Особые права покупателя
Право на информацию (ст. 495 ГК и ст. 10 ЗоЗПП) – продавец обязан своевременно предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, обеспечивающую возможность их правильного выбора и соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации
Последствия нарушения:
1. Право на возврат товара, если в результате нарушения права на информацию приобретён товар, не обладающий соответствующими потребительскими свойствами
2. Ответственность продавца за недостатки, возникшие после передачи вещи, возникновение которых вызвано отсутствием у покупателя полной и достоверной информации о товаре
Право на обмен доброкачественного непродовольственного товара (ст. 502 ГК и ст. 25 ЗоЗПП) – покупатель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества, если он не подошёл ему по размеру, фасону, форме etc.
Условия реализации права:
1. Срок:
Ø Общее правило – 14 дней с момента передачи товара
Ø Соглашением сторон может быть установлен более длительный срок
Ø Срок является пресекательным
2. Товар не был в употреблении, сохранил внешний вид, потребительские свйоства
Ø Это чтобы продавец мог найти нового покупателя
Ø Допустимо любое воздействие, не требующее от продавца дополнительных издержек, связанных с будущей продажей товара (не надо хранить все пломбы и булавки)
3. Товар приобретён у данного продавца
Ø Покупатель должен это доказать
Ø Отсутствие чека ничего не парализует
4. Товар не входит в перечень товаров, не подлежащих обмену
Право на отказ от договора при продаже по образцам или иным дистанционным способом:
Ø Право нейтрализации волеизъявление сопряжено исключительно со способом заключения договора
Ø Срок:
a. Ст. 497 ГК – до момента передачи
b. Ст. 26.1 ЗоЗПП – в любое время до передачи, а также в течение 7 дней после передачи
Дополнительные обязанности и ответственность продавца
Ø Ничтожность условий договора, ущемляющих права покупателей, в т.ч. ограничивающие ответственность продавца
Ø Несение продавцом ответственности до пределов непреодолимой силы
Ø Возмещение убытков и уплата неустойки не освобождают продавца от исполнения обязанности в натуре
Повышенная ответственность по ЗоЗПП:
Ø Компенсация морального вреда как вариант ответственности (по общему правилу она применяется при нарушении личеных неимущественных прав; зато тут нужна вина продавца)
Ø Законная неустойка за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя
o 1% за день просрочки
o Штрафной характер
Специфика ответственности продавца за недостатки товара
Освобождение от ответственности – чтобы недостатки товара были оговорёнными, они должны быть оговрены в письменной форме на ярлыках, товарных чеках или иных сопроводительных документах
Система способов защиты при нарушении условия о качестве:
Ø Если обычная система – три при обычных и 5 при существенных
Ø То в рознице по общему правилу безотносительно характера недостатков способов защиты 5
1. Замена товара товаром надлежащего качества
2. Соразмерное уменьшение покупной цены
3. Незамедлительное безвозмездное устранение недостатков товара
4. Возмещение расходов на устранение недостатков
5. Отказ от договора
Ø Для технически сложных товаров:
1. ГК – 3 либо 3+2 в зависимости от характера недостатков
2. ЗоЗПП – своя система
Система ЗоЗПП для технически сложных товаров:
1. В течение первых 15 дней со дня приобретения товара – все 5 способов защиты
2. По истечении срока
a. Общее правило – те же 3 способа
b. 3 случая возникновения права на замену или отказ от договора
i. Обнарушение существенного недостатка
ii. Нарушение установленных законом сроков устранения
iii. Невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков
В жтой системе сроки удовлетворения требований разные:
1. Безвозмездное устранение недостатков – в срок, установленный договором, но не более 45 дней (ч. 1 ст. 20)
2. Замены товара (ст. 21)
a. 7 дней
b. 20 дней при необходимости дополнительной проверки
3. Остальные – 10 дней (ст. 22)
За нарушение этих сроков установлена штрафная неустойка (ч. 1 ст. 23)
Договор поставки
Договор поставки – договор, по которому поставщик – продавец, осуществляющий предпринимательсткую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашний и иным подобным использованием
Субъектный состав
Продавец – всегда лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (т.е. индивидуальные предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации)
Покупатель:
Ø Прямых требований нет, есть косвенные через определение цели приобретения товара – 1) предпринимательские и 2) иные
Ø Иные цели в принципе могут быть у индивидуального предпринимателя, коммерческой и некоммерческой организации
Именно фигура продавца – критерий отграничения поставки от розницы. В рознице продавец – лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, а в поставке – не в розницу. Критерий не железный, но другого нет – см. также пленум ВАС № 18 (п. 5)
Получатель – эта фигура может усложнить структуру хозяйственных связей
a. Указывается в самом договоре
b. Появляется за счёт указания в отгрузочной разнарядке – обязательном для поставщика письменном распоряжении покупателя о передаче товара указанному в нём лицу (возможность дачи таких указаний обусловлена договором – заключая его, поставщик заранее выражает волю на то, что в последующем возможна выдача разнарядки)
Правовое положение получателя спорно:
1. Третье лицо, в пользу которого заключён договор (ст. 320)
2. Лицо, управомоченное на принятие исполнения (ст. 412)
В первом случае у получателя будет самостоятельное право требования непосредственно к поставщику. Павлов считает, что он – точно не получатель, т.к. из закона не следует наличие у него права требования.
