Внешнеэкономические сделки
Понятие внешнеэкономической сделки в российском законодательстве отсутствует, поэтому следует обратиться к отечественной доктрине.
Вплоть до 1980-х гг. сделки между гражданами и организациями различных государств осуществлялись в рамках внешнеторговой деятельности, поэтому в юридической литературе того времени категория внешнеэкономической сделки не рассматривалась, а исследовалась категория внешнеторговой сделки. В частности, Л.А. Лунц, который в своих исследованиях уделил много внимания этому вопросу, определил понятие внешнеторговой сделки следующим образом: "К внешнеторговым сделкам и к правоотношениям по внешней торговле мы отнесли такие, в которых по меньшей мере одна из сторон является иностранцем (иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом) и содержанием сделки являются операции по ввозу или вывозу товаров за границу либо какие-нибудь подсобные операции, связанные с вывозом или ввозом товаров"*(823). Тем самым к признакам внешнеторговой сделки следует отнести:
1) наличие иностранного элемента, когда одна из сторон сделки находится в другом государстве и, следовательно, в большинстве случаев является иностранцем (иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом);
2) предмет сделки - внешнеторговая операция (поставка товара, наем имущества, перевозка груза, оказание услуг внешнеторгового характера и т.п.)*(824).
Исходя из данных признаков, Л.А. Лунц отнес к внешнеторговым сделкам договор купли-продажи товаров, подлежащих ввозу из-за границы или вывозу за границу, а также связанные с товарным экспортом или импортом сделки подряда, комиссии, перевозки, поклажи, страхования и др.*(825)
Если первый признак остается неизменным, то второй признак подвержен изменениям, что является следствием расширения сферы внешнеторговой деятельности. В связи с этим не может оставаться неизменным, стабильным и понятие внешнеторговой сделки, что отмечалось Л.А. Лунцем*(826) и другими отечественными исследователями*(827). С каждым годом увеличивается число видов сделок, относимых к внешнеэкономическим.
Вместе с тем в отечественной правовой литературе неоднократно высказывалось пожелание "найти такое определение сферы сделок (и отношений) по внешней торговле, которое охватывало бы случаи применения к ним норм иностранного права, а также унифицированных (путем международных соглашений или посредством международных обычаев, или посредством получивших распространение в международном обороте "типовых контрактов") материальных норм"*(828). В настоящее время наибольшее признание получила точка зрения И.С. Зыкина, который предложил под внешнеэкономическими договорами понимать "совершаемые в ходе осуществления предпринимательской деятельности договоры между лицами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах"*(829). Представляется, что это определение не является идеальным и подлежит уточнению, но, несомненно, носит общий характер (в частности, оно может применяться в случаях, когда внешнеэкономический договор заключается без участия российских лиц).
Как отмечает И.С. Зыкин, данное им определение внешнеэкономического договора сложно для восприятия, поскольку оперирует термином "коммерческое предприятие", определение которого в российском законодательстве отсутствует. Однако термин "коммерческое предприятие" встречается во многих международных договорах Российской Федерации, включая Венскую конвенцию ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров, что, конечно, нельзя не учитывать при формулировании определения внешнеэкономического договора, претендующего на то, чтобы иметь общий характер применения.
Следует уточнить, что внешнеэкономический договор не обязательно совершается в ходе осуществления предпринимательской деятельности. В качестве примера можно привести учредительный договор общества с ограниченной ответственностью, заключенный российским и иностранным гражданами. Граждане при этом не осуществляют предпринимательской деятельности, но тем не менее указанный договор, несомненно, является внешнеэкономическим.
Кроме того, без ущерба для рассмотренного выше определения понятия внешнеэкономического договора внешнеэкономические сделки не сводятся только к внешнеэкономическим договорам. В частности, такая односторонняя сделка, как выдача доверенности, также может быть признана внешнеэкономической.
