Глава 2. Законодательное регулирование торговой деятельности

1. Торговое право, его история уходят в глубь тысячелетий. Властные установления о торговле, правила купеческой деятельности встречаются почти во всех правовых памятниках древности.

Достаточно полную разработку вопросы торгового оборота получают в римском праве. К. Маркс характеризовал римское частное право как отличающееся "непревзойденной по точности разработкой всех существенных правовых отношений простых товаровладельцев"*(1). Для нормирования торговых отношений не было необходимости создавать особое торговое право, поскольку, по утверждениям исследователей, должная гибкость и применимость системы jus gentium к торговому быту обеспечивалась свободной преторской юрисдикцией.

Развитие торгового права в его подлинном значении связано со становлением капиталистических отношений.

В дореволюционной юридической литературе было принято различать три этапа в становлении и развитии торгового права. Эта периодизация содержится в старых российских учебниках, трудах западноевропейских коммерциалистов. К настоящему времени эта классификация устарела. В современной литературе она уже не используется в связи с радикальными изменениями системы торговли. Однако в познавательном отношении это прежнее разграничение весьма поучительно.

Первый период обычно именуют итальянским. Он знаменует зарождение европейского торгового права. В XI-XV вв. Италия была одним из наиболее экономически развитых регионов, являлась посредницей в торговых связях Средиземноморских стран. Это был наиболее мощный узел мировой торговли.

Именно в Италии получила развитие специальная торговая юрисдикция, сформировались морские обычаи. В 1494 г. в Италии была издана книга Луки Пачоли "Трактат о счетах и записях", которая положила начало бухгалтерскому учету в торговой и банковской сферах. Это была знаменитая итальянская бухгалтерия с воспринятыми во всем мире приемами и терминологией: учет по методу баланса и отражение операций путем двойной записи (дебет - кредит).

Второй период - французский - связывают с превращением Франции с XVI в. в одну из крупных торговых держав. Государственная власть проявила дальновидность и последовательно оказывала покровительство развитию торговли. При этом власть исходила из двух стратегических целей - обогащения казны и сплочения, консолидации государства вопреки сепаратистским действиям феодальной знати.

К этому периоду относятся первые опыты кодификации торгового законодательства. В 1673 г., с которого многие ученые и ведут начало собственно торгового права, принимается Торговый ордонанс. В 1807 г. издается наполеоновский Торговый кодекс. Исследователи отмечают его огромное влияние на другие страны.

Ясность редакции и относительная полнота его установлений, учитывавших обычаи торгового оборота, обеспечили французскому, а позднее - и германскому торговым кодексам значение образца для торгового законодательства Европы и других частей света.

Третий период именуют германским. Заметим, что в XVIII-XIX вв. крупнейшей торговой державой была Великобритания, на нее приходилась основная доля мирового товарооборота. Однако в силу особенностей правовой системы ее вклад в развитие торгового права был незначителен.

Германский период характеризуется принятием в 1861 г. Общегерманского торгового уложения. Уложение установило общие правила товарного обращения на территории страны. В этот период Германия представляла собой конгломерат из почти сотни разрозненных княжеств, герцогств, свободных городов. Общегерманское торговое уложение сыграло поистине выдающуюся роль в развитии торгово-хозяйственных связей в стране, в формировании единого немецкого рынка. Оно стало мощным инструментом консолидации страны.

Г.Ф. Шершеневич в своем учебнике отмечает любопытный факт, достойный нашего внимания. В 1896 г. уже в единой Германии было принято Гражданское уложение. С его изданием необходимость в существовании отдельного Торгового уложения ослабла, поскольку многие общегражданские положения были перенесены в Гражданское уложение. Однако с учетом того, какую огромную роль Торговое уложение 1861 г. сыграло в превращении страны в централизованное и мощное государство, в 1897 г. было осуществлено его переиздание. Это стал более современный и четкий акт.

