Предпринимательского права 1 страница
7.1. Правовой статус индивидуального предпринимателя
Приобретение статуса индивидуального предпринимателя. Индивидуальный предприниматель - физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Ограничения в приобретении статуса индивидуального предпринимателя следующие.
1. Возраст. Заниматься предпринимательской деятельностью вправе граждане (а также иностранные граждане и лица без гражданства), достигшие 18 лет, а также несовершеннолетние, вступившие в брак до достижения этого возраста, либо эмансипированные, т.е. объявленные дееспособными по решению органа опеки или попечительства или по решению суда (в соответствии со ст. 27 ГК).
Несовершеннолетние вправе приобрести статус индивидуального предпринимателя, зарегистрироваться в качестве такового с письменного согласия родителей, усыновителей, попечителей (ст. 22.1 Закона о регистрации). Закон не определяет возраст таких лиц. На наш взгляд, следовало бы установить его - 16 лет. Именно с этого возраста наступает налоговая, административная ответственность, уголовная ответственность за экономические преступления. Обратим внимание, что членом фермерского хозяйства может стать физическое лицо, достигшее 16 лет. Письменное согласие родителей необходимо рассматривать не только в качестве условия регистрации несовершеннолетнего предпринимателя, но и как постоянное согласие на совершение им сделок в процессе осуществления предпринимательской деятельности. В противном случае согласно ст. 26 ГК несовершеннолетний предприниматель (в возрасте с 14 до 18 лет) должен будет получать письменное согласие родителей, усыновителей, попечителей на совершение большинства сделок. Он не сможет самостоятельно получить кредит, налоговый кредит, выступать в качестве поставщика, подрядчика и пр. Представляется, что по данному вопросу необходимо изменение ст. 26 ГК РФ либо хотя бы разъяснение высших судебных инстанций.
2. Состояние здоровья само по себе не является препятствием для государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя. Но не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лица, признанные недееспособными (они самостоятельно не участвуют в совершении сделок, от их имени сделки совершают их опекуны - ст. 29 ГК РФ), или ограниченные в дееспособности решением суда лица, которые самостоятельно вправе совершать только мелкие бытовые сделки (ст. 30 ГК РФ). В Законе о регистрации такие основания отказа в регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей, как недееспособность и ограниченная дееспособность, прямо не указаны. Но это не значит, что в регистрации по этим основаниям им отказать нельзя. Законодательство о государственной регистрации состоит из норм ГК РФ, Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ (ст. 1 Закона о регистрации). Из смысла указанных выше норм ГК - ст. ст. 26, 29, 30 ГК РФ, ст. 22.1 Закона о регистрации следует, что недееспособность и ограниченная дееспособность граждан как очевидные препятствия для занятия предпринимательской деятельностью должны рассматриваться как основания для отказа в регистрации. Представляется вместе с тем, что в Законе о регистрации эти факты следовало бы указать как обстоятельства, препятствующие регистрации, равно как и механизм выявления, проверки этих обстоятельств, препятствующих регистрации. Надо иметь в виду, что существуют также ограничения (противопоказания) для лиц дееспособных, но страдающих различными серьезными заболеваниями, к работе на высоте, под землей, работе, требующей быстрой реакции и осторожности (на транспорте, в охране с оружием и пр.). Но подобные обстоятельства, препятствующие выполнению конкретной работы, выявляются не в момент регистрации, а при получении водительских прав, прав на ношение оружия, а в установленных случаях - при аттестации специалистов, выдаче лицензии.
3. Запрещено заниматься предпринимательской деятельностью гражданам, занимающим должности в связи с их государственной гражданской службой (ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе в РФ" <1>). При проверке Генеральной прокуратурой РФ соблюдения законодательства о противодействии коррупции в органах власти субъектов РФ в 2004 г., установлено, что почти повсеместно чиновники занимаются коммерческой деятельностью, участвуют в управлении разного рода структурами, извлекают другие выгоды из своего положения. Проверка выявила более 22 тыс. таких нарушений лишь за полгода, в том числе случаев взяточничества <2>. Однако Закон о регистрации не предусматривает такого основания в отказе от регистрации, как выполнение лицом обязанностей должностного лица в системе государственной службы. Именно поэтому так много нарушений в этой сфере среди государственных служащих. В качестве санкции за совмещение обязанностей государственного служащего с предпринимательской деятельностью прежде всего должны применяться меры дисциплинарного воздействия, вплоть до расторжения служебного контракта и освобождения гражданского служащего от занимаемой должности (ст. 37 Закона о государственной гражданской службе).
--------------------------------
<1> РГ. 2004. 31 июля. N 162.
