Льготы, установленные НК
Перечень льгот по налогу на недвижимость приведен в ст. 186 НК. В отношении налога на недвижимость льгота предоставляется в виде освобождения от указанного налога объектов, перечисленных в п. 1 ст. 186 НК.
Примечание. О том, в каких случаях плательщики утрачивают право на
льготу в виде освобождения от налога на недвижимость зданий и сооружений,
см. в разделе 1.3.4.
Примечание. Подробные примеры применения льгот по налогу на
недвижимость см. в главе 2.3.
Рассмотрим, какие капитальные строения освобождаются от налогообложения налогом на недвижимость. Это:
1) капитальные строения (здания, сооружения), их части социально-культурного назначения, государственного жилищного фонда и жилищного фонда организаций негосударственной формы собственности (за исключением находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций жилых помещений в многоквартирных жилых домах, не используемых для проживания физическими лицами), капитальные строения (здания и сооружения), их части организаций культуры (ч. 1 подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК).
Определение и перечень объектов жилищного фонда даны в ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З (далее - Жилищный кодекс): это как жилой дом в целом, так и его отдельные части (квартиры, жилые комнаты и т.п.). Согласно п. 93 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 N 563 (далее - Положение N 563), под общежитием понимается жилой дом (его часть), специально построенный или переоборудованный для проживания граждан на период их работы (службы), учебы, прохождения клинической ординатуры, спортивной подготовки.
Следовательно, на здания общежитий как на объекты жилищного фонда также распространяется действие вышеуказанной льготы. Кроме того, поскольку общежитие не относится к многоквартирному жилому дому, ограничение на применение льготы в части жилых помещений, не используемых для проживания физическими лицами, не распространяется на общежитие. Таким образом, от налога на недвижимость освобождаются все помещения, входящие в состав общежития (например, колясочные, подсобные помещения и т.д.), независимо от факта проживания в них физических лиц. Министерство по налогам и сборам по данному вопросу высказало аналогичное мнение в материале.
Пример.У организации (завод) имеется на балансе объект жилищного фонда - общежитие, в котором проживают семьи работников этой организации. В отношении этого общежития организация вправе применить льготу по налогу на недвижимость, установленную подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК.
Примечание. Дополнительно об освобождении от налогообложения налогом
на недвижимость общежитий см. статью "Налогообложение организаций,
содержащих на своем балансе жилищный фонд" (Г.И.Горохова, Н.М.Артемчик).
Обратите внимание! Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь разъясняет, что для применения льготы по объектам жилого фонда, которые собственники-организации сдают в наем физическим лицам, необходимо наличие договора найма жилого помещения, зарегистрированного в местных исполнительных и распорядительных органах. Если договор найма не зарегистрирован, то у организации отсутствуют правовые основания для применения данной льготы (письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17.01.2011 N 2-2-12/6877 "О разъяснении" |
Государственный жилищный фонд включает жилые помещения местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов и других государственных организаций (в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда), в том числе жилые помещения социального пользования, служебные жилые помещения, жилые помещения специального служебного жилищного фонда, специальные жилые помещения, жилые помещения коммерческого использования, жилые помещения в общежитиях.
Частный жилищный фонд включает жилые помещения, находящиеся в собственности граждан или организаций негосударственной формы собственности.
Жилые помещения входят в состав государственного и частного жилищных фондов после приемки их в эксплуатацию и государственной регистрации в установленном законодательством порядке (ст. 10 Жилищного кодекса).
Вместе с тем в жилищный фонд не включаются помещения, предназначенные для сезонного проживания (садовые домики (дачи), квартиры, дома, номера для отдыха в профилакториях, домах отдыха, кемпингах и т.п.); помещения, предназначенные для временного проживания (номера гостиниц, помещения для приезжих); помещения, предназначенные для проживания, но не завершенные строительством; передвижные жилища (вагоны, трейлеры, палатки, др.); самовольно построенные или заселенные непригодные для проживания строения независимо от факта их использования для проживания (кроме введенных в эксплуатацию и зарегистрированных в соответствии с законодательством); жилые корпуса колоний и тюрем, казармы и т.п. (абз. 22 п. 2 Инструкции N 39). Следовательно, такие объекты под действие льготы, установленной подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК, не подпадают.