При совершении внешнеэкономических сделок стороны вступают в гражданско-правовые отношения, которые регулируются нормами международного частного и гражданского права. Вместе с тем исполнение внешнеэкономических договоров купли-продажи товаров предполагает перемещение товаров через таможенную границу государства и уплату таможенной пошлины. Указанные отношения регулируются нормами административного (таможенного) и финансового (налогового) права. Расчеты по внешнеэкономическому договору в иностранной валюте являются валютными операциями, осуществление которых регулируется нормами административного права (валютного законодательства). При появлении у субъекта внешнеэкономической деятельности объекта налогообложения у него возникают налоговые обязательства. Налоговые правоотношения, как уже отмечалось, регулируются нормами финансового (налогового) права. Наконец, в случае правонарушения участник внешнеэкономической деятельности может быть привлечен к гражданско-правовой и административной ответственности. Кроме того, при наличии состава преступления и административного проступка в действиях индивидуального предпринимателя и руководителя организации - субъекта внешнеэкономической деятельности указанные лица могут быть привлечены соответственно к уголовной или административной ответственности. Таким образом, правовое регулирование внешнеэкономической деятельности носит комплексный характер. Внешнеэкономическая деятельность регулируется прежде всего нормами международного частного и гражданского права, а также в соответствующих случаях нормами финансового (налогового), административного, в том числе таможенного, права и уголовного права.
В настоящем параграфе рассматривается регулирование гражданско-правовых отношений между субъектами внешнеэкономической деятельности. Главенствующая роль в регулировании таких гражданско-правовых отношений отводится международному частному праву, поскольку его предметом как раз и являются гражданско-правовые отношения, осложненные иностранным элементом.
Основным российским правовым актом, содержащим нормы международного частного права, является Гражданский кодекс. В силу п.1 ст.1186 ГК РФ право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям, связанным с осуществлением внешнеэкономической деятельности, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, ГК и других федеральных законов и обычаев, признаваемых в Российской Федерации.
Значение международных договоров с каждым годом возрастает. Чем объяснить такую тенденцию?
Национальное законодательство (право) различных стран может по-разному регулировать одни и те же общественные отношения. Регулирование общественных отношений зависит от многих факторов, среди которых можно выделить характер экономики, уровень экономического развития, правовые традиции государства. В таких условиях участники внешнеэкономической деятельности при заключении сделок сталкиваются со значительными трудностями. Одним из самых действенных способов устранения различий в правовом регулировании аналогичных общественных отношений на территориях различных государств является заключение государствами международных договоров. Поскольку правила международного договора имеют приоритет над нормами национального законодательства (права), посредством заключения международного договора устраняются различия в правовом регулировании определенных отношений в правовых системах государств - участников международного договора*(830). Правила международного договора как бы вытесняют нормы национального законодательства (права), что приводит к унификации правовых норм различных государств. Таким образом, тенденция возрастания значения международных договоров объясняется необходимостью унификации (гармонизации) права. Гармонизация права предусматривается, в частности, Соглашением о партнерстве и сотрудничестве 1994 г., учреждающим партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, Европейской энергетической хартией 1991 г., договорами и протоколами к ней, Горной хартией государств - участников Содружества Независимых Государств 1997 г. и другими многосторонними и двусторонними международными договорами.
Большое значение в области осуществления внешнеэкономической деятельности имеют модельные документы, которые, как и международные договоры, разрабатываются для сближения и унификации правовых норм различных государств, но не являются источниками права. Модельные документы носят рекомендательный характер и могут использоваться государством при подготовке законопроектов. В качестве примера можно привести модель Гражданского кодекса для стран СНГ.
Кроме того, нельзя обойти вниманием деловые (торговые) обыкновения, которые в области осуществления внешнеэкономической деятельности применяются гораздо чаще, чем во внутреннем предпринимательском обороте. Деловые обыкновения, или просто обыкновения, не являются источниками права, поэтому их применение зависит от волеизъявления сторон внешнеэкономического договора. Обыкновения применяются в случаях, когда стороны прямо сослались на них в договоре либо когда толкование условий договора позволяет сделать очевидный вывод о намерении сторон при заключении договора применить правила обыкновения. Обыкновения могут применяться также на основании требований источников права (главным образом, международных договоров). В частности, применение обыкновений предусмотрено Конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.; Конвенция (ст.9) устанавливает, что стороны договора связаны практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях. Тем самым обыкновения призваны восполнять пробелы в договоре.
Необходимо отметить еще одну значимую роль обыкновений: они служат образцом для формирования договорных условий*(831). С этой целью разрабатываются кодифицированные сборники обыкновений. К примеру, Международная торговая палата разработала Международные правила толкования торговых терминов, широко известные под названием "Инкотермс" (последняя редакция - 2000 г.).
