Социальная составляющая Единого Европейского рынка

С принятием Единого Европейского Акта в сфере внимания оказался более широкий спектр социальных вопросов. Было принято обязательство гармонизировать национальные нормативы в отношении здоровья, безопасности, защиты окружающей среды и защиты прав потребителей (ст.100а и 118а). Было взята ориентация на ускорение экономического и социального единения в рамках Сообщества (ст.130а-130е).

При решении законодательных вопросов по здоровью и безопасности ст. 110а предусмотрено применение принципа квалифицированного большинства при голосовании с тем, чтобы преодолеть возможность блокирования решения отдельным государством. По другим вопросам, например по свободе передвижения людей и прав работников, сохраняется возможность вынесения вето отдельной страной.

Ст.118а предусматривает необходимость учитывать национальные условия и существующую в странах практику регулирования, а также дает гарантии, что европейское законодательство не станет административным или финансовым бременем для работодателей.

Ст.118в также предписывает Сообществу поощрять «социальный диалог» между администрацией фирм и работниками, т.е. развивать так называемые производственные отношения.

В связи с принятием ЕЕА и решением завершить переход к единому европейскому рынку к 1992 г. вновь возник интерес к социальным последствиям Евросоюза.

Было признано, что движение к единому рынку окажет воздействие на занятость во всем Сообществе. Этому будут способствовать такие факторы, как изменения издержек производства и относительных цен, поощрение новой технологии, а также общий уровень экономического роста. Проведенные экономические исследования позволяют надеяться, что единый рынок улучшит все макроэкономические показатели за исключением, может быть, занятости.

Наиболее вероятными последствиями установления единого рынка считаются структурные изменения в двух отраслевых группах. К первой относятся отрасли, где действуют значительные нетарифные барьеры и наблюдается высокий уровень внутриевросоюзного импорта. Для этой группы характерно доминирование крупных фирм и участие государства в качестве собственника или в качестве основного потребителя. Сокращение государственных контрактов на поставку продукции в связи с объединением рынка будет способствовать созданию интегрированных европейских фирм. Это может негативно сказаться и на занятости.

Вторая уязвимая промышленная группа при тех же высоких нетарифных барьерах имеет незначительный объем внутриевросоюзной торговли. Это такие отрасли, как судостроение, производство железнодорожного оборудования, черная металлургия, фармацевтика. Как и отрасли первого сектора, они в большинстве своем либо являются ведущими поставщиками государственных ведомств, либо находятся в государственной собственности. Создание подобных национальных флагманов индустрии привело к сильной фрагментации отраслей и большим расхождениям уровней цен и производительности труда. Так же как и в первой группе, снятие госпоставок приведет к значительному росту торговли внутри Евросоюза и к реструктуризации отраслей.

При рассмотрении последствий объединения рынка необходимо также учитывать региональный аспект. Ожидаемое ускорение экономического роста не в равной степени пойдет на пользу всем регионам. Еще даже до начала серьезных структурных перемен региональные диспропорции в Европе уже усилились. На конкурентоспособность регионов будут влиять несколько факторов:

1) квалификационный состав рабочей силы. Не исключена возможность его снижения в результате эмиграции.

2) недостаточно развитая инфраструктура. В ряде регионов ее развитие находится на уровне 40-60% от среднего по ЕС.

3) издержки на оплату труда. Разница в производительности труда по регионам часто бывает выше различий в заработной плате. Ожидается, что выравнивание в условиях интеграции уровней заработной платы подорвет конкурентные позиции некоторых регионов.

Специалисты полагают, что особенно уязвимы для предстоящих структурных перемен два типа регионов: слаборазвитые, преимущественно сельские, районы и районы, находящаяся в упадке, где сконцентрирована тяжелая промышленность.

По завершении строительства единого рынка могут появиться и особые социальные проблемы, такие как социальный демпинг и «серый» (неофициальный) рынок труда.

Социальный демпинг.Проблема социального демпинга состоит в том, что страны с хорошими социальными условиями, а также с высоким средним уровнем трудовых издержек, могут потерять в занятости, поскольку работодатели перенесут производство туда, где издержки не так высоки. Высказываются предостережения относительно возможности усиления экономической дифференциации регионов, поскольку наиболее бедные районы будут специализироваться на трудоемких производствах и сохранят низкий уровень заработной платы и производительности. Эти опасения обусловили появление требований работников и профсоюзов установить единые для ЕС минимум заработной платы, гарантии социального обеспечения, охраны здоровья, безопасности труда.

Неофициальная занятость, или функционирование «серого» рынка труда- это работа вне официально действующей на рынке труда государственной системы налогов и социального обеспечения. Часто такая форма занятости выступает как вторая для тех, кто уже работает на официальном рынке труда. «Серая» занятость наиболее типична в сфере услуг по домашнему хозяйству, в сельском хозяйстве, авторемонте, строительстве. По оценкам, в южных странах Евросоюза таких работников примерно вдвое больше, чем в северных, что отражает различия в структурах национальных экономик, уровнях и принципах налогообложения, культурных традициях, эффективности официального контроля и т.д. «Серый» рынок труда представляет собой серьезную проблему для единого европейского рынка. Фирмы, использующие теневую рабочую силу, сокращают трудовые издержки и получают конкурентные преимущества в производстве. Тем самым подрывается конкурентоспособность фирм, нанимающих рабочих исключительно на легальной основе. Чтобы бороться с этим явлением, КЕС добивается принятия единых для всех регионов и для всех форм занятости стандартов налогообложения и взносов по социальному страхованию.

Наши рекомендации