<2> "Взятка пахнет гексогеном" - Генеральный прокурор Владимир Устинов: куда ведут следы террористов. Интервью В. Устинова "Российской газете" // РГ. 2004. 16 сент. N 202.
4. Виды деятельности. Индивидуальные предприниматели обладают общей правоспособностью и могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, кроме запрещенных законом.
Право заниматься лицензируемыми видами деятельности возникает с момента получения лицензии (п. 3 ст. 23, п. 3 ст. 49 ГК РФ).
Однако некоторые виды деятельности осуществляют только юридические лица, но не индивидуальные предприниматели (например, банковская деятельность, обязательный аудит, деятельность в качестве страховщиков, инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг).
Предусмотрены некоторые особенности легитимации и осуществления деятельности физического лица - индивидуального предпринимателя:
- для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не требуется стартовый капитал (в отличие от коммерческих организаций, формирующих уставный (складочный) капитал);
- меньшее количество документов представляется в регистрирующий орган (нет учредительных документов);
- предприниматель не обязан вести бухгалтерский учет. Он ведет только налоговый учет, отражая хозяйственные операции в книге учета доходов и расходов, зарегистрированной в налоговом органе;
- в отношении индивидуального предпринимателя применяется судебный порядок взыскания налогов, а с юридических лиц налоги могут быть взысканы во внесудебном порядке <1>;
--------------------------------
<1> С 1 января 2006 г. налоги с индивидуального предпринимателя взимаются во внесудебном порядке - по решению налогового органа. Федеральный закон от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ // РГ. 2005. 8 нояб. N 249.
- на него не распространяются установленные Центральным банком для юридических лиц ограничения в расчетах наличными деньгами;
- для него облегчен (по сравнению с юридическими лицами) переход на упрощенную систему налогообложения. Например, препятствием такого перехода для юридических лиц является наличие основных средств и нематериальных активов с остаточной стоимостью их по балансу более 100 млн. рублей (ст. 346.12 НК РФ).
На индивидуальных предпринимателей это ограничение не распространяется, так как они не ведут бухгалтерского учета.
Указанные особенности скорее относятся к неким преимуществам в деятельности индивидуального предпринимателя по сравнению с юридическими лицами.
Но риск индивидуального предпринимателя в ряде случаев выше риска юридических лиц. Ведь его имущество не обособлено на балансе, как это имеет место в деятельности юридических лиц. Поэтому по требованиям кредиторов он отвечает всем своим имуществом, за исключением небольшого перечня имущества, на которое не может быть обращено взыскание (предусмотрен ст. 446 ГПК РФ).
Требования кредиторов к гражданину, не связанные с ведением им предпринимательской деятельности, могут быть предъявлены и после завершения процедур банкротства (ст. 25 ГК РФ). Юридическое лицо после завершения процедуры конкурсного производства исключается из Единого государственного реестра юридических лиц. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя с момента принятия решения суда о признании его несостоятельным (банкротом) утрачивает юридическую силу (п. 1 ст. 25 ГК РФ). Но в отличие от юридического лица, которое в результате банкротства как субъект права прекращает существование, физическое лицо живет и работает, а по истечении года со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) вправе вновь зарегистрироваться в качестве предпринимателя (ст. 216 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства. В соответствии с п. 2 ст. 23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Статус других членов фермерского хозяйства (кроме его главы) ст. 23 ГК РФ не определен. Фермерское хозяйство вроде бы регистрируется как единый хозяйствующий субъект, но не приобретает прав юридического лица, не признаются предпринимателями и члены крестьянского (фермерского) хозяйства, кроме его главы.
Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" <1> (далее - Закон о фермерском хозяйстве) рассматривает фермерское хозяйство по сути в качестве организации, не являющейся юридическим лицом. Эта организация:
--------------------------------
<1> РГ. 2003. 17 июня. N 115.
- создается гражданами, связанными родством (или свойством). В его состав могут входить и граждане, не состоящие с главой хозяйства в родстве. Однако их максимальное количество не должно превышать пяти человек. Фермерское хозяйство может быть создано и одним лицом. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства (ст. 3 Закона о фермерском хозяйстве);
- фермерское хозяйство основано на членстве;
- организационные и имущественные вопросы, связанные с созданием и деятельностью фермерского хозяйства, решаются в соглашении о создании хозяйства (о членах этого хозяйства, порядке принятия в члены и выхода из фермерского хозяйства, о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, о признании главой фермерского хозяйства одного из членов хозяйства и порядке управления хозяйством, о порядке распределения доходов, продукции, плодов, полученных от его деятельности);
- глава фермерского хозяйства организует его деятельность, без доверенности действует от имени хозяйства, организует ведение учета и отчетности, осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение (ст. 17 Закона о фермерском хозяйстве);
- фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность, и к этой деятельности применяются правила гражданского законодательства о деятельности коммерческих организаций - юридических лиц, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов или существа обязательства;
- оно может в соответствии с законодательством РФ признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем (п. 4 ст. 1 Закона о фермерском хозяйстве);
- во взаимоотношениях с государством, органами государственной и муниципальной власти фермерское хозяйство рассматривается как самостоятельная хозяйственная единица. Вмешательство этих органов власти, их должностных лиц в его хозяйственную деятельность не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Отдельная статья Закона о фермерском хозяйстве (ст. 5) посвящена регистрации фермерского хозяйства - оно считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством РФ.
