Лицензирование торговой деятельности в малом бизнесе
Правоспособности юридических лиц посвящена статья 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Как следует из указанной статьи ГК РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Вместе с тем, в статье 49 ГК РФ указано, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, организация может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Так как в силу пункта 3 статьи 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, то все вышеизложенное справедливо и для индивидуальных предпринимателей.
Стоит отметить, что лицензирование следует рассматривать не как ограничение прав и свобод хозяйствующего субъекта, занятого торговлей, а как инструмент государственного регулирования торговой деятельности, способной повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.
Основным нормативным документом, регулирующим сегодня вопросы лицензирования в России, выступает Федеральный закон от 08.08.2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности (далее - Закон N 128-ФЗ). Статьей 2 данного Закона определено, что под лицензированием понимаются мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.
Кроме того, в статье 2 Закона N 128-ФЗ определено, что под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории России требуется получение лицензии в соответствии с Законом N 128-ФЗ.
В соответствии со статьей 3 данного Закона, основными принципами лицензирования выступают:
- обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
- установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
- установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
- установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
- гласность и открытость лицензирования;
- соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Виды деятельности, на которые необходимо получить специальное разрешение, перечислены в статье 17 указанного Закона, из которой вытекает, что применительно к торговле специальное разрешение требуется на торговлю:
- вооружением и военной техникой;
- оружием и основными частями огнестрельного оружия;
- патронами к оружию.
Следует иметь в виду что помимо перечисленных видов торговли лицензированию подлежит и фармацевтическая деятельность. Как следует из статьи 4 Федерального закона от 22.06.1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств. Следовательно, на торговлю лекарственными средствами также следует получить необходимое разрешение.
Кроме того, в статье 2 Закона N 128-ФЗ указано, что его положения не распространяются на деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Вопросы лицензирования деятельности в области алкоголя регулируются нормами Федерального закона от 21.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Виды деятельности, подлежащие лицензированию в этой области, перечислены в статье 18 Закона N 171-ФЗ, из которых применительно к торговле специальное разрешение требуется получать при осуществлении закупки, хранения и поставок алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также при розничной продаже алкогольной продукции.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, а также положения о лицензировании конкретных видов деятельности определяются и утверждаются Правительством Российской Федерации.
Для получения лицензии, субъект хозяйственной деятельности, претендующий на ее получение (лицензиат), должен предоставить в лицензирующий орган необходимый комплект документов и уплатить государственную пошлину, так как лицензирование осуществляется на платной основе.
За рассмотрение лицензирующим органом заявлений о предоставлении лицензий и за их предоставление уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В общем случае за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии государственная пошлина составляет 300 рублей, за ее предоставление - 1000 рублей, а за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии - 100 рублей.
Размеры лицензионных сборов, уплачиваемых при получении лицензии в области алкогольной продукции, установлены Федеральным законом от 21.07.2005 года N 114-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Лицензия выдается сроком на пять лет. По окончании срока действия лицензии по заявлению лицензиата срок может быть продлен. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
Так как лицензирование осуществляется на платной основе, то все расходы на получение лицензии на осуществляемые виды деятельности непременно отражаются организацией-лицензиатом в бухгалтерском и налоговом учете.
Расходы, связанные с получением лицензии у торговой компании, в бухгалтерском учете представляют собой расходы по обычным видам деятельности. Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся. Используемый метод списания закрепляется в учетной политике организации.