Нравственные принципы в бизнесе

Можно выделить ряд нравственных принципов этики бизнеса. Причем, рассматривая содержание этих принципов, имеет смысл вести их поуровневое рассмотрение.
Принцип справедливости. Первый его уровень связан с признанием равенства стартовых возможностей. В этом плане государство принимает самое активное участие в развитии бизнеса и предпринимательства, что проявляется в законодательной базе, создающей правовую основу развития бизнеса и предпринимательства. В России такая законодательная база была недостаточно продумана на первом этапе развития рыночных отношений, но, тем не менее, она способствовала проявлению инициативы в развитии предпринимательства.
Этот уровень принципа справедливости проявляется также в создании равенства стартовых возможностей каждому получить образование. Система непрерывного образования это есть также забота государства, и то, что сегодня в системе высшего образования появилась система платного обучения, это тоже влияния государства на развитие образования. С одной стороны, мы можем сказать, что эта система появилась в связи с тем, что у государства отсутствовали средства на развитие бюджетной сферы, но тем не менее, приняв закон об образовании, государство определило границы развития платной системы образования в стране. Таким образом, через систему образования государство принимает участие в создании стартовых возможностей каждому гражданину общества. Раньше государство обеспечивало возможность каждому работнику в течение своей жизни пройти через так называемую систему повышения квалификации. Такая система повышения квалификации способствовала определенному развитию уровня производства. Сегодня созданы различные школы бизнеса, большая курсовая сеть, которая позволяет получить первичные навыки по организации и ведению своего бизнеса, получить основы маркетинга, рекламы, public relations, в сфере туризма, в правовой грамотности и так далее.
Второй уровень нравственного принципа справедливости связан с признанием неравенства стартовых возможностей. Нужно сказать, что именно к этому уровню мы были не очень подготовлены, потому что очень долго в нашей стране был лозунг всеобщего равенства. Но мы все разные, у нас у всех разные способности по разному складываются жизненные обстоятельства, поэтому психологически нам очень

трудно было и остается признать этот уровень справедливости, но к сожалению такова диалектика жизни, что мы по разному достигаем своего жизненного успеха. И это сегодня аксиома жизни и, особенно, аксиома рыночных отношений.
Принцип честности тоже будем рассматривать на двух уровнях.