Под влиянием успеха законодательных шагов в Германии, да и с учетом собственных потребностей, в конце XIX в. почти во всех европейских и многих других странах наряду с гражданскими были приняты самостоятельные торговые кодексы. Так, в 1899 г. Япония приняла Торговый кодекс, во многом позаимствовав германский опыт. Почти все эти кодексы продолжают действовать с соответствующими изменениями и поныне.

2. Рассмотренная периодизация истории торгового права имеет в основном познавательное значение. В настоящее время гораздо более важно понимание основных процессов, происходящих в сфере товарного обращения, и их отражение в праве. Здесь актуально следующее.

На протяжении тысячелетий торговая деятельность последовательно развивалась и совершенствовалась, но это развитие носило эволюционный характер. Однако в 60-е годы ХХ в. в США, а затем - в Западной Европе произошло то, что нередко обоснованно называется торговой революцией. Известны культурные революции, научно-технические, информационные - о них много написано. А вот свершившуюся торговую революцию наши управленцы и экономисты оставили без внимания, хотя по значимости она была ничуть не меньше указанных. Она произошла в США, ее результаты использовали также другие развитые страны, к сожалению, кроме России.

В чем выражалась эта революция? Во-первых, в резком и постоянном увеличении объемов продаж. За последние 30 лет объемы мировой торговли возросли в 5 раз, одновременно увеличились объемы внутренней торговли. Во-вторых, в изменении методов организации производства и сбыта товаров. Производство стало базироваться на предварительном изучении потребностей в товаре, прогнозировании возможностей его продажи. В результате производство начало целиком определяться запросами покупателей. Изготавливается только то и в таком количестве, что реально может быть продано.

Указанные меры позволили устранить кризисы перепроизводства. Рыночная экономика приобрела черты высокой организованности, динамичности. Более того, наше планирование, которым мы гордились в советский период, к сожалению, не могло обеспечить столь высокого уровня сбалансированности производства и потребления. Достаточно сказать, что, согласно статистическим данным, в 1990 г. излишние запасы сырья и материалов на складах предприятий равнялись трехгодовому объему внутреннего валового продукта.

Еще один аспект торговой революции - структурная перестройка сбыта и снабжения. Появились мощные посреднические звенья, занимающиеся продвижением товара. Такие звенья включают в себя головную сбытовую фирму и зависимую от нее сеть дилеров-распространителей. Сейчас в США существует более 300 тыс. оптовых фирм по сбыту различных товаров, ФРГ - 100 тыс., Италии - 90 тыс. (в России - около 20 тыс.). Многие предприятия-изготовители передали функции сбыта своих товаров этим посредническим звеньям, которые в силу специализации способны более эффективно вести торговую деятельность. Усилиями посредников сейчас обеспечивается оперативное и равномерное продвижение товаров во все точки страны и за рубеж.

Торговая революция привела и к другим замечательным результатам. Появление оптовых посредников в качестве мощной самостоятельной силы позволило сломить диктат производителей над потребителями, который даже на Западе сохранялся до 60-х годов. Оптовые посредники, исходя из целей увеличения собственной прибыли, обеспечили решающее влияние интересов потребителей на развитие производства. Они добились непрерывного совершенствования товаров, улучшения качества, расширения ассортимента для удовлетворения запросов покупателей. Потребитель, т.е. все население, получил наибольший выигрыш от происшедшей торговой революции.

В народном хозяйстве СССР диктат производителей в беспрецедентных формах существовал все 70 лет, не искоренен он и в современной России. Показательно, что если в нашей стране продолжают отмечаться профессиональные праздники, в том числе День работника торговли, то в США в период президентства Кеннеди был провозглашен День потребителя. Это действительно всеобщий праздник, поскольку потребителем является каждый житель страны, от бродяги до сенатора.

