Товаров, работ, услуг и предприятий (ст. 1473 – 1541)

3.1. Право на фирменное наименование
3.2. Право на товарный знак и право на знак обслуживания
3.3. Право на наименование места происхождения товара
3.4. Право на коммерческое обозначение

Вышеперечисленные объекты представляют собой обозначения, предназначенные для индивидуализации фирм, товаров или услуг и позволяющие отличить их от других фирм, от товаров или услуг конкурентов. Цель охраны средств индивидуализации состоит в охране обозначений организаций (предприятий) или продукта, а не изобретения или идеи, воплощенных в продукте, и поэтому они объединены одним правовым институтом. Средства индивидуализации сами по себе не являются результатами интеллектуальной деятельности, а приравниваются к ним и поэтому права на средства индивидуализации являются такими же, как и права на другие объекты ИС, и вытекают из общих положений, рассмотренных в главе 1 «ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Понятие интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права».

Особенность средств индивидуализации заключается в том, что они не имеют автора, и в силу этого права на средства индивидуализации включают только исключительные (имущественные) права и не содержат личных неимущественных прав. Исключительные права на средства индивидуализации включают право использования и право распоряжения для товарных знаков, знаков обслуживания, коммерческих обозначений и только право использования для фирменных наименований и наименований мест происхождения товара.

Право на фирменное наименование имеют юридические лица, являющиеся:

– коммерческой организацией;

– государственным унитарным предприятием.

Коммерческая организация выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при его государственной регистрации.

В отношении требований, предъявляемых к содержанию фирменно­го наименования, часть четвертая ГК решает три важные проблемы:

– язык, на котором выражено фирменное наименование. Кодекс по­зволяет коммерческим организациям иметь как полные, так и сокра­щенные фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках при том, что наличие полного фир­менного наименования на русском языке является обязательным;

– условия использования иностранных заимствований в фирменном наименовании, выраженном на русском языке или на языке народа Российской Федерации;

– недопустимость включения в фирменное наименование определен-­
ных элементов – элементов, способных создать впечатление о принадлежности коммерческой организации к публичным образованиям, международным организациям и общественным объединениям либо противоречащих общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Фирменное наименование юридического лица (Ст. 1473.ГК):

1) должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица

2) должно включать полное наименование на русском языке;

3) может включать сокращенное наименование на русском языке;

4) может включать также полное и (или) сокращенное наименование на языках народов РФ и (или) иностранных языках;

5)может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица;

6) не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности

В фирменные наименования юридического лица не могут включаться:

1) полные или сокращенные официальные наименования РФ, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;

4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно РФ и субъекту РФ.

Например,

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

В фирменное наименование акционерного общества допускается включение официального наименования РФ, а также слов, производных от этого наименования по разрешению Правительства РФ, если более 75 % акций акционерного общества принадлежит РФ. Такое разрешение выдается без указания срока его действия и может быть отозвано в случае отпадения обстоятельств, в силу которых оно было выдано. Порядок выдачи и отзыва разрешений устанавливается законом.

В случае отзыва разрешения на включение в ФН АО официального наименования РФ, а также слов, производных от этого наименования, АО обязано в течение 3-х месяцев внести соответствующие изменения в свой устав.

Примеры фирменных наименований:

1) АОО "НИИ транспортного строительства";

Акционерное общество закрытого типа - Инновационная фирма "ОЛИФ"

Закрытое АО "ЛУКойл- Нефтегазстрой";

2) Федеральное государственное унитарное предприятие

"Научно-исследовательский Институт Научно-производственное объединение "Луч"

3) Общество с ограниченной ответственностью "Уралтрансгаз" (ООО "Уралтрансгаз")

4) Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Воронежская государственная технологическая академия

5) Государственное предприятие "Всероссийский научно- исследовательский институт авиационных материалов"

6) Малое государственное научно-исследовательское и внедренческое предприятие "Акустика"

Наши рекомендации