Пример.Организация имеет в собственности расположенное в г. Минске 3-этажное здание, 1-й этаж отведен под кафе, а остальные - под мини-гостиницу. Поскольку гостиницы не относятся к жилищному фонду, права воспользоваться льготой по налогу на недвижимость, установленной ч. 1 подп. 1.1 ст. 186 НК, в отношении части здания, отведенного под мини-гостиницу, организация не имеет.
Обратите внимание! Организации, признаваемые плательщиками налога на недвижимость в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на территории Республики Беларусь и взятых в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование у физических лиц, вправе использовать установленную ч. 1 подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК льготу по таким капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям (ч. 2 подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК) |
Пример.Коммерческая организация (г. Минск) арендует у физического лица квартиру в г. Бресте для проживания своих работников, направляемых в указанный город в служебные командировки. В общем случае по зданиям и сооружениям, арендованным организациями у физических лиц, плательщиками налога на недвижимость признаются организации. Однако в данном случае по предмету аренды организация вправе применить льготу, установленную подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК, при наличии у нее документов (командировочных удостоверений, приказов и т.д.), подтверждающих факт проживания в арендуемой квартире командированных работников.
Примечание. Дополнительно по вопросу применения льготы по объектам
жилищного фонда организаций см. консультации, письмо Министерства по
налогам и сборам Республики Беларусь от 17.01.2011 N 2-2-12/6877 "О
разъяснении".
При применении данной льготы в отношении зданий (сооружений) социально-культурного назначения следует обратить внимание на разъяснения, изложенные в письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 23.07.2010 N 2-2-12/866 "Об актуальных вопросах исчисления налога на недвижимость и отчислений в инновационные фонды" (далее - Письмо N 2-2-12/866) (вопрос 1). Позиция налоговых органов такова: критерием для применения льготы по налогу на недвижимость организацией по зданиям и сооружениям социально-культурного назначения является именно использование зданий и сооружений в качестве объектов социально-культурного назначения независимо от того, в чьей собственности находятся данные объекты.
Отметим, что к отраслям социально-культурной сферы относятся здравоохранение, образование, культура, физическая культура, спорт и туризм (подп. 9.4.4 п. 9 Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2015 годы, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 N 1475 (далее - Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2015 годы)). Описание видов деятельности, осуществляемых в указанных сферах, содержится в общегосударственном классификаторе Республики Беларусь "Виды экономической деятельности" ОКРБ 005-2006, утвержденном постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 28.12.2006 N 65 (далее - ОКРБ 005-2006).
Пример.На балансе коммерческого учреждения высшего образования числятся здания (административный и учебные корпуса), сооружение (стадион). В соответствии с п. 11, подп. 1.5 п. 1, п. 2 и 6 ст. 19 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс об образовании) эта организация относится к учебным заведениям частной формы собственности и входит в систему образования Республики Беларусь.
Все вышеперечисленные здания и сооружение у данной организации освобождаются от налога на недвижимость в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК.
Примечание. Дополнительно о порядке применения льготы по объектам
социально-культурного назначения и жилищного фонда см. консультации,
интервью "Online-конференция "Особенности применения льгот по налогу на
недвижимость и земельному налогу" (Т.В.Ковальчук, консультант управления
прямого налогообложения главного управления налогообложения организаций
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь).
Для применения льготы, установленной подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей организаций культуры, необходимо учесть, что правовые основы субъектов культурной деятельности в Республике Беларусь, а также термин "организации культуры" определены Законом Республики Беларусь от 04.06.1991 N 832-XII "О культуре в Республике Беларусь" (далее - Закон N 832-XII). На основании подп. 1.5, 1.6 ст. 1 Закона N 832-XII организациями культуры признаются юридические лица, которые осуществляют в качестве основной деятельности культурную деятельность. При этом капитальные строения (здания и сооружения, их части) относятся к объектам культурной инфраструктуры, если они предназначены (используются) для осуществления и обеспечения культурной деятельности.
Таким образом, нецелевое использование организациями культуры капитальных строений, освобожденных от налога на недвижимость (например, сдача в аренду субъектам, не осуществляющим культурную деятельность), может повлечь для данных организаций утрату права на предоставленную льготу.
