Мировая практика функционирования свободных экономических зон в развивающихся странах
В развивающихся странах наибольшее распространение получают экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Это обусловлено тем, что главными функциями, которые должны выполняться СЭЗ в этих странах, являются:
- обеспечение экономического роста страны;
- достижение новой более высокой степени индустриализации ее экономики;
- включение страны в мировое хозяйство, международную торговлю или изменение ее места в них с учетом достигнутой трансформации в отдельных ее отраслях или в экономике в целом.
В этой связи СЭЗ во многих развивающихся странах нередко становятся основной концепцией экономического роста, рассчитанного на определенный, вполне исторически обозримый (20--30 лет) период, и, как свидетельствует мировой опыт, такая стратегия оправдана. Совокупный объем экспорта в ЭПЗ развивающихся стран в 2004 г. превысил 25 млрд. дол Данько Т.П. Свободные экономические зоны. М., 2005, С 68.
В отличие от ЭПЗ в развитых странах, работающих преимущественно на внутренний рынок, ЭПЗ в развивающихся странах всегда ориентированы на внешний рынок, т.к. только наращивая экспорт, они могут решить стоящие перед ними задачи, а также получить свободно-конвертируемую валюту, необходимую им для эффективного осуществления мирохозяйственных связей.
Свободные экономические зоны в развивающихся странах отличаются и структурой источников привлекаемого капитала. Если в странах с развитой рыночной экономикой - это преимущественно национальный частный капитал, то в развивающихся - это преимущественно иностранный частный капитал. Структура затрат в таких зонах в развивающихся странах складывается примерно следующим образом: прямые бюджетные вложения - 2-3%, прямое финансирование из местных бюджетов - 12-15%, льготный государственный кредит - 30-35%, финансирование за счет коммерческих структур и иностранных инвесторов 47-56% Данько Т.П. Свободные экономические зоны. М., 2005, С 68.
Отсюда вытекает и следующая особенность СЭЗ в развивающихся странах -- более преференциальный инвестиционный климат, устанавливаемый в них государством, для иностранных инвесторов.
Для национальных частных инвесторов развивающиеся страны устанавливают в СЭЗ различные ограничения. Во многих странах разрешается вложить капитал только при условии, что как минимум 90 % объема произведенной ими продукции будет экспортироваться. Условия и формы вложения капитала для местных частных инвесторов в СЭЗ могут изменяться в зависимости от изменения уровня ее развития, доли свободных экономических зон и т.п. Например, в самом начале Южная Корея не разрешала своим предпринимателям вкладывать инвестиции в СЭЗ, но со временем этот запрет был снят и они получили такую возможность. Важное значение в решении этого вопроса придается экономической политике страны по отношению к той или иной отрасли, Обычно наиболее льготные условия инвестирования имеют отрасли материального производства по сравнению с отраслями услуг и др. Причем внутри отраслей материального производства тоже существует дифференциация условий инвестиций в зависимости от их приоритетности. Специалисты UNIDO (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) в зависимости от условий инвестирования иностранного и частного капитала разделили все отрасли обрабатывающего производства в СЭЗ на 3 группы: 1. наиболее льготная -- охватывает отрасли монтажа, такие, как электронная и механическая (высокой точности) и т.п., т.е. отрасли, нуждающиеся в высоких технологиях и высококвалифицированной рабочей силе; 2. с меньшей степенью преференциальности -- включает швейную и текстильную отрасли, где используется много рабочей силы и инвестиции быстро окупаются; 3. наименее льготная -- это отрасли, основанные на добыче и переработке местного сырья (например, драгоценных камней или орехов высокого качества, как в Шри-Ланке) с привлечением значительного количества национальной рабочей силы, что позволяет существенно снизить в стране уровень безработицы.
В настоящее время в большинстве свободных экономических зон электронная промышленность занимает доминирующие позиции. На нее приходится 30 % количества предприятий и 55--60% рабочей силы в СЭЗ. Они концентрируются в основном в Юго-Восточной Азии (Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Тайвань) и в некоторых латиноамериканских странах, таких, как Мексика, Гаити, Сальвадор.
