Используемого в предпринимательской деятельности 2 страница

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 5074.

<2> СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2327.

<3> Вестник мэра и правительства Москвы. 2003. N 37 (с изм. от 24 августа 2004 г., 27 сентября, 4 октября 2005 г.).

Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия <1>. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям. Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. Это имущество становится "распределенным", обособленным от имущества других лиц, в том числе и собственника, и служит базой самостоятельной имущественной ответственности предприятия.

--------------------------------

<1> Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий освещено в параграфе 7.4 главы 7 учебника.

Закрепляя имущество за предприятиями, собственник передает им часть своих правомочий. Вместе с тем законодательство определяет права и самого собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

Имущество унитарного предприятия, действующего на праве хозяйственного ведения, формируется за счет:

- имущества, закрепленного за унитарным предприятием собственником этого имущества;

- доходов унитарного предприятия от его деятельности;

- иных не противоречащих законодательству источников.

Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию. Правомочие владения оформляется путем закрепления переданного имущества на самостоятельном балансе.

При создании предприятия собственник формирует уставный фонд. Формирование уставного фонда федеральных государственных унитарных предприятий возложено на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество). Уставным фондом определяется минимальный размер имущества предприятия, гарантирующего интересы его кредиторов. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, а размер уставного фонда муниципального предприятия - не менее чем 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

Правомочие пользования осуществляется предприятием в соответствии с целями деятельности и назначением имущества. Собственник осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества. Для этого назначаются и осуществляются документальные проверки (ревизии, инвентаризации). Собственник вправе принять решение о проведении аудиторских проверок, он утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

Однако следует отметить, что у собственника нет права изымать используемое не по назначению имущество в качестве санкции за неправомерное поведение предприятия. На это было обращено внимание в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" <1>. В п. 40 Постановления отмечается, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованию этих предприятий должны признаваться недействительными.

--------------------------------

<1> Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1996. N 9.

Кроме того, в целях контроля за использованием по назначению и сохранностью имущества государственного предприятия предусмотрено, что непременным условием контракта с руководителями государственных предприятий является обязанность руководителя обеспечивать сохранность, рациональное использование, своевременную реконструкцию, восстановление и ремонт закрепленного за предприятием имущества. Предусмотрены также материальная ответственность руководителя за причинение предприятию ущерба в результате его виновного поведения и обязательная отчетность руководителя предприятия.

Государственные и муниципальные предприятия пользуются всеми предоставленными законом собственнику правами на судебную защиту в отношении закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения имущества, включая право на предъявление виндикационного и негаторного исков, в том числе и в отношении собственника указанного имущества.

Реализация правомочия распоряжения закрепленным имуществом имеет следующие особенности. В соответствии со ст. 295 ГК РФ предприятие вправе самостоятельно, без согласия собственника, распоряжаться движимым имуществом, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Что же касается недвижимого имущества, то предприятие вправе его продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться им только с согласия собственника. Данное ограничение по распоряжению имуществом закреплено в ст. 295 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях. Распоряжение недвижимым имуществом федеральных государственных унитарных предприятий осуществляется по согласованию с Росимуществом и с учетом предложений федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие.

Следует также иметь в виду, что в соответствии с п. 4 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях предприятия, действующие на праве хозяйственного ведения, не могут без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Уставом предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Кроме того, согласие собственника требуется в следующих случаях.

1. Совершение сделки, в которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия (п. 1 ст. 22 Закона об унитарных предприятиях).

Руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки, в случаях если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации:

- являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

- владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

- занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

- в иных определенных уставом унитарного предприятия случаях.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия и которая совершена с нарушением требований, предусмотренных ст. 18 Закона об унитарных предприятиях, может быть признана недействительной по иску унитарного предприятия или собственника имущества унитарного предприятия.

2. Совершение крупной сделки.

В силу п. 1 ст. 23 крупной сделкой считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, касающихся приобретения, отчуждения или возможности отчуждения унитарным предприятием прямо или косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10 процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тыс. раз превышает установленный законом МРОТ. Стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого унитарным предприятием имущества - на основании цены предложения такого имущества.