Однако Закон о регистрации говорит только о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Он исключает возможность регистрации фермерского хозяйства как организации, не являющейся юридическим лицом.
Фактически, хотя в подзаконных актах упоминается о регистрации фермерского хозяйства, специального реестра регистрации фермерских хозяйств не существует. В Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей производится запись только о главе фермерского хозяйства <1>.
--------------------------------
<1> См.: Приказ МНС РФ от 3 декабря 2003 г. "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств" // РГ. 2004. 16 янв. N 4.
Члены фермерского хозяйства не являются наемными работниками, они реализуют функции предпринимателей, за исключением представительских функций, возложенных на главу фермерского хозяйства.
7.2. Правовое положение обособленных подразделений
По своей структуре организации могут быть простыми и сложными. При простой структуре организация не имеет отделов, управлений, цехов, филиалов, иных подразделений. Например, в штате посреднической организации работает несколько сотрудников во главе с руководителем, совмещающим к тому же свою деятельность в качестве руководителя с должностью бухгалтера.
При сложной структуре в состав организации входят отделы, цеха, участки, через руководителей которых директор предприятия управляет персоналом в целом. Отделы, цеха, бригады - территориально и имущественно не обособлены от самого юридического лица. Руководители этих подразделений выполняют свои функции на основе трудовых договоров и должностных инструкций.
В состав организаций могут входить территориально обособленные подразделения, осуществляющие свою деятельность не по месту нахождения самого юридического лица. К ним относятся филиалы и представительства.
Понятие филиала, отличие филиала от представительства.
Понятие филиала дано в ст. 55 ГК РФ: филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Здесь же дается понятие представительства: представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Указанная норма ГК РФ говорит, таким образом, о двух разновидностях территориально обособленных подразделений юридических лиц - филиалах и представительствах. Отличие этих подразделений друг от друга заключается в круге решаемых ими задач.
Чтобы показать это различие, рассмотрим основные этапы осуществления предпринимательской деятельности:
а) обеспечение предстоящей деятельности всем необходимым: сырьем, материалами, оборудованием и пр. На этом этапе заключаются договоры на снабжение организации соответствующими ресурсами, осуществляется фактическая работа по их исполнению, например транспортировка ресурсов собственным транспортом, сортировка, хранение, подготовка к переработке и пр. Филиал может вести всю эту деятельность, включая правовую: руководитель филиала вправе совершать сделки, но от имени юридического лица.
Руководитель представительства только совершает сделки от имени юридического лица, но в исполнении сделок представительство не участвует;
б) производство товара, подготовка его к продаже. Эту деятельность вправе вести филиал, но не представительство;
в) заключение договоров по отчуждению продукта (товара), например, по договору поставки. Эти юридические действия совершает как руководитель филиала, так и представительства;
г) исполнение договоров о реализации товаров - например, оформление товаросопроводительных документов, передача товара покупателю непосредственно или передача и оформление передачи товара для доставки покупателям различными видами транспорта и пр. Эту деятельность ведет филиал, но не представительство.
Итак, согласно ст. 55 ГК РФ представительскую (правовую) функцию юридического лица реализуют как филиалы, так и представительства, а производственную - только филиалы.
Деятельность представительств носит затратный характер - расходы на их содержание представляют собой часть расходов юридического лица, связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг).
Филиалы же, как правило, работают на основе коммерческого расчета, их деятельность направлена на получение прибыли.
Конечно, на практике встречаются случаи, когда представительства наделяются правом зарабатывать самостоятельно, например оказывать клиентам информационные, консультационные, иные услуги, получая за это соответствующее вознаграждение.
Действительны ли такие сделки? Действительны, если представительство действует в рамках полномочий, предоставленных ему юридическим лицом и закрепленных в положении о представительстве и выданной руководителю представительства доверенности.