Примечание. Подробнее о том, в каких случаях при сдаче в аренду
(пользование) льготируемых объектов за организацией сохраняется право на
льготу, см. в подразделе 1.3.4.2.
2) капитальные строения (здания, сооружения), их части, а также машино-места организаций общественного объединения "Белорусское общество инвалидов", общественного объединения "Белорусское общество глухих" и общественного объединения "Белорусское товарищество инвалидов по зрению", а также обособленных подразделений этих организаций при условии, если численность инвалидов в указанных организациях или их обособленных подразделениях составляет не менее 50 процентов от списочной численности в среднем за период (подп. 1.2 п. 1 ст. 186 НК).
Для применения этой льготы плательщикам следует учесть, что соблюдения условия по процентному соотношению численности работников-инвалидов в списочной численности работников организации в среднем за период недостаточно. Необходимо, чтобы организация, где работают инвалиды, относилась к общественному объединению "Белорусское общество инвалидов", "Белорусское общество глухих" или "Белорусское товарищество инвалидов по зрению".
Кроме того, при сдаче в аренду, иное возмездное пользование либо безвозмездное пользование таких зданий и сооружений (их частей), а также машино-мест, освобожденных от налога на недвижимость, названные организации (их обособленные подразделения) утрачивают право на вышеуказанную льготу (ч. 1 п. 2 ст. 186 НК). Исключение из данного правила составляют случаи, когда арендатором (пользователем) выступают отдельные категории плательщиков, перечисленные в ч. 2 п. 2 ст. 186 НК.
Примечание. Подробнее о том, в каких еще случаях организации
утрачивают право на льготу, см. в разделе 1.3.4;
3) капитальные строения (здания, сооружения), их части, а также машино-места, используемые в предпринимательской деятельности республиканского унитарного предприятия почтовой связи "Белпочта" (подп. 1.3 п. 1 ст. 186 НК);
4) капитальные строения (здания, сооружения), законсервированные в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (подп. 1.4 п. 1 ст. 186 НК).
Общий порядок консервации основных средств определен Положением о порядке консервации основных средств, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.05.2003 N 683 (далее - Положение N 683). Порядок консервации гражданами не завершенных строительством жилых домов, дач определен Положением о порядке консервации гражданами не завершенных строительством жилых домов, дач, осуществления благоустройства земельных участков, на которых проведена консервация таких домов, дач, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.04.2006 N 506. Вопросы, касающиеся консервации объектов незавершенного строительства, изложены в Инструкции о порядке приостановления строительства и консервации объектов незавершенного строительства, утвержденной приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.06.1995 N 158 (далее - Инструкция N 158).
Примечание. Срок консервации зданий и сооружений может быть продлен в
установленном порядке (см. п. 7, 8 Положения N 683). При этом вышеназванная
льгота по налогу на недвижимость сохраняется (см. консультацию);
Примечание. О порядке документального оформления консервации
незавершенных строительством зданий, сооружений и освобождении данных
объектов от налога на недвижимость см. консультации;
Порядок консервации имущества, относящегося к основным средствам, находящегося в коммунальной собственности города Минска и закрепленного за коммунальными унитарными предприятиями, учреждениями на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, регламентируется Инструкцией о порядке консервации основных средств юридических лиц, находящихся в коммунальной собственности города Минска, утвержденной решением Минского городского исполнительного комитета от 07.08.2003 N 1312 (в редакции решения Минского городского исполнительного комитета от 27.09.2012 N 3061) (далее - Инструкция N 1312);
Примечание. Дополнительно о консервации зданий, сооружений и
применении в отношении их льготы по налогу на недвижимость см. статью:
Т.О.Петренко "Особенности исчисления налога на недвижимость организациями
при консервации зданий и сооружений"; консультацию.
5) капитальные строения (здания, сооружения), предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь (подп. 1.5 п. 1 ст. 186 НК).
Перечень капитальных строений (зданий и сооружений), предназначенных для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки, освобождаемых от обложения налогом на недвижимость, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.2009 N 144 (далее - Перечень N 144).
