Взгляд в недавнее прошлое

Мода на интеллект как фактор модернизации экономики

Прежде чем обсуждать вопрос «Как?» необходимо уточниться, отве-тив на вопрос «Зачем?». Кому-то может показаться неожиданным поворотом мысли, но мода на интеллект исключительно важна для модернизации экономики страны и повышения ее конкурентоспособности. Ведь для этого необходимы не только ресурсы и инфраструктура, но в первую очередь целеустремленные, активные и инновационно мыслящие люди – исследователи, изобретатели, предприниматели. Речь идет не просто о менеджерах, на-целенных на выполнение четко сформулированных конкретных задач. Речь идет о тех, кого нобелевский лауреат П. Л. Капица называл лидерами-организаторами, «решателями больших проблем», то есть о людях с новым видением, способных создавать масштабные новаторские идеи и проекты, воодушевлять и вести за собой людей, формировать эффективные команды. Необходимо воспитать новое поколение Королевых, Курчатовых, а также современных российских Эдисонов и Гейтсов, формировать кадровый резерв для модернизационного рывка страны.


В силу своего масштаба и фундаментальности эта задача не столько образовательная, сколько воспитательная. Ключевое слово здесь – «мотивация» – на творческую самореализацию и успех.


В упоминаемой статье (1) академик Гинзбург отмечал как очень серьезную проблему – утрату отечественной системой воспитания и образования именно мотивационного потенциала. Педагоги могут убедиться в этом, задав школьникам или студентам простой вопрос: «Слышите ли Вы постоянно от родителей и преподавателей, что умные люди в нынешней России не востребованы и что честному человеку успеха сегодня не добиться?». Получается, что семья и система образования зачастую формируют негативные жизненные установки. Причем в первую очередь среди той части молодежи, которая призвана сыграть ключевую роль в будущем технологическом прорыве России.


О какой инновационной экономике и активности в сфере инновационного предпринимательства можно говорить, если мы продолжаем воспитывать молодежь, не верящую ни в свои собственные возможности, ни в перспективы страны? В «лучшем» случае мы готовим образованные кадры для других стран, а, скорее всего – получим на выходе вторую волну поко-ления «духless» (2) , ориентированную лишь на то, чтобы устроиться как-нибудь на приличную зарплату, поменьше работать и красиво затусоваться. Двух подряд поколений «духless» страна просто не выдержит. Ни финансы, ни инновационная инфраструктура здесь уже не помогут.
Ситуация усугубляется тем, что и вне семьи и школы (вуза) информа-ционная среда сегодня остается негативной. Объективности ради надо отметить тенденцию к появлению качественных документальных фильмов и телепередач, в т.ч. отлично подходящих для семейного просмотра, однако их выход в эфир пока еще не является системным, да и идут они почти все-гда во время, недоступное школьной аудитории.

Взгляд в недавнее прошлое

Вспомним, какова была воспитательно-образовательной среда в стране в середине ХХ века. Школьникам и студентам был доступен калейдоскоп образов ярких, творческих личностей, впечатляющих открытий, изобретений прошлого и настоящего и зажигательных перспектив (города на Луне, Марсе, термоядерная энергетика, покорение Солнечной системы, по-беда над пространством и временем и т.д. и т.п.). Это были эмоционально заряженные, зажигательные «картинки-мотиваторы», связанные с различными сферами человеческой деятельности. Они ярко и зажигательно транслировались через детскую литературу, телепередачи и даже кино (вспомните культовый фильм 60-х «Девять дней одного года»).


И огромное количество энергичных, талантливых и целеустремленных школьников в «едином порыве» поступали учиться на физиков и главных конструкторов в лучшие вузы страны. И в результате – получили очень хорошее образование в соревновательной среде высокомотивированных сверстников.
Говоря нынешним языком, в рамках глобальной советской идеологии относительно независимо существовала идеология цивилизованного творческого успеха. Влияние «большой» коммунистической идеологии сказывалось в том, из понятия успеха и продуктивного труда исключалась предпринимательская активность и старательно затушевывалась материальная составляющая успеха как нечто «низкое». Несмотря на подобную однобокость, идеология успеха в целом неплохо выполняла свою общественную функцию. А наиболее заметной, «надводной» частью «айсберга идеологии успеха» была престижность профессий исследователя, инженера или конструктора перспективного КБ или НИИ, преподавателя серьезного вуза и т.д. И высокий общественный интерес к соответствующей деятельности. Это была именно «мода на интеллект».


