Ценовая эластичность спроса
Как известно, на величину спроса влияет цена. На рис. 6.4 изображен график спроса на какой-то товар. Понятно, что при повышении цены с Р1 до Р2 величина спроса снизится с Q1 до Q2.
Для характеристики тесноты связи между изменением цены и изменением величины спроса используют коэффициент эластичности спроса по цене (Ер), в основу расчета которого положен принцип сопоставления темпов прироста спроса и темпов прироста цены:
В числителе этого показателя — темпы прироста (снижения) спроса, а в знаменателе — темпы снижения (прироста) цен. Так как связь между ценой и величиной спроса обратная, то коэффициент эластичности спроса по цене всегда имеет отрицательное значение. Чтобы не вносить лишнюю путаницу, его всегда берут по модулю.
Предположим, что в нашем примере цены на товар возрастают на 10%, и это вызывает снижение объема покупок на 15 %. Тогда значение коэффициента эластичности будет 1,5. Нетрудно заметить, что при
Глава 6. Спрос 99
таком предположении с повышением цен общая выручка от продажи товара уменьшается.
Коэффициент эластичности спроса по цене имеет широкое применение при обосновании ценовой политики предприятий. Если даже фирма имеет возможность повысить цены, то прежде чем решиться на этот шаг, необходимо взвесить, сможет ли повышение цены за единицу компенсировать потери из-за сокращения объема продаж.
В зависимости от тесноты связи между изменением цены и изменением величины спроса выделяют:
абсолютно неэластичный спрос, когда величина спроса не изменяется при любых значениях цены. В качестве примера можно привести блага, не имеющие субститутов и удовлетворяющие жизненно важные потребности, как, скажем, лекарство, определяющее жить или не жить человеку (рис. 6.5, а);
100 Раздел II. СИСТЕМА РЫНКА
слабоэластичный спрос. Он характерен для благ, потреблению которых человек придает особое значение: некоторые продукты питания, услуги ритуальных служб и т. п. (рис. 6.5, б);
сильноэластичный спрос предполагает активную реакцию покупателей на изменение цены. В наших условиях таким может быть спрос на услуги такси, кинотеатров и т.д. (рис. 6.5, в);
абсолютно эластичный спрос. В этом случае объем покупок постоянно возрастает при неизменной цене. Именно в таком виде выступает рыночный спрос по отношению к отдельному продавцу, чья доля на рынке очень незначительна (рис. 6.5, г). Например, можно по одной и той же цене продать на городском рынке одну, две или пять корзин клубники, привезенной из пригорода огородником. Рыночный спрос будет настолько большим по сравнению с возможностями его удовлетворения отдельным огородником, что может рассматриваться как абсолютно эластичный.
Теснота связи между ценой и спросом зависит не только от вида блага, но и от участка кривой, т. е. от степени доступности блага. Как правило, при незначительных объемах спроса коэффициент эластичности незначительный, покупатель слабо реагирует на изменение цены. По мере же насыщения потребностей он становится более чувствительным, и коэффициент эластичности возрастает.