Среди позитивных перемен в стране одна из значимых - это издание Закона РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. Федерального закона от 09.01.96 N 2-ФЗ)*(2). Он предоставляет прежде небывалые возможности защиты прав и интересов граждан. Это позволяет человеку несколько "разогнуть спину", эффективнее бороться с постоянными унижениями в сфере торговли и услуг.

Торговая революция создала то, что называют новым качеством жизни людей на Западе. Эта категория включает в себя улучшение качества и структурного состава продуктов, потребляемых основной массой населения, а также увеличение объема свободного времени людей за счет ликвидации дефицитов и убыстрения торговых операций.

Торговая революция опиралась на мощное правовое обеспечение, сопровождалась бурным развитием торгового права. Это проявилось, прежде всего, в уточнении изданных много десятилетий назад торговых кодексов, во внесении в них изменений в соответствии с современными требованиями торгового оборота. Так, внесены существенные изменения в ряд разделов Германского торгового уложения. Во Франции в 1999 г. принят новый Торговый кодекс.

В качестве второго важного показателя развития торгового права надо отметить законодательные меры в государствах общей системы права. Например, в США в 60-е годы был принят Единообразный торговый кодекс, по своей сути являющийся модельным законом. На его основе в каждом штате изданы свои торговые кодексы. Единообразный торговый кодекс США регулярно дополняется и уточняется, что свидетельствует о его значимости и актуальности.

В Англии на рубеже 70-80-х годов принят ряд законов торгового права. Таковы Закон о справедливой торговле 1973 г., Закон о недобросовестных торговых условиях 1977 г., Закон о купле-продаже 1979 г., два закона об исковой давности 1980 г., Закон о передаче имущества 1982 г. и др. Издание названных законов в США и Англии знаменует слом так называемой общей системы права, причем необратимый. Вместо прецедентной она становится нормативно-прецедентной, причем дальнейшее ее развитие идет по пути увеличения доли законодательного регулирования (статутов).

В качестве важного направления развития торгового права следует назвать гармонизацию национального торгового законодательства. Этому способствует заключение международных соглашений, а также издание международными организациями большого числа актов по различным вопросам торговой деятельности.

Ряд соглашений принят в качестве конвенций ООН. Так, первоочередное значение имеет Конвенция о договорах международной купли-продажи (Вена, 1980 г.). По правилам Венской конвенции заключаются все внешнеторговые сделки, если только они не подпадают под действие других соглашений.

Большое число соглашений и других документов подготовлено комиссиями и организациями под эгидой ООН. Таковы, прежде всего, документы ЮНКТАД - Конференции ООН по торговле и развитию; ЮНСИТРАЛ - Комиссии ООН по праву международной торговли.

Международные соглашения унифицируют порядок применения цен и тарифов, стандартизации и сертификации товаров, закрепляют общие правила перевозок грузов. В результате товарное обращение в разных странах осуществляется по все более взаимосогласованным правилам.

Новым направлением развития торгового права явилось издание в документированном виде современных обычаев торгового оборота и рекомендательных правовых актов по вопросам торговых отношений.

Так, резко активизировалась в последние десятилетия деятельность Международной торговой палаты и других авторитетных общественных организаций по обобщению обычаев торгового оборота и их документированию в своих изданиях. они касаются определения условий торговых договоров, порядка расчетов за товары и других вопросов. Таковы, например, Международные правила толкования торговых терминов (Инкотермс), типовые дистрибьюторские и агентские соглашения, правила об аккредитивах, чеках, инкассо и др.

Римский институт УНИДРУА публикует обобщения обычаев международного торгового оборота. Основным подготовленным им документом являются Принципы международных коммерческих договоров 1994 г.*(3), в которые регулярно вносятся дополнения. Документы Международной торговой палаты и Принципы УНИДРУА направлены на регулирование внешнеторговых отношений. Однако они все шире используются также во внутреннем торговом обороте, в том числе в России (в частности, Инкотермс) при наличии ссылок на них в заключаемых договорах.

