Специфика менеджмента в малом бизнесе
Уровень менеджмента и квалификация управленческих кадров являются ключевыми факторами, определяющими деловой успех в бизнесе независимо от его масштаба. В малом бизнесе, где именно интенсивный труд, высокое качество работы, мобильность кадров и предприятия в целом являются наиболее важными конкурентными преимуществами, возрастает цена ошибок и неэффективной работы, как управляющего персонала, так и каждого отдельно взятого работника. В связи с вышесказанным, наличие квалифицированного управленческого персонала в сфере малого предпринимательства приобретает особое значение.
В целом менеджмент определяется как система методов, принципов, средств и форм управления, направленных на рациональное использование всех ресурсов предприятия во имя достижения поставленных целей.
Стоит отметить, что руководитель каждого малого предприятия как правило выполняет все общие функции управления, присущие классическому менеджменту (планирование, прогнозирование, организация, координирования, контроль).
Он также выполняет, а зачастую и сочетает частные, специфические функции управления, такие как разработка и принятие управленческих решений, управление маркетинговой деятельностью на предприятии, управление рисками, управление инновационными процессами, ведение бухгалтерского учета, контроль, анализ, мотивация и стимулирование персонала, а также многие другие.
Основными методами управления на малом предприятии являются административные (приказы, указы, распоряжения) и экономические (материальное и моральное стимулирования). При этом в качестве основных в малом бизнесе как правило выступают экономические методы, проявляющиеся в таких формах как сдельная, сдельно - премиальная, сдельно - прогрессивная оплата труда работников, материальные вознаграждения и моральное поощрение. Практика управления показывает, что действенными также являются методы наказания, появляющиеся в установке определенных санкций материального и морального характера за различные провинности.
Важную роль для малого бизнеса играет установление оптимального баланса в использование вышеперечисленных методов управления с целью создания на предприятии благоприятного климата и достижения высоких экономических результатов.
При этом стоит отметить, что в качестве специфической характеристики в малом бизнесе, зачастую выступающей в качестве барьера для его развития, зачастую выступает низкий уровень специализации управленческих функции. Данное обстоятельство приводит к необходимости выполнения менеджером или руководителем предприятия одновременно нескольких управленческих функции при отсутствии необходимых навыков и знаний, что зачастую снижает эффективность менеджмента в целом
Специфическими чертами управления в малом предпринимательстве являются также более высокий уровень коммуникации между управляющим персоналом и подчиненными и более быстрое и наглядное отражение конкретных результатов от принятия управленческих решений. Именно достижение продуктивности работы предприятия, получение конкретных результатов характеризуют менеджеров и руководителя малого предприятия как специалистов по управлению.
Исследования, проведенные в США выявили, что в качестве одной из значимых причин банкротств предприятий в малом бизнесе зачастую выступает назначение руководства предприятия исходя из субъективного фактора, личных симпатий, из родственных связей. Предпринимательские качества и управленческие навыки, присущие создателю предприятия часто слабо проявляются в его приемниках, что губительно сказывается на развитии предприятия.
В теории и практике классического менеджмента принято выделять менеджера по вкладам и менеджера по результатам. Оптимальным для малого бизнеса, призванного быть более гибким, является тип руководителя по результатом. Сегодня, когда МБ действует в условиях не устойчивой среды, малому предприятию не достаточно незамедлительно реагировать на произошедшие изменения. В конкурентной борьбе выживают малые предприятия с руководителями, обладающими предпринимательской активностью. Это значит, что руководитель постоянно находится в поиске новых возможностей, добивается изменений и совершенствования работы предприятия задолго до поступления критических наступлений.
Стоит отметить, что руководящее звено в малом бизнесе не только само должно обладать должным уровнем предпринимательской активности, но и культивировать дух предпринимательства в коллективе, постоянно прислушиваясь к предложениям и идеям сотрудников в процесее осуществления кадровой политики.
Некоторые отечественные менеджеры в процессе управления персоналом активно применяют наработки японской компании «Омрон», использующей эффект малого бизнеса уже на протяжении 45 лет.
Перед каждым сотрудникам в соответствии с методикой данной фирмы, ставится три лозунга:
1. Продает каждый. Данный лозунг означает, что эффективность работы предприятия зависит от каждого отдельного взятого сотрудника. Каждый работник лично принимает участие в общем успехе компании вне зависимости от сферы применения его навыков и по результатам деятельности предприятия пожинает плоды либо в виде премий в случае успеха предприятия, либо в виде штрафов при неблагоприятном завершении периода.
2. Реагировать немедленно. Данный лозунг свидетельствует о необходимости всем сотрудникам внимательно следить за состоянием рынка, изменением запросов потребителей, поведением конкурентов и оперативно информировать обо всех изменениях управляющий персонал.
3. Действовать молниеносно. Данный лозунг означает быстро принимать решение, направленное на обеспечение лидирующее положения предприятия на рынке, что связано с непрерывной инновационной деятельностью.