Следует отметить, что в случае несовпадения (неполного совпадения) указанных в регистрационных документах наименований капитальных строений (зданий и сооружений) с наименованиями капитальных строений (зданий и сооружений), приведенными в Перечне N 144, организация имеет право воспользоваться вышеназванной льготой по налогу на недвижимость при условии использования таких капитальных строений (зданий и сооружений) по их целевому назначению, указанному в данном Перечне.
Примечание. По данному вопросу см. консультации.
6) капитальные строения (здания, сооружения), признаваемые в установленном порядке материальными историко-культурными ценностями, включенные в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь, при условии выполнения их собственниками (владельцами) законодательства об охране историко-культурного наследия (подп. 1.6 п. 1 ст. 186 НК).
Перечень материальных историко-культурных ценностей, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, которые освобождаются от налога на недвижимость, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.2012 N 1194 (далее - Перечень N 1194).
По вопросам применения данной льготы следует иметь в виду следующее.
Материальными историко-культурными ценностями являются материальные объекты, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и (или) документальные достоинства и которым присвоен статус историко-культурной ценности. Решение о присвоении материальному объекту статуса историко-культурной ценности принимает Совет Министров Республики Беларусь в установленном порядке. Материальные объекты, по которым Совет Министров Республики Беларусь принял решение о придании им статуса историко-культурной ценности, включаются в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь (ст. 1, 23 Закона Республики Беларусь от 09.01.2006 N 98-З "Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь"). На данный момент такой список установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2007 N 578 "Об статусе историко-культурных ценностей" (приложение 1 "Перечень материальных объектов, которым придается статус и категория историко-культурных ценностей Республики Беларусь" (далее - Перечень N 578)).
Тем не менее право на льготу у плательщика возникнет лишь в отношении зданий и сооружений, которые не только перечислены в Перечне N 578, но и включены в Перечень N 1194.
Для применения вышеуказанной льготы имеется ограничение. Льгота не распространяется на капитальные строения (здания, сооружения), используемые организациями для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе для размещения органов управления, бухгалтерских и иных служб этих организаций. Данное ограничение не касается капитальных строений (зданий, сооружений) бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры.
Примечание. Дополнительно по вопросу применения данной льготы см.
консультации.
7) автомобильные дороги общего пользования (включая земляное полотно с водоотводными сооружениями, дорожную одежду, искусственные сооружения, технические средства организации дорожного движения, инженерное оборудование и обустройство, защитные сооружения), а также расположенные на них объекты дорожного сервиса (подп. 1.7 п. 1 ст. 186 НК).
Для применения данной льготы необходимо, в частности, обратиться к статье 1 Закона Республики Беларусь от 02.12.1994 N 3434-XII "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности" (далее - Закон N 3434-XII), где дано понятие автомобильной дороги в целом и автомобильной дороги общего пользования в частности, а также определены некоторые объекты автомобильных дорог. Так, понятие "автомобильная дорога" (далее - автодорога) включает комплекс инженерных сооружений, предназначенный для движения транспортных средств с установленными скоростями, нагрузками и габаритами. Понятию общего пользования соответствуют автодороги, предназначенные для использования любыми лицами с учетом требований, установленных законодательством.
Под объектами дорожного сервиса следует понимать здания и сооружения, расположенные в пределах полосы отвода и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения (остановочные пункты автобусов, в том числе с павильонами, площадки для кратковременной остановки транспортных средств, площадки для отдыха со стоянками транспортных средств, устройства аварийно-вызывной связи и иные сооружения). Полоса отвода - это земельный участок, предоставленный владельцу автодороги, в пределах которого размещаются автодорога, объекты дорожного сервиса, а также здания и сооружения, предназначенные для ее содержания.
Владельцами автодорог могут быть в том числе юридические и физические лица. Если автодорога предназначена для использования в порядке, определяемом ее владельцем, то она признается автодорогой необщего пользования. Следовательно, у организаций и физических лиц (индивидуальных предпринимателей) прав на применение вышеуказанной льготы по таким автодорогам (как комплексу инженерных сооружений) не возникает. Не применяется данная льгота и в отношении объектов дорожного сервиса (зданий и сооружений), расположенных на такой дороге.
