История Сайен Банистер: бутстрэппинг в области образования
Предупреждение! Не делайте этого на своем рабочем компьютере!
Придя домой, включите компьютер, войдите в интернет и введите адрес http://www.zivity.com. Вы окажетесь на сайте первой в мире социальной сети фотографий для взрослых на базе Web 2.0; ее главная цель – со всем уважением представить и прославить красоту обнаженного женского тела. Можете не беспокоиться, все там в высшей степени пристойно и с большим вкусом. Сеть была основана элегантной леди по имени Сайен Банистер, с которой мы сейчас познакомимся, и создавалась как ресурс, дружественный для женщин – как моделей, так и пользователей сайта. На сайте zivity платные подписчики могут голосовать за понравившихся им моделей, которые получают очень неплохой процент от платы за подписку. Акцент делается на художественной ценности и изысканности образов и на уважительных взаимоотношениях между фанатами и моделями.
Как же ее создательница пришла к тому, чтобы основать известную во всем мире социальную сеть, посвященную, так сказать, искусству для взрослых? Очевидно, что она не следовала традиционным образовательно-карьерным нормативам, предписываемым нам обществом.
Сайен Банистер, которая, как оказалось, на пять дней старше меня, в 16 лет бросила школу. «Мой дед тогда сказал, что, если я не поступлю в колледж, в жизни меня ждет полный крах. А мама все беспокоилась, что в итоге я буду жить в мусорном ящике».
Но Сайен и не думала поселиться в мусорном ящике. С пятнадцати лет она жила отдельно от родителей и полностью и без особого труда обеспечивала себя всем необходимым. «Я поняла, что большинство из того, чего я хочу добиться в жизни, начинается с работы. Я не знала точно, чем хочу заниматься, но для начала надо было просто что-то делать, начать трудиться. На первых порах я работала продавцом и официанткой. И мне хватило трех лет, чтобы понять: мое будущее ни за что не будет связано с такой работой. [Сайен хохочет.] Затем я пошла работать на стройку, но вскоре поняла, что и это дело мне не по душе.
Однажды мой приятель пришел в кафе с лэптопом и за чашечкой кофе показал его мне. И я сразу поняла, чем хочу заниматься. Это было как озарение. Дело было сделано. Вот оно, мое призвание, вот что я хочу делать в жизни. В тот момент для меня больше ничего не существовало.
Я начала читать книги, ходить по интернет-кафе и общаться с людьми, разбирающимися в компьютерах. Потом нашла работу в компании – провайдере интернет-услуг; сначала обеспечивала техническую поддержку по телефону, потом меня повысили до сисадмина [системного администратора] и менеджера. И последние десять лет я, никуда не сворачивая, двигаюсь в этом направлении». (Если вам нужны советы по поводу того, как успешно продвигаться по карьерному пути, прочтите главу 7.)
И хотя все это время Сайен даже не думала о формальном образовании, нельзя сказать, что она вообще не занимала образованием. За этот период девушка, без сомнения, очень многому научилась, и многое, что она узнала, было несравненно полезнее и в конечном счете намного прибыльнее, чем все, чему ее могли научить в формальной среде. Начнем с того, что она наконец решила, что ей больше всего нравится делать, что ее по-настоящему интересует. Сайен перепробовала разные профессии (что, кстати, намного проще сделать, если над душой не висит огромный долг за обучение) и нашла то, что ей подходит больше всего: она научилась разбираться в компьютерах; много узнала о том, как вести себя во время собеседований при устройстве на работу, как продвигаться вверх по карьерной лестнице в корпоративной иерархии, об офисной политике и о том, как управлять другими людьми и увлекать их за собой.
А еще Сайен приобрела очень важный навык, имеющий непосредственное отношение к нашей теме: она узнала, как управлять своими финансами, а также выяснила многие простые, но очень существенные детали того, как стать полноправным, взрослым и самостоятельным членом общества.
«Когда я в пятнадцать лет начала жить самостоятельно, у меня немало времени ушло на то, чтобы получить ответы на вопросы вроде: кто должен вывозить мусор? как обеспечить жилье электричеством, и тому подобное. Должна сказать, что электричество у меня быстро отключили, а у входной двери скопилась огромная куча мусора. Я все никак не могла понять, как все это работает. И мне пришлось спрашивать у соседки: “Слушайте, я заметила, что ваш мусор исчезает, а мой остается. Что с этим делать?” Она ответила: “Ну, вообще-то, за это надо платить городу…” А я: “Правда, что ли? Чтобы мне вывозили мусор, надо платить?!” К сожалению, в школе детей совсем не учат взрослой жизни. Никто из учителей не рассказывал мне, как оплачивать счета, как стать ответственным, взрослым членом общества. Я училась всему этому в шестнадцать. А мои друзья, которые поступили в колледж, только в двадцать два… если вообще учились».