Объединение разрозненных торговых обычаев и публикация их в официальных изданиях придали им новые регулирующие возможности. Они применяются как доказательства принятой всеобщей практики, выполняют также систематизирующую функцию. Документированные торговые обычаи оказывают существенное влияние на гармонизацию национального торгового права, определяют тенденции его развития.

Целям унификации и гармонизации торгового права служат Принципы европейского договорного права (ПЕДП), первоначально намечавшиеся как проект Европейского единообразного торгового кодекса. Комиссия по подготовке ПЕДП, созданная Институтом Европейского университета, завершила в 1999 г. разработку трех частей этого документа. Он характеризуется высокой степенью учета наиболее важных действующих положений международного и национального торгового права.

Существенной особенностью ПЕДП является отказ от детализации нормативного регулирования обязательственных отношений и переход к регулированию, прежде всего на основе сформулированных общих принципов торговой деятельности (добросовестность, взаимное содействие и др.). Такой подход позволяет при применении ПЕДП преодолевать расхождения национального торгового права. Принципы европейского договорного права получили одобрение руководящих органов Европейского союза. Они находят реализацию в торговой деятельности, практике зарубежных судов.

Сходное значение имеет Свод принципов, правил и стандартов lex mercatoria, сокращенно именуемый Принципами СЕНТРАЛ. Принципы СЕНТРАЛ в редакции 2003 г. подготовлены группой видных ученых-юристов Центра транснационального права (ФРГ)*(4). Они являются тщательно разработанной системой принципов и норм торгового права, рассчитанных на широкое применение.

Документы Международной торговой палаты, Института УНИДРУА и других авторитетных общественных и научных организаций в совокупности образуют то, что называют новым lex mercatoria. В отличие от средневековой системы купеческих обычаев, носивших сословный характер, новый lex mercatoria предназначен для применения любыми участниками торгового оборота. Его положения активно внедряются в национальное законодательство, коммерческую и судебную практику. Совершенствование торгового права происходит под их непосредственным влиянием.

Еще один аспект развития торгового права - заключение региональных соглашений по вопросам торговли. Здесь необходимо назвать Римский договор 1957 г. об учреждении Европейского экономического сообщества. Договор предусмотрел создание общего рынка стран-участниц, снятие количественных ограничений на ввоз и вывоз товаров, отмену таможенных сборов. Становление общего рынка проходило в несколько этапов. Подписание в 1991 г. Маастрихтского договора о создании Европейского союза повлекло закрепление "единого внутреннего рынка" стран-участниц.

Некоторые из высших органов ЕС - Совет и Комиссия - наделены правом издавать нормативные правовые акты: регламенты, директивы, решения, рекомендации и заключения. Регламенты служат актами прямого действия и обязательны для каждого государства-члена ЕС. Директивы содержат обязательные положения для государств, которым они адресуются, и реализуются на основании правовых актов, издаваемых этими государствами. Решения обязательны лишь для субъектов, которым они адресованы. Рекомендации и заключения не носят императивно обязывающего характера.

Учредительные договоры в совокупности с актами руководящих органов ЕС образуют право Европейского союза. Значительное место в нем носят императивные установления и нормы прямого действия.

Россия также является участницей региональных соглашений. Так, имеется ряд соглашений, касающихся торговли, заключенных в рамках СНГ. Действуют межгосударственные соглашения по вопросам торговли с различными странами. Все это - акты торгового права.

Итак, можно говорить с уверенностью о чрезвычайно интенсивном, "взрывном" развитии торгового права в последние десятилетия. Оно было обусловлено потребностями развития мирового товарного рынка и национальной торговли.

3. Принятие в значительном числе стран наряду с гражданскими также торговых кодексов получило название дуализма частного права. Здесь слово "дуализм" означает всего лишь раздельное существование гражданского и торгового законодательства, сведенного в гражданский и торговый кодексы. Наряду с этим встречаются суждения о дуализме публичного и частного права.