Пример.На закрытой территории крупной промышленной организации расположены принадлежащие ей на праве собственности автодороги с асфальтобетонным покрытием (от здания проходной до зданий склада сырья и склада готовой продукции). Указанные дороги предназначены для движения автомобильного транспорта, доставляющего сырье на склад и готовую продукцию покупателям. Следовательно, эти автодороги как комплекс инженерных сооружений подлежат обложению налогом на недвижимость у данной организации в общеустановленном порядке;
8) капитальные строения (здания, сооружения), их части сельскохозяйственного назначения, используемые (предназначенные для использования) организациями для производства продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства (подп. 1.9 п. 1 ст. 186 НК);
Отметим, что для применения этой льготы необязательно, чтобы указанные капитальные строения были прямо задействованы в процессе производства продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства (в том числе не постоянно, а сезонно). А потому освобождению от налога на недвижимость подлежат капитальные строения (в том числе не относящиеся прямо к объектам сельскохозяйственного назначения), опосредованно участвующие у плательщиков в процессе производства данной продукции (например, склад (бункер, хранилище), гараж для сельскохозяйственной техники и т.п.).
Пример.Организация производит животноводческую продукцию и использует в теплый период года (с ранней весны до поздней осени) водонапорную башню, которая учтена у нее на балансе в составе объектов основных средств (шифр 20329, группа 2 "Сооружения" согласно приложению к Постановлению N 161). Несмотря на то что данное сооружение используется сезонно, на него распространяется освобождение от налога на недвижимость, установленное подп. 1.9 п. 1 ст. 186 НК.
Обратите внимание! Организация может не являться производителем продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, но осуществлять обслуживание данного производства по договорам с организациями - производителями такой продукции. Это обслуживание может осуществляться, например, путем предоставления таким организациям специальной техники, оборудования для производства (уборки) продукции, а также зданий и сооружений для ее фасовки, хранения и других операций. Подобным образом здания и сооружения организации, не являющейся производителем продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, могут косвенно участвовать в производстве указанной продукции. Такие здания и сооружения у этой организации облагаются налогом на недвижимость в общеустановленном порядке. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь по данному вопросу высказывает аналогичное мнение в Письме N 2-2-12/866 (вопрос 2) |
Для отнесения производимой продукции к продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства необходимо руководствоваться ОКРБ 005-2006, где содержится перечень видов деятельности и их составляющих. Помимо видов деятельности в ОКРБ 005-2006 описаны объекты (включая здания и сооружения), используемые при осуществлении деятельности, в том числе в сфере производства продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства.
Пример.Организация в специальных сооружениях - искусственных водоемах, принадлежащих ей на праве собственности, выращивает товарную рыбу с целью последующей реализации. Деятельность организации относится к подклассу 05020 "Рыбоводство" ОКРБ 005-2006. Других видов деятельности организация не осуществляет. Помимо указанных водоемов на территории организации находятся другие объекты (сооружения, здания), которые используются ею при осуществлении данного вида деятельности, такие как забор, ограждающий искусственные водоемы, склад (для хранения кормов, специальных приспособлений для отлова рыбы и пр.), контрольно-пропускной пункт, административное здание. Все эти здания и сооружения освобождаются от обложения налогом на недвижимость.
Примечание. По вопросу применения данной льготы также см.
консультации;
9) капитальные строения (здания, сооружения) объектов войск стратегического назначения Российской Федерации, временно дислоцированных на территории Республики Беларусь (подп. 1.10 п. 1 ст. 186 НК);
10) впервые введенные в действие капитальные строения (здания, сооружения) организаций в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию (подп. 1.11 п. 1 ст. 186 НК);
Общий порядок приемки объектов в эксплуатацию определен Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 N 716 (далее - Положение N 716). Датой ввода объекта в эксплуатацию считается дата утверждения акта установленной формы, которым оформляется приемка объекта в эксплуатацию (п. 3, 6, 8 Положения N 716).
Следовательно, вышеуказанная льгота может быть применена только в отношении объектов, которые подлежат приемке в соответствии с Положением N 716, и только один раз с даты утверждения акта о приемке объекта в эксплуатацию.