Учитывая тот факт, что 40 процентов молодых американцев в возрасте от 20 до 30 лет хотя бы однажды возвращаются под родительское крылышко, можно с уверенностью сказать, что многие члены нашего общества не начинают серьезно учиться жизни до тех пор, пока им не стукнет тридцать . А Сайен, еще в юности научившись самостоятельно жить в реальном мире, обеспечила себя важнейшим ингредиентом для инвестирования в собственную рентабельность и карьерный рост. Благодаря этому она создала своеобразный буфер, позволивший ей экспериментировать с разными карьерными путями в разных областях деятельности, не беспокоясь о том, что в итоге окажешься «в мусорном ящике», как предрекала ее мама.
Но самым важным для дальнейшей жизненной траектории Сайен стало то, что за этот период она много узнала о создании собственного бизнеса и неплохо заработала, так сказать, на стороне, за рамками своей официальной дневной работы. «Однажды, в перерыве между основной работой, я начала собственное дело. Это была компания по выпуску футболок. И хотя производство футболок отнюдь не было величайшей мечтой моей жизни, этот опыт стал для меня мощным источником предпринимательских идей. Именно тогда я приобрела первые знания из области дистрибуции, маркетинга и продаж. Мне было девятнадцать. В те времена о торговле через интернет еще никто и не думал, поэтому в основном я продавала свою продукцию только на местном рынке. И все равно вскоре мне пришлось, скинувшись с друзьями, купить себе печатный пресс. Дело оказалось на редкость прибыльным».
Позже, основывая очередное новое предприятие, сайт Zivity, Сайен воспользовалась венчурным капиталом, но до этого момента вся ее история может служить ярким примером того, что я называю «бутстрэппингом в области образования». Как уже говорилось, суть этой стратегии заключается в том, чтобы добиться определенной финансовой стабильности, а потом постепенно, раз за разом, вкладывать любые излишки наличных в дальнейшее повышение собственной рентабельности. Так вы сможете постоянно учиться чему-то новому и избегать при этом долгов.
Предлагаю вашему вниманию несколько ключевых вопросов, на которые все люди, упомянутые в этой книге, – они, как и Сайен, многого добились благодаря бутстрэппингу в области образования и умелым инвестициям в саморазвитие, – ответили уже на ранних этапах своего жизненного пути.
Предположим, вы хотите зарабатывать больше, чем сейчас. В какой области вы рассчитываете добиться лучших результатов – в той, в которой трудитесь в данное время, или в какой-то другой?
Если вы хотите начать зарабатывать больше в своей нынешней сфере деятельности, существуют ли способы, которыми можно без особых затрат обучиться тому, как эффективнее продвигать и продавать ваш нынешний продукт? (Узнать больше об эффективном маркетинге и сбыте в той организации или области, где вы уже трудитесь, – это почти всегда самый лучший и быстрый способ начать больше зарабатывать своей нынешней профессией. См. главы 3 и 4.)
Если вы хотите зарабатывать больше в какой-то другой сфере или индустрии, как приобрести опыт, необходимый для перехода в новую область деятельности, не лишившись при этом нынешней прибыли? Например, можно учиться по вечерам или по выходным либо подыскать источник дополнительного заработка в другой сфере (так называемую халтуру). Можно попробовать подыскать и другие варианты учебы «без отрыва от производства». Например, найти людей, которые уже добились успеха в интересующей вас области, и согласятся бесплатно стать вашим наставником или взять вас к себе учеником. (См. главу 2, где мы обсуждаем, как найти хорошего наставника.)
Каковы ваши конкретные жизненные цели; о чем вы мечтаете? (См. главу 1.) Определите наиболее экономичные, целевые, эффективные, прибыльные и всесторонне исследованные инвестиции в дальнейшее образование, которые с наибольшей вероятностью позволят вам достичь этих целей и реализовать свою мечту. (Я почти уверен, что если вы мечтаете не о традиционной профессии, требующей наличия официального диплома, вам вряд ли придется инвестировать в учебу в формальном академическом учебном заведении; скорее всего, вы будете вкладывать средства в самообразование.)
Если бы вы решили получить образование, которое позволит воплотить в жизнь вашу мечту, и не влезть при этом в долги, что бы вы предприняли? Я вовсе не хочу сказать, что долги – всегда и обязательно плохо. Просто решения о том, как сегодня потратить с трудом заработанные деньги, как правило, более реалистичные и взвешенные и менее рискованные и спекулятивные, чем решения об инвестировании «легких денег», взятых в кредит, расплачиваться за который придется только в будущем .