Лекция 17. Социальная ответственность, психология и культура предпринимательства
- Социально-экономическая роль предпринимательства в обществе.
- Социально-психологические мотивы предпринимательства.
- Сущность и нормы этики предпринимателя.
Литература:
- Организация предпринимательской деятельности /Под ред. С.И.Грядова. – М.: Колос, 2003. – С.363-388
- Попов Н.А. и др. Предпринимательство в АПК. Учебник. – М.: Изд-во «ЭКМОС», 2001. – С.226-234
- Предпринимательство: Учебник /Под ред. М.Г.Лапусты. – М.: -ИНФРА-М, 2002. – С.453-479
- Основы предпринимательского дела: Учебник /Под ред. Ю.М.Осипова. – М.: Изд-во БЕК, 1996. – С.411-430
- Предпринимательство: Социально-экономическое управление: Учеб.пособие для вузов /Под ред. Н.В.Родионовой, О.О.Читанавы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – С.261-297
- Предпринимательство: Учебник для вузов /Под ред. В.Я.Горконфинкеля. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С.249-288
- Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие для вузов /Под ред. В.Я.Горконфинкеля. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С.338-373
- Набатников В.М. Организация предпринимательской деятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – С.21-39
- Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей /Пер. с англ. В.П.Зинченко и Ю.М.Жукова. – Л.: Лениздат, 1991. – 708 с.
- Социально-экономическая роль предпринимательства в обществе.
В мировой практике можно выделить несколько этапов совершенствования организации предпринимательской деятельности.
На первом этапе была обоснована необходимость участия работников в политическом, административном и оперативном управлении предприятием. Работников стали включать в наблюдательные и производственные советы и комитеты предприятий. Они все чаще получали право на изложение своей точки зрения и проведение разбора ситуации по важнейшим хозяйственным, а также социальным или персональным вопросам. Участие работников в советах предприятия давало право проявления инициативы, права одобрения или неодобрения, вплоть до отмены решения (главным образом, по социальным или кадровым вопросам).
На втором этапе практика расширения участия работников в управлении предприятием связана с идеей «партнерства капитала и труда» и «ответственности руководства предприятия перед обществом». Кстати, идея социального партнерства появилась в развитых капиталистических странах сразу после второй мировой войны в ходе поиска «третьего пути» между капитализмом и социализмом.
Потребность в защите интересов потребителей и работников, а также необходимость в большей мере учитывать общественные интересы при принятии управленческих решений привела к существенному пересмотру роли предпринимателей и менеджеров в экономике и обществе.
На третьем этапе, в частности, в Манифесте о моральном кодексе менеджера, представленном в 1973 г. на Третьем европейском симпозиуме менеджеров в г. Давосе (Давосский манифест), отмечается, что профессиональной задачей руководства предприятия должно быть служение заказчикам, работникам, инвесторам, обществу и уравновешивание их противоречащих интересов.
Этот манифест требует от предпринимателя следования новым нормам поведения в свое коммерческой деятельности. Вместо экономического принципа максимизации прибыли, на первое место выдвигается принцип ответственности перед обществом. Прибыль в этой концепции является уже не конечной целью, а средством достижения цели уравновешивания интересов различных групп общества. Здесь, на наш взгляд, особенно велика социальная ответственность сельского предпринимателя, учитывая то, что он участвует в производстве жизненно важных продуктов питания и сельскохозяйственного сырья.
Что касается социально-экономической роли предпринимателя в обществе, то она заключается в следующем:
1. Предприниматели удовлетворяют потребности покупателей и через это способствуют повышению уровня жизни людей.
2. Они своей деятельностью способствуют увеличению производства необходимых обществу товаров (продукции, работ, услуг) и тем самым способствуют насыщению товарного рынка.
3. Обогащаясь лично, предприниматели в то же время умножают богатство общества в целом.
4. Увеличение числа предпринимателей приводит к конкуренции, их борьбе за потребителя, а это способствует повышению качества продукции (услуг), снижению цен и в конечном итоге – более полному удовлетворению запросов потребителей.
5. Вместе с этим эта ситуация способствует ускорению научно-технического прогресса. Конкуренция заставляет предпринимателей совершенствовать средства производства, применять более совершенные технологии, машины и оборудование, внедрять НОТ и т.д.
6. Многие предприниматели участвуют в различных социальных программах, в первую очередь связанных с борьбой с безработицей и охраной окружающей среды.