Особенность источников права, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, заключается в их двойственном характере. С одной стороны, источником права, регулирующим внешнеэкономическую деятельность, является международный договор и международные обычаи, а с другой стороны - внутренние законы и обычаи. Нормы международного договора и обычая выступают в качестве международного регулятора, а нормы законов и обычаи действуют внутри государства, поэтому выступают в качестве внутреннего (внутригосударственного) регулятора. В этой связи следует особо отметить, что двойственный характер источников права, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, способствует наиболее полному регулированию внешнеэкономической деятельности и ни в коем случае не приводит к разделу правовой системы государства на две части.
Если особенность источников права, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, заключается в их двойственном характере, то особенность правового регулирования внешнеэкономической деятельности характеризуется материально-правовым и коллизионным методами регулирования.
Если материально-правовой метод регулирования общественных отношений общеприменим, хотя в области регулирования внешнеэкономической деятельности он имеет свою специфику, то коллизионный метод является методом исключительно международного частного права, которое, как уже отмечалось, является основной отраслью права, регулирующей внешнеэкономическую деятельность.
Для того чтобы уяснить вышеизложенное, представим себе российское юридическое лицо, заключившее внешнеэкономический договор, который не исполнен другой стороной. Тем самым перед кредитором стоит задача предъявить обоснованную претензию контрагенту-должнику. Если бы речь шла о договоре между российскими лицами, то для правового обоснования требований достаточной была бы ссылка на соответствующие нормы российского законодательства, поскольку обе стороны подчиняются российскому праву. В нашем примере ситуация осложняется тем, что российская сторона подчиняется российскому праву, другая сторона - иностранному праву, а общемировой правовой системы не существует.
Проблема может быть решена ссылкой на нормы международного договора, если он непосредственно регулирует интересующие нас правоотношения. Международный договор непосредственно регулирует отношения между участниками внешнеэкономической деятельности только в случае, если в него включены материально-правовые нормы, поскольку только материально-правовые нормы содержат правила поведения субъектов правоотношений.
В случае, если международный договор не содержит материально-правовых норм, регулирующих отношения между субъектами внешнеэкономической деятельности, возникает проблема применения к указанным отношениям права какого-либо государства (как правило, личного закона одного из участников внешнеэкономической деятельности). Коллизия (столкновение) личных законов участников внешнеэкономической деятельности устраняется посредством применения специально предназначенных для подобных случаев норм, которые носят название коллизионных.
Законодательство (право) каждого государства содержит коллизионные нормы. Вместе с тем коллизионные нормы может содержать и международный договор. В качестве примера можно привести Гаагскую конвенцию о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г. В российском законодательстве коллизионные нормы содержатся в ГК РФ.
В отличие от материально-правовой нормы коллизионная норма состоит из следующих двух элементов:
объем коллизионной нормы - указание на правоотношения, на которые она распространяется;
коллизионная привязка - указание на применимое право (правовую систему государства).
Как и материально-правовые, коллизионные нормы могут быть императивными и диспозитивными. Примером императивной коллизионной нормы может служить норма, содержащаяся в п.3 ст.1209 ГК РФ: "Форма сделки в отношении недвижимого имущества подчиняется праву страны, где находится это имущество, а в отношении недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, российскому праву". Диспозитивная коллизионная норма содержится в п.1 ст.1211 ГК РФ: "При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан".
Применение того или иного метода регулирования зависит от существования международного договора, непосредственно регулирующего отношения между участниками внешнеэкономической деятельности. Если такой международный договор существует, то применяется материально-правовой метод регулирования, а если отсутствует - то коллизионный. В последнем случае применимое право определяется посредством применения коллизионных норм.
В этой связи особый интерес представляют коллизионные привязки, поскольку именно они указывают на применимое право. Применительно к осуществлению внешнеэкономической деятельности выделяются коллизионные привязки, определяющие право по вопросам содержания внешнеэкономических сделок. Из числа таких коллизионных привязок прежде всего следует выделить привязку, указывающую на применение избранного закона. В соответствии с ней права и обязанности сторон по внешнеэкономическим договорам определяются по праву страны, избранному сторонами при заключении договора или в силу последующего соглашения (п.1 ст.1210 ГК РФ). Причем согласно ГК стороны договора могут выбрать подлежащее применению право как для договора в целом, так и для отдельных его частей. Если применимое право обусловливается сторонами во внешнеэкономическом договоре, такое условие договора носит название оговорки о применимом праве.
Государства, право которых содержит коллизионную норму с привязкой, указывающей на избранный закон, исходят из принципа автономии воли сторон. Принципа автономии воли сторон придерживаются все страны, но по-разному определяют границы такой автономии. К примеру, в соответствии с положениями Единообразного торгового кодекса США 1990 г. (ЕТК) в качестве применимого права может быть определен только личный закон одной из сторон договора.
