ. На карте конца ХVIII века указана деревня Гуляй-Поле, она же Григорьевка, принадлежавшая помещику Рутченко. В «Списке населённых мест Екатеринославской губернии с Таганрогским градоначальством» за 1859 год можно прочитать, что в этом селе при речке Кальмиус было 22 двора, в которых проживали 78 жителей мужского и 76 жителей женского пола. Земля была жалована во владение прапорщику Алексею Кирилловичу Рутченкову, ушедшего в отставку с военной службы в 1817 году. Родословная этого дворянского рода имеет сербские корни от воинов по фамилии Рутыч, поступивших на военную службу к российской императрице Елизавете Петровне в середине ХVIII века и защищавших южные границы империи от набегов крымских татар. По семейному преданию, Рутычи стали подписываться фамилией Рутченко якобы по личному указанию любимца Екатерины Великой канцлера князя Александра Безбородко.
В 1872 г. через посёлок прошла первая очередь Константиновской железной дороги Константиновка-Юзово-Еленовка, построена станция Рудничная, названная впоследствии так же по фамилии местных землевладельцев Рутченково. Председатель правления Новороссийского акционерного общества и Константиновской железной дороги Джон Джеймс Юз (он же Хьюз) еще в 1871 г. заключил договора с крестьянами, проживающими в Авдеевской и Скотоватской волостях Бахмутского уезда, о добыче каменного угля для своего металлургического завода. В 1873 г. Юз арендует земли братьев Рутченко для строительства шахт нового образца. В 1877 г. в результате содействия французов была пущена в эксплуатацию первая такая шахта № 11, ныне на территории поселка Рутченковского рудоремзавода, которая, согласно материалам переписи населения в 1897 г. числится выработанной, но на ее территории работали ремонтные мастерские с лесным складом. В 1880 г. Константиновская железная дорога была присоединена к Донецкой Каменноугольной. Рутченково получило беспрепятственный выход на ст. Ханженково Курско-Харьковско-Азовской линии. В 1882 г. Константиновская линия была продлена до Мариуполя. В 1887 г. из Мариупольского порта был отправлен первый уголь. В это время Юз арендует земли помещицы Мандрыкиной и завладевает имением Кураховским, где так же закладываются шахты. В 1889 г. в Рутченковке действовало 7 шахт (№ 11, 18, 19, 21, 22, 26, 27), настоящей гордостью поселка была шахта № 19. Поселок интенсивно развивался. В 1888 г. специалисты Ростовского почтово-телеграфного округа разработали проект почтово-телеграфной линии Таганрог-Мариуполь-Ясиноватая-Чаплино, проходящей вдоль Константиновской и Екатерининской железных дорог. В 1891 г. был сдан в эксплуатацию участок от Мариуполя до Ясиноватой с включением в систему поселков Юзовского конгломерата и с контрольной станцией в Ясиноватой, а в 1892 г. от Ясиноватой до Чаплино.