Следует отметить неудачность использования термина "дуализм" по поводу одновременного существования гражданского и торгового кодексов. Дуализм представляет собой философскую концепцию, объясняющую бытие как состоящее из двух противоположных и несоединимых друг с другом начал: духа и материи. Это воззрение возникло более 2,5 тысячи лет назад у философской школы гностиков. В дальнейшем оно было развито Р. Декартом и И. Кантом, которые утверждали о существовании субстанций двух родов: материи и духа. Они существуют порознь и не совпадают друг с другом.

Суждения о дуализме гражданского и торгового права неприемлемы уже потому, что они являются отраслями частного права, имеют общие методы регулирования, системы правовых средств. Торговое право выступает специальной частью гражданского, составляя вместе с ним определенную целостность. Поэтому нет оснований для противопоставления их друг другу, как это предполагает дуалистическая концепция.

Требует рассмотрения вопрос о содержании торговых кодексов, действующих в других странах. Основная их цель и предмет - регулирование торгового оборота, установление правил коммерческой деятельности.

Вместе с тем приходится отмечать такое явление, которое можно назвать эклектикой кодексов. Оно выражается в том, что ни в одном кодексе не обеспечивается предметное единство, не соблюдается чистота очерчивания своего предмета. Помимо собственно коммерческой деятельности кодексы регулируют также иные вопросы, не относящиеся напрямую к продвижению товаров, даже вообще никак не касающиеся торговли.

Так, Германское торговое уложение наряду с торговлей регулирует перевозку грузов и даже пассажиров, экспедиционную деятельность. В Единообразном торговом кодексе США значительное место уделено обращению ценных бумаг, регулированию банковских операций, договору аренды. Торговый кодекс Португалии помимо торговых сделок регулирует обязательства займа, страхования, перевозки.

Таким образом, практически в каждом торговом кодексе содержатся нормы о торговом обороте, образующие ядро этого акта, и еще добавочные положения, косвенно касающиеся торговли или даже не относящиеся к ней. Данное обстоятельство порождает неверные представления о содержании торгового права и его соотношении с правом гражданским. В литературе по торговому праву зарубежных стран нередко можно встретить мнение об отнесенности к торговому праву всех институтов, которые включены в торговые кодексы.

Определяя сферу действия торгового законодательства, мы должны принять очевидное и неоспоримое положение, что торговое законодательство призвано регулировать торговлю и те операции, которые непосредственно ее обслуживают.

Чем же объяснить в таком случае, что торговые кодексы содержат отчасти нормы не о торговле? Для ответа на этот вопрос следует обратить внимание на тот важный факт, что в кодексах разных стран "неторговые разделы" являются совершенно различными. Именно здесь, в этом несовпадении, удается отыскать корни рассматриваемого феномена.

Причина весьма прозаична. Дело в том, что законодатели - и это общемировая практика - стремятся использовать издание торгового закона для попутного решения в нем вопросов, порой совершенно не относящихся к торговле, но назревших и требующих законодательного урегулирования. Указанное обстоятельство, однако, не должно служить основанием для размывания предмета, нарушения отраслевого единства и содержательной целостности торгового права. Поэтому те установления, которые содержатся в торговых кодексах, но не относятся к регулированию торговой деятельности, не должны включаться в предмет торгового права.

4. История российского торгового права характеризуется существенными особенностями. В нашей стране торговля переживала периоды активного роста и долговременных спадов. Торговое законодательство и наука торгового права развивались со значительным отставанием от потребностей общества.

Вопросы торгового оборота регулировались различными правовыми актами. Значение, придававшееся торговле, отразилось в законодательных памятниках древнего и средневекового периода. Так, статьи, посвященные вопросам торговли и торгового сословия, имеются в Русской Правде, Псковской судной грамоте, Соборном уложении 1649 г. В 1653 г. был принят Торговый устав, а в 1667 г. - Новоторговый устав, регулировавшие отдельные вопросы торговой и даже внешнеторговой деятельности. Принимались другие законодательные акты о торговле.