Российское право позволяет сторонам внешнеэкономического договора в оговорке о применимом праве или в последующем соглашении предусмотреть право любого государства. К примеру, в договоре между российским обществом с ограниченной ответственностью и германским акционерным обществом в оговорке о применимом праве стороны могут предусмотреть как право России или ФРГ, так и право Франции, Испании, Италии или любого другого государства. Единственно установлено, что если из совокупности обстоятельств дела, существовавших на момент выбора подлежащего применению права, следует, что договор реально связан только с одной страной, то выбор сторонами права другой страны не может затрагивать действие императивных норм страны, с которой договор реально связан (п.5 ст.1210 ГК РФ).
Если стороны внешнеэкономической сделки не пришли к согласию о праве, применимом к содержанию сделки, к договору применяется соответствующая коллизионная норма, позволяющая определить применимое право. В ГК РФ такая коллизионная норма содержит привязку, указывающую на закон государства (право страны), с которым договор имеет наиболее тесную связь (п.1 ст.1211).
Критерии определения такой связи различаются в зависимости от содержания договора. Прежде всего правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора. Стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, признается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, сторона, являющаяся, в частности:
продавцом - в договоре купли-продажи;
дарителем - в договоре дарения;
арендодателем - в договоре аренды;
ссудодателем - в договоре безвозмездного пользования;
подрядчиком - в договоре подряда;
перевозчиком - в договоре перевозки;
экспедитором - в договоре транспортной экспедиции;
займодавцем (кредитором) - в договоре займа (кредитном договоре);
финансовым агентом - в договоре финансирования под уступку денежного требования;
банком - в договоре банковского вклада (депозита) и договоре банковского счета;
хранителем - в договоре хранения;
страховщиком - в договоре страхования;
поверенным - в договоре поручения;
комиссионером - в договоре комиссии;
агентом - в агентском договоре;
правообладателем - в договоре коммерческой концессии;
залогодателем - в договоре о залоге;
поручителем - в договоре поручительства;
лицензиаром - в лицензионном договоре.
Кроме того, правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, в частности:
1) в отношении договора строительного подряда и договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ - право страны, где в основном создаются предусмотренные соответствующим договором результаты;
2) в отношении договора простого товарищества - право страны, где в основном осуществляется деятельность такого товарищества;
3) в отношении договора, заключенного на аукционе, по конкурсу или на бирже, - право страны, где проводится аукцион, конкурс или находится биржа;
4) к договору в отношении недвижимого имущества - право страны, где находится недвижимое имущество. При этом к договорам в отношении находящихся на территории Российской Федерации земельных участков, участков недр, обособленных водных объектов и иного недвижимого имущества применяется российское право.
Тем самым наиболее востребованным является критерий определения права страны, с которой договор наиболее тесно связан, по месту жительства или основному месту деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, а также по месту создания результатов договора, по месту осуществления деятельности сторон, по месту проведения торгов.
При этом к договору, содержащему элементы различных договоров, применяется, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, с которой этот договор, рассматриваемый в целом, наиболее тесно связан.
Кроме того, в целом без ущерба для реализации коллизионной нормы, содержащей привязку, указывающую на закон государства, с которым договор наиболее тесно связан, ГК РФ предусматривает ряд требований в отношении выбранного права, подлежащего применению к договору с участием потребителя (ст.1212).
Необходимо подчеркнуть, что коллизионная норма, содержащая привязку, указывающую на закон государства, с которым договор наиболее тесно связан, является диспозитивной. Поэтому она применяется только в случае, когда стороны в договоре или в отдельном соглашении не предусмотрели право государства, которым регулируются их права и обязанности по внешнеэкономической сделке.
Указанная коллизионная норма относится к разряду "гибких", в то время как Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. содержали "жесткие" коллизионные нормы. "Жесткость" заключается в том, что они отсылали к праву государства вне зависимости от характера сложившихся между сторонами отношений и связи других обстоятельств с правом государства, на что ориентированы "гибкие" коллизионные нормы.
В настоящее время право и практика США и многих европейских государств в той или иной мере отказались от "жестких" коллизионных норм в пользу "гибких". "Гибкие" коллизионные нормы содержатся в многосторонних международных договорах: Конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам, 1980 г., Межамериканской конвенции о праве, применимом к международным контрактам, 1994 г.
