Американская модель использования СЭЗ
В Соединенных Штатах Америки в настоящее время функционирует три типа свободных экономических зон. Первый из них - это около 200 зон внешней торговли и субзон, физически находящихся в США, но реально расположенных вне таможенной территории страны. Начало создания таких СЭЗ относится к 1934 году, когда экономика США находилась под влиянием Великой депрессии.
Итогом деятельности данного типа экономических структур является существенное сокращение безработицы. Кроме того, доходы, связанные с предоставляемыми в СЭЗ таможенными льготами, способствуют увеличению доли участия США в международной торговле.
Вторым типом СЭЗ являются предпринимательские зоны, которые с 1980 года функционируют на местном, штатном и федеральном уровнях (сегодня их насчитывается более тысячи). Увеличение количества рабочих мест и стимулирование экономической активности явились основными критериями создания данных экономических структур в районах, наиболее страдающих от безработицы и имеющих лишь призрачные и неясные перспективы своего экономического развития.
Третьей разновидностью свободных зон в США являются научные парки, сконцентрированные в научных центрах по всему экономическому пространству страны. Данный тип СЭЗ является результатом сотрудничества ведущих университетов и бизнеса. Предпринимателям разрешено размещать на территориях этих СЭЗ исследовательские и производственные мощности, направленные на динамичное развитие экономики региона и привлечение венчурного капитала.
Главной целью формирования зон свободной торговли, предпринимательских зон и технопарков является стимулирование экономической деятельности на определенных территориях и в приоритетных отраслях. Несмотря на существенные различия между ними, все типы свободных экономических зон демонстрирует полезность в претворении в жизнь правительственных решений по развитию депрессивных и отсталых регионов страны.
Предпринимательские зоны (Enterprise zones) - это территории, выделенные в пределах штатов, округов и городов с целью стимулирования деловой активности, оживления экономически депрессивных регионов, создания новых рабочих мест на основе предоставления специальных налоговых преференций. При посредничестве этих экономических структур обеспечивается ряд стимулов для бизнеса. Особенно привлекательны СЭЗ для мелких венчурных предприятий.
Правительство США с помощью СЭЗ решает проблему постоянной безработицы, что особенно актуально для урбанизированных округов. Общие выгоды от успешно функционирующих предпринимательских зон включают, в частности, сокращение выплат пособий по безработице и увеличение общих налоговых поступлений, что является результатом развития местного производства.
Функционируя на федеральном, штатном и местном уровнях, предпринимательские зоны сегодня располагаются в экономически депрессивных районах больших городов и округах штатов, которым присуща тенденция увеличения безработицы. Федеральные зоны предприятий, в основном, занимают небольшую территорию - от 2,5 до 5 кв.км., но в некоторых случаях их территория может быть значительно расширена.
В роли пионера по созданию СЭЗ выступила Флорида, которая первая среди штатов в 1980 году учредила на своей территории предпринимательскую зону. В 1987 году была введена в действие Федеральная программа по развитию зон предприятий, в рамках которой было создано более ста аналогичных структур. Через два года новые федеральные законы модернизировали эту программу и вскоре каждый из 36 штатов, в котором действовала Государственная программа по развитию предпринимательских зон, имел свое собственное законодательство по регулированию их деятельности.
Наиболее важными требованиями, необходимыми для присвоения району статуса предпринимательской зоны, являются следующие:
v уровень безработицы на этой территории должен быть значительно выше, чем в городе или во всей стране;
v более чем 70% всех граждан данного региона должны иметь личный (или семейный) доход на уровне менее 80% среднего дохода, типичного для жителей этого города или страны.
Существуют некоторые ограничения в деятельности СЭЗ. Так, большинство штатов, кроме Коннектикута, Канзаса, Луизианы и Миссури имеют право организовывать предпринимательские зоны на определенный срок - от 10 до 20 лет. Другие штаты на своей территории ограничивают их максимальное количество (например, Коннектикут и Кентукки). Федеральные зоны предприятий организуются на срок до 20 лет, но их действие может быть продлено с одобрения федеральных властей.
На федеральном уровне зоны предприятий организуются и контролируются Департаментом жилищного строительства и городского развития после получения заявки от государственных или местных властей. На местном уровне эти анклавные структуры курируются муниципальными властями при помощи общественных организаций.
В связи с тем, что развитие регионов через предпринимательство и занятость является основной целью всех программ по функционированию предпринимательских зон, государственные, штатные и местные льготы разрабатываются для каждого уровня отдельно. Налоговые льготы на федеральном уровне включают пятипроцентный налоговый кредит на реконструкцию и модернизацию производства в СЭЗ, налоговые скидки бизнес-предприятиям на каждое дополнительно созданное рабочее место составляют сумму в размере около 2000 долларов США.
Существует широкий спектр налоговых льгот, предоставляемых предпринимательским зонам в различных штатах. К примеру, налоговый кредит в Коннектикуте - это 50% дохода от бизнеса; в других штатах предоставляется 100% скидка: в Канзасе - с налога на продажу строительных материалов, в Луизиане - на оборудование, в Вирджинии - на основные средства. Около 70% всех налоговых льгот в предпринимательских зонах предоставляется с целью создания новых возможностей для увеличения занятости населения.