Развитие товарного производства в России сдерживалось существованием крепостничества. Следует, однако, отметить стремление властей с учетом успешного опыта Запада и собственных интересов к развитию торговли и промышленности. Энергичные меры по их поощрению проводились при Петре Великом, продолжались и при последующих императорах. С XIX в. интересы промышленности и торговли становятся одной из главнейших забот правительства.

Среди шагов по развитию торгового законодательства следует отметить указы Петра Великого об организации лиц, занимающихся торговлей, в особое сословие с сословной юрисдикцией. В 1755 г. издан Таможенный устав, касавшийся некоторых вопросов материального торгового права. Особенно много торговых законов было принято в первой половине XIX в. В 1832 г. издаются устав о торговом судопроизводстве и судоустройстве, устав о торговой несостоятельности и о векселях, именовавшихся нередко "купеческими бумажными деньгами". В 1834 г. принимается положение о купеческих книгах, а в 1836 г. - об акционерных товариществах. А.И. Каминка пишет, что в первой половине XIX в. "сознание необходимости особых торговых законов разделялось всеми"*(5).

С развитием законодательства в России стала чувствоваться потребность в его кодификации. В 1766 г. указом Екатерины II была образована комиссия для подготовки проекта нового законодательного уложения, в котором предполагалось кодифицировать и нормы торгового права. Кодификационные работы были закончены, однако, лишь в 1832 г. и то не в виде уложения, а свода действовавших постановлений. В первых двух изданиях Свода законов (1836 и 1842 гг.) торговые законы помещены под названием "Учреждений и уставов торговых". Вместе с тем указанные законы совершенно отличаются от законов гражданских, с одной стороны, и от законов публичных, регулирующих торговый оборот, нося самостоятельный характер.

В издании Свода законов 1857 г. торговые законы получили название Устава торгового. В существенно переработанном виде Устав торговый был издан в 1887 г. (затем - в 1903 г.), одновременно из него выделен Устав судопроизводства торгового. Идея самостоятельности российского торгового права впервые получила четкое выражение в Уставе торговом 1887 г. Издание Устава отражало объективно существовавшую потребность российского хозяйства в специальном законодательном регулировании торговых отношений.

В юридической литературе отмечался крайне низкий уровень Устава торгового по сравнению с торговым законодательством Франции и Германии. Устав представлял собой механическое соединение законов, изданных в разные периоды; при наличии частых повторений, обилии непригодных к применению статей в нем отсутствовали положения по самым существенным вопросам торговой деятельности. Совершенствование Устава осуществлялось путем пересмотра отдельных разделов или норм.

Отставание развития российского торгового права в значительной степени порождалось непризнанием в качестве источника права торговых обычаев, которые играют исключительную роль в специализации и формировании этой отрасли права. Игнорирование торгового обычая было характерно для всего периода централизации государственной власти XVI-XIX вв. (вплоть до издания Устава торгового 1887 г.) и для судебной практики.

В числе прочих причин слабость российского торгового права обусловливалась недостаточной теоретической разработанностью многих проблем. В Западной Европе научная разработка торгового права в качестве особой отрасли правоведения началась уже в XVI веке. Отечественная литература по коммерческому праву появляется в последней трети XIX в., причем по преимуществу учебная. При этом немалую часть энергии ученые тратили на взаимные споры о том, имеет ли коммерческое право основания для самостоятельного существования, - странное и непродуктивное занятие. Следует констатировать, что представители юридической науки несут свою долю ответственности за неблагополучное состояние коммерческого права России.