Согласование совершения указанных сделок возложено на:

- федеральные органы исполнительной власти (с уведомлением Росимущества) в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих сохранению в федеральной собственности или включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, в случае если акции созданных посредством их преобразования акционерных обществ предполагается внести в уставный капитал других акционерных обществ или сохранить в федеральной собственности;

- Росимущество с учетом предложений, поступивших от федеральных органов исполнительной власти - в отношении иных предприятий.

Перечень документов, представляемых федеральным государственным унитарным предприятием для получения согласия на совершение сделок, утвержден распоряжением Минимущества РФ от 15 июля 2003 г. N 3142-р <1>.

--------------------------------

<1> РГ. 2003. 12 авг. N 159.

Сделки по продаже федерального имущества осуществляются путем продажи имущества на аукционе, организатором которого выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

В случае если сделка по продаже имущества осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, организатором аукциона выступает Российский фонд федерального имущества.

Аукцион проводится в соответствии с положениями законодательства о приватизации, регулирующими продажу на аукционе государственного имущества и находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ.

Начальная цена продажи имущества на аукционе определяется предприятием на основании отчета об оценке имущества, составленного в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Публикация информационного сообщения о проведении аукциона осуществляется организатором аукциона не менее чем за 30 дней до даты его проведения. Информационное сообщение о проведении аукциона должно содержать в обязательном порядке сведения о дате, времени, месте проведения и форме аукциона, его предмете и порядке проведения, в том числе о порядке оформления участия в аукционе, ознакомления с предметом аукциона, определения лица, выигравшего аукцион, а также форму заявки на участие в аукционе, сведения о начальной цене продажи имущества на аукционе и сроке заключения договора купли-продажи.

Публикация информационного сообщения об итогах аукциона осуществляется организатором аукциона в месячный срок с даты совершения сделки.

Средства, полученные от продажи имущества, за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, которые определяются исходя из фактических затрат и не могут превышать 3 процентов цены продажи имущества и его балансовой стоимости, подлежат перечислению в федеральный бюджет в течение 25 дней с даты оплаты имущества.

В соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий ничтожной сделки. Кроме того, собственник имущества унитарного предприятия вправе истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения.

Поскольку, как уже указывалось, закон устанавливает принцип специальной правоспособности унитарных предприятий (ст. 49 ГК РФ, ст. 3 Закона об унитарных предприятиях), действия предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом собственника должны быть обусловлены прежде всего задачами его уставной деятельности и целевым назначением предоставленного для выполнения этих задач имущества. Поэтому в тех случаях, когда действия предприятия по отчуждению или предоставлению в долгосрочное пользование другим лицам закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения движимого и недвижимого имущества, непосредственно участвующего в производственном процессе, приводят к невозможности использования имущества по целевому назначению, соответствующие сделки считаются недействительными по основаниям, предусмотренным ст. 168 ГК РФ. Сделки являются ничтожными даже в том случае, если они совершены с согласия собственника (уполномоченного им органа) <1>. Данное положение закреплено и п. 3 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" // Вестник ВАС РФ. 1998. N 10.

Согласно Закону собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона об унитарных предприятиях государственное или муниципальное предприятие, действующее на праве хозяйственного ведения, ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утверждены Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. N 228 <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" // СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 440.

В соответствии со ст. 299 ГК РФ плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия. Таким образом, данное имущество становится объектом права собственности публичного образования, а не самих юридических лиц.

Право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия или перераспределения имущества собственником (например, при реорганизации или ликвидации предприятия). Государственное (муниципальное) предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на имущество при смене собственника (п. 3 ст. 11 Закона об унитарных предприятиях).

9.1.3. Право оперативного управления имуществом

Право оперативного управления представляет собой производное от права собственности вещное право. Впервые конструкция права оперативного управления для владения, пользования и распоряжения имуществом предприятиями-несобственниками была разработана академиком А.В. Венедиктовым <1>. Сферой применения права оперативного управления в условиях социалистической плановой экономики были все государственные предприятия, учреждения и организации <2>.

--------------------------------

<1> Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М.; Л., 1947.

<2> См., напр.: Положение о социалистическом государственном производственном предприятии, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. N 731 // СП СССР. 1965. N 19 - 20. Ст. 155; Положение о производственном объединении (комбинате), утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 27 марта 1974 г. N 212 // СП СССР. 1974. N 8. Ст. 38.