Пример.В июле текущего календарного года организация по договору купли-продажи приобрела здание цеха, введенного в эксплуатацию в январе этого же года (о чем имеются сведения в приемо-сдаточных документах). Применить льготу, установленную подп. 1.11 п. 1 ст. 186 НК, в отношении этого здания организация-покупатель не вправе, несмотря на то что годичный срок с даты ввода в эксплуатацию этого здания еще не истек.
Аналогичное мнение по данному вопросу высказывает Министерство по налогам и сборам в Письме N 2-2-12/866 (вопрос 4).
Примечание. По вопросу применения данной льготы см. консультации.
11) капитальные строения (здания, сооружения), относящиеся к объектам благоустройства городов, поселков городского типа и других населенных пунктов, содержащиеся за счет средств бюджета (подп. 1.12 п. 1 ст. 186 НК);
Понятие объектов внешнего благоустройства как основных средств дано в Инструкции о порядке отнесения отдельных инвентарных объектов основных средств к объектам внешнего благоустройства, утвержденной постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.12.2001 N 22/22 (далее - Инструкция N 22/22). Основные признаки таких объектов - их расположение в местах общественного пользования и предназначение для создания комфортных (эстетических) условий в среде обитания человека. Объекты внешнего благоустройства непосредственно не участвуют в создании дохода (прибыли). Они не являются собственностью частных домовладений и субъектов хозяйственной деятельности (кроме организаций коммунальной и республиканской формы собственности, которым выделяются средства из бюджета на их строительство, капитальный ремонт и содержание по классификации расходов республиканского и местных бюджетов, учитываемых на балансе этих организаций) (п. 3 Инструкции N 22/22).
Перечень групп и видов объектов основных средств, относящихся к объектам внешнего благоустройства, приведен в приложении к Инструкции N 22/22. К таковым, в частности, отнесены стационарные общественные туалеты (шифр 10004); мосты железобетонные, бетонные и каменные всех видов и конструкций (шифр 20200); пешеходные мосты и тоннели (шифр 20270) и др. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что все перечисленные в приложении к Инструкции N 22/22 здания и сооружения организаций коммунальной и республиканской формы собственности, на содержание которых направляются бюджетные средства, признаваемые объектами налогообложения налогом на недвижимость в соответствии со ст. 185 НК, подпадают под льготу, установленную подп. 1.12 п. 1 ст. 186 НК.
Примечание. Дополнительно по вопросу применения данной льготы см.
консультацию;
12) капитальные строения (здания, сооружения) государственного и мобилизационного материальных резервов, в том числе предназначенные для хранения соответствующего имущества, здания и сооружения, используемые исключительно для гражданской обороны (подп. 1.13 п. 1 ст. 186 НК);
Государственный и мобилизационный материальные резервы - это особые государственные запасы материальных ценностей, предназначенных для использования в целях обеспечения потребностей государства и нужд населения в период мобилизации и в военное время, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны и др. (Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 N 314-З "О государственном и мобилизационном материальных резервах").
Таким образом, установленная подп. 1.13 п. 1 ст. 186 НК льгота имеет весьма узкую область применения.
Для использования данной льготы также следует обратиться к нормам Закона Республики Беларусь от 27.11.2006 N 183-З "О гражданской обороне" (далее - Закон N 183-З), которым определены объекты гражданской обороны (в том числе здания и сооружения). Это, в частности, защитные сооружения, пункты управления, специализированные складские помещения для хранения средств гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для выполнения мероприятий гражданской обороны (ст. 1 Закона N 183-З);
13) капитальные строения (здания, сооружения), а также машино-места Академии управления при Президенте Республики Беларусь (подп. 1.14 п. 1 ст. 186 НК);
14) объекты придорожного сервиса в течение двух лет с даты ввода их в эксплуатацию (подп. 1.16 п. 1 ст. 186 НК);
В отношении применения данной льготы следует обратить внимание на отсутствие в главе 17 "Налог на недвижимость" НК перечня объектов придорожного сервиса.