5. В первые советские годы всплеск внимания к торговому праву был связан с нэпом. По постановлению СНК РСФСР начиная с 1923 г. велась работа по составлению проекта Торгового свода. Его предполагалось издать в качестве одной из частей ГК РСФСР. Комиссией под эгидой ВСНХ был составлен проект Торгового свода СССР. Он обсуждался ряд лет. Но после отказа от нэпа все работы над Торговым сводом были прекращены.

В современной России торговое право вновь начало развиваться. Закреплена его отраслевая специализация. Она постепенно проводится в законопроектной работе. Указом Президента РФ от 16.12.93 N 2173 (в ред. 1997 г.) был утвержден Общеотраслевой классификатор отраслей законодательства*(6). В нем наряду с гражданским законодательством выделено законодательство о торговле. Указом Президента РФ от 15.03.2000 N 511 одобрен Классификатор правовых актов, сменивший Общеотраслевой классификатор 1997 г. В нем в рубрике "Хозяйственная деятельность" имеется специальный раздел "Торговля". Этим признается специфика торгового законодательства. Оно выделено из общего массива нормативных актов. Раздел "Торговля" разбит на несколько подразделов, которые весьма неполно и нечетко определяют круг отношений, относящихся к сфере торговли.

Правовой основой торгового законодательства служит Конституция РФ. В качестве конституционной основы экономического строя она закрепляет положения о единстве экономического пространства в Российской Федерации, свободном перемещении товаров, услуг и капиталов, свободе осуществления предпринимательской деятельности, поддержке конкуренции и ограничении монополистической деятельности, равной защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и др.

Согласно ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка относится к ведению Российской Федерации. Это означает, что нормативные правовые акты по вопросам, касающимся основ формирования рынка, могут приниматься исключительно соответствующими федеральными органами.

Главным законом, регулирующим торговую деятельность, в настоящее время является ГК РФ. Наряду с ним издан ряд законов торгового права. Таковы Закон РФ 1992 г. "О товарных биржах и биржевой торговле", Закон РФ от 22.03.91 (в ред. от 02.01.2000) N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Кодекс торгового мореплавания (Федеральный закон от 30.04.99 N 81-ФЗ), Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", группа федеральных законов о регулировании закупок товаров для государственных нужд, федеральные законы о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лекарственных средств и др.

Имеются важные федеральные законы, затрагивающие наряду с торговлей также интересы других предпринимателей или всего населения. Таковы, например, Федеральный закон от 27.12.02 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Закон РФ (в ред. Федерального закона от 17.12.99 N 212-ФЗ) "О защите прав потребителей" и др. Так, Закон РФ "О защите прав потребителей" предусматривает многочисленные важные требования, которые должны учитываться не только розничными торговыми организациями во взаимоотношениях с потребителями, но также оптовыми организациями и изготовителями товаров, чтобы не нарушать законные интересы граждан-потребителей.

В связи с намечаемым вступлением России в ВТО предусмотрено принятие пакета законов для приведения национального законодательства в соответствие с требованиями ВТО.

Правительство РФ на основании Федерального конституционного закона от 17.12.97 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры к ее реализации; принимает меры по защите отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ содержат не противоречащие законам акты коммерческого права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в силу п. 4 ст. 15 Конституции РФ признаются составной частью правовой системы России. Это важное положение относится и к коммерческому праву.

В качестве источника коммерческого права выступают торговые обычаи. На их формирование в России существенное влияние оказывают внешнеторговые обычаи, документированные в изданиях авторитетных общественных организаций.

Следует указать на метод правового регулирования, свойственный коммерческому праву. В силу непосредственной взаимосвязи с гражданским правом коммерческое право использует единый с ним общедозволительный метод регулирования.

Названный метод состоит в предоставлении участникам торгового оборота возможности самостоятельно создавать для себя субъективные права и юридические обязанности, совершать иные юридические действия. Субъекты торгового оборота приобретают права и осуществляют их своей волей и в своем интересе.