7. Путем отчисления средств из своих доходов на социальное страхование они косвенно помогают здравоохранению, пенсионному обеспечению граждан, осуществлению различных социальных программ.
8. Выплачивая, же государству установленные налоги предприниматели прямо способствуют его укреплению.
- Социально-психологические мотивы предпринимательства.
Как известно, в развитых капиталистических странах изменение представлений о предпринимательской деятельности носило эволюционный характер. Раньше были общепризнанными такие ценности в предпринимательстве, как послушание, централизация, иерархия, карьера, власть и т.д. Со временем они постепенно теряют свое значение. Сейчас в предпринимательстве более возросло значение таких ценностей, как коллектив, ориентация на потребности, самоопределение, участие, творчество, раскрытие личности, способность идти на компромиссы, децентрализация, предсказуемость поведения, надежность, стабильность, профессиональные способности. Изменяется и сам и предприниматель: к таким изначальным его чертам, как предприимчивость, склонность к риску, настойчивость и воля к победе, энергичность, добавляются, и становится необходимым иметь предпринимателю: образование, интеллект, чувство социальной ответственности.
На современном этапе необходим предприниматель наделенный высокими интеллектуальными способностями, творческой фантазией, развитой интуицией, способностью предвидеть, рисковать, брать на себя всю полноту ответственности за решения, принимаемые не только в стандартных, но и в инновационных ситуациях, он должен уметь оригинально соединять, комбинировать факторы производства и лишь тогда может претендовать на получение от такой деятельности дополнительного коммерческого эффекта.
Такие психологические мотивы предпринимателя как потребность в господстве, во власти и влиянии, в победе над конкурентами и самим собой, а также радость творчества которую дает самостоятельное ведение дел, должны совпадать с общественными интересами. Тогда предприниматель на рынке представляет собой эффективную «уравновешивающую» силу.
По данным социологических опросов, в России важным психологическим мотивом предпринимательства выступает чаще всего неудовлетворенность прежней работой, неуверенность в улучшении результатов хозяйственной деятельности и повышения собственного благосостояния, т.е. не могут полностью самореализоваться. Самореализация в этом предпринимателей во многом зависит от соблюдения ими необходимых принципов делового общения с партнерами и потребителями продукции, надежности и взаимовыгодности, т.е. необходимо повышать культуру предпринимательства в России.
Не случайно, что в странах с развитыми рыночными отношениями, правила деятельности, основанные на концепциях «социального партнерства» и «социальной ответственности», стали дополняться предпринимательской этикой, или деловой моралью. Общепринятым становится, что вопросы социальной ответственности и деловой этики беспокоят предпринимателей также, как и эффективность производства. Многие фирмы имеют собственные этические кодексы, исходя из того, что высокие этические стандарты могут обеспечить стабильную прибыль. Строить деловые отношения на обмане, безответственности или стяжательстве невыгодно. Поэтому неотъемлемой чертой психологии цивилизованного бизнеса становятся честность и порядочность.
Из социально-психологических мотивов предпринимателя Й.Шумпетер выделяет следующее:
· Потребность в господстве, власти, влиянии;
· Воля к победе, стремление к успеху, достигнутому в борьбе с соперниками и с самим собой (этот мотив американский психолог Д.Макклелланд назвал «потребность в достижениях»);
· Радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел.
Другими социально-психологическими мотивами предпринимательства многие отмечают то, что люди предпринимателями часто становятся, когда они испытывают неудовлетворенность своим социальным и материальным положением, имеют желание добиться всего собственными силами и обрести независимость.
Мощным психологическим фактором выступает желание человека выделиться среди других, проявить себя, удовлетворить здоровые амбиции. Решив заняться бизнесом, он мечтает о славе, почете и, конечно, о материальном благополучии. У западных предпринимателей, привыкших к изобилию, вопросы материального благополучия не является целью. Капитал у них является, прежде всего, средством организации собственного дела и достижения независимости. У российских молодых предпринимателей мотив личного обогащения является часто единственным, и прибыль, полученная любой ценой превыше всего.
Главным элементом культуры предпринимательской деятельности является соблюдение всех действующих законов. Другим важным элементом культуры предпринимательской деятельности служит безупречное выполнение принятых обязательств и обязанностей. Непременным условием культуры предпринимательской деятельности является также честное ведение бизнеса. И, наконец, важным элементом культуры предпринимательской деятельности служит соблюдение предпринимателем общих этических норм.
