Коммерческая деятельность сельских предпринимателей
Эффективная деятельность существование сельских товаропроизводителей (предпринимателей) во многом зависит от правильности выбора канала реализации продукции (работ, услуг). Существую несколько наиболее крупных каналов реализации товарной продукции – 1) на государственные нужды, 2) в другие предприятия и организации, 3) через потребительскую кооперацию, 4) на колхозный рынок, 5) работникам хозяйства. Наиболее привлекательным из выше перечисленных является реализация товарной продукции для государственных нужд. Это подтверждается тем, что во всем мире организации конкурируют между собой за получение государственного заказа. Его привлекательность выражается в гарантированности сбыта продукции, сокращение затрат времени и средств на транспортировку и реализацию продукции – это далеко не весь перечень положительных качеств этого канала. Однако имеются и недостатки данного канала реализации – ограниченность обязательствами контракта, возможно занижение уровеня цен на продукцию в то время когда на рынке цена выше и ряд других факторов. Порядок продажи для государственных нужд сельскохозяйственной продукции регулируется ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».
Для крупных товаропроизводителей выгодно работать с крупными оптовыми потребителями. Напротив для К(Ф)Х и ЛПХ эффективным каналом реализации будет потребительская кооперация и конечно же колхозный рынок (реализация мелкими партиями).
Оценка и выбор эффективного канала реализации дают возможность при том же объеме производства и сложившихся ценах получить максимум прибыли.
Чтобы предприниматель мог произвести и реализовать собственную продукцию ему для этого необходимо иметь минимальный набор производственных ресурсов. Недостаток производственных ресурсов предприниматель покрывает за счет покупки необходимых материально-технических средств, а также привлечения аренды и лизинга. Во всех случаях товаропроизводитель вступает во взаимодействие с партнерами по снабжению. Исходя из своего финансового положения, предприниматель выбирает, каким образом восполнить недостающие ресурсы – либо произвести покупку, или взять в аренду, лизинг, или в прокат.
В течение срока эксплуатации материально-технические средства изнашиваются и требуют ремонта и обслуживания. Поэтому, предприниматель вступает в договорные отношения с организациями обслуживающие материально-технические средства, а также различные производства. Во всех случаях предприниматель заключает различные договора в зависимости от предмета договора.
Заключение договоров должно осуществляться в соответствии с положениями ГК РФ, иными правовыми актами, соглашениями сторон, обычаями делового оборота. Договор заключается путем направления одной стороны другой оферты – предложение заключить договор и акцепта другой стороной – принятие этого предложения.
Одним из эффективных способов реализации коммерческой деятельности на селе является кооперация сельских товаропроизводителей. Сельскохозяйственная кооперация – система различных сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, созданных сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях удовлетворения своих экономических и иных потребностей.
В основе идеи кооперации лежит осознание того факта, что люди могут достичь в деле решения экономических проблем большего, если они объединят свои усилия. При этом они стремятся не к использованию чужой помощи, а к улучшению своего положения путем развития собственной инициативы, путем создания кооперативов – организации особого рода, отличных от других организаций тем, что их главный интерес заключается в обслуживании своих клиентов, которые одновременно являются членами и хозяевами. Сбыт сельскохозяйственной продукции, поставка товаров для производства и быта работникам села и многие другие процессы в большинстве развитых стран осуществляются на основе кооперации самих товаропроизводителей, которые и получают прибыль от этой деятельности. Аналогичное положение и с кредитованием сельскохозяйственных товаропроизводителей. В западных странах сельскохозяйственные товаропроизводители получают кредиты в основном от кооперативных банков, кредитных кооперативов, созданных и управляемых сельскими товаропроизводителями. Сельскохозяйственные кооперативы западных стран, объединенные в союзы различных уровней, помогают предпринимателям вести борьбу за рынки сбыта, пропагандируя о преимуществах отечественной сельскохозяйственной продукции и налаживая ее поставки в крупных размерах.
Российские сельскохозяйственные предприниматели, объединенные в сельскохозяйственные потребительские кооперативы, имеют все предпосылки для решения таких же задач, как и на Западе. Являясь объединением производителей сырья, кооперативы могут за счет сокращения посреднической прибыли понизить оптовые цены своих продаж крупных партий и тем самым преодолеть конкуренцию со стороны торговцев-посредников, и они могут гарантировать качество продукции.
В наибольшей мере сельскохозяйственная кооперация необходима К(Ф)Х, позволяющая небольшим по размерам и объемам производства хозяйствам осуществлять совместную переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, пользоваться оптовыми закупками и другое.
В кооперативных формах хозяйствования появляется материальная основа для повышения мотивации высокопроизводительного труда, поскольку они в комплексе решают экономические и социальные задачи.
Контрольные вопросы:
1. Что такое коммерческая сделка, ее виды?
2. Опишите методы проведения коммерческих сделок.
3. Какие бывают формы заключения договоров?
4. Перечислите виды недействительных сделок.
5. Перечислите этапы коммерческих сделок.
6. Какие бывают виды договоров?
7. Какие бывают договоры по содержанию?
8. Перечислите каналы реализации сельскохозяйственной продукции.
9. Какова роль кооперативов в реализации продукции и материально-техническом снабжении сельхопредприятий?