Правильно ли решение суда? Какие права имеет заказчик в случае неисполнения заказа в срок, а также утраты предоставленного им материала?

Согласно ст. 734 ГК РФ при выполнении работы из материала заказчика подрядчик принимает материал, находящийся в собственности заказчика, для последующей переработки (спецификации) в процессе выполнения работ по заданию заказчика, в результате чего исходный материал прекращает свое существование. Следовательно, при заключении договора передаваемый материал должен быть с достаточной степенью точности идентифицирован, и объективные данные об этом материале, а именно его точное наименование и описание, включающее данные о количестве и качестве передаваемого материала, должны быть зафиксированы в квитанции либо ином документе, выдаваемом заказчику. Цена материала, передаваемого подрядчику, определяется совместно заказчиком и подрядчиком и указывается в договоре или ином документе (квитанции, заказе), подтверждающем его заключение.

Согласно ст. 35 Закона «О защите прав потребителей»[3] подрядчик отвечает перед заказчиком за сохранность материала и правильное его использование. Подрядчик обязан предупредить заказчика о непригодности либо недоброкачественности переданного заказчиком материала, а также представить отчет об израсходовании материала и возвратить его остаток. Подрядчик освобождается от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала, принятого от заказчика, если заказчик предупрежден подрядчиком об особых свойствах материала, которые могут повлечь за собой его полную или частичную утрату (повреждение). Незнание подрядчиком особых свойств материала не освобождает его от ответственности.

Таким образом, как видно из сказанного выше подрядчик должен нести ответственность за утерю материала.

В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества - возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем (ст. 35 Закона «О защите прав портебителя»).

Цена утраченного (поврежденного) материала (вещи) определяется, исходя из цены материала (вещи), существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

Кроме того, согласно ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. Договор подряда был заключен на срок до 15 августа.

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение срока выполнения работы.

Указанные в пункте 2 статьи 405 ГК РФ последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.

В.ст. 405 ГК РФ под просрочкой должника понимается неисполнение им обязательства в срок, установленный договором, законом (иным правовым актом) или требованием кредитора в случае, когда обязательство не предусматривает срока его исполнения. Должник, просрочивший исполнение, отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой, и за последствия случайно наступившей во время просрочки невозможности исполнения.

Кроме того, ст. 739 ГК РФ указывает на то, что помимо прав, предусмотренных положениями ГК, регулирующими договоры подряда, у заказчика по этому договору имеются права, предусмотренные для покупателей в соответствии со ст. 503-505 ГК.

Таким образом, суд должен взыскать с исполнителя сумму за материал предоставленный заказчиком, сумму убытков (цена костюма).

Задача 3

Филиппова сдала в мастерскую по ремонту радиотелевизионной аппаратуры видеомагнитофон для ремонта 5 августа. 10 августа в помещении ателье произошла кража, в результате которой был похищен и видеомагнитофон, принадлежащий Филипповой. В ходе предварительного следствия было установлено, что по вине работника ателье в ночь кражи помещение ателье не было сдано на сигнализацию.

Филиппова предъявила ателье требование о выплате стоимости видеомагнитофона исходя из действующих цен на видеомагнитофоны и, кроме того, потребовала выплатить неустойку и компенсацию морального вреда.

Решите дело. Изменится ли решение, если Филиппова передала видеомагнитофон своему знакомому, работавшему в ателье, и не получила никакой квитанции? Повлияет ли на решение тот факт, что Филиппова должна была явиться за отремонтированным видеомагнитофоном 9 августа?

В данном случае у Филипповой и мастерской возникли правоотношения не только по оказанию услуг, но еще и по договору хранения. В соответствии со ст. 906 ГК РФ в силу закона обязательство по хранению имущества может возникнуть в качестве дополнительного к какому-либо другому гражданско-правовому обязательству.

Согласно ст. 906 ГК РФ к обязательствам по хранению, возникшим в силу закона, применяются все правила ГК, регулирующие отношения по хранению, вытекающие из договора хранения.

Согласно ст. 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Пункт 1 ст. 891 ГК РФ вменяет хранителю в обязанность принять для сохранения имущества, переданного ему по договору, меры, предупреждающие его утрату, недостачу, повреждение (понижение качества).

Закон обязывает хранителей независимо от того, является ли договор возмездным или безвозмездным, принять все меры, предусмотренные договором или необходимые для сохранения переданного ему имущества. Коммерческая или некоммерческая организация, для которой хранение является одной из основных целей деятельности, обязана соблюдать также специальные правила о порядке хранения имущества.

Принятие таких мер вытекает из основных обязанностей хранителя. К этим обязанностям относятся: предотвращение утраты принятого на хранение имущества, обеспечение его неприкосновенности со стороны третьих лиц и, как правило, обеспечение сохранения его свойств.

На основании ст. 901 ГК РФ мастерская отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли вследствие непреодолимой силы, либо из-за свойств вещи, о которых хранитель, принимая ее на хранение, не знал и не должен был знать, либо в результате умысла или грубой неосторожности поклажедателя.

Как видно из условия задачи аппаратура была украдена в связи с нарушением порядка хранения, поэтому ответственность лежит на мастерской.

Пункт 1 ст. 902 ГК РФ при определении размера ответственности хранителя отсылает к ст. 393 и соответственно к ст. 15 ГК, однако предусматривает возможность установить иные правила в законе или договоре хранения. Содержащаяся в п. 1 ст. 902 ГК РФ диспозитивная норма относится лишь к размеру возмещения, но не к основаниям ответственности хранителя, которые определяются нормами ст. 901 ГК.

Согласно п. 2 ст. 902 ГК РФ при безвозмездном хранении ответственность хранителя ограничена реальным ущербом; он отвечает: а) за утрату или недостачу имущества в размере стоимости утраченного или недостающего имущества, б) за повреждение имущества в размере суммы, на которую понизилась его стоимость.

Задача 4

Васильев заключил с компанией «Уют» договор на ремонт его двухкомнатной квартиры. Стоимость работы и предоставляемых компанией «Уют» составила 50 000 р. Согласно условиям договора ремонт должен был начаться 1 мая, а окончен 10 мая. При заключении договора Васильев заплатил 30 000 р. 29 апреля Васильеву позвонили из компании и попросили его согласия о переносе начала ремонта на 8 мая, так как компания не может выделить рабочих в связи с их занятостью на других объектах. Васильев отказался. Однако ремонт в его квартире начался только 6 мая и окончился 16 мая. По окончании работы Васильев оплатил еще 10 000 р., а остальные оплатить отказался, так как посчитал их убытками, понесенными в результате нарушения компанией «Уют» договора. Компания «Уют» предъявила в суд иск о взыскании с Васильева 10 000 р.

Решите дело.

Наши рекомендации