Гражданский кодекс содержит императивную коллизионную норму, в соответствии с которой к договору о создании юридического лица с иностранным участием применяется право страны, в которой, согласно договору, подлежит учреждению юридическое лицо (ст.1214). Таким образом, в данной коллизионной норме содержится привязка, указывающая на место учреждения юридического лица.
Правом, подлежащим применению к договору на основании привязок, указывающих на избранный закон, на закон государства, с которым договор имеет наиболее тесную связь, на место учреждения юридического лица, определяются, в частности:
1) толкование договора;
2) права и обязанности сторон договора;
3) исполнение договора;
4) последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора;
5) прекращение договора;
6) последствия недействительности договора.
Что касается односторонних сделок, то в отношении определения их содержания действует принцип автономии воли лица, совершающего сделку. К обязательствам, возникающим из односторонних сделок, если иное не вытекает из закона, условий или существа сделки либо совокупности обстоятельств дела, применяется право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, принимающей на себя обязательства по односторонней сделке.
Срок действия доверенности и основания ее прекращения определяются по праву страны, где была выдана доверенность.
Если в отношении определения права по вопросам содержания внешнеэкономического договора ГК РФ придерживается принципа автономии воли сторон, то применение права в отношении формы внешнеэкономической сделки от воли сторон никак не зависит и определяется исключительно российским правом, если хотя бы одной из сторон такой сделки является российское юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо, личным законом которого является российское право (п.2 ст.1209). Несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет недействительность сделки (п.3 ст.162 ГК РФ).
Помимо вышеизложенных, применяются другие коллизионные привязки.
Выше уже приводились коллизионные привязки, указывающие на закон гражданства, закон места жительства, закон юридического лица (организации). Коллизионная норма, содержащая привязку, указывающую на закон гражданства, распространяется на отношения с участием граждан (п.1 ст.1195 ГК РФ), коллизионная норма, содержащая привязку, указывающую на закон места жительства, - с участием лиц без гражданства (п.5 ст.1195 ГК РФ), коллизионная норма, содержащая привязку, указывающую на закон юридического лица, - с участием иностранных юридических лиц и других правоспособных организаций (п.1 ст.1202, ст.1203 ГК РФ). Указанные коллизионные привязки применяются для определения личного закона указанных лиц. Коллизионная норма, содержащая привязку, указывающую на личный закон, применяется для определения гражданской правоспособности и дееспособности граждан и лиц без гражданства (ст.1196, п.1 ст.1197 ГК РФ) и определения правового положения юридического лица и иной организации (ст.1202, 1203 ГК РФ).
Широко применяется коллизионная норма, содержащая привязку, указывающую на закон места нахождения вещи: для определения содержания права собственности и иных вещных прав на имущество. Содержание права собственности и иных вещных прав на недвижимое и движимое имущество, их осуществление и защита определяются по праву страны, где это имущество находится (п.1 ст.1205 ГК РФ).
Нередко применяется коллизионная норма, содержащая привязку, указывающую на закон места причинения вреда. Согласно данной коллизионной привязке к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, применяется право страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для требования о возмещении вреда (п.1 ст.1219 ГК РФ).
В области торгового мореплавания применяется коллизионная норма, содержащая привязку, указывающую на закон флага. Согласно коллизионной привязке, указывающей на закон флага морского судна, право собственности и другие вещные права на судно, а также возникновение, переход и прекращение таких прав определяются законом государства флага судна (п.1 ст.415 КТМ РФ).
§ 3. Особенности таможенного регулирования внешнеэкономической
деятельности с участием предпринимателей
В действующем законодательстве России употребляется термин "таможенное регулирование" (см. п.5 ст.10, ст.23 Таможенного кодекса РФ), однако его содержание не раскрывается. Для характеристики таможенного регулирования используются понятия "таможенное дело", "таможенная политика"*(832) и др.
Под таможенным регулированием внешнеэкономической деятельности следует понимать деятельность уполномоченных органов государственной власти, заключающуюся в установлении и реализации правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ (а также осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности по оказанию таможенных услуг), обеспечении соблюдения этих правил и привлечении к ответственности правонарушителей.
Субъектами, осуществляющими таможенное регулирование, являются органы законодательной, исполнительной и судебной властей, однако особая роль по непосредственному применению указанных правил (норм) принадлежит специальным органам исполнительной власти - таможенным органам.
Среди субъектов предпринимательства, подвергающихся таможенному регулированию, выделяются: 1) лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу РФ для предпринимательских целей (субъекты внешнеэкономической деятельности), и 2) иные лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на рынке таможенных услуг.