В настоящее время сфера применения и содержание права оперативного управления значительно изменились. В соответствии со ст. 296 ГК РФ субъектами права оперативного управления могут быть только казенные предприятия и учреждения.

Рассмотрим правовой режим имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за казенным предприятием.

Основы правового режима имущества, передаваемого казенным предприятиям на праве оперативного управления, установлены ГК РФ и Законом об унитарных предприятиях.

Имущество казенного предприятия формируется за счет:

- имущества, закрепленного за казенным предприятием на праве оперативного управления собственником этого имущества;

- доходов унитарного предприятия от его деятельности;

- иных не противоречащих законодательству источников.

Право на имущество, закрепляемое за казенным предприятием на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

Собственником имущества казенного предприятия является Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Полномочия собственника имущества казенного предприятия в основном совпадают с полномочиями собственников предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Как дополнительное можно выделить предусмотренное законом право собственника изымать излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению. Следует иметь в виду, что изъятие имущества возможно лишь в трех предусмотренных законом случаях, а не по усмотрению собственника, как допускал в свое время Закон РСФСР "О собственности в РСФСР". В случае неправомерного изъятия имущества собственником казенное предприятие может обратиться за защитой в суд. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" указывается: при рассмотрении дел по заявлениям казенных предприятий о признании недействительными актов управомоченных собственником органов об изъятии или распоряжении имуществом, принадлежащим казенным предприятиям на праве оперативного управления, следует исходить из того, что бремя доказывания наличия обстоятельств, являющихся в силу ГК РФ основаниями для изъятия либо иного распоряжения имуществом, возложено на соответствующий управомоченный собственником орган.

Права владения, пользования и распоряжения имуществом казенные предприятия осуществляют:

1) в пределах, установленных законом;

2) в соответствии с целями своей деятельности;

3) в соответствии с заданиями собственника;

4) в соответствии с назначением имущества.

Так, в силу ст. 297 ГК РФ и ст. 19 Закона об унитарных предприятиях казенное предприятие вправе распоряжаться имуществом, как движимым, так и недвижимым, лишь с согласия собственника. Самостоятельно предприятие вправе реализовать только производимую им готовую продукцию, если иное не установлено федеральным законом или иными правовыми актами.

Следует также учитывать, что казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

В уставе казенного предприятия определяются также источники формирования и режим использования имущества, переданного предприятию; основы учета, отчетности, контроля за целевым использованием имущества.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона об унитарных предприятиях порядок распределения доходов казенного предприятия устанавливается Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Важной особенностью правового положения казенных предприятий является предусмотренная ГК РФ и ст. 7 Закона об унитарных предприятиях обязанность собственника нести субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия в случае недостаточности его имущества.

9.2. Понятие и виды имущества,

используемого в предпринимательской деятельности

Понятие "имущество" имеет в праве несколько значений:

а) имущество - это вещи, в том числе деньги и ценные бумаги. Именно в этом смысле прежде всего говорится в ст. 128 ГК РФ об имуществе как объекте гражданских прав. Статья 130 ГК РФ, перечисляя объекты, относящиеся к недвижимым вещам, одновременно оперирует термином "недвижимое имущество". Земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, некоторые иные объекты относятся к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости);

б) имущество - это вещи и имущественные права. В соответствии со ст. 128 ГК РФ к имуществу помимо вещей относятся также имущественные права;

в) имущество - это совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей. Так, в состав имущественного комплекса (предприятия) входят вещи, права требования, исключительные права, долги (т.е. обязанности) - ст. 132 ГК РФ. Предприятие в целом как имущественный комплекс может быть объектом купли-продажи (ст. 559 ГК РФ), договора ренты (ст. 586 ГК РФ), аренды (ст. 656 ГК РФ).

