Разговор не завязывался. Илья поерзал, покосился на мешки, но потрошить их при пассажирах, видимо, постеснялся
«Мерзко. Все понимаю: семью содержать надо, здоровьем Бог обидел, судьба предопределена и из колеи не вывернешься, но… мерзко. И мужик‑то Илья вроде бы неплохой, не дурак и дело свое знает, но… на определенное место в иерархической структуре впаян намертво и вариантов что‑то принципиально изменить не имеет. Может, оттого и пьет? Сколько рукастых и неглупых мужиков вот так спились от безысходности и бесперспективности за тысячу с лишним лет существования Руси? Все войны, вместе взятые, наверно, таких потерь нам не нанесли.
А закинул бы меня Максим Леонидович вот в такую семью? Что бы делал? Вслед за отцом под начало урода Бурея пошел бы? Мародерствовал бы, тихо спивался, рожал бы таких же слабых и больных детей. Неужели не нашел бы выхода? Это даже интересно… поставим мысленный эксперимент. Допустим…»
– Михайла, слышь?
– А? Чего, Илья?
– Волокушу с сеном позади нас видишь? Ты ее запомни, а как приедешь в Ратное, под сено загляни или попроси кого‑нибудь. Там пес твой лежит, ты, наверно, похоронить захочешь…
– Илья!.. Илья, спасибо тебе!
– Не на чем. Это вон ратники такими вещами пренебрегают, а мы – люди простые, обозники.
– Но‑но! Мы убитых товарищей не бросаем! – возмутился Афоня.
– Своих – да. А чужих? Пес вас всех спас, сам говорил, а так и бросили бы на дороге! Не крути носом, бросили бы! А Илья что ж? Илья и покойника оберет, и собачку на волокушу пристроит. Ты увидел бы, так решил бы, что шкуру на шапку взять хочу, обозник же!
– Ничего бы я…
– Да ладно!
– Илья, я совет тебе дать хотел, да отвлеклись… – вспомнил Мишка.
– Ага! На покойников.
– Будет тебе, Илья. Отвлеклись, и все. Ты послушай: когда в Кунье городище вернетесь, ты по домам не шарься, а иди прямо в жилище волхва.
– Да там уже смотрели!
– И много чего ценного нашли?
– Нет, я бы слыхал…
– Вот и я о том же. Простучи каждое бревно в стенах, можно еще и стропила, ищи по звуку пустоту. Волхву все время подношения делают, должно что‑то быть. Потом потыкай чем‑нибудь острым пол, особенно у стен и в углах. Но и середину не забудь, по‑всякому бывает. Если найдешь тайник, сразу руками не хватайся, палочкой зацепи или…
– Это я знаю! – перебил Мишку Илья. – Если бы я все подряд руками хватал, меня бы и в живых уже не было!
– Тем лучше…
– Что лучше?
– Не бери в голову, присказка такая. Потом иди на капище и потыкай землю возле идолов…
– Не, не пойду – боязно.
– Ты же христианин?
– Христианин, но все равно… как‑то… того… – Илья поежился, хотя было совсем не холодно, мартовское солнышко пригревало вполне ощутимо.
– Понятно, – кивнул Мишка. – Есть надежное средство: выпростай крест из‑под одежды, чтобы снаружи висел, и читай молитвы не переставая. Как молитва кончится, трижды осеняешь себя крестным знамением и начинаешь новую молитву. Ни одна нечисть и близко не подойдет, а идолы тебя вообще не заметят. Средство проверенное, помнишь, летом я колдунье попался?
– Болтали что‑то…
– Вот, только тем и спасся, отец Михаил научил.
– Верно, Илья, – подтвердил Афоня. – Я тоже слышал: крестом и молитвой любую нечисть отогнать можно!
