Договор перевозки грузов
По договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязана доставить вверенный ей груз в указанное место назначения и выдать этот груз указанному лицу (грузополучателю), а сторона, которая отправляет груз (отправитель) обязана оплатить услугу/работу.
Регулируется транспортным законодательством:
3. Устав железнодорожного транспорта;
4. Устав внутреннего водного транспорта;
5. Кодекс торгового мореплавания;
6. Воздушный кодекс;
7. Устав автомобильного транспорта.
Характеристики договора:
1. реальный – считается заключённым в момент передачи груза;
2. возмездный;
3. договор в пользу третьего лица, но может быть и двусторонним;
4. разовый характер – договор заключается только на разовое отправление, он не рассчитан на какой-либо длящийся период.
Порядокзаключения договора. Заключению договора перевозки предшествует дополнительно обязательство. Отношения между отправителем и перевозчиком устанавливаются путём заблаговременной подачи отправителем заявки (заказа) в соответствующую организацию. В заявки указывается вид, род, вес или объем груз, а также направление отправления груза. Принятие перевозчиком к исполнению заявки (заказа) означает достижение соглашения по подаче транспортных средств перевозчиком и их использованию отправителем.
После принятия заявки перевозчиком между отправителем и перевозчиком возникают двусторонние обязательственные отношения. Отправитель обязан предоставить фактически реальный груз, который был обозначен в заявке.
Перевозчик должен предоставить именно то транспортное средство, которое подходит для перевозки предоставленного груза. Транспортные средства должны быть пригодны в коммерческом отношении и техническом смысле. Последствия несоблюдения – исключительная неустойка за каждое неподаное транспортное средство – штраф в размере 1/10 МРОТ. Убытки не возмещаются (ответственность ограниченная, а по основным – полная, т.к. может быть и без вины).
Стороны договора:
1. отправитель – лицо, отправляющее груз (любой субъект);
2. перевозчик – организация, которая берет на себя обязанность доставить вверенный ей груз.
Если участвует несколько перевозчиков (организаций), то договор заключается только с той, которая принимает груз, остальные организации – третьи лица, на которых должник переложил свои обязанности. Такие перевозки называются прямыми (один вид транспорта). Перевозка разным видом транспорта – прямая-смешанная.
Третье лицо – грузополучатель. Если груз доставлен с просрочкой, то страдает грузополучатель, он тем самым имеет самостоятельное право предъявить иск к перевозчику.
У него есть и обязанность: если отправитель оплатил груз, но не по тому тарифу, то разницу взыскивают с грузополучателя.
Срок: если специально не установлен, то определяется соглашением сторон.
Виды перевозок.Перевозки разделяют на виды, чтобы определить ответсвенность.
Прямые перевозки – это перевозки, которые осуществляются разными организациями одного и того же вида транспорта.
Перевозка осуществляется несколькими транспортными организациями разными видами транспорта – прямая смешанная перевозка (за сохранность груза отвечает конечная транспортная организация).
__________________________
Содержание договра: права и обчзанности сторон по договору перевозки груза.
Обязанности перевозчика:
1. доставить груз в указанный пункт назначения, который определяется отправителем;
2. доставить груз в определенные сроки. Ответственность в виде исключительной неустойки по железной дороге 9% от стоимости перевозки. Не должно превышать стоимости перевозки груза. Исключительная, значит, другие убытки не возмещаются. Исключение: скоропортящиеся грузы – двойная ответственность за просрочку и порчу груза.
3. Доставить груз в целости и сохранности: ответственность только в случае вины, но вина презюмируется.
Если груз перевозился в присутствии представителя отправителя (получателя), то в случае недостачи действует презумпция невиновности перевозчика. То же, если груз поступил за пломбами отправителя.
Ответственность за порчу груза: возникают только такие убытки, которые представляют собой реальный ущерб (стоимость груза). Если стоимость объявлена, то ответственность определяется по объявленной стоимости, если нет – по цене, которую заплатил грузополучатель.
Ответственность морского перевозчика за несохранность груза: если просрочка, порча (утрата) груза произошла по ошибке экипажа, то отвечает не перевозчик, а экипаж.
Деление всех убытков на 2 категории:
1) Общая авария – убытки, которые являются результатом целенаправленной деятельности по выбрасыванию груза, чтобы спасти остальной груз.
2) Частная авария - все, что не является результатом сознательной деятельности.
Капитан д. составить акт, а по прибытию в порт вызвать специальное должностное лицо – диспашер, который определит, какие убытки являются частной, а какие общей аварией.
Общая авария распределяется между всеми участниками: хозяева уцелевшего груза и хозяин судна.
Определяется контрибуциональный капитал и стоимость общих убытков.
Убытки в виде частной аварии возмещает виновное лицо, если его нет – тот, кто их не понес.
4. Выдать груз управомоченному лицу, которое указывается отправителем.
5. Предупредить получателя о прибытии груза: при принятии груза происходит взвешивание груза, если выявляется недостача, то составляется коммерческий акт перевозчиком. Отказ перевозчика от составления коммерческого акта д.б. обжалован в течение 7 суток.
Некоторые виды грузов подлежат обязательной перевеске, обычно груз лишь осматривается внешне.
Обязанности отправителя:
1. принять груз, даже если он его не заказывал (расторгнул договор). В этом случае он принимает груз на ответственное хранение. Отправитель может отказаться только в случае, если груз пришел в таком состоянии, что его использовать по назначению нельзя.
2. заплатить проездную плату, если она была недоплачена отправителем.
3. вывезти груз с территории порта, станции, где груз может находиться бесплатно не более суток.