Государственное регулирование предпринимательской деятельности
- понятие и сущность государственного регулирования;
- этапы и предпосылки развития государственного регулирования;
- механизм государственного регулирования
2. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
2.1 Классификация микро- малого и среднего предпринимательства.
2.2 Методика бизнес – планирования.
2.3 Коммерческая и предпринимательская тайна. Сущность, порядок оформления.
2.4 Специальные режимы налогообложения.
2.5 Дискуссия по видеофильму «МЫ и бизнес».
2.6 Подпрограмма поддержки развития малого и среднего бизнеса в городском округе город Рыбинск.
2.7. Процедуры принятия предпринимательских решений.
2.8 Государственная регистрация предпринимательства.
2.9. ОКВЭД. Классификация экономических видов деятельности.
2.10 Коммерческие риски.
3. УКАЗАНИЯ по изучению дисциплины
Изучение дисциплины осуществляется в ходе учебных занятий, как аудиторных, так и самостоятельных. Аудиторные занятия включают в себя лекционные и практические занятия, в ходе которых осуществляется изучение теоретических основ курса и выработка практических навыков.
4. Список ЗАЧЕТных вопросов
1. объекты, субъекты и цели предпринимательства,
2. понятие предпринимательской деятельности;
3. признаки предпринимательства;
4. физическое лицо как субъект хозяйствования;
5. понятие и значение юридических лиц;
6. организационно – правовые формы коммерческой организации;
7. культура предпринимательства
8. порядок организации индивидуальной предпринимательской деятельности;
9. правовые основы индивидуального предпринимательства;
10. критерии малого и среднего субъекта предпринимательства;
11. формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
12. основы построения оптимальной структуры предпринимательской деятельности.
13. риск и причины его возникновения; классификация предпринимательских рисков;
14. Предпринимательский капитал и его структура. собственный и заемный капитал;
15. О роли бизнес – планирования в предпринимательстве.
16. О механизме коммерческой тайны.
17. Специальные налоговые режимы в предпринимательстве.
18. Государственная регистрация предпринимательства.
19. ОКВЭД. Классификация экономических видов деятельности
20. Формы поддержки предпринимательства.
21. Внешняя предпринимательская среда.
22. Внутренняя предпринимательская среда.
5. УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Цель контрольной работы: формирование навыков практического предпринимательского мышления, путём самостоятельного изучения теоретического курса «Организация предпринимательской деятельности»
Основная задача выработать умение у студента самостоятельного обоснования принятия предпринимательского решения.
НОМЕР ВАРИАНТА Последняя цифра в номере зачётной книжки, | Первые буквы фамилии студента | ||||||||
А,Б,В | Г,Д,Е | Ж,З,И | К,Л,М,Н | О,П,Р | С,Т,У | Ф,Х,Ц | Ч,Ш,Щ | Э,Ю,Я | |
Номера теоретических вопросов | |||||||||
1,22 | 11,5 | 5,15 | 23.2. | 11,1 | 20,11 | 19.6 | 1,10 | 23.14 | |
2,21 | 12,6 | 6,16 | 24,3 | 12.2 | 21,12 | 18,7 | 2,11 | 24.21 | |
3,20 | 13,7 | 7,18 | 22.3 | 13,3 | 22,13 | 17.8 | 3.12 | 15,11 | |
4.19 | 14,8 | 8,19 | 21,4 | 14.4 | 23.14 | 16.9 | 4.13 | 7,13 | |
5,18 | 15,9 | 9,20 | 20,5 | 15,5 | 24.15 | 15,10 | 5,14 | 8,22 | |
6,17 | 16,10 | 10,21 | 19,6 | 16,6 | 24,1 | 16,11 | 6,15 | 23,5 | |
7,15 | 17,11 | 11,22 | 18,7 | 17,7 | 23.2 | 17,12 | 7.16 | 24.6 | |
8,14 | 18,12 | 12,21 | 19,8 | 18.8 | 22,3 | 18.13 | 8.17 | 7,17 | |
9,13 | 19.13 | 13,1 | 17.7 | 19,9 | 21.4 | 19,14 | 9.18 | 8,18 | |
10,12 | 20,14 | 14,2 | 16,9 | 19,10 | 20.5 | 20,15 | 10.19 | 9.19 |
Контрольная работа состоит из теоретической части и практической части.
Студенты отвечают на два теоретических вопроса.