Классификация вещей. Вещи классифицируются ГК РФ по различным критериям. Например, основным критерием деления вещей на движимое и недвижимое имущество основано на следующем критерии - возможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению (например, здания, прочно связанные с земельным участком, относятся к объектам недвижимости). Вещные права на объекты недвижимости, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации (ст. 131 ГК РФ). К недвижимым вещам ст. 130 ГК РФ также относит ряд объектов, не имеющих прочной "привязки" к земельным участкам, свободно перемещаемых, таких как воздушные и морские суда, суда внутреннего водного плавания и даже космические объекты (летательные аппараты, предназначенные для запуска с Земли в космическое пространство). На наш взгляд, объединять "скоростные" объекты в одной группе с объектами недвижимости по их природе (земельные участки, водоемы и проч.) нет необходимости. Воздушные, морские и речные суда, летательные космические аппараты по своей природе являются движимым имуществом, хотя и нуждающимся в специальной регистрации, и правильнее было бы их относить к движимому имуществу.

Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью (ст. 132 ГК РФ). В состав предприятия могут входить здания, сооружения, земельные участки, права на которые как самостоятельные объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В состав предприятия как имущественного комплекса входит совокупность неоднородных элементов - вещей, имущественных прав, исключительных прав, имущественных обязанностей. Законодатель признал предприятие объектом недвижимости исходя из практических потребностей введения его в оборот как единый объект вещного права.

Предприятие рассматривается как действующее, здесь работают люди на основе трудовых договоров с работодателем - собственником предприятия. Если предприятие является унитарным (государственным, муниципальным), работодателем является само предприятие как юридическое лицо. В имущественный комплекс входят не только имущественные (гражданские) права и обязанности, но и трудовые. Наличие работников является отличительной особенностью действующего предприятия.

Согласно ст. 75 ТК РФ при смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителем и главным бухгалтером. Однако смена собственника не является основанием для расторжения трудовых отношений с другими работниками.

Само юридическое лицо и его право на предприятие - имущественный комплекс подлежат государственной регистрации, но в разных государственных органах.

Государственную регистрацию юридических лиц осуществляют налоговые органы.

Имущественный комплекс коммерческой организации подвижен, он может существенно изменяться в течение непродолжительного периода времени. Именно поэтому после регистрации юридического лица специальная регистрация его имущественного комплекса не производится и не требуется.

Но если собственник решит, например, продать свое предприятие, государственной регистрации подлежит договор купли-продажи предприятия и право собственности покупателя на него (ст. ст. 560, 564 ГК РФ).

Государственная регистрация права собственности на предприятие и сделок с ним осуществляется Федеральной регистрационной службой, находящейся в ведении Министерства юстиции РФ, на основании Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <1>, Постановления Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <2> и Приказа Министерства юстиции РФ от 4 марта 2005 г. N 16 "Об утверждении Правил внесения записей о правах на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и взаимодействия между Федеральной регистрационной службой и ее территориальными органами" <3>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594 (с посл. изм. и доп.).

<2> СЗ РФ. 1998. N 8. Ст. 963.; 1999. N 52. Ст. 6416; 2002. N 41. Ст. 3983; 2003. N 37. Ст. 3584; РГ. 2004. N 257.

<3> РГ. 2005. 22 марта. N 56.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

В зависимости от оборотоспособности различаются вещи, изъятые из оборота, вещи, ограниченные в оборотоспособности, и вещи, которые могут свободно отчуждаться, переходить от одних лиц к другим (ст. 129 ГК РФ).

ГК РФ указывает ряд других критериев разграничения вещей (например, возможность раздела вещей в натуре - ст. 133 ГК РФ "Неделимые вещи", сочетание вещей, составляющих единое целое, - ст. 134 ГК РФ "Сложные вещи").

В бухгалтерском учете вещи принимаются к учету в качестве внеоборотных и оборотных активов - в зависимости от длительности использования в производственном процессе, особенностей перенесения их стоимости на стоимость выпускаемой продукции (по частям путем включения амортизационных отчислений в состав себестоимости выпускаемой продукции в течение срока использования объекта или включения их стоимости сразу по завершении производственного цикла в состав расходов организации).

В составе внеоборотных активов выделяются вещи, относящиеся к основным средствам, которые используются хозяйствующим субъектом в своей предпринимательской деятельности для производства товаров, оказания услуг (учитываются на счете 01 "Основные средства"). Аналогичное имущество, но приобретаемое лицом для предоставления его во временное пользование за плату другим хозяйствующим субъектам, учитывается на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности" <1>.

--------------------------------

<1> Номера счетов приводятся согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" // Экономика и жизнь. 2000. N 46 (с изм. от 7 мая 2003 г.).

Наши рекомендации