Однако такой перечень установлен ч. 2 подп. 1.12 п. 1 ст. 140 НК, согласно которой для целей НК под объектами придорожного сервиса понимаются капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на придорожной полосе (в контролируемой зоне) республиканских автомобильных дорог, а также расположенные на земельном участке, часть которого находится на придорожной полосе (в контролируемой зоне), а другая часть непосредственно прилегает к придорожной полосе (контролируемой зоне) республиканских автомобильных дорог, и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, хостелы, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, объекты торговли и общественного питания, мойки, охраняемые стоянки, стоянки для автофургонов и автоприцепов для жилья), за исключением объектов, расположенных на земельных участках, предоставленных для строительства и (или) обслуживания автозаправочных станций.
Как видим, норма ч. 2 подп. 1.12 п. 1 ст. 140 НК содержит прямое указание на то, что перечисленные в ней здания и сооружения относятся к объектам придорожного сервиса не только для целей налога на прибыль, но и для исчисления других налогов, установленных НК, в частности налога на недвижимость.
Обобщая изложенное, у организаций освобождению от налога на недвижимость подлежат здания и сооружения, признаваемые ч. 2 подп. 1.12 п. 1 ст. 140 НК объектами придорожного сервиса для целей налогообложения. Срок действия льготы - 2 года с даты ввода их в эксплуатацию.
Пример.Организация на придорожной полосе республиканской дороги М-2 построила объект придорожного сервиса - кафе. Кафе введено в эксплуатацию (акт о приемке объекта, законченного строительством, утвержден приемочной комиссией) в декабре прошлого календарного года. Свидетельство о государственной регистрации недвижимого имущества получено в январе текущего календарного года. Двухгодичный срок действия льготы по налогу на недвижимость в отношении придорожного кафе начался с января текущего года (п. 4 ст. 186 НК);
15) принадлежащее физическому лицу на праве собственности одно жилое помещение в многоквартирном или в блокированном жилом доме (подп. 1.17 п. 1 ст. 186 НК);
Обратите внимание! При наличии у физического лица двух и более жилых помещений освобождению от налога на недвижимость подлежит только одно жилое помещение по его выбору. Для этого собственнику жилых помещений нужно представить письменное заявление в налоговый орган по месту жительства с указанием местонахождения всех принадлежащих ему жилых помещений в многоквартирных или блокированных жилых домах. В случае непредставления такого заявления освобождаться от налога на недвижимость будет то жилое помещение, которое приобретено (получено) им в собственность ранее других жилых помещений (подп. 1.17 п. 1 ст. 186 НК) |
Пример.Гражданин Республики Беларусь имеет в г. Минске в собственности две квартиры в многоквартирных жилых домах. Одну он купил в 2009 году, другая досталась ему по наследству в 2011 году. При этом в налоговый орган по месту жительства заявление об освобождении от налога на недвижимость гражданин не представил.
Следовательно, освобождению от налога на недвижимость подлежит то жилое помещение (квартира), которое приобретено им в собственность в 2009 году.
Ограничение в размере одного жилого помещения в многоквартирном жилом доме не распространяется на жилые помещения, принадлежащие на праве собственности одному (нескольким) члену многодетной семьи. Все жилые помещения в многоквартирном жилом доме, которыми на праве собственности владеет один (несколько) член многодетной семьи (семьи, имеющей трех и более несовершеннолетних детей), освобождаются от налога на недвижимость.
16) принадлежащие отдельным категориям физических лиц (пенсионерам по возрасту, инвалидам и др.) капитальные строения (здания, сооружения), их части, за исключением жилых помещений, указанных в подп. 1.17 п. 1 ст. 186 НК, а также машино-места (подп. 1.18 п. 1 ст. 186 НК);
17) капитальные строения (здания, сооружения), их части, расположенные в сельской местности и принадлежащие физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства в сельской местности, на условиях, определенных подп. 1.19 - 1.21 п. 1 ст. 186 НК.
В частности, отметим, что льготу по налогу на недвижимость в отношении принадлежащих им капитальных строений вправе применить:
а) физические лица, являющиеся пенсионерами по возрасту, инвалидами I и II групп, и другие нетрудоспособные граждане. При этом освобождение от налога жилых домов, принадлежащих этим нетрудоспособным гражданам и расположенных не по месту их жительства, возможно только при отсутствии регистрации в этих жилых домах трудоспособных лиц (абз. 2 подп. 1.18 п. 1 ст. 186 НК);