Перечень вопросов по теоретической части:
1. объекты, субъекты и цели предпринимательства,
2. понятие предпринимательской деятельности;
3. признаки предпринимательства;
4. физическое лицо как субъект хозяйствования;
5. понятие и значение юридических лиц;
6. организационно – правовые формы коммерческой организации;
7. культура предпринимательства
8. порядок организации индивидуальной предпринимательской деятельности;
9. правовые основы индивидуального предпринимательства;
10. критерии малого и среднего субъекта предпринимательства;
11. формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
12. основы построения оптимальной структуры предпринимательской деятельности.
13. риск и причины его возникновения; классификация предпринимательских рисков;
14. Предпринимательский капитал и его структура. собственный и заемный капитал;
15. О роли бизнес – планирования в предпринимательстве.
16. О механизме коммерческой тайны.
17. Специальные налоговые режимы в предпринимательстве.
18. Государственная регистрация предпринимательства.
19. ОКВЭД. Классификация экономических видов деятельности
20. Формы поддержки предпринимательства.
21. Внешняя предпринимательская среда.
22. Внутренняя предпринимательская среда.
23. Региональная программа поддержки развития малого и среднего предпринимательства
24. Муниципальная программа поддержки развития малого и среднего предпринимательства
В практической части студент разрабатывает укрупнённый бизнес – план для получения субсидии на открытие бизнеса, как начинающего предпринимателя, осуществляющего деятельность по одному из следующих видов экономической деятельности в соответствии с классификатором ОКВЭД (на выбор студента):
- 01 Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях (подклассы 01.1-01.3);
- 02 Лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области (все виды экономической деятельности, входящие в данный класс);
- 05 Рыболовство, рыбоводство и предоставление услуг в этих областях (виды 05.01.21; 05.02.11);
- 15 Производство пищевых продуктов, включая напитки (подклассы 15.1-15.8; группа 15.98);
- 17 Текстильное производство (все виды экономической деятельности, входящие в данный класс);
- 18 Производство одежды, выделка и крашение меха (все виды экономической деятельности, входящие в данный класс);
- 19 Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (все виды экономической деятельности, входящие в данный класс);
- 20 Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели (все виды экономической деятельности, входящие в данный класс);
- 21 Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них (подкласс 21.2);
- 22 Издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации (подклассы 22.1-22.2);
- 24 Химическое производство (все виды экономической деятельности, входящие в данный класс);
- 25 Производство резиновых и пластмассовых изделий (все виды экономической деятельности, входящие в данный класс);
- 26 Производство прочих неметаллических минеральных продуктов (все виды экономической деятельности, входящие в данный класс);
- 28 Производство готовых металлических изделий (все виды экономической деятельности, входящие в данный класс);
- 29 Производство машин и оборудования (группы 29.12-29.14; подклассы 29.2-29.5);
- 31 Производство электрических машин и электрооборудования (подклассы 31.1-31.3; 31.5; 31.6);
- 33 Производство изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов (подклассы 33.1-33.2; 33.5);
- 34 Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов (под-
класс 34.3);
- 35 Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств (подклассы 35.1; 35.4);
- 36 Производство мебели и прочей продукции, не включённой в другие группировки (подклассы 36.1; 36.4-36.6);
- 37 Обработка вторичного сырья (все виды экономической деятельности, входящие в данный класс);
- 40 Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды (все виды экономической деятельности, входящие в данный класс);
- 41 Сбор, очистка и распределение воды (все виды экономической деятельности, входящие в данный класс);
- 45 Строительство (подклассы 45.1-45.4);
- 50.2 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (подклассы 50.20.1-50.20.3);
- 52.7 Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
- 63.3 Деятельность туристических агентств;
- 72 Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (все виды экономической деятельности, входящие в данный класс);
- 73 Научные исследования и разработки (все виды экономической деятельности, входящие в данный класс);
- 74.8 Предоставление различных видов услуг (подклассы 74.81 – 74.82);
- 85 Здравоохранение и предоставление социальных услуг (все виды экономической деятельности, входящие в данный класс);
- 90 Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность (все виды экономической деятельности, входящие в данный класс);
- 93 Предоставление персональных услуг (группы 93.01-93.02; 93.04).
Рекомендуемая форма бизнес – плана приводится ниже:
Бизнес-план для предоставления гранта начинающим предпринимателям на создание собственного дела, зарегистрированным в Ярославской области.
1. Общая информация
Наименование бизнес-плана | |
Наименование юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя | |
Организационно-правовая форма малого предприятия | |
Дата составления бизнес-плана | |
Срок реализации бизнес-плана | |
Срок окупаемости бизнес-плана | |
Система налогообложения, применяемая соискателем | |
Планируемый объём платежей в бюджеты всех уровней и отчислений во внебюджетные фонды нарастающим итогом за весь период реализации бизнес-плана (но не менее чем за два года) | |
Предполагаемое число создаваемых рабочих мест по окончании реализации бизнес-плана | |
Средняя заработная плата* в месяц |
*Средняя заработная плата не может быть ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на территории Ярославской области на дату подачи заявки.