Первый уровень - быть честными со своими коллегами. Наверное, первое, в чем проявляется этот принцип - это принцип делегирования, на котором построена система управления в менеджменте. Плох тот руководитель, который боится или в недостаточной степени осуществляет делегирование своих полномочий. Искусство руководителя и состоит в том, чтоб таким образом построить систему управления в своей организации, чтобы каждый четко знал, за что он отвечает, какие самостоятельные решения, а главное, как он может их принять.
Принцип честности в конкретном коллективе проявляется через ту организационную культуру, которая существует в этой фирме, те традиции, которые существуют в этой фирме. Далее это, конечно же, системы стимулирования труда. Насколько процесс стимулирования труда затрагивает интересы каждого, кто работает в этой фирме? Это тоже есть процесс реализации принципа честности со своими коллегами внутри фирмы. Это те привилегии, которые существуют в данном коллективе. Сегодня во многих фирмах разрабатываются кодексы чести фирм. Заглянув в такой кодекс, можно четко оценить: насколько реализован принцип честности данного предприятия и, в том числе, честности с коллегами именно в своем коллективе.
Принцип честности с коллегами и партнерами проявляется в подходах к решению этических проблем: с точки зрения пользы; с точки зрения прав; с точки зрения справедливости; с точки зрения общественного блага; с точки зрения добродетелей (черт или свойств характера, которые побуждают к совершенству).
Второй уровень принципа честности - это быть честными со своими клиентами, партнерами, конкурентами. И сегодня уже очень многие предприниматели, менеджеры поняли, что быть честным сегодня выгодно. Этому аспекту принципа честности в бизнесе в нашей стране крупно не повезло, потому что мы очень долгие годы думали одно, делали другое, говорили третье.
Принцип прайвеси (privacy) - признание за личностью права на ограждение себя от ненужных контактов. Первый уровень принципа прайвеси - это психологическое прайвеси. Для менеджеров очень важно знать проблемы своих подчиненных не только производственные, но и личные. Но как же сделать так, чтобы мои подчиненные мне могли доверить свои личные проблемы. Конечно, менеджер должен пользоваться авторитетом у своих подчиненных и доверием, потому что для моего подчиненного очень важно, чтобы проблема, возможно, сугубо личная, с которой он пришел ко мне, навсегда осталась только между нами. Если менеджер нарушил это правило, то очень скоро весь коллектив будет знать, что этому руководителю не следует доверять свои проблемы сугубо личного характера.
Следующий уровень прайвеси - это физическое прайвеси. С физическим прайвеси нам также очень не повезло. Оно нарушается у нас очень часто - от поведения на улице и в транспорте до бандитского рэкета в бизнесе.
В целом, можно говорить о социальном прайвеси, т. е. соотнесении своих возможностей с возможностями общества, осознании своего собственного прайвеси и прайвеси своих подчиненных, прайвеси своих клиентов, партнеров и конкурентов.
Принципдерн гендерного взаимодействия. Проблема отношения полов очень актуальна в современном менеджменте. Сегодня в бизнесе очень серьезно обсуждается проблема деловой женщины. По некоторым опросам более 84% деловых мужчин мира сказали, что они не хотели бы работать под руководством деловых женщин. Деловые мужчины отметили, что женщина не склонна к поиску и инициативе, что деловая женщина через три-четыре года становится неинтересной как руководитель по принятию своих решений: начинают срабатывать стереотипы в принятии решений. Кроме того, деловые мужчины отметили, что им очень часто кажется, что многие руководители - женщины заняли свое кресло, свое место благодаря определенным сексуальным посягательствам на мужчин. Женщинам (не без оснований) кажется, что в жизни ситуация сказывается диаметрально противоположно, но оказывается, что и мужчины думают подобным образом.
В США активно обсуждается проблема сексуальных домогательств в рабочее
время, связанных с унижающием человеческого достоинства и грубым вторжением в
частную жизнь. Сексуальное домогательство со стороны для некоторых руководителей
фирм стали обычным делом. С этой проблемой в крупных городах сталкивается каждая
третья работающая женщина, в провинции - каждая четвертая. Сексуальное
домогательство - это отношение власти и подчинения. Твои желания, твои склонности не
берутся в расчет, - будешь делать, так как я скажу. Тут главное не секс, а демонстрация
власти, использование власти для унижения. И это не только проблема секретарей-
референтов и офис-менеджеров. Хотя сейчас, когда бизнесом стали заниматься молодые,
процветающие «новые русские» с повышенным уровнем сексуальности и пониженным уровнем нравственности и уважения к закону, в их отремонтированных по европейским стандартам офисах это происходит довольно часто. Таким менеджерам полезно помнить, что миллион долларов - такова сумма компенсации, которую по вердикту суда пришлось выплатить руководству американского консервного завода в городе Лорел (штат Мэриленд) двадцати двум своим сотрудницам, отважившимся выдвинуть против начальства обвинения в сексуальном домогательстве. В Германии с 1994 года по настоящий момент около полутора тысяч женщин работающих в федеральных министерствах и других центральных ведомствах, подверглись откровенным сексуальным домогательствам. Эти данные содержаться в опубликованном докладе министерства по делам семьи. По 242 жалобам начато официальное расследование. В 103 случаях было выдвинуто официальное обвинение в адрес начальников, в связи с сексуальными домогательствами по отношению к женщинам - подчиненным.
За рубежом такие процессы норма, а у нас - исключение. В США ежегодно рассматриваются тысячи дел, и сексуальные агрессоры выплачивают в год более десяти миллионов долларов компенсаций. Важно, что там, отвечает не только виновник, но и руководитель фирмы, потому что он не создал женщине безопасные условия труда. В российском Уголовном кодексе есть ст.133: понуждение к действиям сексуального характера... с использованием материальной или иной зависимости потерпевшей. Но, увы, она практически не работает. Женщины просто не обращаются в суд - стыдно, да и боятся, что общественное мнение их не поддержит.

ЛЕКЦИЯ № 5.

Наши рекомендации