Инвестиционное товарищество
а) Не являются юридическим лицом с точки зрения законодателя. Это всего лишь вид простого товарищества. По мысли законодателя была необходима для привлечения инвестиций, чтобы не создавать громоздкие образования в юридического лица. Объединили капитал для общей цели и все. А какая цель? Извлечения прибыли. А только ли для инвестиций такие компании создаются? Жизнь говорит, что и для реализации других целей вполне могут быть созданы. По мнению кафедры мы изучаем данное лицо, хотя оно и не является юридическим лицом. Кстати, мы поэтому здесь и изучаем холдинги.
б) В итоге это особая форма предпринимательской деятельности. Изучим более подробно на семинарах.
Производственный кооператив
Традиционно причисляет к корпорации.Только здесь отношения членства представлены в чистом виде.Все было бы хорошо, если занимал бы классическое место.
По устоявшемуся мнению, такой кооператив занимает срединное положение между объединением лиц и объединением капиталов.
Кооперативы изначально были первой формой предпринимательской деятельности после СССР. Однако их забыли в законе о собственности и вспомнили о них только при принятии 1-ой части ГК.
В чем особенности?
а) Обязательно личное участие.
б) Цель извлечения прибыли корректируется личными потребностями членов кооперативов. Так что в первую очередь ставятся интерес участников.
в) Коммерческая организация.
г) Один голос вне зависимости от внесенного пая.
д) Устанавливается обязательная субсидиарная ответственность участников и учредителей по делам кооператива.
Все эти моменты не делают привлекательной данную форму. А нужны ли тогда в принципе данные кооперативы? Лектор считает, что да, нужны. Но! В сфере малого и среднего бизнеса, причем может даже в рамках специфической деятельности: туризм, организация питания.
Так же кооперативы могли бы хорошо работать в рамках социального предпринимательства. В дореволюционной России очень развиты были инвалидные кооперации, даже несколько работ были посвящены данному явлению.
Производственная кооперация стала бы достаточно востребована и в сельской местности при том же производстве с/х продукции. Ведь колхозы разогнали, а что вместо них поставить - непонятно. В Швеции 80-85% валового дохода приходится именно на кооперации.
Нужно ли объединить все кооперативы в один вид? По мнению лектора, нет, не стоит.
Помимо ФЗ о производственной кооперации действует ФЗ о с/х кооперативах. Там специфика касательно формирования органов управления - в с/х кооперативах используется конструкция председателя кооператива, а не единоличного исполнительного органа. На практике, хотя, это мало что меняет.
Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций
У нас сохранена классификация организаций на коммерческие и некоммерческие. Стоит посмотреть, что относится к некоммерческим организациям и которые из них построены на основании членства, а какие нет.
Форма участия в осуществлении предпринимательской деятельности названы в законе. Можно самому осуществлять предпринимательскую деятельность, а можно и участвовать в создании коммерческих обществ.
Традиционно, когда речь о участии в некоммерческих организациях, мы исходим из того, что предпринимательская деятельность не является основной деятельностью, но они могут осуществлять предпринимательскую деятельность в случае, если полученный доход используется на уставные цели самой некоммерческой организации. Поэтому если мы говорим о правосубъектности с точки зрения предпринимательской деятельности, то тут скорее специальная правосубъектность.
Банкротство
1. Общие положения
2. Современное законодательство в данной сфере
3. Понятия, признаки и критерии банкротства
4. Субъекты банкротства
Когда мы говорим об институте банкротства, стоит помнить, что во всех учебника по ГП пишется, что данный институт нужен только удовлетворения требований кредиторов. Однако все не совсем так, такой подход следует лишь старому законодательству. Вся сложность этого института как раз и состоит в том, что неправильно было поставлены акценты при определении его роли в рынке.
Несомненно, это правовой институт. Однако какие отношения он регулирует? Считается, что отношения по недостаточности средств для уплаты. При этом важно помнить, что институт банкротства - экономический институт, который урегулирован в рамках правовых норм.То есть, право лишь придает форму данным отношениям.
Карелинасчитает, что неправильно отождествлять правоотношения банкротства и конкурсные отношения. Отношения несостоятельности по своему объему куда шире, чем отношения конкурсные, поскольку последние возникают в последнюю очередь. А вот отношения несостоятельности возникаютнамного раньше, даже еще раньше того момента, как кредиторы захотят заявить о начале процедуре банкротства.