Особую поддержку государств в этой группе получают предприятия, не требующие больших капиталов, но производящие продукцию, имеющую спрос на мировом рынке (компьютерное оборудование, средства связи, детские электронные игрушки, спортивный инвентарь и т.п.).
Швейные и текстильные отрасли тоже привлекают большой объем иностранных инвестиций. Они используют 15-20 % рабочей силы, охватывают 20 % числа предприятий в СЭЗ. Как правило, в этих отраслях инвестиции осуществляются в совместной форме.
Приоритет, отдаваемый этим отраслям в СЭЗ, во многом связан с наличием в развивающихся странах необходимых факторов производства (главным образом дешевой рабочей силой), относительной простотой и доступностыо технологий производства (не требующих высокой квалификации рабочей силы).
Свободные экономические зоны в развивающихся странах, так же как и в развитых, имеют существенные различия в размерах занимаемой ими территории (общая площадь каждой СЭЗ в Азии составляет от 10,5 га (Индонезия) до 425 га (Филиппины)). Практика показывает, что все СЭЗ без благоприятного месторасположения неэффективны. В качестве примера можно назвать СЭЗ Батан на Филиппинах, находящуюся в 170 км от порта Манила в районе низкоразвитой инфраструктуры, или СЭЗ Кандла (Индия), находящуюся в 800 км от порта Бомбей. И наоборот. Там, где зоны расположены недалеко от центров плотного проживания населения, от международных транспортных маршрутов и их узлов (железнодорожных, речных, морских), их создание значительно проще, а функционирование - эффективней. Именно так расположены все свободные экономические зоны в новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Например, все СЭЗ Тайваня находятся в портах, расположенных на западном берегу острова, параллельном международному морскому маршруту из Сингапура через Гонконг до Японии.
Большое значение при выборе места расположения СЭЗ развивающиеся страны уделяют наличию на выбранной территории более или менее развитой производственной и социальной инфраструктуры. Эта азбука создания СЭЗ хорошо усвоена развивающимися странами, поскольку отсутствие инфраструктуры многократно увеличивает финансовые и временные расходы на освоение территории и на привлечение иностранного капитала, т.е. является конкурентообразующим фактором не только в борьбе за иностранные инвестиции, но и при последующем сбыте продукции, производимой на территории СЭЗ. Например, относительно развитая инфраструктура на территориях свободных экономических зон в Южной Корее, Малайзии, Сингапуре позволила значительно сократить расходы по их созданию, которые не только окупились в короткие сроки, но и принесли прибыль. В то же время недостаточный учет этого требования при создании СЭЗ в Индии и на Филиппинах потребовал столь больших затрат, что они не смогли окупиться довольно долго и сделали всю деятельность СЭЗ нерентабельной.
Общая отличительная черта ЭПЗ в развивающихся странах -- полный запрет или жесткая ограниченность для них на торговлю продукцией, произведенной в зоне, на внутреннем рынке. Это касается даже бракованной и излишней продукции. Например, на Тайване на внутреннем рынке предприятия СЭЗ могут реализовать максимум 2% своей продукции. Но, как в любом правиле, здесь тоже бывают исключения. Так, в 1967 г. в Бразилии была создана СЭЗ “Промышленный округ свободной зоны Манаус” (Амазония), площадью 3,6 млн. кв. км. Цель -- стимулирование развития промышленного производства посредством налоговых льгот. Она быстро разнилась и способствовала оздоровлению экономики Бразилии. Ее ядром стали примерно 30 сырьевых и топливно-энергетических отраслей, производящих продукцию для внутреннего рынка. Только 3-5% этой продукции экспортировалось. Впоследствии при создании ЭПЗ на Севере и Северо-востоке страны в Законе о валютном, налоговом и административном регулировании (1989 г.) этот порядок был изменен в пользу экспорта товаров. Цель этой зоны -- обеспечить приток иностранной валюты и содействовать технологическому, экономическому и социальному развитию указанных районов.