Конечно, с позиций ст. 55 ГК РФ при осуществлении представительством и коммерческой деятельности происходит некоторое смешение правового статуса представительства с филиалом, но на действительность совершаемых сделок это обстоятельство не влияет.
Совсем иное дело, если правоспособность юридического лица ограничена в силу закона (она является специальной или даже исключительной). Тогда закрепление в положении о подразделении (филиале, представительстве), доверенности, выданной руководителю подразделения, возможности совершать действия, выходящие за пределы этой правоспособности, не создают соответствующих полномочий, а совершенные сделки будут недействительными (ст. 168 ГК РФ).
Так, кредитным организациям запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (ст. 5 Закона РФ "О банках и банковской деятельности"). Понятно, что ни филиал, ни представительство банка, иной кредитной организации не вправе осуществлять эти виды деятельности, если даже теоретически и допустить, что им в силу положений такие возможности предоставлены.
Филиал кредитной организации осуществляет от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка России, выданной кредитной организации. А вот представительству кредитной организации непосредственно законом запрещено осуществлять банковские операции (ст. 22 Закона "О банках и банковской деятельности").
Если директору филиала, представительства будет выдана доверенность на совершение сделки, противоречащей ограниченной самими учредителями в учредительных документах правоспособности юридического лица или с превышением ограниченных таким же образом полномочий руководителя организации, в частности, на выдачу доверенностей, судьба совершенной на основе доверенности сделки зависит от того, будет ли такая сделка в установленном порядке одобрена коллегиальным органом управления юридического лица - советом директоров, собранием участников. Если сделка будет ими одобрена, следовательно, сохранятся последствия ее совершения и исполнения.
Встречаются ситуации, когда руководители филиалов и представительств выходят за пределы полномочий, определенных для них положениями об этих подразделениях, доверенностью, выданной юридическим лицом руководителю филиала, представительства. Судьба совершенных сделок далее также будет зависеть от того, будет ли она одобрена представляемым, т.е. юридическим, лицом (компетентным органом управления юридического лица). Если сделка в целом соответствует правоспособности юридического лица, хотя и совершена руководителем филиала с превышением предоставленных ему полномочий, она может быть одобрена юридическим лицом (его компетентным органом управления). Одобрение сделки создает правовые последствия для юридического лица с момента совершения сделки.
Филиалы и представительства - это организации, не имеющие статуса юридического лица. Они возглавляются руководителями, назначаемыми юридическим лицом. Руководители филиалов и представительств, представляя интересы работодателя, в пределах своих полномочий пользуются правом найма и увольнения работников, заключают от имени работодателя коллективные договоры. Статья 40 ТК РФ определяет, что коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях (обратим внимание, что ТК РФ, в отличие от ГК РФ, говорит о возможности существования и других, помимо филиалов и представительств, обособленных подразделений юридического лица).
Филиалы и представительства действуют на основе положений о них, утвержденных юридическим лицом.
Они наделяются имуществом юридическим лицом, создавшим их. Филиалы могут иметь отдельный баланс, расчетный счет в банке.
Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
О праве организаций создавать иные обособленные подразделения. В силу общедозволительного метода регулирования предпринимательских правоотношений на основе принципа: разрешено все, что не запрещено, коммерческие организации создают и другие территориально обособленные от него подразделения, т.е. не обладающие всеми признаками филиала, представительства, указанными в ст. 55 ГК РФ. На практике они именуются по-разному: агентства, отделения, конторы, бюро и пр.
Существуют юридические лица, не имеющие головного предприятия, их производственная деятельность осуществляется через сеть производственных, торговых точек, где выпекают, например, в присутствии клиента пирожки и блины, продают в палатках товары повседневного спроса и пр. Там работают обычно по два, три работника в смену. Такие объекты торговли и общественного питания не обладают указанными выше признаками филиалов, они и не создаются как филиалы. Однако с точки зрения НК РФ - раз существуют стационарные рабочие места, значит, есть обособленные подразделения.
Организация, имеющая обособленные подразделения, обязана встать на налоговый учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). При этом НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место признается стационарным, если оно создается на срок более месяца (ст. 11 НК РФ).
В налоговых целях для признания подразделения обособленным и возникновения обязанности юридического лица встать на налоговый учет в связи с деятельностью этого подразделения не имеет значения, отражено или не отражено его создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
Не имеет значения и количество рабочих мест.
Например, хозяйственное общество, находящееся в Москве, арендует в Нижнем Новгороде помещение, осуществляет завоз туда своих товаров и их оптовую продажу в розничную торговую сеть города. Этой работой постоянно заняты три работника общества, проживающие в Нижнем Новгороде. С точки зрения ГК РФ здесь нет организации - филиала, хотя реализуется часть функций юридического лица, характерных с позиций ст. 55 ГК РФ именно для филиала. Однако по НК РФ - налицо обособленное подразделение московской организации, действующее через него в Нижнем Новгороде.