- Сущность и нормы этики предпринимателя.
Этические нормы поведения предпринимателя во взаимоотношениях с государством, покупателями, кредиторами, поставщиками и работниками изучает корпоративная этика. Нормы поведения, естественно разрабатываются и принимаются предпринимателями как добровольные обязательства в направлении самоограничения с целью смягчения конфликтов, возникающих в результате управленческой деятельности, основанной на принципе максимизации прибыли. Под этикой бизнеса понимается соблюдение честности в предпринимательской деятельности, воздержание от сиюминутной выгоды ради поддержания репутации.
Особенности нравственного сознания, поведения и взаимоотношений людей, обусловленные спецификой профессиональной деятельности на предприятиях АПК должна отражать профессиональная этика сельского предпринимателя. В любом агробизнесе этика цивилизованного предпринимателя ориентируется на ограничение принципа максимизации прибыли в таких ситуациях, когда его реализация ведет и может привести к действиям, противоречащим этическим нормам. Сам принцип максимизации прибыли при этом вовсе не отвергается, как неэтичный: отвергаются только те средства его реализации, которые с этической точки зрения не могут быть оправданы,
Вместе с тем, следует иметь в виду, что выбор этически обоснованного варианта решения предпринимателем предполагает наличие у него определенной свободы действий. Обязанность соблюдения предпринимательской этики предполагает и наличие возможностей для этого. Этика людей, в том числе предпринимателей характеризует национальные особенности общества.
Основными проблемами становления и соблюдения этических норм цивилизованного предпринимательства в России на современном этапе являются политическая нестабильность и экономическая неустойчивость, юридическая неопределенность и неисполнение законов, административные препятствия, взяточничество и коррупция.
Социологической службой Первого всероссийского съезда малых предприятий (1996 г.) было опрошено 1517 предпринимателей и их попросили ответить на три наиболее важные и сложные проблемы деловой этики предпринимательства. По вопросу о выполнении деловыми партнерами взаимных обязательств 90% опрошенных отметили, что сталкивались с необязательностью партнеров. 70% предпринимателей вынуждены оплачивать так называемую крышу криминальным структурам. 57% предпринимателей ответили, что вымогательство и угрозы со стороны властных структур обычное явление.
Было бы наивно надеяться на улучшение деловой профессиональной этики в АПК, при практически полном отсутствии культуры предпринимательства. Недобросовестность при заключении сделок, уклонение партнеров от выполнения договорных обязательств часто приводят к краху значительной части начинающих предпринимателей и существенно подорвали доверие к предпринимательской деятельности сейчас вообще.
В современных условиях не приходится надеяться на скорое исправление деловой этики торговых фирм-посредников и характера функционирования российских коммерческих банков, а также на восстановление доверия к ним (как и к государству в целом) со стороны, как предпринимателей, так и обычных граждан.
Формирование предпринимательской этики, повышение значения моральных и этических норм сельских предпринимателей, их обязанностей по отношению друг к другу и обществу в целом, будет возможным только благодаря общеэкономическим и социально-политическим переменам в обществе. Здесь следует напомнить слова древнекитайского мудреца Конфуция: «Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек – к другим».
В заключении приведем основные положения этического кодекса предпринимателя:
1. будь в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом, государства;
2. уважай любую собственность, государственную власть, законы, общественный порядок;
3. признавай необходимость конкуренции, при этом понимай и необходимость сотрудничества;
4. расценивай бизнес как привлекательное творчество, относись к нему как к искусству;
5. исходи из того, что люди, окружающие тебя, хотят и умеют работать, стремись реализовать себя вместе с ними;
6. доверяй не только себе, но и другим, уважай профессионализм и компетентность;
7. уважай себя как личность, а любую личность как себя;
8. стремись к нововведениям;
9. цени образование, науку и культуру.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите этапы совершенствования организации предпринимательской деятельности.
2. В чем заключается социально-экономическая роль предпринимательства:
3. Какие ценности в предпринимательстве в настоящее время являются общепризнанными?
4. Опишите эволюцию социально-психологических мотивов предпринимателя.
5. Какие социально-психологические мотивы в предпринимательстве выделял Й.Шумпетер.
6. В чем сущность и норма этики предпринимателя?
7. Перечислите основные положения этического кодекса предпринимателя.
Заключение