Источники и сумма инвестиций в бизнес-проект (рублей):
Всего в том числе: | |
собственные средства | |
средства гранта |
2. Конъюнктура и перспективы развития рынка
2.1. Анализ современного состояния и перспектив развития отрасли, рынка, в том числе краткий анализ состояния рынка (отрасли):
- возможности для деятельности нового субъекта малого предпринимательства;
- угрозы и барьеры для деятельности субъекта малого предпринимательства.
Вывод: ____________________
_______________________________
2.2. Основные потребительские группы и их территориальное расположение.
2.3. Оценка потенциального объема и конъюнктуры рынка продукции (работ, услуг), в том числе краткий анализ конкурентоспособности продукции (работ, услуг):
- описание преимуществ представленной на рынке продукции (работ, услуг);
- описание недостатков представленной на рынке продукции (работ, услуг)
2.4. Перечень основных (потенциальных) конкурентов, в том числе производителей аналогов или функционально заменяющей продукции, их влияние на рынке:
№ п/п | Наименование | Местонахождение |
1. | ||
… |
2.5. Способы преодоления конкуренции: ________________________
___________________________
(указать способы преодоления конкуренции)
Вывод: ____________________
___________________________
3. Описание продукции (работ, услуг)
Предполагаемая номенклатура продукции (работ, услуг) в соответствии с проектом:
№ п/п | Наименование продукции (работ, услуг) | Функциональное назначение, основные потребительские качества и параметры продукции (работ, услуг) |
1. | ||
… | ||
Наличие лицензируемых видов деятельности (указать вид деятельности и перечень мероприятий, связанных с лицензированием) | |
Защищённость продукции патентами и товарными знаками |
4. Маркетинг и способы продвижения продукции (работ, услуг)
4.1. Обоснование рыночной ниши продукции (работ, услуг): характеристика целевых рынков и поведения потребителей, трудности выхода на целевые рынки.
4.2. Характеристика ценообразования соискателя.
Ценовая политика. Обоснованность ценовой политики. Факторы, влияющие на колебания цен (например: сезонность, отсутствие постоянных поставщиков и пр.). Политика предоставления скидок.
Сопоставление цен и стоимости услуг на свою продукцию и продукцию конкурентов.
№ п/п | Наименование продукции (работ, услуг) | Единица измерения | Цена (рублей) | ||||
соискателя | конкурента 1 | … | |||||
1. | |||||||
… |
4.3. Тактика реализации продукции (работ, услуг). Наиболее эффективные механизмы продвижения продукции (работ, услуг) на целевые рынки.
Способы продвижения продукции (работ, услуг) на рынок (реклама, скидки, участие в выставках и пр.).
Предполагаемые методы реализации (прямая поставка, торговые представители, посредники), наличие договоров и протоколов намерений на поставку.
4.4. Политика послепродажного обслуживания и предоставления гарантий.
5. Организация производства
5.1. Выбор места реализации бизнес-плана, его особенности:
Место реализации бизнес-плана (указать точный адрес) | |
Обеспеченность транспортной, инженерной, социальной инфраструктурой | |
Наличие производственных площадей и их размер | |
Состояние производственных площадей | |
Доступность производственных площадей для покупателей | |
Наличие в собственности соискателя площадей для реализации проекта | |
Наличие договоренности на аренду необходимых помещений (указать, на какой срок) | |
Собственник арендуемых помещений |
5.2. Оценка потребности бизнес-плана в персонале (общая численность персонала, структура по возрасту и квалификации, система оплаты труда и годовой фонд заработной платы, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития бизнеса).
Общая численность и заработная плата персонала:
№ п/п | Должность (профессия) | Численность (человек) | Заработная плата в месяц (рублей) | Итого заработная плата (рублей) |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
… | ||||
Итого |
5.3. Оборудование для бизнес-плана (поставщики, их местоположение и виды доставки, количество и ответственность).
5.4. Сырье и комплектующие для бизнес-плана (поставщики, их местоположение и виды доставки, количество и ответственность).
5.5. Другое.
