Общая характеристика элементов налога и функций налогов
Налог считается установленным, когда определены нал-щики и эл-ты налога (объект нал-ния; нал-ая база; нал-ый период; нал-ая ставка; порядок исчисления налога; поря-док и сроки уплаты налога). В необходимых случаях могут также предусматриваться нал-ые льготы и основа-ния для их использования нал-щиком.
Нал-щикамипризнаются орг-ии и физ. лица, на кот. в со-ответствии с нал-ым закон-ом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Объектами нал-ния могут являться операции по реал-ции товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, ст-ть реал-ых товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количествен-ную или физическую характеристику, с наличием кот. у нал-щика закон-во о налогах и сборах связывает возник-новение обязанности по уплате налога. Объект нал-ия - это юр-ий факт или совок-сть юр-ких фактов (юр-ский состав), с кот. связано возникновение обязанности нал-щика уплатить налог.
Нал-ая база представляет собой стоимостную, физичес-кую или иную хар-ку объекта нал-ния. Это та база, к кот. применяется ставка налога.
Под нал-ым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным нало-гам, по окончании кот. определяется нал-ая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате, при этом нал-ый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам кот. уплачиваются авансовые платежи;
Нал-ая ставка-величину нал-ых начислений на единицу измерения нал-ой базы. Исчисление суммы налога невоз-можно без применения ставки налога - размера налога, приходящегося на единицу нал-ия;
Порядок исчисления налога - это совок-сть определенных действий нал-щика по определению суммы налога, под-лежащей уплате в бюджет за нал-ый период исходя из нал-ой базы, нал-ой ставки и нал-ых льгот. Нал-щик обя-зан самостоятельно исчислить налог. Однако исчисление некоторых налогов осущ-ся нал-ми органами;
Порядок уплаты налога. Для упорядочения процедуры внесения налога в бюджет устанавливается порядок уп-латы налога, представляющий собой нормативно уста-новленные способы и процедуры внесения налога в бюджет. Уплата налога произ-ся разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установлен-ном порядке, в наличной или безналичной форме;
Сроки уплаты налога - это дата или период, в течение кот. нал-щик обязан фактически внести налог в бюджет. Определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на со-бытие, кот. должно наступить или произойти, либо дейст-вие, кот. должно быть совершено.
Факультативные эл-ты - налоговая льгота. Под нал-ой льготой понимается предоставляемые отдельным катего-риям нал-щиков предусмотренные закон-ом о налогах и сборах преимущества по сравнению с др. нал-щиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.
Сущность налогов проявляется через их функции: фискальную, эк-ую, контрольную.
Фис-ая ф-ия обычно рассматривается как основная. Именно благодаря действию данной ф-ии властные институты обеспечиваются необходимыми ресурсами, форм-ся единый централизованный ден-ый фонд. Налоги являются основным источником доходов. Т.о., фис-ая ф-ия налогов, с помощью кот. происходит огосударствление части новой ст-ти в ден-ой форме, позволяет гос-ым структурам вмешиваться в хозяйственную и соц-ую жизнь общества и обусловливает эк-ую ф-ию налогов. Включает в себя ряд подфункций: регулирующую, распред-ую, стимул-ую, соц-ую и воспроизводственную.
Нал-ое регул-ие, являющееся составной частью гос-го регул-ия, в современных условиях признано важным эк-им инструментом воздействия гос-ва на объем потреби-тельского спроса, инвестиции, темпы эк-го роста, а также на стимул-ие отдельных отраслей и сфер эк-ки.
Распред-ая подфункция реализуется при распределении и перераспределении ВВП. Этот процесс происходит путем введения новых и отмены старых действующих налогов, изменения ставок, расширения или сокращения нал-ой базы, изменения схем зачисления нал-ых поступлений по бюджетам различного уровня.
Стимул-ая подфункция органично дополняет регул-ую и проявляется в дифференциации нал-ых ставок, введении нал-ых льгот для отдельных категорий нал-щиков, для поддержания произв-ва продукции соц-ого и сельскохоз-го назначения, инновационной и внешнеэк-ой деят-ти. Напр., при исчислении НДС установлены ставки: 0%, 10% и 18%. Нулевая — применяется в отношении экспортных операций; тем самым гос-во стимул-ет развитие внешне-эк-ой деят-ти хозяйствующих субъектов. Обложение по 10%-ной ставке производится при реализации продуктов питания и товаров детского ассортимента. В этом случае гос-ая политика направлена на стимул-ие жизненно важных отраслей, на повышение жизненного уровня населения страны.
Действие соц-ой подфункции выражается в применении нал-ых методов поддержки соц-го обеспечения и соц-го страх-ия населения. Вычеты на благотворительные цели, на содержание детей и иждивенцев при исчислении налога на доходы физ. лиц непосредственно направлены на обеспечение соц-ой защищенности граждан. Кроме того, за счет общих нал-ых поступлений финансируются здравоохран-ие, образование, развитие науки и культуры.
Воспроизв-ая подфункция предполагает зачисление на-логов на спец-ые счета и форм-ие внебюджетных фондов для осущ-ия мероприятий природоохранного назначения, содержания дорожного хозяйства. К таким налогам отно-сятся: земельный, водный, налог на добычу полезных ископаемых, транспортный.
Действие контрольной ф-ии позволяет оперативно оцени-вать эффективность каждого отдельного нал-го канала и фискального «пресса» в целом, выявлять необходимость внесения изменений в нал-ую систему и бюджетную политику, т.е. сущность данной ф-ии состоит в том, что появляется возможность количественного анализа нал-ых поступлений и их сопоставления с потребностями гос-ва в фин-ых ресурсах. Реализуется рассматриваемая ф-ия спец-ми органами, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, соблюдением устано-вленных норм заполнения и представления нал-ой отчетности.