Не отличаются большим разнообразием схемы управления свободными экономическими зонами. Если пренебречь несущественными особенностями, то их можно свести к двум моделям. Для первой характерно негосударственное подчинение всех СЭЗ центральному общегосударственному органу. Например, в Южной Корее и Тайване таким органом является Управление по промышленной недвижимости (Industrial Eslate Administration), которое управляет не только СЭЗ, но и другими индустриальными центрами.
В других странах СЭЗ подчиняются непосредственно специализированному органу по управлению СЭЗ, обычно называемому “Управление СЭЗ” (EPZ Authority). Как правило, в этот орган входят представители разных министерств и организаций, ответственных перед Министерством внешней торговли и промышленности за деятельность СЭЗ.
Структура самих органов управления СЭЗ также различна, Например, на Филиппинах в состав органа по управлению СЭЗ входят 7 представителей именно тех министерств, которые связаны с инвестиционными и торговыми проблемами в данной СЭЗ, во главе с министром внешней торговли и промышленности. Такой состав позволяет достичь самого активного содействия правительственного аппарата в отношении к СЭЗ и обеспечить тесную взаимную координацию между органами управления на высшем уровне. На микроуровне обычно в состав органа управления СЭЗ входят отдел инвестиций, маркетинга, отдел по подготовке и подбору кадров. Кроме функций по управлению и торговле средствами инфраструктуры в СЭЗ, эти органы еще обеспечивают предприятия СЭЗ разными услугами.
Формирование свободных экономических зон в странах Латинской Америки происходило на следующих общих принципах:
1. Создание СЭЗ по инициативе центральных, а не местных властей исходя из общегосударственных интересов;
2. Созданию свободных экономических зон предшествовала подготовка соответствующей законодательной базы, реализация положений которой на практике нередко происходит через 3-4 года;
3. Четкое определение различных типов свободных зон: производственные, экспортно-производственные, чисто торговые, оффшорные и т.д. В соответствии с этим предусматриваются налоговые, таможенные и иные льготы;
4. Первоначально под зоны отводились ограниченные территории, которые постепенно расширялись, редко достигая крупных размеров (торговая зона "Колона" в Панаме с годовым оборотом в 8 млрд. дол. за 40 с лишним лет существования увеличилась до 300 га);
5. Постепенное увеличение количества СЭЗ.
Первоначально создавались торговые зоны. Льготы для компаний, функционирующих в них, касаются прежде всего таможенного обложения. Товары, ввезенные на территорию зоны, не подлежат обложению таможенными пошлинами и налогом на импорт и освобождены от других видов контроля над импортом, включаемых в таможенное законодательство страны. В зонах, расположенных, как правило, вблизи крупных торговых портов, например в Барранкилья в Колумбии, юридические и физические лица, занимающиеся внешнеторговой деятельностью, имеют право беспрепятственно ввозить и вывозить товары, перегружать и складировать их (на срок до одного года без уплаты налогов), расфасовывать, продавать оптом и в розницу. Возможность беспошлинного хранения продукции в ожидании благоприятных изменений конъюнктуры на мировых рынках или на внутреннем рынке страны, где расположена зона, чрезвычайно выгодна поставщикам. Поставки из зоны на внутренний рынок облагаются таможенной пошлиной и налогом на импорт, как на аналогичные товары, непосредственно ввезенные из-за рубежа.
Деятельностью на территории свободных торговых зон в странах Латинской Америки занимаются прежде всего местные предприниматели. С 1995 г. на территориях Аргентины, Бразилии, Парагвая, Уругвая действует зона свободной торговли МЕРКОСУР («Рынок Южного конуса»).
Со временем в свободных торговых зонах стали возникать предприятия по обработке ввозимых товаров. Поэтому свободные торговые зоны постепенно перешли в ранг свободных производственных зон.