6. Бюджет расходов
6.1. Постоянные расходы на реализацию бизнес-плана в течение всего срока по годам (рублей):
Перечень постоянных расходов | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | Итого за год |
Арендная плата | |||||
Коммунальные расходы | |||||
Электроэнергия | |||||
Телефон, Интернет | |||||
Канцелярские расходы | |||||
Транспортные расходы | |||||
Обучение персонала | |||||
Услуги банка | |||||
Реклама, маркетинговые исследования | |||||
Расходы на охрану | |||||
Прочее | |||||
Итого ежемесячно |
6.2. Расчёт переменных расходов в течение всего срока реализации бизнес-плана по годам (рублей):
Перечень переменных расходов | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | Итого за год |
… |
6.3. Прочие расходы, связанные с ведением предпринимательской деятельности (если есть): __________
6.4. Бюджет налоговых платежей (данные с расчётами по предполагаемым налоговым и прочим обязательным платежам по всем видам деятельности соискателя за два года, поквартально).
Расчёты налоговых платежей (по каждому планируемому виду налогов и платежей отдельно, по годам поквартально):
Наименование показателя | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | Итого |
Наименование налога (сбора) | |||||
Налогооблагаемая база | |||||
Налоговая ставка | |||||
Сумма налога |
Бюджет налоговых платежей:
Наименование налога (сбора) | Сумма (рублей) |
1. | |
… | |
Итого |
7. Выручка, финансовый план и срок окупаемости
7.1. Расчёт выручки от реализации продукции (работ, услуг) по годам:
Наименование продукции (работ услуг) | Единица измерения | 2011 год | Последующие годы | ||||
цена реализации (рублей) | объём производства | сумма (рублей) | |||||
Итого |
7.2. Финансовые планы (поквартально ежегодные) на весь период реализации бизнес-плана (но не менее двух лет с момента начала реализации бизнес-плана) по форме:
Финансовый план
___________________
(наименование соискателя)
на 20___ год
№ п/п | Наименование показателей | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | Итого за год |
1. | Выручка от реализации | |||||
2. | Себестоимость продукции - всего в том числе: | |||||
2.1. | Постоянные расходы | |||||
2.2. | Переменные расходы | |||||
2.3. | Прочие расходы | |||||
3. | Налоги | |||||
4. | Чистая прибыль (п.1 - п.2 - п.3) |
7.3. Расчёт срока окупаемости бизнес-плана.
Срок окупаемости бизнес-плана исчисляется как период со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объёмом инвестиционных затрат приобретает положительное значение.
Для целей получения гранта объёмом инвестиционных затрат считать общую сумму инвестиций в проект (т.е. средства гранта, собственные средства соискателя и привлеченные средства).
6. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ И КУРСОВОЙ РАБОТ
Контрольная и курсовая работы выполняются на компьютере и распечатываются на листах стандартной бумаги формата А4.
Контрольная работа должна содержать следующие разделы в указанном порядке:
▪ титульный лист;
▪ задание на контрольную (курсовую) работу;
▪ содержание;
▪ введение;
▪ основная часть (выполнение работы);
▪ заключение;
▪ список используемых источников.
При оформлении работ следует руководствоваться СТП 1.01–2002 Общие требования к оформлению учебных документов. Текстовые документы.
7. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
7.1. Бусыгин А.В. Предпринимательство [Текст]: Учебник/ / А. В. Бусыгин; А.В.Бусыгин. - М.: Бусыгин, 2003. - 614с. –
7.2. Предпринимательство[Текст]: учебник/ / М.Г.Лапуста,А.Г.Поршнев,Ю.Л.Старостин.-. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 533с.
7.3. Предпринимательство: Учебник. / Под ред.В.Я.Горфинкеля,Г.Б.Поляка,В.А.Швандера.-. - Изд.3-е,перераб.и доп. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 581с.
· 7.4 Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. - М.: ИНФРА-М, Норма, 1996.
· 7.5. Налоговый кодекс Российской Федерации
· 7.6. Трудовой Колекс РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 30 декабря 2001г. №197-ФЗ
· 7.7. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001г. №129-ФЗ
· 7.8. ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ от 28 июня 1993г. №163
· 7.9. ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ от 2011г. №134-ст
· 7.10. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О развитии малого и среднего предпринимательства в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 24 июля 2007г. №209-ФЗ
· 7.11.. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «Об обществах с ограниченной ответсвенностью»»
от 8 февраля 1998г. №14-ФЗ 5.9.
· 7.12. ЗАКОН ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА от 6 мая 2008г. 20-з принят Ярославской областной Думой 29 апреля 2008г.
· 7.13. ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2010 - 2012 годы от 8 октября 2009г. №982-п (в редакции постановления Правительства области от 27 октября 2011г. №817-п)