«Наивные вы, ребята, как избиратели на думских выборах, даже неудобно как‑то. А что делать? Должен же я тебя хоть как‑то за Чифа отблагодарить? Чиф, мальчик мой… Господи, если бы его оживить можно было! Никогда больше его на привязи не оставил бы, куда б ни собрался. Каждый день с ним разговаривал бы, он это любит…»
– Ты… Михайла, а креста‑то у меня и нет, – признался вдруг Илья. – Веревочка сопрела, оборвалась, а новую завести… все никак руки не доходили…
– Возьми мой. Он сильный, кипарисовый, с горы Афон, что в Святой Земле. Бери, бери, у меня дома другой есть, который во время крещения надели.
Афоня схватил Мишку за руку:
– Михайла! Ты что делаешь? Он же твоим крестным братом станет! Ты – внук сотника, а он…
– Пошел ты на хрен, Афоня, Илья тело моего товарища с поля боя вынес…
Илья смущенно поддержал Афоню:
– Михайла, ты и правда, того…
– Слово сказано. – Мишка надел цепочку на шею Илье. – И дело сделано. Я – Лисовин!
«Что‑то я часто это повторять начал, не доиграться бы».
– Спаси тебя Христос, Михайла Фролыч, чем и отдариваться‑то…
– Ничем, ты уже все сделал.
– Только я… это…
– Что?
– Я ни одной молитвы до конца не знаю. – Илья смущенно потупился. – Я вообще к наукам неспособный, даже грамоте… Отец, покойник, порол, порол, а потом и говорит: «А на кой обознику грамота?» – и отступился.
– Ну это просто! – ободряюще заявил Мишка. – Повторяй за мной: «Отче наш, суший на небесах! да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя…»
Проезжающие мимо всадники с удивлением таращились на троих, ни с того ни с сего затеявших молебен посреди дороги. С девятого или с десятого раза Илья смог почти без запинки повторить несложный текст, и Мишка решил сделать перерыв.
– Все, пускай теперь в голове уляжется, а потом еще повторим, и будет от зубов отскакивать. Когда молишься, думать не нужно, молитва не от ума, а от души идти должна! Я устал чего‑то, полежу.
– Полежи, полежи. Давай‑ка я тебя поудобнее устрою. Афоня! Да подвинься ты, расселся тут, задница шире саней! Лежи, парень, отдыхай.
«А правда, перевели бы Писание в стихотворной форме, насколько легче запоминалось бы. О чем‑то я таком важном думал… Хорошие мужики спиваются. Нет, не то. Ага! Клан. Дед создает многочисленную группу, повязанную родственными связями. Каждому человеку в ней есть свое место, и люди, имеющие хоть какие‑то таланты или способности, получают возможность их развивать. Этому способствует весь клан, потому что успех одного члена клана – успех всех. В то же время почти исключено предательство, дурные наклонности пресекаются, а любая внешняя опасность встречает дружный и организованный отпор. Если кто‑то из членов клана попадает в беду, он всегда может рассчитывать на помощь всех остальных.
Интересно было бы рассмотреть клан как структуру, стремящуюся к какой‑то цели, решающую для этого какие‑то задачи. Цель в общем‑то проста – выживание, самосохранение. Задачи: расширение ресурсной базы, подконтрольной территории, увеличение численности. Хотя тут, похоже, имеется некий предел. Рюриковичи поначалу тоже были кланом, но сейчас их уже единой семьей не назовешь: слишком разрослись, проблема выживания утратила остроту… Да, все тот же закон: цель достигнута – Русь подмята, внешних врагов, достаточно сильных и опасных, нет. Результат – пошли внутренние разборки. Когда из степи придет серьезная сила, оказать сопротивление ей уже не смогут. А новые, региональные кланы сформироваться еще не успеют, а то навтыкали бы степнякам по самое некуда».
– Опять уснул? – вполголоса спросил Афоня.
– Дите еще, ночью не выспался, рана открылась.
– Ну и как тебе родичем сотника стать?
– Помолчал бы ты, Афоня, парень мне крест по простоте детской дал, грех его глупостью пользоваться, да и Корней… нужны ему такие родичи, как же!
