Товаров, работ, услуг и предприятий (ст. 1473 – 1541)
3.1. Право на фирменное наименование |
3.2. Право на товарный знак и право на знак обслуживания |
3.3. Право на наименование места происхождения товара |
3.4. Право на коммерческое обозначение |
Вышеперечисленные объекты представляют собой обозначения, предназначенные для индивидуализации фирм, товаров или услуг и позволяющие отличить их от других фирм, от товаров или услуг конкурентов. Цель охраны средств индивидуализации состоит в охране обозначений организаций (предприятий) или продукта, а не изобретения или идеи, воплощенных в продукте, и поэтому они объединены одним правовым институтом. Средства индивидуализации сами по себе не являются результатами интеллектуальной деятельности, а приравниваются к ним и поэтому права на средства индивидуализации являются такими же, как и права на другие объекты ИС, и вытекают из общих положений, рассмотренных в главе 1 «ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Понятие интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права».
Особенность средств индивидуализации заключается в том, что они не имеют автора, и в силу этого права на средства индивидуализации включают только исключительные (имущественные) права и не содержат личных неимущественных прав. Исключительные права на средства индивидуализации включают право использования и право распоряжения для товарных знаков, знаков обслуживания, коммерческих обозначений и только право использования для фирменных наименований и наименований мест происхождения товара.
Право на фирменное наименование имеют юридические лица, являющиеся:
– коммерческой организацией;
– государственным унитарным предприятием.
Коммерческая организация выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при его государственной регистрации.
В отношении требований, предъявляемых к содержанию фирменного наименования, часть четвертая ГК решает три важные проблемы:
– язык, на котором выражено фирменное наименование. Кодекс позволяет коммерческим организациям иметь как полные, так и сокращенные фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках при том, что наличие полного фирменного наименования на русском языке является обязательным;
– условия использования иностранных заимствований в фирменном наименовании, выраженном на русском языке или на языке народа Российской Федерации;
– недопустимость включения в фирменное наименование определен-
ных элементов – элементов, способных создать впечатление о принадлежности коммерческой организации к публичным образованиям, международным организациям и общественным объединениям либо противоречащих общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Фирменное наименование юридического лица (Ст. 1473.ГК):
1) должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица
2) должно включать полное наименование на русском языке;
3) может включать сокращенное наименование на русском языке;
4) может включать также полное и (или) сокращенное наименование на языках народов РФ и (или) иностранных языках;
5)может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица;
6) не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности
В фирменные наименования юридического лица не могут включаться:
1) полные или сокращенные официальные наименования РФ, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;
4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;
5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно РФ и субъекту РФ.
Например,
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
В фирменное наименование акционерного общества допускается включение официального наименования РФ, а также слов, производных от этого наименования по разрешению Правительства РФ, если более 75 % акций акционерного общества принадлежит РФ. Такое разрешение выдается без указания срока его действия и может быть отозвано в случае отпадения обстоятельств, в силу которых оно было выдано. Порядок выдачи и отзыва разрешений устанавливается законом.
В случае отзыва разрешения на включение в ФН АО официального наименования РФ, а также слов, производных от этого наименования, АО обязано в течение 3-х месяцев внести соответствующие изменения в свой устав.
Примеры фирменных наименований:
1) АОО "НИИ транспортного строительства";
Акционерное общество закрытого типа - Инновационная фирма "ОЛИФ"
Закрытое АО "ЛУКойл- Нефтегазстрой";
2) Федеральное государственное унитарное предприятие
"Научно-исследовательский Институт Научно-производственное объединение "Луч"
3) Общество с ограниченной ответственностью "Уралтрансгаз" (ООО "Уралтрансгаз")
4) Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Воронежская государственная технологическая академия
5) Государственное предприятие "Всероссийский научно- исследовательский институт авиационных материалов"
6) Малое государственное научно-исследовательское и внедренческое предприятие "Акустика"