Предоставляется также ряд неналоговых льгот, включая упрощение документооборота, что отвечает требованиям федерального и штатного законодательства. В некоторых штатах, например в Калифорнии, Иллинойсе и Кентукки, применение тех или иных законодательных актов в отношении предпринимательских зон зависит от формы собственности предприятий, функционирующих на их территории.
США обеспечивают и прямую финансовую поддержку СЭЗ на уровне отдельных штатов. Например, Коннектикут имеет государственный фонд поддержки венчурного капитала на сумму около одного миллиона долларов на финансирование предприятий в пределах предпринимательских зон, расположенных в пределах штата.
Концепция зон предприятий находится в постоянной динамике и развивается стремительным образом. Сегодня практически все штаты США создают очередные СЭЗ, предоставляя дополнительные льготы функционирующим там предприятиям. Эти экономические структуры в своей сущности не носят обременительный характер для бюджетов различных уровней, одновременно принося значительный социальный эффект.
Начав функционировать во Флориде, концепция предпринимательских зон сегодня работает в штатах Колорадо и на Гавайских островах, Иллинойсе и Индиане, Канзасе и Миссури, Техасе, Нью-Джерси, Нью-Йорке и Калифорнии и др.; в городах: Лос-Анджелес и Нью-Йорк, Балтимор и Сан-Диего, Нью-Джерси и в Филадельфии и др.
Например, в предпринимательских зонах Филадельфии с 1985 по 2005 год было зарегистрировано 342 производственных предприятия, сегодня расширяющих свою деятельность и границы. Инвестиции в коммунальную инфраструктуру за этот период составили 135,7 млн. долларов США, в производство - 417,3 млн. долларов США. Вновь создано 7604 рабочих мест и общее их количество в зонах предприятий поддерживается на уровне 32951 Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. М., 2006, С.108.
Закон об организации СЭЗ в штате Колорадо был принят в 1986 году. Сегодня там функционирует 16 предпринимательских зон, включая северо-восточную, центрально-восточную, юго-восточную, южно-центральную, юго-западную, северо-западную предпринимательские зоны, зоны предприятий округов Лаример, Вельд, Эль-Пасо, Джэфферсон и Пуэбло.
Зона округа Джэфферсон была учреждена в 1991 году. К концу 2004 года в основной капитал было инвестировано более 285 млн. долларов США и создано более 4800 рабочих мест. В столице штата Колорадо Дэнвере функционируют четыре таких структуры - в районах Адамс, Джэфферсон, Апарахойе и в центральной части Дэнвера.
Особенностями данных СЭЗ (предпринимательских зон) являются два пути развития их инфраструктуры:
1. В случае, когда производственное предприятие и его собственник располагаются на территории СЭЗ, то государство предоставляет налоговые льготы при инвестировании в основные фонды, общем увеличении занятости, при обучении персонала, реинвестировании и использовании свободных площадей для нового производства, на НИОКР.
2. Любой налогоплательщик независимо от своего юридического местоположения имеет право сделать взнос в реализацию программы развития предпринимательской зоны, в создание ее инфраструктуры. Этим гражданам или организациям суммы вложений в денежном выражении или в виде оборудования зачитываются как уплата налога в бюджет штата. Это дает импульсы развитию инфраструктуры зоны, ее производственному потенциалу и региону ее расположения.
В Нью-Джэрси, Лос-Анджелесе и Балтиморе функционирование предпринимательских зон - составная часть региональной экономической политики этих мегаполисов. К примеру, деятельность завода компании Daily News в предпринимательской зоне Нью-Джэрси, на первый взгляд, не типичное явление, но за то время, как он является одним из резидентов СЭЗ, там было создано 15000 рабочих мест и инвестировано в основной капитал около 3,2 млрд. долларов. Эта зона сегодня распространяет свое влияние как на промышленные округа города, так и на весь регион. Кроме того, СЭЗ дает работу жителям близлежащих регионов.
Предпринимательские зоны мегаполиса США Лос-Анджелеса расширяют свои границы и распространяют влияние от центра города к его периферии, форсируя региональное развитие. Сегодня в этой западной “столице” США функционирует пять зон предприятий: Central City, Northeast San Fernando Valley, Mid-Alameda Corridor, Harbor Area, East side. Они активно влияют на развитие мест своего базирования.
Благодаря стимулированию деловой активности и увеличению занятости реализуется практическая концепция сокращения расходов на социальные программы в бюджетной сфере и одновременно повышается уровень налогов, уплачиваемых в бюджет. Таким образом, развиваются и предпринимательские зоны, и их регионы.
Анализируя механизм деятельности американских свободных зон, можно сделать вывод об их непосредственной причастности к развитию депрессивных районов, округов и целых штатов. Кроме того, функционирование таких зон в США способствует не только выведению регионов из депрессии, но и их процветанию.