– По простоте детской? А кто говорил: «Бешеный Лис родился?»
– А я и сейчас скажу. Лисовины ни в чем удержу не знают: ни в добре, ни во зле, ни в любви, ни в ненависти. Только такие сотню в узде держать и могут. Вот смотри: сани в том лесу с кровавым месивом, мужик изуродованный и умирать брошенный…
– Наши его добили, чтоб не мучился.
– Ну и зря, может, заслужил он ту муку. Я о другом толкую. Там да здесь, на дороге, лесовик изодранный, кажется – зверь лютый. А глянь по‑иному: от засады он нас спас, от лазутчиков тоже, с тобой наукой вчера поделился, со мной – сегодня. Так какой он?
– Если друг – лучше не сразу и найдешь, а если враг – не дай бог.
– Вот! Потому‑то народ за ними и идет. Понятны они, с ними всегда ясно: что хорошо, что плохо. А что удержу не знают… Знаешь, откуда слово «боярин» происходит? Я грамоте не разумею, но думаю, что так: «Бо ярый» – потому что яростный.
«Вот тебе и неграмотный! Как там мне отец Михаил читал? „Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих“. То же самое! Нет, умен Илюха, хоть и неграмотный, даже обидно, что такой в обозе сопьется. А может, то, о чем он говорит, и есть пассионарность? Но Юлька! Почему даже махнуть на прощание не захотела? Только в самом конце, так это и мать могла велеть.
Приедем в Ратное, попробую новым методом полечиться. Интересно, как это будет? Рана прямо на глазах зарастет или просто вылечусь в рекордные сроки – скажем, за пару дней? Юлька не удержится, согласится попробовать. Если получится, всех ребят на ноги поставим и Немого. А вдруг таким способом можно процесс регенерации запускать? Деду новую ногу вырастить! Омолодить. Татьяне детородную функцию подправить. Мать… а что я для нее сделать могу? Отца не оживишь, а если Татьяна начнет нормальных детей рожать, Лавр к матери и охладеть может. Последней женской радости ее лишу».
* * *
– Михайла! Царствие Небесное проспишь!
– Деда? Что случилось, чего стоим?
– Все проспал! Обоз из Ратного встретили, сейчас тебя в другие сани перенесем, а Илюху отпустим – заслужил. Ну‑ка, ребята, взяли его!
Новым возницей, к величайшему Мишкиному удивлению, оказалась женщина. Имени ее Мишка не знал, но все почему‑то называли ее Донькой.
– Так, Донька, принеси‑ка нам с Михайлой поесть, а сама с Афоней у котла поешь, да помоги ему с одной рукой управиться. Пока не позову, не возвращайтесь, нам с Михайлой поговорить надо.
– Да что ж это я, как бездомная бродяжка, должна… – начала было скандальным голосом Донька, но дед тут же ее угомонил:
– Цыц! Я тебя спрашиваю, почему вместо твоего мужика ты приехала? Не спрашиваю. Вот и помалкивай!
– Молчу… командуют тут…
– А ну быстро нам еды неси, лахудра! Афоня, у тебя одна рука здоровая, поучи ее, если надо. Пошла, я сказал!
Баба поплелась в сторону костров, что‑то ворча под нос, но Афонин пинок под зад заставил ее заткнуться и начать передвигаться несколько быстрее.
– Про казнь слыхал? – спросил дед, дождавшись, пока Афоня с Донькой удалятся на достаточное расстояние.
– Слыхал, деда.
– Что люди говорят?
– Ну всех я не слышал.
– Дурака‑то не строй, о важном говорим.
– Акима ругают, что негодным десятником оказался, десяток его – за то, что выбрали себе такого, мать Андрюхи Плясуна жалеют.
– А про меня?
– Что по обычаю поступил. И еще что Лисовины ни в добре, ни во зле удержу не знают.
– Кхе! По обычаю, значит? Понятно. Ну а сам чего думаешь?
– А я‑то что?
– Отвечай, если спрашиваю!