Предмет
Предмет договора поставки (ст. 506 ГК) – производимые или закупаемые продавцом товары
Ø Толковать фразу буквально нельзя – основание приобретения не может влиять на правовой режим, ограничивать круг предметов, квалификация договора как поставки основывается на цели приобретения по нему имущества
Ø Законодатель лишь показывает палитру возможных предметов – указывает в том числе на возможность поставки будущих предметов
Ø Предметом договора могурт быть как родовые, так и индивидуально-определённые вещи
Ø Вопрос о возможности выступления имущественных прав в качестве предмета договора спорный (в основном ответ отрицательный со ссылками на буквальные формулирвки закона, но вряд ли это соответствует дуку закона и само по себе не железно)
Срок
Поставка опосредует длительные хозяйственные связи и поэтому для неё характерно несовпадение моментов заключения и исполнения договора
Вопрос о существенности условия о сроке:
1. Срок не является существенным условием – позиция судебной практики. Основа –извращённое толкование п. 7 Пленума ВАС о поставке, который прищнаёт срок не существенным в тех случаях, когда моменты заключения и исполнения не совпадают и из договора не вытекает, что она должна осуществляться отдельными партиями (т.е. несущественность в случае, если поставка осуществляется одновременно)
2. Срок является существенным условием
Ø Ст. 506 ГК говорит об «обусловленных сроках»
Ø Часть правил параграфа 3 «дохнет» при признаниии срока несущественным условием (п. 1 ст. 508, п. 1 ст. 511 и завязанная на него ст. 521)
Ø Допущение возможности заключения договоров без срока противоречит экономической сущности поставки, ибо предприниматели обычно планируют свою деятельность
Порядок заключения
Принцип добросовестного ведения переговоров – ст. 507 ГК
Ø Оферент, получивший встречную оферту, должен в течение 30 дней принятьл меры по согласованию условий либо уведомить контрагента об отказе в заключении договора
Ø Оферент может с этой контрофертой делать что угодно, кроме молчания
Почему правила эти есть только для поставки – тайна сия велика есть
Содержание договора
Способ передачи товаров
Ø Общее правило – доставка товара; моментом исполнения будет момент вручения; расходы на доставку несёт продавец
Ø Иное (т.е. предоставление товара в распоряжение покупателя) может быть предусмотрено соглашением сторон
Одномоментность/партийность поставки
Ø Общее правило – одномоментность, стороны могут его изменить
Период поставки – промежуток времени, в течение которого должна производиться поставка соответствующей части партии. Презюмируются ежемечячные равномерные поставки.
Последствия нарушения периодичности:
Ø Не поставленное в одном периоде подлежит восполнению в следующем, но в пределах срока действия договора (по истечении срока исчезает обязанность восполнения, сохраняется лишь ответственность)
Ø Если за недопоставку установлена неустойка, то при истечении срока и исчезновении обязанности восполнять прекращается и начисление неустойки
Ответственное хранение – покупатель, имеющий право отказаться от товара, должен принять его на ответственное хранение, обеспечить его сохранность и возможность распоряжения продавцом
Ø Цель – соблюдение интересов поставщика
Ø Издержки покупателю должны быть возмещены
Прекращение договора – ст. 523
1. Возможность одностороннего отказа, т.е. неюрисдикционного прекращения договора
2. Признание некоторых нарушению существенными по умолчанию:
Ø Освобождение кредитора от доказывания соответствующего обстоятельства в случае спора
Ø Если поручение в перечень не входит, то продавец может отказаться от договора, но при оспаривании отказа покупателем должен будет доказывать существенность нарушений