Способы координации хоз жизни,традиционная,рыночная,командная
Для того, чтобы экономика функционировала, она должна обладать неким набором инструментов для координации выбора миллионов людей по поводу того, что им производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого производится продукт. По критерию координации все современные экономические системы можно подразделить следующим образом:
Механизм координации — традиции. Координационный механизм, основанный на доминировании традиций, означает, что решения по использованию ресурсов принимаются на основе исторического опыта и устоявшихся национальных обычаев. Традиции всегда легко воспринимаются, стабилизируют экономическую систему, делают прогнозируемым поведение хозяйствующего субъекта, экономят время при выработке решений. Однако исторические традиции не обеспечивают альтернативность экономического поведения, а также конкуренцию разных вариантов экономических решений.
Механизм координации — команда. В таких условиях все решает некий «мозговой центр». В роли такого центра могут выступить вождь страны, крупный феодал, орган государственного управления (например, министерство экономики), диктатор и его окружение. Это может быть центральный орган правящей партии и т. п. В любом случае только центр принимает стратегические решения, касающиеся распределения экономических ресурсов, уровня цен.А так как одному центру (или вождю нации) физически невозможно все держать под контролем, то выстраивается система иерархии. Координационный механизм, основанный на иерархии, предполагает строгую подчиненность, идущую снизу вверх. Система строгих приказов направляется от центра к исполнителю. Иерархия всегда основана на власти - экономической и политической.
Механизм координации - рынок. В качестве главной черты такого координационного механизма выступает спонтанность. Это означает, что решения самостоятельно принимают сами хозяйствующие субъекты, среди которых доминируют частные предприниматели. Каждый из них руководствуется собственным экономическим интересом. Тот, кто принимает решения, несет полную экономическую ответственность за результаты хозяйствования.В условиях спонтанного механизма координации информация, необходимая для принятия решений, передается, прежде всего, через цены и объемы продаж, через уровень доходности и прибыльности отдельных видов производств. При этом производство ориентируется на платежеспособный спрос. Соотношение спроса и предложения определяет поведение покупателя и продавца.
7.рынок.понятие.функции и основные черты.
Рыночная система хозяйствования является довольно широкой категорией. Она включает анализ субъектов хозяйствования, законов, механизмов, системы связи между хозяйствующими субъектами. Рынок – более узкая категория, касающаяся только сферы обмена. Это отношения между людьми по поводу купли-продажи. Существует очень много определенийрынка:
1. Это отношения между товаропроизводителями по поводу купли-продажи.
2. Это система связей между обособленными товаропроизводителями по поводу купли-продажи.
3. Упорядоченная структура, посредством которой взаимодействуют продавцы и покупатели, чтобы определить цену и количество.
4. Такая организация хозяйства, при которой индивидуальные производители взаимодействуют посредством обмена с целью решения трех основных экономических проблем: что? как? и для кого производить?
теоретическую модель:
1. Субъекты и объекты рынка. В рыночные связи вступают обособленные частной собственностью производители. Частная собственность – главный признак рынка. Производители – не единственный субъект рынка. Вторым является потребитель.
Третий уровень классификации субъектов – это промышленные предприятия, банки, магазины, биржи, фермерские хозяйства, различные фонды и т.д.
2. Объектами рынка является все, что продается и покупается: товары и услуги, ценные бумаги, земля, образование.
3. Система связи между продавцами и покупателями на рынке осуществляется на эквивалентной и возмездной основе. Возмездностьозначает то, что продавец должен возместить израсходованные ресурсы при продаже товара и получить прибыль. Эквивалентность – это уточняющий возмездность показатель: продавец должен возместить ровно столько, сколько затратил.
4. Для рынка характерна конкурентная борьба. Конкуренция стимулирует уменьшение затрат труда, улучшение качества продукции.
5. Рынок работает на основе законов спроса и предложения, убывающей и возрастающей отдачи, предельной полезности, денежного обращения и т.д.
6. Функционирование рынка невозможно без вмешательства государства. Но это вмешательство должно быть ограниченным.
7.Цены в рыночной системе формируются свободно, под воздействием спроса и предложения.
8. Рынок характеризует свобода передвижения капиталов, трудовых ресурсов и информации.