В советские времена завод и органы управления заводом (заводоуправление - директор, его заместители, отделы, службы) находились на одной территории. Для предприятий отводились солидные земельные участки, территория, как правило, ограждалась забором, и на этой территории размещались основные цеха, вспомогательные службы, заводоуправление). Сейчас весьма распространена ситуация, когда само юридическое лицо зарегистрировано в городе (например, в Москве, Санкт-Петербурге) по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа управления юридическим лицом (дирекции, правления), а его производственные корпуса находятся за пределами города (например, в Московской области).
Находящееся в области производство, по сути, это основное место производственной деятельности юридического лица. Не случайно до вступления в силу с 1 июля 2002 г. Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" (сейчас он называется "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") учредители имели право на регистрацию юридических лиц не только по месту нахождения органа управления юридического лица, но и по месту его основной деятельности. Сейчас эта альтернатива отпала: регистрация производится по месту нахождения постоянно действующего органа управления юридического лица.
Находящиеся за чертой города производства юридического лица с точки зрения ГК не являются филиалами, но с позиций НК РФ - коль скоро на территории области есть стационарно оборудованные рабочие места, следовательно, существует обособленное подразделение юридического лица. А это обязывает юридическое лицо встать на налоговый учет дважды: в Москве, где юридическое лицо зарегистрировано, и в Московской области, где размещено его основное производство. Если, например, орган управления занимает арендуемое юридическим лицом в Москве помещение, соответственно, основная часть собственного имущества организации находится в Московской области, значит, налог на имущество организации в основном поступит в бюджет области и муниципального образования по месту нахождения подразделения.
Итак, можно констатировать, что существуют два вида территориально обособленных структурных подразделений коммерческой организации:
1) филиалы и представительства;
2) другие подразделения.
Если у представителя юридического лица имеется надлежащим образом оформленная доверенность, то обязательства по договорам, заключенным через представителя, возникают для юридического лица независимо от того, является ли его представитель руководителем филиала или другого структурного подразделения организации.
Основной критерий для отграничения филиала от другого подразделения юридического лица в практике налоговых органов.
Как мы уже отметили, для налоговых целей признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено ли его создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется подразделение.
Вместе с тем в ряде статей НК РФ говорится о специфике налоговых правоотношений в связи с деятельностью именно филиалов (ст. ст. 19, 89 НК РФ).
В таких случаях для отнесения подразделения к филиалу решающее значение придается тому, соблюдена ли процедура оформления подразделения в качестве филиала, т.е. указан ли он в учредительных документах организации, как того требует ст. 55 ГК РФ.
Так, в силу ст. 89 НК РФ налоговые органы вправе проверять филиалы независимо от проведения проверок самого налогоплательщика, а выездные проверки иных подразделений возможны только при проверках юридического лица. Самостоятельные проверки этих иных подразделений НК РФ не предусмотрены.
Например, у городского ООО "Светлана" имеется швейное производство за пределами города. Однако в учредительных документах общества это подразделение не указано. Налоговые органы города и области, где находится производство, исходят из того, что они имеют дело с подразделением, но не филиалом. Соответственно, налоговая инспекция по месту нахождения подразделения не вправе проводить самостоятельную налоговую проверку данного подразделения.
Порядок создания филиалов и представительств. Филиалы и представительства создаются:
- в акционерных обществах - по решению совета директоров;
- в обществах с ограниченной ответственностью, обществах с дополнительной ответственностью - по решению собрания участников общества;
- в производственных кооперативах - по решению собрания членов кооператива;
- в товариществах полных и товариществах на вере - органы управления не создаются, управление осуществляется полными товарищами. Соответственно, эти участники товарищества по общему согласию вправе создавать филиалы и открывать представительства.
По ранее действовавшему законодательству производилась государственная регистрация филиалов и представительств российских организаций в порядке, установленном для предприятий (ст. 14 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" <1>).
--------------------------------
<1> Закон утратил силу в связи с принятием части первой ГК РФ.
В настоящее время регистрация филиалов российских коммерческих организаций законодательством не предусмотрена.
Как мы выше отмечали, филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего его юридического лица. Ясно, что в момент регистрации самого юридического лица в уставе общества говорится лишь о праве создавать филиалы. Если впоследствии действующее общество примет решения о создании филиалов, сведения о них должны быть отражены в уставе общества путем внесения в него изменений (по сути, дополнений).