Франчайзинг в малом бизнесе
Хотя еще совсем недавно использование термина «франчайзинг» вызывало у многих предпринимателей негодование, сегодня он является одним из самых популярных направлений ведения бизнеса, особенно малых его форм.
Это во многом обусловлено тем фактом, что объем необходимого для открытия дела по системе франчайзинга стартового капитала значительно ниже, чем в других формах бизнеса. В условиях постоянной нехватки финансовых ресурсов, свойственной субъектам малого бизнеса, данное преимущество системы франчайзинга становится решающим.
Сегодня под франчайзингом понимается такой способ ведения бизнеса, при котором франчайзер (владелец торговой марки, товаров, услуг) продает права на свою собственность (франшизу) франчайзи (покупателю).
В мировой практике выделяется два вида франшиз: неопробованная (применяемая впервые) и опробованная (имеющая положительную историю применения).
Неопробованная франшиза может быть менее дорогостоящим видом инвестирования, однако меньшие вложения могут перекрываться значительностью риска. Не исключено, что при неопробованной франшизе владелец может допустить ряд ошибок по мере того, как бизнес будет расширяться. К преимуществам неопробованной франшизы относятся неразработанность данного сегмента рынка, монопольное предложение данной услуги или товара. Кроме того она создает серьезные предпосылки для получения высоких прибылей, если бизнес будет расти быстрыми темпами.
Опробованные франшизы предполагают меньший риск, но они требуют значительных финансовых инвестиций. Однако не следует забывать, что определенная доля риска присутствует и во многих устоявшихся франшизах.
При покупке франшизы предпринимателю следует оценить финансовую стабильность организации или лица, ее представляющего. Существует множество факторов, учет которых позволит предпринимателю убедиться в долгосрочной стабильности и прибыльности организации, предоставляющей франшизу.
Целесообразно установить прямые контакты с некоторыми франчайзи для того, чтобы удостовериться, насколько успешна их деятельность, и выяснить проблемы, с которыми им приходится сталкиваться. Если предприниматель не может сам оценить финансовую ответственность, ему следует прибегнуть к услугам специалистов в данной сфере. Если доступа к финансовой информации нет, предпринимателю необходимо обратиться к внешним источникам информации, таким как Франшизная ассоциация и различные информационные коммерческие центры.
Для предпринимателя очень важно провести анализ определенного рыночного пространства (сегмента), на котором новая франшиза может приобрести клиентуру. Наиболее простым способом решения этой проблемы является обращение к карте выбранного населенного пункта или территориального района и оценка на этой базе экономической ситуации интенсивности транспортных потоков и демографических тенденций.
Направление транспортных потоков, простота открытия нового предприятия, а также интенсивность транспортного движения, включая пешеходов и автомобили, могут быть оценены посредством наблюдения. Демографическая ситуация может быть выявлена на основе данных последней переписи. Важным условием является определение местоположения конкурентов для того, чтобы установить их потенциальное влияние на франшизный бизнес. Чрезвычайно полезным может оказаться проведение маркетинговых исследований в данном рыночном сегменте при условии, что у франчайзера есть на то намерения и имеется достаточная финансовая база. В процессе маркетинговых исследований может быть оценено отношение к новому предприятию и заинтересованность в нем, а также определен объем продаж для франчайзера.
Как и при любом деловом начинании, важно определить ожидаемую прибыль. Здесь следует провести необходимые расчеты на базе соответствующих исходных данных. При этом предпринимателю вновь может понадобиться помощь бухгалтера для подготовки необходимых финансовых документов (баланс доходов и расходов, план по источникам и использованию средств, обоснование точки безубыточности и др.).
Важнейшим элементом системы франчайзинга является заключение соглашения о франшизе. Именно оно определяет весь характер и технологию взаимоотношений франчайзера и франчайзи.
Законодательство ни в России, ни в других странах мира не выделяет соглашение о франшизе в качестве особого вида договоров, таких, как, например, договор купли–продажи, договор аренды, договор подряда и т.д. Юристы обычно рассматривают этот договор как гибридную форму, сочетающую в себе элементы лицензионного соглашения и дистрибьютерского договора.
Несомненно, в нем есть и то, и другое. В то же время содержание соглашения, как правило, существенно шире, поскольку отношения между франчайзером и франчайзи намного разнообразнее. Поэтому более точно суть этого договора выражается в понятии “договор о сотрудничестве".
Согласно действующему в России законодательству любой договор должен иметь обязательные условия:
- предмет договора;
- цена;
- сроки исполнения.
Наряду с этими обязательствами для всякого договора условиями в соглашении о франчайзинге предусматривается целый ряд дополнительных условий, устанавливающих и конкретизирующих формы сотрудничества франчайзера и франчайзи.
Включение или невключение в договор этих дополнительных условий и их конкретное содержание с юридической точки зрения целиком зависит от воли сторон, то есть потенциальных франчайзера и франчайзи. Сам предмет договора требует, чтобы целый ряд аспектов не оказался упущенным, а получил в нем то или иное отражение.
К основным условиям соглашения относятся такие пункты, как исключительные права па территорию, обеспечивающие защиту прав предпринимателя против возможного представления еще кому-либо аналогичной франшизы в пределах территории, на которой он осуществляет свой бизнес, сроки договора и условия его возобновления, цена франшизы, график платежей, размеры роялти и др.
К дополнительным условиям соглашения можно отнести следующее:
- мощная реклама;
- обучение;
- помощь на начальном этапе;
- централизованные закупки;
- предоставление оборудования;
- помощь в организации учета или бухгалтерское обслуживание и др.
Франчайзинг, как уже отмечалось выше, основан на использовании торговой марки. Поэтому в соглашение о франшизе обязательно включают пункт о защите торговой марки и действиях франчайзера в случае незаконного ее использования. Для франчайзи торговая марка является фундаментом его франчайзинговых отношений, за которую он выплачивает определенную договором сумму. Кроме того, пункты франшизного соглашения должны обеспечивать франчайзеру получение справедливого вознаграждения в случае продажи франшизы. Все эти положения имеют важное значение и требуют юридических советов. Хотя соглашение должно отвечать принятым стандартам, предпринимателю следует попытаться дополнительно обсудить ряд положений, которые имеют принципиальное значение при принятии решения об инвестициях в предприятие - франчайзи.
Обычно соглашение о франчайзинге заключается сроком на 10, 20 или более лет. На всем протяжении взаимоотношений от зарождения идеи франчайзинга до смены франчайзи необходимо тщательно планировать все деловые и юридические аспекты бизнеса. Это не только экономит средства, но и способствует усиленному развитию франчайзинговой системы.
Франчайзинг может стать успешным только при соблюдении принципов равноправного сотрудничества и взаимной выгодности. Ни франчайзер, ни франчайзи не должны искать для себя односторонних преимуществ. Это требование не только деловой этики, но и экономики. Всякая потеря у одной из сторон неизбежно приведет к потерям и у другой стороны. На всех стадиях отношений при подготовке договора, при его заключении и в процессе исполнения сторонам следует опираться на экономические расчеты, соблюдать требования закона и нормы деловой этики.