Перечень докладов и сообщений
Внешнеэкономическая деятельность России в Таможенном союзе.
Защита экономических интересов участников внешнеэкономической деятельности.
Тема 7. Правовое регулирование конкуренции и монополистической
деятельности в предпринимательстве
Семинар 2 часа
Учебные вопросы
1. Понятие и типы монополий.
2. Правовое регулирование конкуренции.
3. Понятие и формы недобросовестной конкуренции.
Методические указания для курсантов
По подготовке к семинару
При подготовке к вопросам семинара курсанты должны изучить основную научную литературу и нормативные правовые акты, а также уяснить что является монополией, типы монополий. Уделить внимание правовому регулированию естественных монополий. Также необходимо дать понятие доминирующего положения на рынке.
Курсантам следует уяснить, что недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам.
Семинарское занятие будет проходить в форме обсуждения вынесенных ключевых вопросов.
Задания для самостоятельной работы
1. Составить схему «Формы недобросовестной конкуренции».
2. Составить схему «Сферы деятельности субъектов естественных монополий».
Практическое занятие 2 часа (для курсантов набора 2012, 2013 года)
Содержание заданий, подлежащих выполнению
Задание 1. Решить задачу.
Открытое акционерное общество «Экономическое общество по туризму Интурист» обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Омск-Интурист" о запрещении использования товарного знака истца в рекламном и коммерческом обороте и о взыскании убытков в размере 2000000 рублей.
Какое решение должен вынести суд?
Задание 2. Решить задачу.
Индивидуальный предприниматель Футляров застраховал принадлежащие ему на праве частной собственности колбасный завод и риск неполучения прибыли от его эксплуатации на сумму 100000 рублей.
В результате поджога неизвестным злоумышленником заводу был причинен ущерб на сумму 80000 рублей, 30% суммы ущерба составили потери доходов от выпуска и продажи колбас. По мнению независимого оценщика, отраженного в полисе стоимость завода на момент заключения договора страхования составил 200000 рублей.
Рассчитайте сумму страхового возмещения. Изменится ли решение, если в полисе будет сказано, что возмещению подлежит любой ущерб в пределах страховой суммы.
Задание 3. Решить задачу.
Шулигина решил зарегистрировать ООО «Небесное тело». Налоговым органом в государственной регистрации было отказано, поскольку юридическое лицо с таким фирменным наименованием уже существует. Шулигина обратился в суд с заявлением об обжаловании действий налогового органа.
Какому суду подведомственен спор?
Каковы основания отказа в регистрации юридических лиц?
Какое решение должен вынести суд?
Методические указания для курсантов
По подготовке к практическому занятию
Практическое занятие будет проводиться в форме решения задач. Правильное решение задач возможно только в том случае, если курсанты хорошо усвоят теоретический материал ранее изученных тем. При подготовке к практическому занятию курсантам следует обратить особое внимание на следующее.
Недобросовестная конкуренция на товарных рынках – это неправомерные действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности. Можно выделить несколько основных форм недобросовестной конкуренции.
Это распространение сведений о конкуренте и его продукции. Например, распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующего субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; ввести потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств, качества, количества товара или его изготовителей. То же касается некорректного сравнения хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых товаров с товарами конкурентов.
Недобросовестной конкуренцией является получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну. В-третьих, к недобросовестной конкуренции относятся незаконное приобретение и использование прав на средства индивидуализации юридического лица, его продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг. На практике чаще всего именно по этому основанию хозяйствующие субъекты привлекаются к ответственности за недобросовестную конкуренцию.
Рекомендуемые источники
Основные источники
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)
от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 2 ноября 2013 г. № 302-ФЗ) // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
Уголовный кодекс Российской Федерации
от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона
от 3 февраля 2014 г. № -ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. Федерального закона
от 3 февраля 2014 г. № 8-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (Ч. 1). – Ст. 1.
Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ) //
СЗ РФ. – 1996. – № 17. – Ст. 1981.
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 238-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 52 (ч. 1). – Ст. 5140.
Федеральный закон от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»
(в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ) // СЗ РФ. – 2006. – № 12. – Ст.1232.
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 18 июля 2013 г. № 251-ФЗ) // СЗ РФ. – 2006. – № 31 (ч. 1). – Ст. 3434.
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
(в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ) // СЗ РФ. –
2008. – № 52 (ч. 1). – Ст. 6249.
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г.
№ 185-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
Ершова И. В. Российское предпринимательское право. – М., 2009.
Зенин И. А. Предпринимательское право. – М., – 2009.