Общедозволительный метод обеспечивается в результате придания первостепенного значения в торговом и гражданском праве управомочивающим (дозволительным) нормам. Частным случаем дозволительности служит широкое применение диспозитивных установлений. Императивные обязывающие и запрещающие нормы наличествуют в торговом и гражданском законодательстве, однако они имеют вспомогательное значение. Так, правила о конкретных видах договоров предписывают сторонам согласовывать существенные условия, хотя непосредственное содержание таких условий определяется самими договорными контрагентами.

6. Важно понимать взаимовлияние торгового и гражданского права. Гражданское право своим происхождением и развитием обязано в первую очередь торговле. Потребности регулирования товарных рыночных отношений оказывают определяющее воздействие на развитие гражданского права, основных его институтов. По выражению известного английского ученого-юриста В. Ансона, "договорное право является детищем торговли". Это означает, что главное регулирующее средство гражданского права - договор - возникло и сформировалось под воздействием потребностей торгового оборота.

Процесс выделения из гражданского права в качестве самостоятельной отрасли права торгового обусловлен объективными закономерностями. Первая состоит в необходимости наличия системы специальных норм, регулирующих именно торговые отношения. Массив таких специальных норм является значительным. Великий философ древности Платон отмечал, что в торговых городах требуется вдвое больше гражданских законов, чем в городах, где торговля не ведется. Правильность этого положения уже для капиталистических отношений подтверждает французский энциклопедист Ш. Монтескье в книге "О духе законов"*(7). В современных условиях с возрастанием объемов торговли данная закономерность сохраняется.

Сама специфика торгового законодательства обусловливается такими имманентными чертами торгового оборота, как высокая скорость торговых операций, их возмездный характер, легкость доказывания, широкое использование кредита. Как отмечал Ю.С. Гамбаров, самостоятельное развитие торгового права происходит потому, что торговля особенно нуждается в специальных нормах и учреждениях, способствующих быстроте заключения сделок, легкости их доказательства и др.*(8)

Второе объективное основание обособления коммерческого права состоит в различии динамики развития торгового и гражданского законодательства. Немецкий юрист П. Шустер пишет, что "торговое право всегда действовало в качестве лидера гражданского права"*(9). А.И. Каминка отмечал, что торговое право часто является пионером новых идей, оно "постоянно увеличивается новыми нормами, соответствующими вновь возникающим отношениям в области торгового оборота"*(10). В настоящее время лидирующая роль коммерческого права усилилась и объективно будет возрастать.

Сама неравномерность развития торгового и гражданского законодательства возникает в результате более высокой динамики роста торговли внутри имущественного оборота в целом. В рыночной экономике торговля является наиболее активно развивающимся видом деятельности с быстрой оборачиваемостью капитала. Достаточно напомнить, что за последние 30 лет объемы мировой торговли увеличились в 5 раз - никакой другой участок имущественного оборота, кроме информатики, так не вырос.

Понимание указанных обстоятельств важно для правильного решения вопроса о кодификации торгового законодательства. Издавать ли отдельный торговый кодекс или урегулировать вопросы торгового права внутри гражданского кодекса - это лишь на первый взгляд дело законодательной техники. Проблема, однако, в следующем. Разная интенсивность развития требует более частых изменений норм по вопросам торговли, тогда как общий консерватизм гражданского законодательства и сложность его изменений затрудняют это.

Кроме того, в силу ограниченности объемов гражданские кодексы никогда не позволяли с необходимой полнотой одновременно урегулировать торговую деятельность. В нынешнем ГК РФ, объемы обязательственной части которого втрое больше, чем у ГК РСФСР 1964 г., вообще не нашлось места для урегулирования жизненно важных видов договоров: оптовой купли-продажи, маркетинга, передачи и переработки информации, изготовления и распространения рекламы, дистрибьюторских обязательств, электронной торговли и др. Кодекс в данном отношении значительно отстает от условий деятельности и современных запросов общества и будет держать страну в состоянии отсталости.

Наши рекомендации