Вряд ли даже в 60-е годы прошлого века рабочие или колхозники повально всерьез и с пониманием увлекались космическими или ядерными исследованиями. Однако всеобщим убеждением было, что работа в этих областях и увлекательна, и престижна, и перспективна, в т.ч. и в плане бу-дущего достатка. В общем, по-нынешнему, это звучало бы примерно так: «Мы не очень понимаем, что там делают ученые-ядерщики и инженеры-ракетчики. Но это – круто, за этим – будущее. И хотелось бы, чтобы наши дети стали известными учеными или инженерами конструкторами…». И именно такая «мода-престиж» была очень важным фактором, обеспечи-вающим приток амбициозной, талантливой и энергичной молодежи в соответствующие отрасли.
При этом стоит напомнить, что уже с начала 70-х годов работники торговли, сферы обслуживания и даже многие квалифицированные рабочие (например, водители автобусов и троллейбусов в Москве) материально были обеспечены гораздо лучше молодого кандидата наук или инженера. Но наиболее амбициозные, энергичные и творческие ребята были нацелены на работу в сферу исследований и технологий. Значит, реально работала «мода на интеллект» и ощущение возможных карьерных перспектив.

Культ денег

Сегодня же ситуация в известном смысле обратная. Российская традиция переходить от одной крайности к другой, очередной раз сыграла с обществом и страной злую шутку.


Отказ от устаревших идеологических догм в конце 80-х сопровождался еще одной не такой заметной, но исключительно важной «сменой вех». Если ранее преувеличивалась роль моральных факторов мотивации, то сегодня все сводится к «чистой денежной массе». Речь идет не о культе предпринимательского или карьерного успеха, а именно о культе денег. Еще точнее, хотя и не совсем литературно, это выражается формулировкой «культ бабла».
«Культ бабла» как укоренившаяся общественная идеология (даже, если эта идеология вступает в противоречие с позицией власти и государства) влечет за собой тяжелейшие последствия и для общества, и для экономики.


Та же часть общества, которая не приняла эту идеологию, в большей своей части стала исповедовать идеологию «безнадеги, беспробудности и нытья» («честному человеку сегодня не пробиться», «умные люди не вос-требованы» и т.п.).


Взгляды людей, придерживающихся сегодня идеологии цивилизованного (нравственно приемлемого) успеха – сегодня представлены в обществе явно недостаточно.
Очевидно, что в стране, где господствующими общественными идеологиями являются «культ бабла» (для одних) и «апология честного неудачника» (для других) никакая экономика знаний невозможна в принципе. И дело даже не в огромных запасах нефти и газа, хотя они и усугубляют ситуацию. Если этих запасов не станет – одни полностью уйдут в криминал (там всегда быстрые, хотя и нелегкие деньги), а другие – по-прежнему будут продолжать ныть и деградировать. Именно поэтому без перехода к господствующей общественной идеологии цивилизованного успеха, прежде всего – творческого, связанного с новаторскими идеями, инновационным мышлением, никакая модернизация экономики и общества в России не состоится.


Интересно, что именно в современном цивилизованном бизнесе найдено оптимальное соотношение между материальной и моральной составляющими мотивации. Сегодня в любой успешной средней и крупной компании прежде всего западных стран огромное место уделяется развитию «человеческого потенциала» и «интеллектуального капитала». Вся корпоративная жизнь пронизана идеологией, состоящей из элементов: миссия компании, принципы, внутренний PR, моральное стимулирование и широкий спектр инструментов повышения мотивации. Основой такой идеологии является мода на интеллект.
Итак, мы ответили на вопрос «зачем?». Теперь уже можно к обсуждению вопроса «как?». Как формировать моду на интеллект и идеологию творческого успеха?

Наши рекомендации