В то же время управляющие фирм осознают неполноту бухгалтерских издержек и в своих решениях базируются на учете еще и так называемых альтернативных издержек
Экономические издержки - это бухгалтерские издержки (явные) + скрытые
Структурный состав экономических издержек:
постоянные издержки FC (fixed cost)
переменные издержки VC (variable cost)
Постоянные издержки не меняются с изменением объёма производства. Они связаны с самим существованием фирмы и должны быть поэтому оплачены, даже если фирма ничего не производит. К постоянным издержкам относятся плата за аренду помещения, затраты на охрану, оборудование, страховые взносы, оплата управленческого и административного персонала и т.п. О неизменности этих расходов мы можем говорить лишь применительно к краткосрочному периоду.
Переменные издержки меняются с изменением объёма производства. Они включают расходы на заработную плату, сырьё, энергию.
TC=FC+VC При нулевом выпуске VC = 0 , следовательно, TC = FC
17. Модели рынков
- Полиполия (рынок совершенной конкуренции).
В рынке такого типа есть наличие многочисленной группы независимых производителей одинакового типа товаров и большого числа потребителей. В результате потребители приобретают товар у того из производителей, кто им больше нравится (личное предпочтение). Последние получают возможность реализовывать свою продукцию любому из покупателей, руководствуясь своей выгодой. В этой схеме потребитель не играет особой роли в формировании доли общего спроса.
- Олигополия (рынок несовершенной конкуренции).
Здесь ситуация выглядит следующим образом. На рынке находится значительное количество потребителей и существенно ограниченное число производителей. Они, производители, в состоянии возмещать большую часть доли общего спроса. Их мощности настолько велики, что они в состоянии делать это каждый сам. Рынок производства аэробусов может давать наглядное представление такого вида рынка.
- Рынок монополистической конкуренции.
В экономическом пространстве сосуществует множество производителей, которые поставляют разнородную продукцию. Но в отдельной сфере производства, каждый из них противостоит значительной массе потребителей. Он выступает в качестве монополиста и имеет товар, у которого нет конкуренции в этой отрасли. Примером служит продукция известных брендов, которую покупают только из-за фирменного знака.
- Монопсония (несовершенная конкуренция особого типа).
В этом случае присутствует масса самостоятельных производителей и единичный потребитель. Он может скупать весь предлагаемый товар, производимый всеми, присутствующими на рынке, производителями. Примером может послужить рынок службы занятости, когда одно предприятие скупает рабочую силу множества людей.
Признаки модели рынка | Модели рынка | |||
Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция | |||
Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | ||
Количество фирм | Множество | Много | Несколько | Одна фирма |
Тип продукции | Однородная, стандартизированная | Мнимая или действительная дифференциация | Однородная или дифференцированная | Уникальная продукция |
Степень контроля над ценой | Отсутствует контроль | Слабый, незначительный контроль | Частичный контроль | Высокая степень контроля |
Условия вступления в отрасль | Ограничений нет, равный доступ к информации | Относительно легкие, удовлетворительный доступ к информации | Ограничен доступ на рынок и к информации | Доступ на рынок блокирован |
Неценовая конкуренция | Отсутствует | Используются реклама, торговые марки и товарные знаки | Используется в значительной степени | Создание благоприятного имиджа фирмы |
Примеры | Фермерские хозяйства | Розничная торговля, производство одежды, обуви, косметики, мебели и т.д. | Автомобилестроение, авиационная, химическая, нефтяная, электронная промышленность и т.д. | Электрические и газовые, местные телефонные компании и т.д. |
Рынки факторов производства. Общая характеристика
Рынки факторов производства – это рынки, на которых фирмы приобретают ресурсы (труд, капитал, земля), необходимые для производства товаров.
Отличия от обычного рынка:
-производители товаров выступают в роли покупателя
-расходы производителей выступают как доходы для продавцов ресурсов.
-продавцы ресурсов, а именно домашние хозяйства, от их продажи получают свои доходы.
Важную роль ценообразования на рынках факторов производства объясняется следующими обстоятельствами:
1. Предприятие формирует спрос на ресурс, а домашнее хозяйство предложение ресурса
2. Цены на ресурсы влияют на издержки производства и на объемы производства
3. Цены на ресурсы формируют доходы домашних хозяйств, распределение доходов происходит через механизм формирования цен на ресурсы
4. Существует ограниченность предложения многих видов ресурсов, поскольку они невоспроизводимы
5. Сильное воздействие институциональных факторов на масштабы спроса на ресурс
6. Спрос на ресурс является производным спросом по отношению к спросу на готовую продукцию
Рынок труда
Рынок труда (market of labour) – совокупность экономических отношений по поводу купли- продажи услуг труда.
Особенностями рынка труда является:
1) Длительность взаимоотношений продавца и покупателя. Если на рынке большинства потребительских товаров (исключение составляют изделия, продающиеся в кредит, и товары, имеющие гарантийное обслуживание) контакт продавца и покупателя мимолетен и заканчивается передачей прав собственности на объект торговли, то на рынке труда взаимоотношения продавца и покупателя длятся такое количество времени, на которое заключается договор найма работника. Длительность контактов продавца и покупателя является необходимым условием постоянного возобновления операций купли-продажи услуг труда.
2) Сильное влияние оказывают и неценовые факторы: сложность и престижность работы, условия труда, его безопасность для здоровья, гарантии занятости и профессионального роста, моральный климат в коллективе и др.
3) Значительное воздействие различных институциональных структур: профессиональных союзов, трудового законодательства, государственной политики занятости, союзов предпринимателей и др. Это связано, прежде всего, с тем, что продавцы услуг труда – наемные работники – составляют подавляющую часть населения, а работа по найму является источником их благосостояния, определенный уровень которого является условием социальной стабильности в обществе
Человеческий капитал — запас интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека, а в экономической науке – способность людей к участию в процессе производства.
Рабочая сила-это все занятые в процессе производства + военнослужащие + безработные
Факторы, влияющие на динамику занятости:
1. Демографические факторы
–уровень рождаемости
–состав по возрасту и полу
–темпы роста численности трудоспособного населения
2. Уровень экономической активности разных групп трудоспособного населения (он определяется как отношение: численность занятых + безработные / общая численность трудоспособного населения)
Неоклассический подход:
Ее придерживались в основном неоклассики (П. Самуэльсон, М. Фелдстайн, Р. Холл), а в 80-х гг. ее поддерживали также сторонники концепции экономики предложения (Д. Гилдер, А. Лаффер и др.). Приверженцы этой концепции полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия, т.е. основным рыночным регулятором служит цена — в данном случае рабочей силы (заработная плата). Именно с помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Из неоклассической концепции следует, что цена рабочей силы гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, а безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие. По мнению неоклассиков полная занятость- это норма для рыночной экономики, поскольку в ней существует эластичность соотношения цен и заработной платы.
По классической теории совокупное предложение на рынке труда постоянно. Совокупный спрос обычно стабилен, но если он упадет, то цена быстро снижается, и в результате временное превышение предложения устраняется, и устанавливается полная занятость.
Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок трудануждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ.
Большую роль в обеспечении занятости играет государство.