Однако с точки зрения экономики слишком узко рассматривать данные отношения. Во всех нормальных странах подчеркивается особая социальная значимость данного института.Так, в Англии есть система «первого старта» - он позволяет освободиться от долга и вновь вернуться в хозяйственный оборот. У нас же долго этот социальный аспект института банкротства уходил на задний план. Нашего законодателя не особо занимала идея социальной значимости данного института.В связи с этим хотелось бы отметить положительное значение института банкротства физических лиц.
Долгое время не было механизма, который бы позволял привлечь к отвественности контролирующего лица. Сейчас наконец-то установлена его субсидиарная ответственность. Но даже не смотря на то, что данные бреши заполнены, остался большой блок вопросов касательно социальной значимости данного института, до сих пор нельзя сказать о том, что мы пришли к выдвижению социальной значимости на первое место.
Зачем вообще данный институт нужен? Основной конфликт - между должником и кредитором - не может быть разрешен в рамках гражданско-правового способа. Вот пример: есть долг - плати, да, заплачу, но у меня недостаточно средств. Это в рамках исполнительного производства хорошо - кто первый обратился, того и тапки. А в рамках банкротства все совсем иначе. Должник тут говорит, что он бы рад расплатиться, да вот нечем. Отсюда возникает проблема неразрешимого конфликта интересов. Тогда государство говорит: не мучаетесь, мы разрешим данный конфликт с помощью специальных норм, установленных в процедуре банкротства. Но! Важно, что государство отмечает, что входя в правоотношения несостоятельности, неизбежно что-то теряется у всех из сторон.
Конкурсное право - возникает конкуренция кредиторов, которые конкурируют друг с другом. Данный институт в том числе позволяет дать конкретные варианты разрешения конфликта интересов(причем, в том числе, за счет возвращения платежеспособности должника).
Составляющие данного института:
1) Недостаточность имущества.
2) Конкуренция кредиторов.
3)Государство, которое дает особый институт для удовлетворения требований кредиторов.
Система законодательства является наиболее динамично развивающейся в нашем правопорядке. С момента принятия ФЗ 2002(по счету он уже 3-ий) года было внесено порядка 50 измененийв данный закон. Причем данные изменения имели разные цели и было весьма существенными.
Первый закон о банкротстве был принят в 1992 году и назывался закон «О несостоятельности и банкротстве предприятий». Данной закон был принят под руководством американцев. Просто взяли и отредактировали их опыт. Данный закон был необходим в то время из-за экономической обстановки, царившей в то время. Однако процедура был неудобна и использовать ее было весьма затратно.
В итоге решили пойти к Франции и Германии - поизучать их законы. Был принят второй закон 1998 года - среди новелл данного закона был такой: для того, чтобы начать банкротство нужно было наличие лишь формальных признаков несостоятельности. А больше никаких фильтров не было. Вот после этого начался мрак: рейдерские захваты, жесткая критика данного института как служащему перераспределению собственности. В рамках рынка невозможно жить без кредита и вот когда наступает момент выплаты кредита зачастую юридическое лицо фактически становится неплатежеспособным. Вот тогда просто выбирали компании и специально создавали им долг, а потом гнали в банкротство. Отсюда необходим был новый закон.
Через год разработали изменения в ФЗ 1998 года. Это документ поступил в первую очередь Путину, но тот наложил вето и сказал, что нужен новый закон. Вот тогда и разработали ФЗ 2002 года.
Так же в 1999 году были еще 2 закона: о несостоятельности кредитных организаций и о банкротстве естественных монополий. Кстати, ФЗ о банкроте кредитных организаций прекратил силу только в декабре 2014 года, теперь вот данный блок о кредитных организациях перешел в общий ФЗ 2002 года.
В общем и целом все идет к принятию Кодекса о Банкротстве. Но как он будет называется? Америка и Англия в этом плане живут по-разному: США - банкротство, Англия - несостоятельность. Это разница не просто в словах, а в сути. Наш законодатель не заморачивался и уравнял данные понятия. Все это внесло достаточно большой хаос.
Система законодательство помимо названного ФЗ состоит еще из ряда подзаконных актов - преимущественно различные Постановления Правительства. Так же сюда включено региональное законодательство + общепризнанные принципы и нормы международного права.
Вот эти международные нормы для нас являются хлебом насущным в плане трансграничного банкротства. У нас нет законодательного регулирования на уровне РФ, но потребность существует, причем очень сильная. В условиях интеграции РФ в европейское сообщество(вхождение в ВТО, изменение Евразийского Сообщества) ставит перед нами вопросы трансграничного банкротства.