Предпринимательская деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности*(833) непосредственно направлена на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. На подобную деятельность распространяется общий порядок таможенного регулирования, предусмотренный для участников внешнеэкономической деятельности.
Основополагающим для таможенного регулирования является понятие "перемещение через таможенную границу РФ"*(834). Таковым признается совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач (п.5 ст.18 Таможенного кодекса РФ).
Следует учитывать, что под перемещением понимаются различные действия, в зависимости от того, ввоз это или вывоз. В частности, при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию РФ, в том числе при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов, перемещением считается фактическое пересечение таможенной границы РФ. При вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории РФ, а также при ввозе товаров или транспортных средств с остальной части таможенной территории РФ на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады под перемещением понимается подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства.
Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности с участием предпринимателей осуществляется преимущественно императивным методом с применением в необходимых случаях дозволительных мер. Так, инициатива ввоза или вывоза товаров принадлежит субъекту внешнеэкономической деятельности, перемещающему эти товары. Субъект внешнеэкономической деятельности вправе также самостоятельно выбрать вид таможенного режима, наименование, ассортимент и количество ввозимого (вывозимого) товара, за исключением ограничений, установленных законодательством РФ (например, место таможенного оформления товаров в соответствии с ч.2 ст.127 Таможенного кодекса РФ).
Меры (способы) таможенного регулирования традиционно подразделяются на тарифные и нетарифные.
Тарифные меры характеризуются введением, изменением, отменой таможенных пошлин, а также предоставлением льгот по соответствующему виду платежей*(835). Ставки таможенных пошлин регулируются Законом "О таможенном тарифе"*(836).
Под таможенным тарифом РФ понимается свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не могут изменяться в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законом. Существуют следующие виды ставок таможенных пошлин:
адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
Нетарифные меры непосредственно не связаны с таможенными пошлинами. К ним относятся:
1) квотирование, т.е. количественные и стоимостные ограничения по ввозу и вывозу определенных товаров. Подобные ограничения предусмотрены в Федеральном законе от 14 апреля 1998 г. "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами", постановлении Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 864 "Об установлении государственных квот, в пределах которых осуществляется производство, хранение и ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ"*(837);
2) лицензирование, т.е. выдача специальных разрешений на перемещение через таможенную границу РФ определенных товаров. Порядок и условия лицензирования экспорта и импорта соответствующих товаров распространяются на всех участников внешнеэкономической деятельности. Виды лицензируемых товаров устанавливаются Правительством РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 14 июня 2001 г. N 462 утверждено Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях. Лицензируемыми товарами являются также цветные телевизоры, сахар-сырец и сахар белый, драгоценные камни, химические средства защиты растений, необработанные шкуры животных и др.;
3) сертифицирование, т.е. представление таможенному органу документа (сертификата), подтверждающего соответствие ввозимого товара требованиям государственных стандартов по безопасности, качеству и т.п. Так, в соответствии со ст.173 Таможенного кодекса РФ декларируемые при ввозе на таможенную территорию товары, подлежащие обязательной сертификации, должны иметь сертификат и знак соответствия, выданные или признанные уполномоченным на то органом. Сертификаты соответствия или свидетельства об их признании должны быть представлены в таможенные органы вместе с таможенной декларацией.
Обязательная сертификация как мера таможенного регулирования установлена приказом ГТК РФ от 23 мая 1994 г. N 217 "О порядке ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации", приказом ГТК РФ от 14 августа 1995 г. N 498 "О перечнях товаров, подлежащих обязательной сертификации при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации"*(838).
Кроме упомянутого разделения мер (способов) таможенного регулирования на тарифные и нетарифные, они могут быть сгруппированы иным образом. Как следует из норм Таможенного кодекса РФ, существуют следующие способы таможенного регулирования: таможенное оформление, таможенные режимы, таможенные платежи, таможенный контроль. В подавляющем большинстве случаев указанные меры имеют отношение к перемещению товаров и транспортных средств для предпринимательских целей*(839).
Под таможенным оформлением понимается процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями Таможенного кодекса РФ (п.15 ст.18 Кодекса).
Таможенное оформление состоит в том, что субъекты предпринимательства подают в таможенные органы уведомления о перемещении товаров и транспортных средств, представляют документы и сведения, необходимые для таможенного оформления, уплачивают таможенные платежи, предоставляют указанные товары и транспортные средства для производства таможенного досмотра.